ДАВАЙТЕ НАЖМЕМ НА ТОРМОЗА!Конфликт на дороге между водителем и работником ГАИ стал, увы, привычным явлением. А поведение обеих сторон подчас оставляет желать лучшего, бывает что и до рукоприкладства доходит. Участвуют в конфликте живые люди, но не надо забывать, что один из них в форме. И как это порой ни трудно — свое плохое настроение, неприятности, переживания и эмоции человек в погонах должен оставлять дома и на службе руководствоваться инструкцией. А как следует себя вести водителю! На этот вопрос мы попросили ответить старшего госавтоинспектора Станислава ЯБЛОЧКИНА, у же знакомого вам по предыдущей ло чем отличается от обыска, но различия тут есть), т ем более, что при этомпри сутствовали свидетели-понятые, то есть дружинники . О днако основания для этого должны быть достаточно вескими . Наприм ер , п роведениеслужебной операции по розыскупохищенного или поимкепре ступника. Так что, о казанноеДроздом сопротивление, будь работник ГАИ более рьянымв своих намерениях, м огло бы закончиться весьма печально: чуть ли не каждый день газеты сообщают , что в ответ на сопротивление работникмилиции пустил в ход огнестрельное оружие , и сотрудники ГАИ — не исключение. Ну, а чтобы, так сказать, не сдаваться совсем «без боя» при подобных обстоя тельствах, водитель должен потребовать у милиционера назвать свое имя, звание,ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАмутило его то, что такои-сякои частник якобы не там где надо остановился. Я хотела заступиться за мужа , но блюсти тель порядкав таких же выражениях иуже каким-то истерическим голосом закричал мне , чтобы я дверь закрыла. К огдажемуж попросил этого лейтенанта представиться, тот отказался назвать своюфамилию . У него на груди висела бляха сномером «ВЯ 0990», и мужбро сил на нее взгляд. Перехватив его , и н с пектор стал срывать знак с себя икри чать: «Что ты смотришь ! В облГАИпо едешь? Возьми его себе...» П рошлоуже немало времени , но я до сих порпомнюперекошенноезлобойли цо, весь лексикон , и чувство обидыи несправедливости». Случай неординарный , но я считаю, что супруги Пискаревы были явно неправы, оставив это дело без последствий, тем самым потворствуя таким , с позволения сказать, «блюстителям порядка » . Надо вести себя по обстоятельствам, вплоть дотого , что подавать в суд на непрапубликации.Чтобы не быть голословным , начну сконкретного факта. Вот что произошло при «встрече» водителя рефрижератора из Самары В. Д роздас патрулем Госавтоинспекции. На дороге Самара — Тольятти его остановил инспектор . Когда Дрозд вышел из кабины , то кмилиционе р у присоединились ещедвоескрасны м иповязкамии полосатыми жезламивруках . И тут началось. О дин из дружин ников залез без спроса в кабину и взял там документы . Все трое покопались в бумагах, при этомводителю — ни слова. А потоминспектор потребовал, чтобы «шеф» о ткрыл свой холодильник на коле сах. Тот возмутился, попросил предъявить ордер на обыск, так как фургон был оп л омбирован . « О ткрывай » , — был ответ. О днако , обладая недюжиннойсилуш к ой , Д розд завладел 'своими бумагами , прорвался в кабину и уехал. Вся эта ситуация стала известна из письма самого водителя В. Д розда . О д н ако я, как работник Госавтоинспекции, сильно сомневаюсь, что в этой истории все от первогодо последнего слова — правда. Хотя сопределеннойнатяжкой вполне могу допустить, что все именно так и было. Вот из этого давайте исходить и- п орассуждаем на эту тему. К онечно , госавтоинспектор имеет пра во досматривать автотранспорт ( о тдаю отчет, что вбытовомотношениидосмотрма \й ЗА РУЛЕМ 7/92д олжность , показать служебное удостовер ение , записать все это, а такженомернагрудного знака автоинспектора, н омер его автомобиля или мотоцикла , м ожет быть фамилии свидетелей (тех жедру ж инников ) , стараясь быть безукоризненновежливым . Кстати, это неплохое психолог ическоеоружие : человек, к оторыйдер ж ит себя уверенно , но не нахально, с достоинством, вызывает к себе располож ение . Хотя, к онечно , м огут быть исклю чения. Вот еще одно письмо. « М оймужбезмалого 18 лет за рулем , ездил все это времябезаварий , — пишет ЛюдмилаПискарева . — В концепрошлого года мы , подзаняв денег, купили грузовичокИФА , на котороммойсупруги работает. 25 февраля этого года поехали вгородКамы шин Волгоградской области. На мосту через рекуДонвгороде Калач распол ожен пункт ГАИ . Лейтенант что-то вы яснял сдругими водителями, а нам ру к ой махнул — м ол , п роезжайте . Вдруг он , присмотревшись, увидел наши частные ном ера , и поведение егорезкоизмени лось. Потеряв всякий интерес к беседе, он стал жестами показывать, чтобы мы остановились. Я до сих пор не могупо нять, что привело инспекторав неописуем ую ярость. П одбежавк нашей машине, работник ГАИ открыл рот и... Такой матерной брани я давно не слышала. Воз-вильные действия работника Госавтоинс пекции . П онимаю , что все это довольно непросто, но ведь и для сотрудника ГАИ суд, если он неправ, т оженежела телен. Поверьте, за свои законные права нужно бороться законными методами. Главное же не быть пассивным, п окор н ым или, т ем более, пускать в ход ку лаки. Ф изическое сопротивление чревато всевозможнымиосложнениями . Из по страдавшего можнолегко обратиться в вин овного — оказал сопротивление закон ным действиям представителя власти, а это по статье 191' У К РСФСР, к оторый действует до сих пор , г розит пятью го дами лишения свободы . Есть идругие статьи Уголовногокодекса , к оторыемогут быть отнесены к участникам такогокон фликта, в том числе иприменимыекработникумилиции , с кажем , за превыше ние необходимых пределов обороны , п ре вышение власти, использование служеб н ого положения... Но стоит ли обеим стор онам доводить конфликтдотакогосо стояния, к огдаужебез суда его не раз решить. Ведь чаще всего начало его , так сказать первопричина, яйца выеденного не стоит. И если уж на то пошло, р азум но ли, охраняя целостность пломбы на трейлере, получить пулю или, «неловко» ударив милиционера , сменить уют семьи на несколько лет колонии усиленного ре жима?