20
21
22
Г—1ГИР*э№11131ft1 1В МИРЕ МОТОРОВ««Иг1 Для гостей ОлимпиадыНОВОЕ СЕМЕЙСТВОБольшой успех советской «Нивы» на мировом рынке стимулировал многие заводы приступить к разработке новых моделей джипов такого же класса. Среди этих новинок — семейство грузо-пассажирских автомобилей АРО-100 повышенной проходимости, производство которых начинается на заводе в г. Кымпулунг, лежащем в 150 километрах северозападнее Бухареста. Еще в середине 60-х годов он стал выпускать вездеходы М461 («За рулем», 1970, № 4) — первые румынские джипы, идентичные нашим ГАЗ—69М. А с начала 70-х годов завод перешел на производство семейства полноприводных машин АРО-240 («За рулем», 197б, № 5), дополнив их впоследствии машинами АРО-340. Теперь ассортимент легковых автомобилей с приводом на обе оси будет расширен благодаря семейству АРО-100. Все узлы этих машин — отечественного изготовления, выпускаемые в рамках кооперации с французской фирмой «Рено». Как и наша «Нива», новые румынские вездеходы базируются на агрегатах серийных автомобилей. Дополнительно в трансмиссию введен двухступенчатый редуктор, включаемый при движении в особенно сложных дорожных условиях. В отличие от многих известных джипов у АРО-100 при двиЕще совсем немного времени — и олимпийский праздник придет в нашу страну. Тысячи спортсменов и журналистов, спортивных деятелей и судей, сотни тысяч туристов получат возможность ближе познакомиться с Советским Союзом. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР подготовило к изданию специальную картографическую продукцию для участников и гостей Олимпиады. Большой интерес вызовет, как мы считаем, атлас-альбом «Олимпиада-80 в Москве». В нем около 50 страниц, охватывающих три основных раздела. Первый дает разнообразную информацию о предстоящих Олимпийских играх. Второй содержит карты, которые дают читателям достаточно подробные сведения о стране — ее природе, экономике, достопримечательностях. Третий раздел подробно знакомит с развитием спорта, с достижениями советских спортсменов. Гости Олимпиады-80 могут также воспользоваться планами Москвы, столиц союзных республик, городов Ленинграда, Ульяновска, Волгограда, Сочи, Ялты, Бухары, Самарканда, Владимира, Суздаля и других — всего 32 городов. Кроме того, для Москвы, Киева, Ленинграда, Минска и Таллина, где будут проходить соревнования, издаются планы расположения олимпийских объектов — спортивных сооружений, мест, предназначенных для гостей. А кроме планов готовятся схемы движения транспорта в этих городах. На планах будут показаны и объекты обслуживания автомототуристов — мотели, кемпинги, автозаправочные станции, СТО. Для тех, кто захочет совершить путешествие, готовятся карты-схемы 13 туристских автомобильных маршрутов по европейской части СССР: Москва — ЛенинградВыборг; Москва — Киев — Львов; Москва — Харьков — Киев — Ужгород; Москва — Владимир — Суздаль; Москва — Ярославль; Москва — Харьков — Киев — Одесса; Москва — Харьков — Симферополь — Ялта; Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Пятигорск — Тбилиси; Москва — Ростов-на-ДонуНовороссийск — Тбилиси; Тбилиси — Ереван; Москва — Минск — Брест; Ленинград — Нарва — Таллин; Киев — Винница — Черновцы — Кишинев. На них будут обозначены расстояния между населенными пунктами, объекты сферы обслуживания автомототуристов (СТО, автозаправочные станции, мотели, кемпинги, гостиницы, охраняемые стоянки, местонахождение туристских организаций), названы достопримечательности, с которыми смогут познакомиться в пути туристы. Каждая схема содержит и планы наиболее крупных городов на маршруте с указанием основных проездов. Надеемся, все эти материалы помогут гостям и участникам Олимпиады содержательно ис удовольствием использовать дни пребывания в нашей стране. Ю. ИВАНОВ, старший редактор Производственного картосоставительского объединения «Картография»В Федерации автомобильного спорта СССРРешением Федерации автомобильного спорта СССР, состоявшимся в ноябре 1979 года, соревнования любого масштаба пс кроссу на грузовых автомобилях ГАЗ—51, ГАЗ—52, ГАЗ—53, ЗИЛ—130, КамАЗ и других большегрузных автомобилях из календарного плана спортивных мероприятий ДОСААФ СССР с 1980 года исключены. Это решение вызвано тем, что большегрузные автомобили не приспособлены к соревнованиям по бездорожью, что эти соревнования отвлекают грузовые автомобили от выполнения народнохозяйственных задач, ведут к частым поломкам автомобилей и требуют большого расхода горюче-смазочных материалов.жении по ровным дорогам отключается не передний мост, а задний. Новые джипы намечено выпускать в четырех вариантах. Базовым является двухместный пикап АРО-100, снабженный двухдверной кабиной и грузовой платформой с тентом и откидным задним бортом. На грузо-пассажирском АРО-101 установлено дополнительное складное сиденье на трех пассажиров. Фургон АРО-103 И универсал АРО-104 отличаются от первых двух полностью закрытым кузовом, рассчитанным соответственно на двух и пять человек. У него две боковые двери и одна задняя двухстворчатая. При базе 2400 мм длина автомобиля нового семейства составляет 3594 мм, ширина — 1600 мм, высота — 1740 мм для модификации с тентом и 1725 мм для модификации с закрытым цельнометаллическим кузовом. Полезная нагрузка — 300 — 350 кг. Масса, в зависимости от исполнения, 1050—1200 кг. Джипы АРО семейства «100» могут развивать максимальную скорость на шоссе 110 км/ч и буксировать прицеп массой до 800 кг. Средний расход топлива при движении по ровным дорогам — 7,5 — 10 л, по пересеченной местности — до 14 л на 100 км. «шкоды»Автомобильный завод АЗНП в г. Млада Болеслав (ЧССР) в нынешнем году стал выпускать модернизированное семейство легковых машин «Шкода» (модели «105», «120», «120ЛС» и «120ГЛС»). У всех моделей семейства двигатель сзади, независимая подвеска колес, четырехместный кузов, дисковые тормоза (спереди) и длина 4160 мм. «Шкода-120ГЛС», то она получила новую по форме облицовку радиатора, накладки из черного пластика на боковинах кузова, обогреваемое заднее стекло. Другие усовершенствования коснулись амортизаторов, стабилизатора передней подвески, конструкции педалей, привода управления карбюратором, воздушного фильтра. Снижены шумность работы двигателя и содержание токсичных компонентов в выхлопе. Различающиеся основные параметры машин приведены в таблице. МоделиА АКОРОТКОС апреля 1980 года все автомобили «Трабант» (ГДР) будут оснащаться тормозами с двухкруговым раздельным приводом, повышающими активную безопасность.• ••• ••Завод «Томос» (СФРЮ) на осенней лейпцигснои ярмарке 1979 года демонстрировал мопед «Сильвер баллет» с автоматическим сцеплением и отлитыми из электрона колесами.• •• иVПараметры о ,нVА О еч -иVч3 сч fH 1174 58 95 885 150 17 8,6о IN5В Нигерии начал работать филиал японской фирмы «Хонда», который уже в этом году должен выпустить около 100 тысяч мотоциклов.• ••Вице-президент американского концерна «Дженерал Моторс» А. Майр высказал мнение, что бензоспнртовые смеси не смогут сколько-нибудь эффективно решить проблемы обеспечения автомобильного транспорта топливом.«Шкода-120ГЛС» 1980 года. Вместо 14-дюймовых колес новые «шкоды» оснащены 13-дюймовыми, рассчитанными на шины 165SR—13. Ступицы закрыты модными колпаками из черного пластика. Кроме того, «шкоды» получили дефлектор из черной пластмассы, установленный на задней кромке крышки моторного отсека. Такое устройство создает в нем более интенсивную циркуляцию воздуха. Радиатор, который на всех современных заднемоторных «шкодах» установлен спереди, сделан более эффективным. Что касается модели-люкс, названнойРабочий 1046 3 объем, см Мощность, 46 л. с. Октановое 90 число бензина Снаряжен855 ная масса, кг Скорость, 130 км/ч Время разго23 на до 100 км/ч, с 7,0 Контрольный расход топлива, л/100 км1174 52 90 875 140 19 7,91174 58 95 885 150 17 8,6• ••Так называемые гидравлические толкатели, исключающие необходимость регулировать зазоры в приводе клапанов, постепенно находят распространение на массовых моделях. Таким устройством оснащены новые двигатели легковых автомобилей «Опель» (ФРГ) рабочим объемом 1200 смз.«СЕМЕКШ56»84ЬУШУаЕМЕХЭКСПЕРИМЕНТ «ДАЙХАТСУ»Японские промышленники заняты спешными поисками новых силовых агрегатов для автомобилей. Наряду с освоенным уже производством роторных двигателей заводы ведут эксперименты с электромобилями. Так, «Дайхатсу» на базе легковой модели «Шарада» («За рулем», 1978, № 2) создал опытный двухместный электромобиль с железоникелевыми батареями. Машина разгоняется с места до 40 км/ч за 6,8 с. Максимальная скорость — 113 км/ч. Ее пробег между парядками полностью истощенных батарей составляет 151 км при средней скорости 40 км/ч. Несмотря на использование более легких, чем свинцовые, батарей, снаряжённая масса автомобиля длиной 3460 мм составляет 1080 кг, в то время как взятая за основу серийная «Дайхатсу-шарада»3 с карбюраторным двигателем (995 см , 55 л. с.) весит 630 кг и располагает запасом хода 400 — 550 км.Mi-;Шасси и отдельные агрегаты автомобилей «Татра» служат основой для создания специализированных машин, выпускаемых заводом «Семене» (ФРГ). Среди его последних моделей 15-тонный самосвал «Семекс-26258» на шасси «Татра-148» с независимой подвеской всех колес. Помимо кузова западногерманская фирма изготовляет новые кабину, оперение и ряд узлов. Собственная масса машины — 11 тонн, длина — 7320 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2850 мм. Мощность двигателя — 212 л. с.ТРУБОВОЗ-ГИГАНТКрупнейший в мире сочлененный трубовоз «Магнум» со всеми ведущими колесами построила канадская фирма «Формост». Этот четырехосный гигант грузоподъемностью 65 т предназначен для работы в условиях бездорожья при строительстве гаэо- и нефтепроводов. Пять труб диаметром 1,2 и длиной до 25 м укладываются на двух кониках, которые смонтированы на специальной раме, шарнирно закрепленной на обеих двухосных секциях машины. Это позволяет более равномерно распределить нагрузку по длине вездехода. На поредней секции установлен V-образный 12-цилиндровый дизель мощностью 465 л. с. при 2100 об/мин и восьмиступенчатая полуавтоматическая трансмиссия. От раздаточной коробки крутящий момент передается карданными валами на передние и задние оси с двухступенчатыми главными передачами. Поворот машины длиной 16,3 м осуществляется изменением угла между секциями на 36° в каждую сторону при помощи двух гидроцилиндров. Радиус поворота 17,2 м. Все колеса трубовоза снабжены широкопрофильными 28-слойными вездеходными шинами. Они обеспечивают высокую проходимость по влажным и сыпучим грунтам и мягкость хода по пересеченной местности. Подвески колес практически нет: все оси связаны с рамой массивными резиновыми муфтами. При создании вездехода были удачно решены две проблемы — максимальное повышение устойчивости тяжелой машины снижением ее центра тяжести и возможное увеличение дорожного просвета для улучшения проходимости. В результате машина получилась предельно «плоской»: при ширине 4м высота ее .менее 2,5 м. Колея около 3 м. Применение колес большого диаметра и гипоидных главных передач позволило приподнять оси и увеличить дорожный просвет до 530 мм при полной нагрузке. Все это дает возможность машине, масса которой о груаом превышает 100 т, свободно преодолевать продольные подъемы до 45% и выдерживать боковой крен до 40%. На шоссе трубовоз развивает максимальную скорость 37 км/ч. Двухместная кабина типа «тандем» установлена слева от двигателя. Она оснащена звукоизоляцией, двухскоростными стеклоочистителями, системами вентиляции и отопления, Кабина выпускается в тропическом и арктическом исполнении, На вездеходе можно монтировать водяные и бензиновые цистерны емкостью до 53 000 л, специальные жилые кузова, противопожарное оборудование,• • • • • • « •Лщ"тШлШиШШ*Л9ШЛЩв,• „ • • • • • • •-• B * B w\'«"»"e*i КЛУБ -АВТОЛЮБИТЕЛЬПолноприводный автомобиль повышенной проходимости «Нива» — современная скоростная и комфортабельная машина. А значит, все самые высокие современные требования к тормозам — их эффективности и надежности, к устойчивости машины при торможении и способности ее сохранять направление движения (оставаться в «коридоре» шириной 3,5—3,6 м) полностью относятся ик ВАЗ—2121. Конструкторы, технологи и испытатели завода много работали над тормозной системой «Нивы», нашли и применили немало оригинальных решений. О том, как устроена и действует эта система, рассказывает начальник КБ тормозов Управления главного конструктора ВАЗа Г. А. ЧУГУНОВ. На «Ниве», как и на других автомобилях ВАЗ, выбрана схема с передними дисковыми и задними барабанными тормозами. У полноприводной машины колесная база короче, а центр тяжести, естественно, выше, чем у «жигулей». И при торможении эти измененные параметры дают о себе знать: у ВАЗ—2121 перераспределение нагрузки между осями, разгрузка задних и перегрузка передних происходят более резко. И из-за этого на «Ниве» нельзя было использовать традиционную для завода схему 8аздельного гидропривода тормозов. дин задний контур не обеспечивал бы достаточно эффективного торможения, остановочный путь оказался бы слишком велик. Поэтому на «Ниве» применили такую схему гидропривода (рис. 1), при которой в любом случае будут работать передние дисковые тормоза. Два рабочих тормозных цилиндра каждого переднего колеса соединены с одной полостью главного тормозного цилиндра и образуют первичный контур, а третьи цилиндры каждого переднего колеса вместе с рабочими цилиндрами задних, барабанных тормозов — вторичный. Во время испытаний «Нивы» на соответствие ОСТ 37.001.016-70 и международным требованиям ЕЭК ООН полностью нагруженный автомобиль при отключении любого контура тормозов имел остановочный путь со скорости 80 км/ч всего 53—60 м при норме 90,1 м. Вы знаете, что на современных автомобилях для улучшения управляемости и безопасности стремятся возможно уменьшить и даже сделать отрицательным плечо обкатки (см. «За рулем», 1979, № 10). Эта мера неизбежно требует более плотной компоновки ступиц, а главное, колесных тормозных механизмов. Одно из лучших решений задачи — дисковые тормоза с подвижной (плавающей) скобой. На ВАЗ—2121 впервые в отечественном автомобилестроении применена такая конструкция. В результате на «Ниве» положительное плечо обкатки уменьшено до 24 мм. В хорошо знакомых нашим автомобилистам дисковых тормозах с неподвижной скобой (все «жигули», «Москвич2140») рабочие цилиндры тормозов расположены с обеих сторон диска, и колодки прижимаются к нему каждая своим поршнем (рис. 2,а). У ВАЗ—2121 все три рабочих цилиндра находятся с одной стороны диска (рис. 2,6). Когда вы нажимаете на тормозную педаль, усилие передается жидкостью во все стороны равномерно. Действуя на поршни рабочих цилиндров и прижимая к диску тормозные колодки с внутренней стороны, оно одновременно воздействует на днища цилиндров, смещает плавающую скобу внутрь (на рисунке 2,6 направо) и прижимает к диску связанную со скобой наружную колодку. Выбранная конструкция позволила,Рис. 1. Гидравлическая схема тормозной системы: 1 — вакуумный усилитель; 2 ' • . • •— главный тормозной цилиндр; 3 — дисковые тормоза передних колес; 4 — первичный контур гидропривода; 5 — вторичный контур гидропривода; 6 — ограничитель давления; 7 — барабанные тормоза задних колес.как видно из рисунка, значительно сократить размеры наружной части суппорта, легче вписать его в диск Колеса и получить значительно меньшее плечо обкатки. В переднем тормозе «Нивы» (рис. 3) колодки 1 установлены с обеих сторон тормозного диска 12 в пазах направляющей 2. Верхняя кромка их выполнена по дуге и соответствует прилегающей поверхности суппорта 9. Суппорт сборный — в чугунное основание на шипах запрессован трехцилиндровый алюминиевый блок 11 цилиндров. Суппорт прижимается к тормозным колодкам, а те к направляющей 2 при помощи двуплечих рычагов 3, Рычаги под действием пружин 4 поворачиваются на бочкообразных пальцах 10. В результате достигается контакт рабочих поверхностей рычага и суппорта по всей длине. Суппорт при перемещении ориентируется по тормозным колодкам, и поэтому их металлическая основа делается с большой точностью, особенно по высоте. Учтите, применение любых иных колодок, даже от «жигулей», может привести к нарушениям в работе тормозов и потому категорически запрещается. Мы уже говорили о более значительном, чем на других моделях ВАЗа, перераспределении нагрузки между осями при торможении «Нивы». Оно заставило принять меры для более резкого сбрасывания давления в задних тормозах, чтобы исключить их блокировку, вызывающую занос. Характеристика регулятора давления ВАЗ —2121 иная, чем у «жигулей», и достигнуто это уменьшением диаметра головки поршня регулятора с 19 до 17 мм. Чтобы можно было отличить такой регулятор по виду, на хвостовике поршня под защитным колпачком сделана кольцевая проточка. По многим остальным узлам тормозной системы «Нива» в основном унифицирована с другими моделями завода. Это прежде всего задние тормоза, отличающиеся от стоящих на ВАЗ —2101 только тормозным щитом, барабаном и расстоянием от рабочей поверхности до привалочной плоскости, а также главный тормозной цилиндр, все отличие которого заключается в угловых штуцерах к шлангам тормозного бачка (вместо вертикальных). Вакуумный усилитель, задние тормозные шланги, тормозной бачок с аварийной сигнализацией, сама тормозная педаль — совершенно такие же, как у ВАЗ—2103 и ВАЗ—2106. Подробно об устройстве и работе вакуумного усилителя журнал писал в 1974 году (№ 9, стр. 14 — 15). Но не лишне вспомнить основные рабочие положения его деталей (рис! 4), чтобы лучше представить себе взаимодействие элементов тормозной системы. П оложение I. Двигатель работает, педаль не нажата. Полости АиГ усилителя. соединены открытым каналом Б, зазором между седлом и воздушным клапаном и каналом В. Поршень 2 пружиной 4 прижат к воздушному клапану 6 — воздух в усилитель не поступает. Давление по обе стороны диафрагмы 7 одинаково — усилитель не работает. П оложение II. Двигатель работает, педаль нажата. Толкатель 5 перемещается влево вместе с подвижной частью клапана 6. Перекрывается канал Б. Перемещаясь дальше влево, толкатель отводит поршень 2 от клапана 6, и между ними открывается зазор. Через него и канал Вв полость Г поступает воздух. Разница в давлении между полостями А (разрежение) и Г (атмосферное давление) создает силу, складывающуюся с силой давления ноги на педаль. Усилитель работает. Положение III. Если приостановить давление на педаль в среднем положении, не доводя ее «до упора», корпус 8 клапана и прижатый к нему пружиной 3 клапан б под действием разницы давлений в полостях АиГ продвинутся еще несколько левее, до упора в ограничитель 1. Канал В будет перекрыт, и воздух в полость Г перестанет поступать, а значит и давление на тормозную жидкость не будет возрастать. При резком, аварийном торможении зазор между поршнем 2и клапаном 6 сохраняется все время, воздух непрерывно поступает в полость Г, и давление на тормозную жидкость нарастает. Таким образом, клапан б, прижимаемый пружиной то к поршню 2, то к ограничителю 1, как бы следит за усилием на педали тормоза, позволяя тормозитьРис. 2. Схема работы дискового тормоза: а — с неподвижной скобой (все «жигули», «Москвич—2140»); б — с подвижной, то есть плавающей скобой '«Нива»).22