ЧАСТНЫЙ ГРУЗОВИКМного нового появилось за последнее время в нашей жизни. У же никто не удивляется бойкой торговле с рук в мало-мальски людных местах. Привыкли мы ик мальчишкам, протирающим стекла автомобилей. Не поднимаются удивленно брови от изумления у прохожих при виде грузового автомобиля с «частными» номерами на широченном бампере.ак крестьяне уводят из неухож енногоколхозного стада свой скот, так из автотранспортных предприятий хозяйственные му ж ики выкупают сегодня «татры», ЗИЛы, КамАЗы. После либерализации цен старый, изношенный ЗИЛ-130 стоит в среднем около 50 тысяч рублей, а новый — в 10 раз дороже . О днако вряд ли кто станет покупать такой автомобиль ради престижа, утверждения собственной значимости. Собственный грузовик — это бизнес,, в какой бы конкретнойформе он ни выражался. Привезти телевизор или журнальный столик можнои на «Жигулях», грузовой же автомобиль' доставит крупногабаритную мебель из магазина, стройматериалы, сельхозпродукты — любые грузы , перевозка которых может принести солидный доход, несравнимый с чаевыми водителей легковушек. Разумеется, могут быть и исключения. Например, ЗИЛ-131, к о торый уже несколько месяцев стоит на площадке автомагазина № 3 вМо скве рядомсАЗЛК . Этот почти новый автомобиль кто-то купил аж в декабре прошлого года за 45 тысяч руб лей и не торопится забирать. А дми нистрация магазина полагает, что человек просто решил выгодно вложить деньги. Есть также любители использовать грузовые автомобили для охоты в степи, стреляя из кузова по убег ающимв свете фар животным . Но подобные случаи все-таки не типичны. Главная цель при покупкегрузо в ика — это стабильные и рентабельные перевозки. Во время недавней командировкив Новосибирск мы познакомились с двумя водителями. Сильно изношенн ую за семь лет « Ш коду - Л ИАЗ » они приобрели у государственного предприятия всего за 10 тысяч рублей, а затем заключили договор со строительным кооперативом и работают на него по шесть дней в неделю. Фирма-заказчик не только обеспечивает работой, но и несет юридиче с кую ответственность, платит налоги, выделяет горюче-смазочные материалы. Зарабатывают водители в этомКкооперативе 80 рублей в час. По их мнению , месячная зарплата в 15002000 рублей для шофера просто оскорбительна. Как иу владельца легкового автомобиля, у хозяина грузового масса проблем . Запчасти, топливо, техобслуживание — вот тот заколдованный круг , по которому не единождыпри ходится проходить каждому водителю «частного» грузовика. Неслышно что-то пока об откры тии хотя бы одной станции техобслуживания. На всю Россию лишь в двух городах — О мске . и Владикавказе — появились магазинчики, где частник может приобрести кое-что от щедрот запасливых автопредприятий. Д аже если водитель со своим грузовиком придет работать вкоопе ратив, то и там ему, как правило, не предоставят ни запчастей, ни условий для ремонта, ни места для стоянки. «Извини, д орогой , — говорит обычно председатель кооператива,— это твои личные трудности. М ы тебе деньги платим хорошие, так что крутись, как можешь » . Чтобы лучше узнать, как же выкручиваются наши сограждане, один из нас решил влезть вшкуру владельца частного грузовика и обратился к услугам небольшой автобазы, выбранной наугад. Ее адрес и фамилии должностных лиц мы не станем указывать, полагая, что подоб ные ситуации типичны для большинства отечественных транспортных предприятий. Главный инженер на конфиден циальную просьбу подсобить с восстановлением старого КамАЗа , не зарегистрированного в ГАИ, «клюнул» довольно быстро и тут же отослал к начальнику автомастерской. Тот оказался человеком более осторожными довольно долго буравил клиента немигающим взглядом. О днако вскор е , разглядев в посетителе человека, действительно знающего большегрузные автомобили, он потерял бдительность и даже немного разоткровенничался: «Видел мужика , к о торый со мной только что разговаривал? У него такой же КамАЗ-десятитонник, что иу тебя. ТО-2 иремонт сцепления ему обошлись в 12 тысяч, из которых четыре мне нужно отдать начальнику за риск и покровительство, а остальные 8 тысяч рублей яделю со слесарями». Цены на запчасти для КамАЗа по сегодняшним временам (на март сего года) не настолько ужи грабительские. К тому жев подсобке или на складе не грех и поторговаться. Новый амортизатор или рулевую тягу частнику можно отдать всего за 150 рублей, топливный насос высокого давления — за тысячу, лобовое стекло — за триста. Пучок проводов — это дефицит, дешевле чем за две «штуки» не достать. Столько же , а то и побольше нужно «отстегнуть» за карданный вал или гидроусилитель. Новая покрышкаскамерой обойдется владельцу КамАЗа в 1500 рублей, а вот за работу содним колесом в объеме ТО-2 (снять колесо, расточить барабан, заменить тормозные накладки) н ужно заплатить 1000 рублей. Конечно, далеко не каждый захочет связываться с подобными орга-30ЗА РУЛЕМ 8/92 низациями и постарается найти официально дозволенный путь. С корее всего, он обратится на какой-нибудь авторемонтный завод: почти все они принимают сегодня заявки не только от предприятий, но и от частных лиц. О днако если вашему корреспонденту в «шараге» за ТО-2, замену передних амортизаторов, ремонт сцепления и рулевого механизма, а также кузовые работы с покраской насчитали около 14 тысяч рублей, то капитальный ремонт на авторемзаводе сегодня влетит владельцу частного грузовика не менее чем в 40 тысяч руб лей. К рометого , шабашники с автобазы выполняют свою работу качественно и всего за один-два дня: такая машина идет вне очереди и быстро, чтобы лишний раз не привлекать чье-либо внимание. А на заводе никто особенно не будет заботиться о частном грузовике . П роблемыгрузового автомобиля в личном пользовании ремонтом не заканчиваются. Заправочные станции во многих регионах отпускают всего по 80 литров топлива в одни руки . Что это для грузовика? О коло 150200 километров пробега. И вновь стой вочереди . Пока не отпустили цены на энергоносители, г орючее стоит не так уждорого . У водителей госпред приятий можно было приобрести ср ук талоны на бензин А-76 по 50 рублей за 100 литров, а на дизтопливо — по 25—30 рублей. Поговаривают, правда, что талоны вот-вот отменят иАЗС будут обслуживать тольк о за наличный расчет. Владельцы легковых автомобилей пострадают при этом, наверное, больше, чем те, кто окупает свою машину перевозками различных хозяйственных грузов. Ведь не отпадет, с кажем , нужда перевозить мебель в новые квартиры. И новосел заплатит, сколько с него потребуют. Со стоянкой сложнее. Частные грузовики уже есть, а гаражей для них нет и пока не предвидится. На селе фермер загонит свою машину во двор — и все дела. В городах же —• м орока . Не на каждой автостоянке позволяют парковать такой транспорт. А если и пустят, то платить будешь в три-четыре раза больше, чем за легковой автомобиль. Кстати, без справки о наличии места стоянки грузовик в ГАИ не зарегистрируют, так что ищи, приятель, контору, согласную пригреть твое приобретение. А если попробовать под окнами своего дома? Надо идти к начальнику ДЭЗа. Но никакой гарантии получить «добро» нет. И вопрос здесь не тольк ов платежеспособности просителя, но ив планировке микрорайона .М ногие жители российских горо дов уже испытали на себе «прелести» парковки грузовиков под окнами жи лых многоэтажек. Одних ранним утр ом разбудил рев прогреваемых мо торов, д ругие лишились любимых мест прогулки , к оторые превратились в свалку металлолома и т. д. Договориться сруководством ближ айшего автохозяйства? Тоже можно , но если действительно оставить частный грузовик на территории такого предприятия, то, учитывая острейший дефицит запчастей, м ожно не сом неваться, что автомобиль разворуют в первую же ночь. Проблем у человека, который не побоялся купить грузовик, сегодня более чем достаточно. В исторической аналогии его можно сравнить с пахарем, выделившимся из крестьянской общины после столыпинской реформы . Только если царский указ, разрабатывался детально, с. учетом многих обстоятельств, то нынешние «единоличники» просто брошены на произвол судьбы. Но большинство оп рошенных владельцев грузовиков на это обстоятельство не очень-то жалуются: они ведь, как правило, люди тертые и без опекунов все равно на ноги встанут. С. ЕВШИКОВ, Д. ОРЛОВЛиния отрезаТолько для посетителей 1-го Московского международного автомобильного салона100 призов победителям лотереиMOSCOW INTERNATIONAL 26-30 АВГУСТА 1992 Павильон № 1 ВВЦ (бывш. ВДНХ)Заполните купон на обороте и опустите его в специальный ящик, установленный в выставочном павильонеЗА РУЛЕМ 8/92люток8HOW-92U