ных угловых скоростей ремонту не под лежат. О днако здесь весьма широки возм ожностиподбора аналогичных отечественных деталей, поскольку шлицевые со единения деталей ШРУСов уиномарок , с однойстороны , и у машин ВАЗ, А ЗЛК , З АЗ , с другой , часто совпадают. В задних подвесках некоторых японских автомобилей (например, «Ниссан») н ередкоприменяют простые амортизаторы скреплениями , аналогичными неко т орым отечественным. Если у наших амор тизаторов подобрать жесткость пружин клапанов сжатия и отдачи, то можнодо биться характеристики, очень близкойк « р одным » . Но упаси вас Бог поставить, н апример , «волговские» а мортизаторы на легкий японский автомобиль без переделок — подвеска почти потеряет возмож ность смягчать толчки, р езко возрастут нагрузки на подшипники колес, которых вряд ли хватит и на тысячу километров . Кстати о подшипниках. Если повезет, м ож но подобрать отечественный аналог, а если это не удается, то близкий по разме р амподшипник , ось или ступица часто могут быть доработаны. Но наибольшие, п о нашему мнению , п роблемызаключенывремонте двигателя. В отличие от подвесок и приводов, здесь не удается использовать какие-либо универсальные решения, а те, что просты и очевидны, далеко не всегда хорошии надежны. П одробнеемыкоснемся этой темы вследующем материале.ШИТ КОЛПАК НЕ ПО КОЛПАКОВСКИП ро «жигулевские» сальники клапанов, так называемые маслосъемные колпачки , сказано и написано столько, что воз вращаться к этой темедаже как-то нел овко . О днако приходится, поскольку упроблемыобнаруживаются все новые и новые грани. Пик бедствия, вызванного отчаянной дефицитностью колпачков, в идимо , остался позади. Сегодня, хоть и недешево, но эти детали купить можно . Разумеется, сделанные кооперативами, б ез гарантии качества, но труднопредполо ж ить , что они могут оказаться хуже штатных, называемых вобиходе «черными». Как известно, после двадцати, от силы тридцати тысяч километров пробега «черные» сальники становятся твердыми , б удто они сделаны из эбонита, и пол ностью теряют работоспособность. О тсю да, кстати, и дефицит. Блаженствуют лишь счастливчики, к оторым попался мо т орс сальниками из цветной резины , то есть импортными . Но такое случается редко. В прочем , кооперативные изделия мо гут быть разными . Есть колпачки подобные «фирменным», но сделанные из фторкаучука (опытные люди отличают этот материал по специфическому резкому запаху). П роиз водят их там, где используются возмож ности предприятий обороннойпромыш ленности. При аккуратном исполнении такие детали по долговечности не уступают импортным . Существует также группа сальников своеобразнойконструкции , где в металлический корпус закладывается шайба из фторопласта. Характерная особенность этих колпачков заключается втом , что онинуждаютсяв довольно длительной приработке , но потом работают неплохо и достаточно долго . Основная же масса изделий, к оторыемы встречаем на прилавках илотках , — это имитация штатных колпачков, для из готовления которой используют низкока чественную нетермостойкую резину, п ри г одную , с корее , для дверных уплотнителей или иных хозяйственных нужд . Если добавить к этому плохуютехнологию «выпечки» и несоблюдение геометриирабо чих кромок деталей, то результат получается прискорбным . К ое - к то из изготовителей горе - к ол пачков, видимо, понимает, что с такой продукцией достичь стабильного коммер ч еского успеха нельзя. Путь к успеху мо ПРОКОЛж ет быть лишь один : улучшать технолог ию , применять термостойкуюрезинунужного качества. О днако такой материал труднодоступен , а чаще просто дорог , что снижает прибыль предпринимателя . Вот тут и начинаются поиски варианта, к оторый называют «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться». П орой это при водит кдиковинным результатам. Не так давно впродаже появились маслосъемные колпачки странного вида: с двумярабочимикромками и, соответственно, с двумяподжимнымипружинка м и . Сделаны они из той жечернойрези ны, но имеют цену в несколько раз больше обычных. М отивировка — сальники нового типа должны обеспечить непревз ойденные эксплуатационные качества. Так ли это? П очемуподобные констр укции не применяются ни в отечественных моторах, ни в зарубежных? Попробуем разобраться, руководствуясь элементарной технической логикой . Задача сальника — отбросить излиш нее масло, о днако тонкая масляная пленка на детали при этом остается. Рабочая кромка сальника не продавливает эту пленку, в противном случае здесь появилось бы сухое трение, быстро выводящее из строя и сам сальник, и со п ряженнуюс ним деталь. Теперь представим себе, что мыимеем дело схорошо изготовленным, эластичным сальником, к ромкакоторого оставляет на детали совсем тонкий слой масла, и дополняемего второй кромкой , действующей столь же эффективно. Вторая кромка без труда раздавит остаточную пленку, и ускорен ный износ металлической детали будет обеспечен. В нашем же случае, к огда речь идет об очистке стержня клапана, дело обстоит еще сложнее и ответственнее. Остаточная масляная пленка на стержне служитс мазкой для расположенного под сальн икомсопряжения клапана с направляющей втулкой. Исчезнет эта смазка — клапан и втулка быстро придут в негодность. Тонкость жевтом , что избыток смазки тоже недопустим, поскольку дальше масло попадает в цилиндры и сгорает, о б р азуя нагар в «сердце» м отораи увеличивая дымность выхлопа. С этим мыбо р емсясамимфактом установки сальника, возлагая на него функции своеобразного дозатора. Известно, что расход масла через колпачки составляет примерно 50 % о бщего расхода через все уплотнения вмоторе . Немало, но это норма . К орочеговоря , нам нужен нормально сделанный и действующий однокромоч ный сальник, обеспечивающий баланс распределения смазкив узле. Всякие вариации, которых впрежние времена бы ло множество , оказались несостоятельными. Что же заставило изготовителей двухк ромочного сальника пойти на изобрета тельские изыски? С корее всего расчет на то, что таким образом они убьют сразу многих зайцев: себе развяжут рукив части качества материала и точности изготовления, покупателя убедят в оригинальности и особых достоинствах колпачков, а кроме того, получат прекраснуювозмож ность ирезко поднять цену изделия и посрамить конкурентов . На деле же получается не совсем так. Если двухкромоч ный сальник исполнен точно и не про пускает масло, он вызовет ускоренный износ клапана и втулки. Если сальник сделан кое-как и не препятствует проходу масла, то что толку в его двух кромках? А если при этом материалом сальника послужила нетермостойкая резина, то он быстро «задубеет», после чего чи три кромки его не спасут. В. СУББОТИН ЗА РУЛЕМ 7/92 41