л уминовую проставку. К рометого , при неаккуратномобращении «мастеров», да и вашем, фольга сминается и не обеспе чивает герметичность соединения карбю ратора, что вызывает затруднения при пуске двигателя, «провалы» при разгонах, повышенный расход топлива из-за пере обеднения смеси. Рекомендую изготовить проставку самим из подходящего материала. Невзирая на некоторыеогрехиизго товителей, на газе вполне можно ездить, хотя не стоит на него рассчитывать в дальних путешествиях: с лишком слабо развита сеть газозаправочных станций. Но еще сильнее путает карты автол юбителямнынешняя политика цен , при которойвыгоды от перехода на газ оказы ваются под вопросом .нители FU1.1 и FU2.1) параллельно ни т ям дальнего света, а обмотка К2 втор ого — параллельно нитям ближнего света ( ч ерез FU1.2 и FU2.2). Нормально разомкнутыегруппы контактов , К1.1 и К2.1 этих реле, в своюочередь , в ключе ны параллельно упомянутомурезисто ру R1. Таким образом , в схеметолькотри дополнительных элемента: р езистори два реле. Н еискушенный читатель можетпо думать, что такая довольнопримитив ная схема вряд ли можетполноценно выполнять свои функции . Оказывается, это не так. Рассмотрим ее работу. П редположим , что лампы фар выклю чены. Это означает, что ни на верхнем (по рисунку ) , ни на нижнем выводе схемы нет напряжения ( + 1 2 В) б ортовой сети. При этом контактныегруппы К1.1 и К2.1 реле, вполне естественно, р азомкнуты . Если теперь включить, например, дальний свет, то на верхнем выводе схемы появится напряжение. Первоначально ток пойдет через обе нити дальнего света ламп EL1, EL2 ире з истор R1. П оскольку последний выбран так, что его сопротивление заведомобольше , ч ему обеих еще холодных нитей ( в ключенныхктомуже параллельн о ) , то основная долянапряженияв сети придется на этот резистор . Естественно, что в первый моменттоквобмотке К1 реле мал, п оэтомуегокон тактная группа К1.1 (равно как игруп па К2.1 второго реле) б удетразомкнута . О днако по мерепрогрева нитей дальнего света их сопротивление будет возрастать, иначе говоря , н апряжение на них (или, что почти тожесамое , на ' о бмотке К1 реле) будет увеличиваться. Как толькооно достигнет порога срабатывания этого реле, последнее включится изамкнет своей контактнойгруппой К1.1 ограничительный резистор R1 — нити дальнего света ламп EL1 и EL2 загорятся полнымнакалом . В результате их включениепроизойдет почти без увеличения тока. Правда, в моментзамы кания контактов К1.1 бросок тока все же возникнет, но его величина существенно (в несколькораз ! ) н ижетой , к оторая бывает при штатном способе коммутации ламп. Это объясняется тем , что принапряжении , р авномпорогу срабатывания реле ( о коло8 В), нити накала про греваются уже достаточно сильно и их сопротивление неизмеримо больше начального (у холодной лампы). При выключении дальнего света кон тактная группа К1.1 размыкается , и схема снова готова к работе. А налогичновключаются нити ближ него света. Только при этом срабаты-вает ужевторое реле собмоткой К2 иконтактнойгруппой К2..1. Но ивэтом случае для ограничения тока используется резистор R1. Очень важно , что он находится подтоком лишь очень нед олго ( м енее двух десятых секунды ) , п оэтомувмоментвключения (или пере к лючения ) света фар нагревается мало, а затем быстро охлаждается естественным путем. Точно так же схема будет работать при переключении света с дальнего на ближний (или наоборот ) . Д еловтом , что вначале снимается напряжение , - нап ример , с верхнего вывода итолькопотомоно возникает на нижнем . П ричем этого весьма короткоговремени вполне достаточно для того , чтобы резистор R1 оказался не замкнутымкакой - л ибо из контактных групп (К1.1 или К2.1). В ре зультате нити ближнего (или же дальнего) света всегда включаются через ограничительный резистор R1. Ч тобыещебольше упростить йуде шевить схему, м ожно исключить второе реле, использовав вместо него два полуп роводниковыхдиода . В ерхнюю (по ри сунку) к леммуобмоткиKlнужносоеди нить сверхним выводом схемы не напрямую , а через один из диодов ( а нодом вверх, а катодомвниз ) . Таким же диодом (включенным аналогично) эту клеммунужно связать снижним выводом схемы. Такая видоизмененная схема будет работать примерно так же , как преды д ущая . Только здесь реле собмоткой К1 будет срабатывать при включении как дальнего, так иближнего света. И втомивдругом случае вмоментвключения ток проходит вначале через ограничительный резистор R1, а затем, после прогрева соответствующих нитей накала — ч ерез контакты К1.1. Пусть новичков не смущает, что в этой схеме есть электронныеприборы — п олупроводниковыедиоды . О бычно эти детали весьма надежныи при правильн оммонтаже не подведут. М ожно использовать самые разные автомобильные электромагнитные реле, рассчитанные на номинальное напряже ние вбортовой сети 12 В. Но лучше всего подойдут малогабаритные — типа 111.3747, 113.3747-10 (наиболее удобные , п осколькуимеют лапку крепления на кузове ) , 112.3747, 113.3747 (без лапки крепления), 114.3747-10, 116.3747-10, 117.3747-10 и 114.3747-11, 116.3747-11, 117.3747-11 (без установки на печатную плату, соответственно в собственном корпусеи без корпуса ) . Выводы этих реле маркированы , а подключают их так: о бмотку (выводы 85 и 86 реле) и нормальнорезомкнутую (замыкающую) к онтактнуюгруппу (выводы 30 и 87 реле) с оединяют согласно схеме . Д иодыможно взять кремниевые, например, типа КД102А , КД103Б, К Д226 или Д226Б: их анод имеет маркировку цветной точ к ой , а у катода маркировки нет. Резистор R1 должен быть обязательно проволочным . В этом качестве имеет смысл использовать одну из секций (вторую секцию можно задействовать для защиты ламп противотуманных фар) д обавочногорезистора СЭ-107, п риме няемого в контактно-транзисторном .заж игании автомобилей ЗИЛ-130 или автобусов ЛАЗ , Л иАЗ . Важно, чтобы его сопротивление былов пределах 0 , 4 — 0,5 Ом . Правда, этому требованию отвечают резисторы названного типа, выпускавшиеся до 1984 года. ВпоследствииПРОСТАЯ СХЕМА ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЛАМПСтатьи о продлении срока службы галогенных ламп (ЗР, 1991, № 6; 1992, № 1) вызвали немало откликов читателей. Понятно, что мы не в силах опубликовать все присланные вами схемы приставок для защиты ламп. Редакция благодарит всех, кто отозвался на наши публикации. По-видимому, основную цель — привлечь к проблеме внимание потребителей и производителей, м ожно считать достигнутой. А сегодня по многочисленным просьбам мы расскажем об одной конструкции — наиболее простой в изготовлении, не содержащей транзисторов. Слово — В. БАННИКОВУ. Н апомним , что наиболее вероятная причина перегорания ламп — п ротека ние большого тока через нить накала вмоментвключения . Ограничить его величину можно , оказывается, и без помощи электроники. О дин из вариантов схемы , у мень ш ающей « б росок » тока через лампы , показан на рисунке . Здесь EL1 иEL2 — лампы фар головного света соответственно левого иправого борта — стандартные элементы электрооборудования. Плавкие предохранители FU1.1, FU2.1 (для лампы левого борта) и FU1.2, FU2.2 (для лампы правого борта) — такж е штатные детали автомобиля, п од ключенные по обычной схеме. У кажем лишь, что через них подводится пи тание к нитям накала ламп EL1 и EL2, п ричем первые два предохранителя защ ищаютбортовую сеть в случае замы кания в цепи нити дальнего света (на рисунке — левые нити ламп), а два дру гих — б лижнего (правые на рисунке ) . Как видно из схемы , о бщий («минусовый») вывод ламп не подключен нап рямуюк «массе» автомобиля, как это обычно бывает, а соединен с ней через резистор R1. П омимо этого резисторас небольшим электрическим'сопротивлением, в схеме использовано еще два электромагнитных реле. О бмотка К1 пер вого из них включена ( ч ерезпредохра 34 ЗА РУЛЕМ 8/92К элЕктромеме аВтомойиля\K1.1\K2.1Схема защиты галогенных ламп дальнего и ближнего света.