СОДЕРЖАНИЕНАШЕ ЗНАКОМСТВО "Ситровн-ИксМ" СЛОВО АДВОКАТУ Возмещение материального ущерба 5 ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ Причалил к Питеру "Баркас" 6 Труден путь от танков к "унимогам" 44 СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА Когда дождемся новый ЗАЗ? Автомобильные розыгрыши __ КОЛЕСО ЗЕЛЕНАЯ ёОЛНА Давайте нажмем на тормоза! Под "глухим" знаком Экзамен на домуВМЕСТО ИНСТРУКЦИИ "Мерседес-Бенц-190" МОТОР-ШОУ-92«СИТРОЕН- И КС/ИД оводилось лив рвам,й читатель, ездить по еопеским автострадам? М не — лишь однаж ды, и впечатление осталось странноватое. Стрелка спидо м етралежит справа, б лизкок пределу, но скорость не чувствуется, т олькодорогакакбыменяет свой характер : плавные повороты требуют четкой реакц ии , незаметные перекаты по к рытия становятся ощутимыми . Сосредоточиваешься не на кон такте колес сгрешнойземлей , а на том , чтобы машина шла по определеннойтраектории . В этом есть что-то от полета. Я, наверно, преувеличиваю, но, честное слово, не слишком . В прочем , и местные шоссе тамхороши . О ни удивляют дажебольше : все вроде как у нас, но — странное дело — ухабов иколдобин нет. М ожно не всматриваться вдорогудо испарины — н еожиданного удара не будет . А когдав это поверишь, то „через некотороевремя начинаешь ездить и чувствовать машину совсем иначе. Сказанное — не лирика, а констатация важного обстоятельства, б езупоминанияоко т ором рассказывать о «Ситроен е - И ксМ » было бытрудно . О днако начну по порядку . П режде всего: п очему для оче р едного знакомства был выбран именно этот автомобиль? П ри чин несколько . Во-первых — для контраста. Если впредыдущей публикации речь шла омалыше «ФИАТ-чинквеченто», собрате нашей «Оки», то «СитроенИ ксМ » по размерами массе близокк «Волге». Во-вторых, он интересен тем , что стоит вряду таких известных моделей , к ак «Мерседес-200», БМВ-520 и « Ф орд - с корпио » , а это своегорода символы высокого технического и потребительского уровня. При этом у «ИксМ» есть свое лицо, свои особенности . Ь-йВСЕАВТОМОБИЛЬ, КОТОРОМУ ТРУДНО ПРОЯВИТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА В НАШИХ УСЛОВИЯХ7 9 10 .12-14 .26 .28,43 -16 -19 20 .21 23Ярмарка "невест" "Адам Опель А.Г.' "ФИАТ-ауто" "Хонда мотор компани"СПОРТ У советских — собственная гордость 25 СЕРВИС Дело не пыльное 29КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Как проехать по воде 30 Если деталь приржавела 30 12 вопросов о синхронных шарнирах 31 СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ СВОИМИ СИЛАМИ 33 33ИЩЕМ НЕИСПРАВНОСТЬ —36 Виноват ли термостат 38 Еще был случай... 39,43 И иномарки можно ремонтировать 40 ПРОКОЛ Шит колпак не по-колпаковскиН екоторыетехническиеданные " С итроена - И ксМ " и его " о дноклассников Модель автомобиля "Ситроен-ИксМ" Масса, кг Габаритные размеры, мм (длина—ширина—высота)База, Объем багаж мм ника, д м ^ 2850 2800 2761 2761 2800"Мерседес-200" .41БМВ-520 "Форд-скорпио" ГАЗ-24ТЕСТ Советчик, который всегда под рукой .421430 1290 1400 1230 14204708—1794—1382 4740—1740—1446 4720—1751—1412 4669—1760—1440 4760—1820—1490Рассмотрим некоторыеоб щие данные (они приведены в сравнительной таблице). Как вид им , по габаритным размерам «Ситроен» мало отличается отЗА РУЛЕМ 7/92 НАШЕ ЗНАКОМСТВО«одноклассников», да и все они близкимеждусобой . Характерно, что база (расстояние между осями колес) у «ИксМ» наибольшая, и это «отыграно» в ком поновке салона: пространство для ног пассажиров, располагающихся на заднем сиденье, здесь достаточно велико. При этом место у «хвоста» кузова практически не отнято, поскольку багажник у «Ситроена» так ойже , как у БМВ и « Ф орда » . По объему он довольно значителен — почти на 20 % больше, ч ему «жигулей», к оторыев нашем сознании могут служить привычной точкой отсчета. Что же касается массы, то «ИксМ» нельзя назвать легким . Причина понятна: автомобиль насыщен разными дополнительными си стемами имеханизмами ( н еко торые из них мыупомянем ниже). Несколько слов о внешнем виде «Ситроена-ИксМ». Если судить формально, то его силуэт типичен для современного авт омобиля : двухобъемный пятидверный кузов с клиновидным, с кошенным вперед капотом . О д нако о заурядности тут и речи нет: скульптурный облик маши ны индивидуален и своеобразен. Что-то еле уловимое осталось в профиле передка от «Ситроена-ЦИкс» — этой «акулы», поражавшей воображение несколько десятков лет тому .назад. П ри поднятый по последней моде задок неплохо сочетается с сильно наклоненным задним стекл ом — это работает и на образ, и на аэродинамику. В целом внешность «Ситроена-ИксМ» м ожеткому - т о очень нравиться, к ому - т о не особенно, но важно, что она выдержана ведином стиле и зрительно не распадается на отдельные элементы — удачные и неудачные. Охарактеризовать ее можнопримерно так: вальяжность (непременный атрибут автомобиля для состоя©тельных людей) в сочетании сопределеннымшармом (все-так иФранция ! ) и легким налетом экстравагантности. Именно «легк им налетом», не более того ! О б этом, как ио цельности об лика стоило бы постоянно пом нить нашим тольяттинским ди зайнерам, авторам «восьмерки» и «девятки». Теперь о салоне. Он довольно богатый (не только по нашим пуританским меркам ) и оснащен всякого рода устройствами для повышенной комфортности . По размерам салон достаточно велик и его следовало бы назвать просторным , но, оказывается, д аже такое элементарное понятие зависит от точки зрения. М ы называем просторной машину, где на сиденье можно «ерзать» и так, и эдак, а рядомс собой ив ногах положить мно ж ество всяких сумоки свертков. В «Ситроене» дело обстоит несколько иначе. Вы вольготно располагаетесь на большом пыш ном сиденье, у вас есть удоб ные опорыв виде мягкогопод головника иширокихподлокот ников с двух сторон, но лишнего места при этом остается нем ного . Д изайнеры явно не рассчитывали на наш хлопотливый, дерганый инепредсказуемыйобразжизни , они обеспечивали приятный «полет», когда пассаж иры расслаблены и зафиксированы в своих креслах, их чем оданчики лежат в багажнике, а захочется перекусить — не надо развертывать кульки, везде есть приветливый придорожный сервис. Со своей задачей про ектировщики справились успешно. Хотя бы вкратце перечислю, какие технические решения об ращают на себя внимание вин терьере. Спинки передних сидений могут изменять не только наклон, но иформу , для чего в нижней их части выдвигаются мягкие элементы (в наших ма-Издательство «Патриот», «За рулем», 1992 г.ЗА РУЛЕМ 7/92 3Г шинах многиеводителиподкладывают «под радикулит » п оду ш ечку или, н апример , с вернутуюкуртку ) . Все регулировкисиде ний инаружныхзеркал , а также подъем и опускание стекол в дверях выполняются электромо торами с кнопочным управлен ием , что позволяет водителю не отвлекаться от дороги для этих дел . Ремни безопасности , разумеется, инерционные, в том числе и на заднем сиденье. Там, кстати, всего два места, если судить не по ширине , а по осн ащению , и обустроены эти ме -а также смещается по оси рулевой колонки . С аморулевоеколесо , к ак издавна принято у «Ситроена», выполнено содной , но широкойспицей . П рямо на этой спице сделаны четыре кноп к и , которые можно нажимать, не снимаярукс руля. Что же вынесено на столь почетноеме сто? О казалось , д истанционное управление радиоприемникоми магнитофоном. Конструкторы полагают, что в «полете» и менно это водителю нужнее всего. О ригинален стояночный тормоз : небольшая педаль под левой Низкая блок-фара «Ситроена-ИксМ»— это, по сути, две фары с галогенными лампами (фото слева).Свободного, незанятого места под капотом «Ситроена» практически нет (фото внизу).Как и положено в двухобъемном кузове, заднее сиденье складывается, образуя грузовую платформу (фото вверху).Привычный рычаг стояночного тормоза заменен педалью; в нажатом положении она фиксируется кнопкой на панели приборов (фото слева).ста не хужепередних . Тем не менее заднее сиденье склады вается, как принято в кузовах типа «хэтчбек», о бразуя больш уюгрузовую платформу. Но можносложить лишь половину сиденья, т огда появляется место для длинномерногогрузаисо храняется однокресло . Система отопленияи вентиляции салона очень развитая, воздуховоды идут не толькоклобовому , но ико всем боковымстеклам , п редохраняя их от запотевания иобмерзания . За дополнитель н ую плату (на более дорогихмодификациях — штатно) устанавливается кондиционер . З ам ки дверей снабжены электричес койблокировкой , управление которой выведено на водительс кий пульт. С ловом , всяких по лезных устройств много . О тдельно надо сказать ора б очем месте водителя. Посадку можно отрегулировать почти идеально благодаря тому , что рулевоеколесо «плавающее» — о но передвигается вверх и вниз,По традиции «Ситроена» рулевое колесо имеет одну широкую спицу (фото справа). Если машину оснащают радиоаппаратурой, на спице ставят кнопки дистанционного управления. н огой , к оторая фиксируется влюбомположениикнопкой на панели приборов . Я намеренно ничего пока не говорилнепосредственноотехнике — двигателе, трансмиссии, х одовой части, п оскольку веду рассказ в той последовательности, в какойпроисходило реальное знакомствосмашиной . А следующим пунктом программ ы была езда. Д ляезды взяли, что называется, к райнююмашину (дело происходило в московском представительстве «Ситроена»). О ее комплектациияничего не знал — « И ксМ » , и все. Д вига тель, как положено , пустился с «пол-оборота» и заработал тихо тихо. Сразу отмечаюнепривыч ное явление: машина, стоявшаяпочти прижатойкземле , тут же поползла вверх и за две-три се к унды достигла нормальногопо л ожения . Ну, к этому фокусуя был готов, п осколькугидро пневматическая подвеска «Ситр оена » ш ироко известна, это один из козырных тузов фир м ы . О ней следовало бы гово рить многоиподробно , но, слава Богу, это уже сделано в № 4 за 1991 год . Пора в путь. Троганье показалось мне не очень чистым, с каким-то непонятным намеком на вибрацию , и это огорчило : если такое у «Сит-4ЗА РУЛЕМ 7/92