|
26
|
|
Не стоит забывать, что на протяжении примерно шести месяцев в году нас может застать в пути дождь или мокрый снег. Одним словом, непогода. А весна в этом смысле, пожалуй, самое капризное время. В автомобиле, конечно, тепло, сухо, уютно, а за окном и сумрачно, и мокро, дорога то и дело становится скользкой, ухудшается видимость. В общем, водителю надо все время быть начеку и не обольщаться тем, что уже чувствуется приближение тепла. В непогоду лучше бы воздержаться от поездки в автомобиле (если, конечно, вы не профессионал). Но часто приходится садиться за руль из-за каких-то неотложных дел, других обстоятельств. Стало быть, надо уметь безопасно ездить ив неблагоприятных дорожных условиях. Для этого прежде всего ваш автомобиль должен быть в полной исправности. Вы скажете, что так полагается всегда. Совершенно верно. Однако мы хотим подчеркнуть, что в непогоду машина должна быть в безупречном техническом состоянии. Только тогда у вас будет уверенность, что сможете справиться с неожиданными помехами. Очень важно обеспечить себе наилучшую видимость и эффективное торможение. Помните, что щетки стеклоочистителя довольно быстро стареют, становятся хрупкими, особенно когда машина хранится на улице, и начинают плохо справляться со своей работой. Такие «дворники» вас рано или поздно подведут: оставляя грязь на стекле, они сужают вам поле зрения, а нередко делают слепым, когда на грязное стекло попадают лучи света от другого автомобиля или уличных фонарей. Поэтому наш совет: не экономьте и поставьте на автомобиль новые щетки, если старые уже проработали более двух лет. То же самое надо сделать ис лампами в фарах, светоотдача которых со временем заметно снижается. Потускневшие рефлекторы и потемневшие от срока лампы могут снизить освещенность дороги более чем на 50%. Подумайте же заранее о собственном благополучии, ведь в пасмурную погоду ездить со светом приходится очень часто, а у вас его по сути дела и не будет. Попутно заметим, что в весеннюю слякоть рассеиватели фар быстро забрызгиваются, а потому надо чаще останавливаться и протирать их. Еще два совета для достижения наилучшей в пределах возможного, разумеется, видимости. Следите, чтобы бачок омывателя стекол был всегда наполнен. Одни щетки, без обильного смачивания стекла не очистят его от жидкой грязи, которой, к ак правило, покрытывесенние дороги. Не всегда нам удается предотвратить запотевание заднего стекла, а поэтому на автомобиле надо обязательно иметь наружное зеркало. Весенние дороги, повторяем, как правило, скользкие дороги, И поведение автомобиля во многом определяют его шины. Если протектор их более или менее сильно изношен, оставьте такие покрышки для лета. На мокрой дороге только хорошие шины обеспечивают надежное сцепление с покрытием, в этом гарантия и управляемости, автомобиля, и эффективного торможения. У большей части современных автомобилей саморегулирующиеся тормоза, но немало бегает по нашим дорогам и «старичков». Их владельцы должны сами потрудиться над тем, чтобы все колеса «брали» вместе и одинаково. Потому что никакое искусство вождения не может одолеть законы физики, и, если тормоза с разных сторон автомобиля будут включаться неодновременно, занос неизбежен. Тщательно подготовив автомобиль к этому нелегкому периоду эксплуатации, мы застрахуем себя не только от всяких неприятных неожиданностей, но и от необходимости под дождем или в метель копаться в двигателе или менять колесо. Несколько слов об «исправности» самого водителя. Вождение автомобиля в неблагоприятных дорожных условиях, конечно, связано с большим нервным напряжением, да ис физическим тоже. Поэтому вы быстрее утомляетесь, то и дело меняются частота пульса, кровяное давление. Стало быть, надо чаще делать остановки, давать себе кратковременный отдых и, конечно, не садиться за руль в болезненном состоянии. Отдельно стоит обратиться к людям с нездоровым сердцем: езда в таких сложных условиях не для них, их нервозность и возбужденность при каких-то «встрясках», конфликтных ситуациях на дороге могут не пройти бесследно ни для них самих, ни для окружающих. Это надо иметь в виду и начинающим автомобилистам. Установлено, что каждый четвертый из тех, кто не наездил еще 10 тысяч километров, ощущает сильное сердцебиение в ситуациях, в которых более опытный водитель никаких изменений не чувствует. С наступлением темноты и без того нелегкие условия вождения ухудшаются еще больше. Старайтесь так планировать свои поездки, чтобы заканчивать их еще засветло. Прежде чем сесть за руль, не забудьте очистить обувь от снега или грязи, иначе нога может соскользнуть с педали тормоза или сцепления в самый неподходящий момент. Ну, а теперь «поедем» — поговорим о некоторых сторонах управления машиной на мокрой дороге. В весеннюю пору много луж, и часто довольно внушительных размеров. Будьте осторожны,' неизвестно, что там под водой. А если яма? Или выбоина, в которой можно случайно повредить подвеску? В это время года днем уже оттепель, а ночью и по утрам мороз. Такие перепады температур разрушают покрытие, и возможна любая внезапность. Поэтому снижайте скорость перед сомнительными участками. При неожиданных «ловушках» не тормозите резко, а работайте ёулем. И вообще держите его покрепче. {елательно включить стеклоочиститель еще перед лужей, а не ждать, пока брызги грязной воды залепят стекло. Кстати, такое может случиться и при обгоне, если дорога покрыта жидкой смесью грязи и снега. Тут душ из-под.колес обгоняемого автомобиля, особенно если это грузовик, в один миг сделает лобовое стекло непрозрачным, и вы какой-то отрезок пути проедете вслепую. Чтобы этого не случилось, при обгоне лучше щетки привести в действие заранее. ' Когда вы преодолеете водное препятствие, тут же подумайте о тормозах. После «купели» они могут забарахлить. Чтобы просушить накладки, понажимайте слегка на тормозную педаль на протяжении одного-двух километров, и все будет в порядке. О том, как тормозить на мокрой дороге, написано уже много. Мы хотим напомнить лишь, что наибольшая эффективность достигается при периодическом ослаблении действия тормозной силы. Это удерживает колеса на грани юза, не допуская их скольжения. Если, то и дело уменьшая нажим на педаль, позволять колесам перекатываться, а затем тормозить снова, необходимая величина замедления сохраняется. И все-таки помните: чем выше скорость — тем меньше у вас шансов на успех. Будьте благоразумны. Пусть не обманет вас даже пустая дорога, и здесь на мокром покрытии нельзя развивать большие скорости, ибо колеса могут потерять сцепление с полотном дороги, а вы — власть над машиной, и она станет практически неуправляемой. В такой ситуации можно совершить аварию, даже находясь на дороге в полном одиночестве. При температуре около 0° для автомобилистов очень неприятен мокрый снег. Он не только быстро залепляет стекла, под брызговиками ив нишах колес образуются плотные снеговые наросты, которые, соприкасаясь с шинами, создают дополнительное сопротивление движению и могут препятствовать повороту. Поэтому на остановках не забывайте очистить от таких наростов машину. Старайтесь ездить, помедленнее ив сумерках. В это время труднее определять расстояния, расплываются контуры предметов на дороге. Автомобили, если только они не белого или яркожелтого цвета, начинают сливаться с фоном и покрытием дороги, к тому же грязь со снегом предательски маскирует всех, значительно ухудшает видимость. Так что лучше пораньше включать приборы освещения. Скользкая поверхность дороги причиняет нам немало трудностей на подъемах и спусках. Не останавливайте автомобиль на подъеме, чтобы потом избежать сложностей при троганье с места, а также, по возможности, не переключайте здесь передачи. И последнее. В это время года условия движения трудны для каждого водителя. Старайтесь поэтому помочь друг ДРУГУ, облегчить езду. Каким образом? Заблаговременным предупреждением о каждом маневре, который вы собираетесь совершить, более мягким, что ли, стилем езды, исключающим всякие резкие действия. Тогда у других участников движения всегда будет время, чтобы разобраться в обстановке и принять правильное решение. Для многих водителей излагаемые здесь рекомендации не составят ничего нового. Мы и не стремились к этому, а хотели лишь напомнить еще раз перед наступлением весны, к ак вести себя на капризной в это время дороге, и составили своего рода обзор советов, содержащихся в учебной и другой литературе.•••^••оо«#ооооооо«»ооооо©© СГДР. С 1956 года водительские удостоверения выдаются здесь и лицам с пониженной остротой слуха. Несколько лет назад было проанализировано, насколько они надежно управляют автомобилем. Выяснилось, что по их вине происходит одно ДТП через каждые 750 тысяч километров пробега — это намного меньше, чем в среднем по стране. удовлетворительного' состояния жей части дорог и др. проезАВСТРАЛИЯ. С 1965 года употребление алкоголя на одного взрослого человека возросло более чем на 40%, что отразилось и на безопасности движения. В связи с этим в некоторых провинциях принято решение о принудительной проверке на содержание алкоголя в крови всех водителей, ставших участниками ДТП. АРГЕНТИНА. Государственная радиостанция включает в свои ночные музыкальные программы для водителей резкий барабанный ритм, ф анфары , звуки взрывов, скрежет, чтобы не дать имВ ЕТА&ъОднако психологи это не решает прок таким звукам чепривыкает.заснуть за рулем. предупреждают, что блему, поскольку и ловек со временемСФРЮ. Структура причин дорожных происшествий в стране складывается так: ,78% — по вине водителей, 16% — по вине пешеходов, 3% — по вине пассажиров, остальные — в результате неисправностей транспортных средств, неВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Ежегодно регистрируются примерно 63 000 случаев управления автомобилем в состоянии опьянения. Каждый третий из водителей, погибших при ДТП, имел в крови дозу алкоголя выше допустимой, а ущерб от аварий по вине таких водителей оценивается суммой свыше 100 миллионов фунтов стерлингов в год. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Анализ статистических данных о ДТП в части районов страны позволил установить зависи-26