вости ( с лишком велик увод шин). П рощеговоря , «зад обгоняет перед». М ашина становится совершенно неустойчивой, плывет из сторонывсторону от любого порыва ветра, и зменения наклона дороги , д ажекогда выбоину пытаешься объехать. — А ГАИ куда смотрит? — Ты знаешь: и нспектор если остановит, в лучшем случае мельком глянет, не лысые ли колеса. А сейчас ведь немало наварных шин срисунком радиальных: их надо уметь различать. К тоскажет , с колько «таинственных» аварий на дорогах происходит из-за неправильной комбинации шин, а вовсе не из-за козней инопланетян. И это явление — наше, отечественное, где-нибудь в ФРГ вряд ли возможное : там «Мерседес» не встретишь на шинах от сенокосилки. — Д а , братцы... Ездим абы как — на авось! П омню случай: стояли на передке радиальные Ми-16, а назад ярискнул таки забортовать диагональные ( к ажется , М-145) — и з «наварки». П ервоеощущениебылодожутинеприятное : д аже на прямой машина еле-еле «стоит» — ерзает, а ужвповороты входит так охотно , у служливо , что любойпоймет : что-то не впорядке ! П орезчеперестроишься — никак не хочет стабилизироваться, лови ее... Не езда — рыдания! Так я мучился месяца два: думал при выкнуть. И вот еду как-то вдождь , асфальт блестит... Вдруг выбоина. Н емногоопоз дал, н аверное : крутанул баранку — и « ж и гуленок» понесло, как по льду. Я этого не ждал , если бы не богатая зимняяпрактика , д обромбы не кончилось... — Поймал все-таки? — В сантиметрах от канавы... П отом вспомнил, что к чему, отъехал всторонку , и поменял местами передние и задние колеса. К онечно , с корректировал давление... И — вперед. М ужики ! Это было как чудо. М ашина стала неузнаваема. Устойчивость — что надо, управляется хорошо , не хуже , чем с «радиалками» на передке . С той порыятолько так иезжу . Д ажезимой , при гололедице, о щущение очень неплохое, вселяет уверенность... — П огоди , старичок. Диагональные шины тоже не без недостатков. На льду, полагаю, не столько шины тебе помогают , с колько другая деталь: голова. К онечно , если ездить, как ты , — е жедневно , к руг лый год — и так лет двадцать кряду , м ожнолюбойгололед осилить! А язамечу : есть все-таки ситуации, где машина на «диагоналках» явно теря ет устойчивость. П опробуй , н апример , о дини тот жеповорот проходить со все возрастающейскоростью : на этих шинах срывает в занос гораздо быстрей, ч ем на радиальных. Речь пока очистом , с ухом асфальте. А если он мокрый , г рязный , х ужетого — замасленный? Тут разницу почувствует и тот, кто ездит более чем скромно . А этакая чувствительность диагональных шин кразнымдефектам асфальта: п родольнымтрещинам , уступам... Наверное, «круглый» профиль импомогает : шины будто сами выискивают колеи , д аже малозаметные — м ашину водит всторо ны порой так, что рискуешь зацепить соседа. — Погоди, о каких колеях ты говоришь? — Приглядись клюбой улице с интенсивным движением , четкой разметкойи милицией, к оторая бдит... Ясно: тут все «соблюдают рядность » , — и летомвмяг к ом асфальте накатывают великолепные 42 ЗА РУЛЕМ 5—6/92к олеи . От того , что их края не острые, а мягкозакругленные , суть не меняется. Здесь будь начеку — м ашинуможет неож иданно бросить всторону . — А мне что посоветуете насчет шин? У меняужетри «Ми-шестнадцатых» « с кри вились». Выбросить жалко : п ротектор - т о еще новенький! — Эх, брат... Рецепта реанимации тебе никто не даст: е го нет. Ведь шина оттого кривая, что часть проволочеккордав каркасе лопнула, какие-то вообще вылезли наружу — д ержатьформу стало, образно говоря, некому. — Стоп, ш еф ! Тут, замечу, ты заблуж даешься, хоть икорифей . В каркасе , по крайнеймереу наших легковых шин, н икакогометаллокорда нет. Стальные нити есть вбрекере — это такой слой междукаркасомипротектором . А каркас, спрятанный между слоями резины , — из синтетических нитей. Они-то и рвутся от бесчисленных ударов (а иногда хватает иодного , посильнее). И тогда , действительно, шина теряет правильную форму , « г рыжа » вылезает... — Хочешь меня убедить, что металлок орд не рвется? А проволочки , что нар ужуторчат , — б езобидное украшение? — О бэтом свой разговор . Я только хотел сказать, что шина — ш тука достат очносложная , не бубликсвоздухом внутри. И винить во всех наших бедах металлокорднекорректно , если не сказать неграмотно . Хотя, к онечно , и от него хлопот немало : к примеру , лопнувшие нити станут вылезать внутрь — пойдет прокол за проколом , к амеру клеить бесп олезно . Бывает штука иещечудней : это уж специалисты рассказали. «Конусность брекера » называется — к огдаего нити уложены так, что оказались на разной высоте от центра шины, как быпооб р азующей конуса. С наруживообще ничего не определишь — а машину тянет вбок , как проклятую ! — А мне вот приходилось читать, что радиальные шины чувствительны кпониженному давлению — из-за негои каркас быстрее разрушается. — Читал ияобэтом . Повышенные деформации , нагрев нитей... Но, ей-Богу, т рудно вообразить, б удто тысячи и тысячи машин эксплуатируют спонижен н ым давлением — словно водители-злодеи дружно сговорились против благодетелей-шинников. Короче, отклонения могут влиять, но главная причина — п ри ударах обострые края кромок нити каркаса — а ведь на самых « м одных » шинах Ех, то бишь Бл-85, о нодно с лойный ! — п росто рвутся. Э лементарно ! Так что, д рузья , не сочтите за крамо л у , — п одобнуюконструкцию , в свое вре м япреподнесенную как вершина про гресса, для наших дорог считаю не пригодной. Кстати, специалисты моюточкузрения молчаливо подтверждают . К огда некто высылает на завод кривую шину спробе г ом , куда меньшим гарантийного, а взам ен не получает ничего — это вполне отвечает моейконцепции ! Ему темсамымдают понять, что ездил он безграмотно , неумело, иными словами, не смогизбе жать ударов . Ш ина не виновата — виноват владелец! А когда «виноватых» миллион? — Но коль ужмытакими шинами пользуемся — в наварку-то их принимают? — Как говорят чиновники, в соответствии свышеизложенным . В переводе на нормальный язык: если каркас не повреж д ен , нити металлокорда целы — ну и так далее.— Выходит, на кривой шине... — . . . д алеко не уедешь, это точно. М есто ей влучшем случае вбагажнике , да и то... Всерьез на такую «запаску» рассчитывать нечего. — Ну, а что почувствуешь, если на машинеокажутсявдруг две кривые шины? — С просиуж сразу про четыре, и яскажу , куда тебе сними надо ехать. Ишь, остряк нашелся! Записал Э. К ОНОПСЛОВО ВЛАДЕЛЬЦАМ «СТАРЫХ» «МОСКВИЧЕЙ»Применительно к машинам, о которых пойдет речь, слово «старый» вполне употребимо без кавычек: «Москвич-412», «2140», не говоря ужо «408-м» — модели и впрямь устаревшие, да и большая часть таких машин ужев преклонном возрасте. О днако их у владельцев около четырех миллионов, а «Москвич-412ИЭ», «ИЖ-комби» сходят с конвейера и по сей день, и для многих автолюбителей они — самые что ни на есть новые. Этим читателям будет нелишне узнать, какие хлопоты ждут впереди, а каких можно избежать, приняв упреждающие меры. М ы постарались отыскать такие советы в работах, присланных на конкурс «Ищем авторов». С реди автолюбителей, о собенно владельцев «жигулей», бытует мнение , что на «москвичах» ездят люди , обиженные судьбой , или упрямые чудаки. Но хозяева «москвичей» п ридерживаютсяиногомне ния, обнаруживая «собственную гордость», как В. Чикунов из Саратова. Вот что он пишет. Была возможностьприобрестиВАЗ 21013, но одновременно пришли « м оскви чи-21406» («сельские»), и я купил такой . Почему? Наверное, потому, что этот автомобиль более «российский», лучше при способлен кобслуживаниюиремонтусоб ственными силами. К томуже на него проще было достать запасные части, д ажев магазине, и по более умеренной цене. К онечно , м ожно сказать: купил машину, чтобы ремонтировать . Но с 1982 года я наездил более 80 тысяч километровбез особых неприятностей. К омфорт не « ж и гулевский», но утешаюсь тем , что езжурегулярно , не унижаюсьв «сервисе», да ибензин подешевле ( м одификациясдефорсированным двигателем для бензи на А-76). Резонное суждение . Что касается неприятностей, о них читатели поведали немало, но обнаружитьзакономерностьпо явления дефектов зачастую трудно : то, что уодной машины ломалось через две тысячи километров , у другой — через сто двадцать. П ри этом виной мог быть элементарный брак. Иной раз такую халт уру нельзя считать чисто «москвичовс кой » . Н апример , о дини тот жедефектэлектрического омывателя ( о нем речь впереди ) м ожет встречаться у « м оскви чей» и «жигулей», д ажемикроавтобу сов, п отому что эти узлы у них совер ш енноодинаковыи изготовлены на одном заводе. Тем не менее нам показались интересными наблюдения, к оторымипо делился С. Сурин из Черкасской обла- сти. Д олгоникто из специалистов и «бывалых» не мог разгадать тайну самопроиз вольного включенияближнего света. После нескольких остановок инспекторами за езду « д немсогнем » пришлось самому основательно взяться за разгадку этого секрета. Причина оказалась, как всегда, простой. П ри малейшей встряске выпадала конусная впайка из верхнего контакта реле ближнего света, замыкая собой цепь. А привключении реле (я ужепотомпри способился) она вставала на место до очер едной встряски. Пришлось выбросить эту впайку, чтобы получить надежный конт роль над ближнем светом. При пробегеоколо 30 000 км появилась еще одна загадка. При изменении режима работы горячего двигателя ( п ереключение передач и т. п.) о н стал глохнуть, а пускался вновь струдом . Только когда остывал, пуск становился надежным . Обследовав системы зажигания икарбюратор , ничего подозрительного не выявил, к роме неб ольшого люфта прерывателя-распределителя. О днажды из дальней поездкимне удалось добраться до дома только после того , к акя притянул « т рамблер » ' р езинкой , зафиксировав еготакимспособомводном положении. Своевременную помощь оказал тогда журнал «За рулем». В немпо явился совет одного из «бывалых» — над ежно скрепить корпус «трамблера» с егохвостовиком . ( П одробнооб этом мож но прочитать в ЗР, 1989, № 6 — ред.) С. Сурин успешно преодолел идругие неисправности, t довольно многочисленные, и не безгордостисообщил , что «давно разменял третью сотню тысяч ки лометров». Но чтобы избежать непредвиденных отказов иполомок на первых жеты сячах километров (а иногда и раньше) из-за плохо затянутой гайки (об этом часто говорится в письмах читателей), советуем после покупки проверить и подтянуть, если надо, весь крепеж . В прочем , это совет купившемулюбой автомобиль — не только « М осквич » . А для продления жизнимашины есть не менее универсальная рекомендация : провести антикоррозионнуюобработку кузова. Н екоторымиважнымиподробно стями обэтом поделился Н. Могилев из Новосибирска. Прежде всего необходимо снять крылья «Москвича» и нанести изнутри мастику — с кажем , б итумную . Но сначала обрежьте крылья снизу (у порогов ) на 3 — 4 см (рис. 1) — тогда в них не будет скапливаться грязь . Чтобы крылья не вибрировали, на освободившийся болт установите уголок или пластину толщиной 2—3 мм , п рикрепив ее ккромке крыла двумя винтами-саморезами (расстояние междуними25 — 4 0мм ) . Э того вполне достаточно. Что-то похожее делалось на ГАЗ-21, а сейчас — на ГАЗ-3102. П ороги тщательно обработайте внутри защитным составом ( н апример , «Мовилем») и оставьте безоднойпробкипосередине : вентиляция обеспечена. Не беспокойтесь, грязи и пыли внутри будет ненамногобольше , а сохранность значительно улучшится. Препарат можно нанести из салона лю б ым распылителем, предварительно сняв резиновыековрики или вынув заглушку, — через отверстие в задней арке щеткой «ерш», з акрепленной на длинной толстой проволокесручкой на конце , чтобы по -те заднее сиденье. Вы увидите две при варенные к полу гайки для крепления глушителя. П одберите лист длинойв 2—2,5 раза больше расстояния междуни м и , просверлите внем два отверстия под выступающие болты, залейте намеченное место под «заплату» расплавленным би т умом и, пока он горячий , у ложите лист на слой битума иприжмитегайками . Если болты для этого коротки , заранее замените их более длинными . М ожете быть уверены — тысяч на 150 сохранность кузо ва обеспечена; в противном случае через 15—20 тысяч по полу пойдут трещины . П одобного усиления требует икронштейн выхлопной трубыу заднего бампера. Если вы регулярно ездите попросел к ам , имейте в виду; ж есткость кузова недостаточна и для крепления задних амор тизаторов, поэтому советую со стороныбагажника поставить полосу размером50Х 800 мми толщиной 4 — 5 мм , а снизу — другую, с отбортовкой, размером 100Х Х800и толщиной 2—2,5 мм . И зогните ее по месту. Предварительно следует разме тить и просверлить в пластинах отверстия подкрепеж амортизатора. Затем про сверлите кузови пластины покраям для того, чтобы стянуть их болтами М10 . Естественно, эти усилители надо покрыть антикоррозионным составом. За всё время эксплуатации их больше трогать не при дется. Д ля вентиляции и, следовательно, лучшей сохранности пола под резиновые ков р икив кабине положите полиэтиленовые решетки (они применяются домохозяйкам и на кухне). Полуоси такжетребуют ухода. Как по казывает опыт, их закрытые подшипники иной раз смазаны недостаточно. Тонкой отверткой нужно отогнуть одно из уплотнений подшипника , поддев резину со стор оны внутренней обоймы , добавить « Л и тола» и поставить на место . Первый раз это полезно сделать при пробеге 8—10 000 км , а затем — ч ерез60 — 7 0 000. Тщательного ухода требует иручнойтормоз . Н ередкоего трос заедает втруб ке тормозного щита. Чтобы избежать этого, заполните трубку «Литолом». И мжедолжен быть наполнен и защитный чехол, надетый на трубку . Э тоособеннопомо гает в слякоть изаморозки . А вот совет А. Вьюника из Запорожья : надеть на трос ручноготормозаполихлор виниловую трубку , трос жепокрытьгра фитовой смазкой . О другом усовершенствовании расскажет онсам . После сорока тысяч пробега стал «подтекать» п ередний сальник коленчатого вала. Д ля устранения неисправности я снял радиатор, храповик ишкив . Затем, знаяРис. 1. Переделка крыла: 1 — штатный болт с шайбой; 2 — пластина; 3 •*- винты-саморезы. Рис. 2. Отверстие для антикоррозионной обработки.ворачивать. При работе заднее колесо удобнее снять. У арки колеса есть особенность: ее стенки, п рикрытые задней дверью , — д вой ные. В месте, у казанном стрелкой (рис. 2), следует просверлить отверстие диаметр ом 12—14 мм , чтобы распылителем нанести защитное покрытие. Тогда отбор товка крыла будет спасена от коррозии на длительный срок . Отверстие закройтепробкой или залепите пластилином. Ни то , ни другоепри посадке мешать не будет и на внешнем виде машины не отразится. Карманы вбагажникенеобходимо тщательно обработать «Мовилем», «Резистином» или другими составами, а затем залить расплавленным битумом . Это над ежная защита от ржавчины , да иуборка этих мест значительно упростится. Следует также позаботиться об усилении некоторых частей кузова, на которых трещины появляются очень скоро . С ними ПРЕДПРИЯТИЕ "ПРОМА" ПРЕОЛАГАЕГК автобусу "ИКАРУС":— полный ремонтный комплект для водяного насоса (сальник в сборе; крыльчатка с валом, подшипники); — поршни с кольцами для компрессора.К автомобилю "Москвич":— вкладыш выжимного подшипника.Ко всем моделям ВАЗ:—диски колес с посадочным диаметром 13", шириной 5,53 и 6J. По вопросам приобретения и оптовых поставок обращаться по адресу: 111398, г. Москва, ул. Перовская, 26, корп. 2, "ПРОМА". Телефон (095) 309-21-11К легковым автомобилям ГАЗ:— втулки маятникового рычага; — втулки шкворневого узла (взамен подшипников). Втулки изготовлены из новых композитных материалов (гарантийный пробег 50 тыс. км).ЗА РУЛЕМ 5—6/9243