— Выходит, Запорожье становится, как и Тольятти, автоградом! — Такие планы у дирекции есть. Причем этот автоград обойдется по ориентировочным расчетам втрое дешевле комплекса, который предполагалось строить, например, в Елабуге. Скажем, реконструкция «Коммунара», головного завода объединения, для того, чтобы он мог выпускать 200—250 тысяч автомобилей, потребует относительно небольших капиталовложений. Но даже и это количество автомобилей не позволяет получать достаточных прибылей. Экономически наиболее эффективно производство минимум 500 тысяч. Об этом говорит и мировой опыт. Потому и возникла идея новой промплощадки. Вообще же наша задача — создать в Запорожье автосборочный центр. Сюда будут стекаться элементы автомобилей со всех предприятий объединения, а головное будет вести только сборку. — ЗАЗ-968М — последняя заднеприводиая модель с двигателем воздушного охлаждения. Какова ее дальнейшая судьба! — Этот автомобиль пользуется спросом и имеет свои преимущества перед другими моделями. Как это ни покажется странным, но именно «Эмка» все еще дает заводу наибольшую прибыль. Зачем же ее снимать с производства? Отдельные ее элементы следует совершенствовать и продолжать выпускать до тех пор, пока на потребительском рынке спрос на нее не станет падать. До сих пор тенденции снижения спроса мы не наблюдаем. А относительно улучшения отдельных элементов конструкции у нас есть некоторые наработки. Так что «Эмка» еще поживет. — Кстати, какова была в минувшем году доля этой старой модели в общем выпуске автомобилей! — Пока высокой — что-то около 70 процентов. Не забудем, что в числе ЗАЗ968М немало машин с ручным управлением, и мы стараемся сохранить объем их выпуска неизменным. В конструкцию «Эмки» вносим текущие изменения и так будем делать впредь. Но все же главное — перспектива. Мы уже сегодня должны накапливать интеллектуальный потенциал, чтобы через 10 или 15 лет у нас работали люди — конструкторы, дизайнеры, испытатели — способные создавать совершенные модели. — Да, кстати, сидя у вас в кабинете, я видел, как пришли студенты машиностроительного института и вы беседовали с каждым из них... — Видите ли, к сожалению, из тех, кто прежде приходил к нам по направлениям вуза, примерно сорок—шестьдесят процентов не задерживались на заводе. Вот мы и решили дать возможность молодым людям еще в студенческие годы попробовать себя на заводе за кульманом, в лаборатории, а возможно, в дизайнерской. Приглянемся друг другу — добро пожаловать работать на ЗАЗ. За этими ребятами — будущее завода. Беседу вел Е. ТЕМЧИН Рис. Д . ОрловаАВТОМОБИЛЬНЫЕ РОЗЫГРЫШИГОСУЭДРСТВЕННЫИ ЦЕЛЕВОЙ БЕСПРОЦЕНТНАЯ ЗЛЕМ ' ^ШВМГДБИЙМП ЩЦ1Щ1 ппин llinWTII lllliilln иди ириобрстii >*«I»*ITTI £Тм*2*1И7Сеял» lupfeiui L-*|mii«. г*г.ич« »L.*jfi»e* f » i > w m ireric»i^tScl^nJ. fcUhifm* •Л"тр^*й, ub*AL<j'i< л|чЬш hd тшт*тс1цр|»ч«т TTpfinofq'i. yr-444,RAliaciCIJ 0Й.1НП111"НO rjiftmi торге»»™ п репринт It ЯЯвпЧС T0N1JK1, „ „ ™ .„ ™ ™:,k,.„ *~,-,T*"""""'""ОтаеДеинс СверСтте иного Oaiuai .<• (!рсЙ1л*.1*и nnenipT'• • -••i-^SSS^iSSSiiSSXXri«Ми.••b-ФС..Г»».' nam*,*! серил BuJoMJiefO .Л'-Ih-H,«*J.«**JMJ OT.SFtwt тпрптога лргЗтфилтил aprniCTpiiii » " o0.ninii)iniЧем азартнее игра, тем она ин тереснее, а чем больше ставки, т ем сильнее переживания. Это истина из вестная. Знают игрокии то, что в случае неудачи можнои сгореть в один миг... Однако какая-то притягательная сила манит все новых же лающих испытать счастье, как бабочек и мотыльков пламя свечи. Для удовлетворения этой страсти во многих странах мира существует развитая индустрия игорного бизнеса, которая через всевозможные виды захватывающих игр (от традиционных рулетки и карт до современных электронных автоматов) виртуозно опустошает карманы клиентов. М ыже , бывшие граждане бывшего Союза, привыкли идти своим путем. Самыми, пожалуй, захватывающ имии притягательными были и остаются у нас азартные игры сго сударством. Каких только головокружительных поворотов и острых ощущений не испытывал наш человек. Что там рулетка — чепуха, масштабы не те. Но был один нюанс: как правило, в дураках оставался кто угодно, только не государство. Д опустим , в розыгрыше последнего трехпроцентного займа гражданину повезло — выиграл автомобиль. Радость-то какая, аж дух захватывает! Однако не спешите ликовать. Выигрыш свой гражданин этот при нынешних обстоятельствах вряд ли по лучит. Вот вам и острота ощущений, гамма переживаний, азарт борьбы. Обидно, конечно, автомобильным «счастливчикам» — обладателям выигрышных лотерейных билетов иоб лигаций. Но что поделать, если их фантазии не хватило представить парадоксальную ситуацию, в которой они, выиграв, все равно окажутся в проигравших. Правда, им не то чтобы совсем не отдают выигрыш, но предлагают доплатить из своего кармана разницу между новой и старой ценой автомобиля. Например, это должны сделать владельцы билетов лотереи ДОСААФ (ныне ОСТО Российской Федерации). Понятно, что немногие могут выполнить такое условие. О р ганизация, проводившая эту азартную игру, не в состоянии покрыть такую разницу, не вылетев в трубу, ведь лотерейный билет стоил всего 50 ко пеек. Если эту «мелочь» умножить10ЗА РУЛЕМ 7/92 на тираж, получим сумму , которая вносилась на закладку выигрышных фондов, и ни копейки больше. И было все это до подорожания . Такая вот ситуация, пожалуй что безысходная... Есть еще одна большая группа обманутых людей (язык не поворачивается назвать их игроками ) , о судьбе которых стоит рассказать особо. Она объединяет владельцев целевых чеков и вкладов, к оторые зарабатывали право на покупку машины нелегк имтрудом на БАМе , К райнем Севере, у боркеурожая , в забое и т. д . Все они поверили государству, хотя многие из них понимали, что рискуют . Сюда жеможно отнести и обладателей автомобильных облигаций, к о т орымв свое время правительство Павлова гарантировало выделение автомобилей по целевым фондам. Азарт игры заставил и их поверить этим обещаниям. Целевые чеки, вклады и облигации распространялись на предприя тиях среди самых достойных, и платили они за них столько, с колько стоил тогда новый автомобиль — не больше 10—20 тысяч рублей. Почем умыоб этом говорим? Д а потому, что государство давало здесь кон кретные обязательства и по правилам игры их надо выполнять. Ведь когда берут в долг и обещают вернуть, надо возвращать несмотря ни на что. Иначе плакало ваше доброе имя... А государство, взяв взаймы, пустив деньги вобороти получив прибыль, отдавать не хочет. Надо учитывать и моральные изд ержки , которые, правда, у нас после семнадцатого года вообще не принимались за что-то существенное. А ведь мечта об автомобиле незри м о пронизала весь образ жизни будущих автомобилистов: ужала семей ный бюджет , перекроила быт, заставила кого-то бросить насиженные ме ста и поехать на заработки... Бросить «счастливчиков» на произвол судьбы было бы верхом несправедливости. Ситуация требовала от правительства какого-то решения. И вот в начале февраля наконец-то вышло дол гожданное постановление «Об упоря дочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации » . Вроде бы можно облегченно вздохнуть, но... Игра перешла на новый виток. Сформулирован вожделенный до к умент был на таком «птичьем», то есть высокопрофессиональном юри д ическом , языке, что понять его заждавшиеся претенденты не смогли . Пришлось и нам обращаться в разные инстанции. В ответ получили где вежливый, где не очень отказ. И всетаки толкователей постановления мы отыскали. Правда, согласились они на встречу при условии, что фамилии их названы не будут. Поэтому извините за неопределенность источников информации, но договор — д ороже денег. Хотя здесь стоит обратить внимание на саму тягу к инкогнито у государственных служащих в наше де мократическое время . Назвав пароль, м ы встретились с нашим «завербованным» агентом в «коридорах власти» и там узнали, что частичная компенсация автомобильным «счастливчикам» постановление м предусмотрена. Снижен до 0,5 процента размер акцизов на легко вые автомобили, реализуемые по целевым чекам и вкладам. В обычном случае он колеблется от 25 до 35 %. К роме того, владельцам целевых вкладов и чеков, выданных до1 января 1992 года, будет добавлено 100 процентов суммы остатка по целевому вкладу на 1 января 1992 г. П редположим , участник игры с государством внес по целевому вкладу деньги за «Волгу», которая стоила 16 361 рубль. Государство индексирует 100 процентов этой суммы , то есть добавляет еще 16 361 рубль. Остается «пустячок» — : доплатить оставшуюся суммуи автомобиль ваш. О д нако «пустячок» этот тянет сегодня тысяч эдак на четыреста. В постановлении есть еще одна обнадеживающая фраза: «По реше н ию трудовых коллективов для ком пенсации оставшейся части увеличения стоимости легковых авомобилей, выдаваемых по целевым чекам и вклад ам , могут использоваться средства из прибыли предприятий иоргани заций, перечисляемые учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации». Правда, радоваться и здесь особо не приходится. Не много сейчас предприятий процветает, больше разоря ется. Лишних денег нет. Надо работать по крайней мере на мощнейшемоборонном заводе, к оторомуконвер сия не страшна, или в благополучных СП или кооперативе, а по долж ности быть директором , главным бухгалтером или председателем проф кома, чтобы этой льготой воспользоваться. Но каков ход игры, а сю жет? Перепад эмоций от самых положительных до что ни на есть отрицательных. Что там казино... Закончилась наша «конспиративная» встреча передачей информации для размышления. На территории краев, областей, автономных образо ваний, городов Москвыи Санкт-Петербурга продажа автомобилей будет производиться вI квартале 1992 го да только после погашения задолжен ности владельцам целевых чеков, вкладов, включая чеки БАМа, за сданное государству зерно идругие сельскохозяйственные продукты . Хотелось бы в это верить. Но, к сожалению, в нашей стране пока преобладает другая тенденция — стать счастливым не благодаря, а воп реки заботам государства. Конечно,критиковать легко, труднее сделать. Тем более, что не нынешнее правительство затеяло автомобильную игру с гражданами. Те, кто «пошел пер вым», сегодня уже вне игры, с них, как говорится, взятки гладки. Нынешнее правительство хоть как-то старается исправить положение . Сейчас даже вспомнили о долгах царской России, мол, отдавать надо. Значит понимают нынешние руково дители, что нельзя уподобляться тем , кто, забрав власть 75 лет назад, объявил, что ничего отдавать не соби рается. Этим своим лихим заявление м они настолько подорвали кредит доверия к себе деловых людей всего мира, что и по сей день сказывается. И если есть понимание, что самые древние долги надо отдавать, то о недавних тем более грех забывать. Ведь, грубо говоря, любая власть держится на доверии народа. Обманули по мелочи раз, а где гарантии, что по-крупному не проведут. Именно поэтому нет уверенности у многих наших сограждан в завтрашнем дне. Не приучили нас верить на слово, а очень бы хотелось, чтобы Россия была гарантом надежности во всем, и в большом ивмалом . Поэтому даже за громадой неотложнейших дел, которые требуют напряжения всех сил, наши российские лид еры не должны забывать отом , что любое справедливое недовольство их действиями, в конечном итоге, мешает движениюреформ , на ко торые возлагается столько надежд. А пока остается еще очень много нерешенного, и неясного. Что, нап ример , делать «счастливым» обладателям автомобильных чеков и вкладов, п роживающим не в России? Нап ример , жителям бывших Прибалтийских республик, Молдавии и т. д. Опять России придется взваливать на себя груз долгов бывшего Союза? Или этот вопрос все же переадресовать к правительствам стран СНГ? А вдруг там примут меры , да такие, что российским чиновникам станет неловко. Тогда и они сделают новый, более реальный шаг. Б. ПРИМОЧКИН От редакции. Пусть не обижают ся на нас все владельцы целевых чеков, вкладов, облигаций, лотерейных билетов за то, что в этой статье сравнили их сигрокамив азартные игры . Поверьте, м ы искренне за вас переживаем и по мере сил стараемся помочь. И нам приятно сообщить, что, пока материал готовился к печати, Е. Гайдар подписал специальное постановление. Согласно ему об ладатели целевых чеков «Урожай-90» смогут приобрести автомобили по старым ценам, существовавшим до 2 января 1992 года. Надеемся, что инициатива правительства будет продолжена и по другим пунктам нашей автомобильной истории.ЗА РУЛЕМ 7/92 11