связали его , забрали алюминийи погнали машинувЭстонию . Началась погоня . На требование остановиться только увеличивали скорость . М илиция стала стрелять по скатам . П робили , но и на спущенных КамАЗпродолжалупрямо уползать всто р онуграницы , к отораяуже была видна. Только он переехал шлагбаумэстонского таможенного пропускного пункта, подлетела машина российских милиционеров . А ее-то и не пропустили . Т аможенныеконфликтыхарактерны не только для границ России со своимисоседями . С овсем недавно узбекские раб отники ГАИ устроили настоящуюпогоню за казахстанскими омоновцами , к оторые прикрывали четыре КамАЗа , вывозивших из однойреспубликивдругуюпромто вары на 11,5 миллиона рублей . О пера ц ию прорыва возглавлял армейскийофи ц ер . П рямо как вкинопро гангстеров. О дной из. у преждающихмер от повто р енияподобных ситуаций на границах России стало принятие целогорядадокумен тов, цель которыхотрегулировать механ измвнешнеэкономической деятельности республики (их список приведен вконце статьи). Не будемподробно их анализировать, о тметим лишь, что вывоз товаров без таможенногоразрешения чреват штра ф омвразмерерыночнойстоимости нелегального товара. Ш трафбудутвзыски вать налоговые службыи распределять в местный бюджет — 50 процентов , из них местныморганам внутренних дел — 25 процентов , т аможне — 25 процентов . Ж есткиемерытаможенных постановлений, б езусловно , нанесут удар по конт рабандистам разных мастей, но одновре м енноповлияют не влучшуюсторону на интенсивность автомобильногосообще ния, а втотуризм , частные поездки , п ере в озкигрузови багажа. И надо прямо сказать, постановления эти сделают многих обычных людей контрабандистами . Какой-то процент населения наверняка не устроят те, хотя и вызванные необходимостью, нормы провоза, к оторыеим предлагаются. И будут автомобилисты прокладывать объезд ные пути по проселочнымдорогам , искать броды или создавать их искусственно. Пока должногопорядка на новых грани цах нет и не все еще возможные пути перекрыты. Но жизнь есть жизнь . Границы становятся все более непроницаемыми , что вполне оправдано в нынешней ситуации. И у России уже появились свои погра ничные войска. Б. П РИМОЧКИН Приказы государственного таможенного комитета РФ : «О порядкелицензированияиквоти рования экспортаиимпорта товаров» ( р абот , услуг) на территорииРФв 1992 г.»; «О мерах по обеспечениюдеклариро вания итаможенногооформления товаров, п еремещаемых через границуРФ , в пределах государств — членов СНГ»; «О таможенных пошлинах на импорт ные товары»; «О введении таможенныхпошлин на товары, в ывозимыестерриторииРФ » ; «О мерах по реализации Указа Пре зидента РФ «О формировании Республиканского валютного резерва РФ в 1992 году » . О знакомитьсяс этими документамиможнов Государственном таможенномкомитетеРФ по адресу: 107140, М осква , Комсомольская площадь, 1-а, тел. 975-51-09.ТЕСТЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЖИГАНИЕ ДВА ПУТИ К РЕШЕНИЮИнтерес автолюбителей ккакой - л ибо идее непостоянен : то подъем , то спад. Так, лет пятнадцать тому назад всех очень увлекла возможность дополнить обычную систему зажиганияэлектронны м и ' п риборами . Появилось множество устройств, в основном тиристорных блок ов , и ониохотно раскупались. П отом , спустя годы , автомобилисты убедились, что электроника , при всех ее несомнен ных достоинствах, не лишена иопреде ленных недостатков, а главное — никак ого волшебства и чудесных улучшений в работу мотора не привносит. П озжемы стали свидетелями широкого распространения мощных бесконтактных транзисторных систем (ВАЗ-2108, В АЗ 2109, ЗАЗ-1102), признание ккоторымпришло после отчаянных волнений ( и з вестная история сненадежнымкоммута т ором 36.3734). П ожалуй , т олько теперь мыможем , наконец, порассуждать обэлектронных системах зажиганияспокойноинепредвзято . А повод для такогораз г овора — два новых изделия, с проекти рованных с целью модернизацииобыч ных, к онтактныхсистемзажигания . О ни наглядно показывают , что возможныраз ные взгляды на потребительские требо вания. Но для начала припомним плюсы иминусыобычных систем. П ервое , что надо отметить , — простоту конструкции . Это несложные и, соответственно, нед орогиеэлектромеханические устройства, не требующиесугубо специальных знаний для наладки иремонта . Все детали давным-давно отработаны ивэтом смысле весьма надежны . Выходные характеристик и систем не выдающиеся , но вполне приемлемые, обеспечивающие нормальн ую работу двигателя в эксплуатационных условиях. К достоинствам следует причислить ипрактическуюневосприим чивость кэлектро - и радиопомехам . Но наряду сперечисленным имеется многое , что вызывает досаду у водителей. Ток в первичной цепи велик, вследствие чего идет интенсивный электроэрозион ный износ контактов прерывателя. Соответственно нарушается установочный угол опережения зажигания, а также зазор междуконтактами , что сказывается на работоспособности мотора и расходе бензина. Э нергияискрообразования достигла своего предела; для ее роста нужно увеличивать первичный ток, но тогда контакты стали бы подгорать катастрофич ескибыстро . И еще . Нарастание вторичного напряжения в момент размыкания контактов происходит не очень резко ( р азумеется , по меркамэлектри ческих процессов), а потому система чувствительна к загрязнению свечей. Если электроды свечи увлажнены или покрытыслоем нагара, при пуске холод н ого двигателя (для зажигания это самый трудныйрежим ) вторичный ток успевает «убежать» по грязии искра не обра зуется. Такая неприятность всем нам знакома из практики . У помянеми тот факт, что уобычных систем есть лишь одна возможность для корректировкиопережениязажига ния — п оворот корпуса распределителя. При этом в равной мере смещается вся рабочая характеристика автомата, повлиять на какую - т оотдельную зону оборотов (это было бы удобно для борьбыс детонацией) н евозможно . Упоминавшиеся выше тиристорные блоки ( м ногимзнакомы такие названия, к ак «Искра», «Электроника», «Импульс» и др.) обеспечивали ускоренное нарастание вторичного напряжения, что снижало чувствительность системы кзагрязнению свечей, но одновременно уменьшали длительность искры, а это дает обратный эффект, то есть затрудняет пуск. Э ро з ионный износ контактов прерывателя сводился кминимуму , п осколькучерез них проходилтолько слабенький команд ный ток, но и тут была своя ложкадегтя : малый ток не обеспечивает само о чищенияконтактов , на которыенеми н уемо попадают влага игрязь . «Начинка» т иристорногоблока состоит из радиоэлементов ; если один из них откажет (а такое случается), п ростомуавтолюби т елю не под силу разобраться всхеме . В прочем , б ольшойбеды тут нет, п о скольку блок можно отключить и вернуться к штатному варианту. Немалов ажнотакже , что тиристорная система допускаетприменение устройств для ре гулируемой задержки момента искрообразования. П оворотомручкизажиганиеделают « п опозже » в тех режимах , где есть опасность детонации, и ездят на бензинесменьшимоктановым числом ( р азумеется , при некоторойпотеремощ ности). Э лектронные октан-корректоры подобногородашироко известны и стали привычным товаром. Бесконтактная транзисторная система зажигания , с трогоговоря , не входит втему нашего разговора , но для полноты картины скажем ио ней. Это та система, к оторуювобиходе называют « з ажиганием «восьмерки» и «девятки». Ее отличительная особенность — очень большая энергияискрообразования . Д ли тельность искры не меньше , ч емуобыч н огозажигания , а нарастание вторич н огонапряжениябыстрое . Изнашиваемых контактов тут нет вообще . С ловом , п ре красная система, но на практикеиу нее есть свои недостатки. При высоком втор ичномнапряжении возрастает опасность пробоя изоляции и такое, действительно, случается. Электронная схема сложна , состоит из многих элементов, а когда что-то выходит из строя — все, как говорится, «приехали». Вот и возят подсиденьем запасной коммутатор , р аспреде литель, а приборы эти дороги . Тем не менеемногие владельцы «жигулей» и « м осквичей » поглядывают на бесконтакт н ую систему с почтением идумают , к ак бы приспособить ее к своей машине. О кончание — на стр. 15. ЗА РУЛЕМ 9/92 11