ИЗ ОПЫТА ВЛАДЕЛЬЦА «ВОЛГИ»«Журнал «За рулем» практически ничего не публикует о «Волге» ГАЗ-24-10,— сетует читатель из Новгорода, инженер А. Н АСОНОВ . — Видимо, по двум причинам: во-первых, устаревшая, по современным понятиям, модель; во-вторых, мало «волг» поступает в розничную продажу. Ну, а что делать тем, кому все-таки повезло приобрести «советский «Мерседес», а опыта нет и почитать о болезнях «Волги» негде. Буду рад, если кому-то пригодятся мои заметки». Итак, вы приобрели ГАЗ-24-10. Первое, что необходимо сделать — подтянуть все крепежные детали, особенно хомуты на масло- и бензопроводах, трубопроводах системы охлаждения. Уверен, вы не только обнаружите массу слабых мест, но и отсутствие нескольких крепежных деталей. Что касается запорного краника масляного радиатора, то его многие просто выбрасывают, так как течет он безбожно . Масло настойчиво просачивается через стьж крышки клапанного механизма сго ловкой цилиндров. К рышка крепится всего шестью болтиками Мб , и, учитывая ее жесткость и ширину прокладки , уплотнить стык, п о - м оему , д аже теоретически невозм ожно . Пришлось изготовить (в заводских условиях, разумеется) бандажный пояс из стального листа толщиной 8мм — теперь горя не знаю. ( Д умаю , и шестимилл иметровой толщины достаточно.) Некоторые водители рассверливают крепеж ные отверстия и нарезают резьбу М8 — более трудоемкои менее эффективно. Но об этой крышке еще не все. Масло почти сразу начинает подтекать в месте присоединения к ней патрубка вентиляции картера. Таксисты мне посоветовали заварить стык аргоно-дуговой сваркой, что яи сделал: все остальное, говорят, плохо помогает. Электрооборудование. Проверьте сразу, соответствуют ли предохранители схеме. На четвертый день после покупки машины я отправился вдальнююдорогу . В пути сразу отказал звуковой сигнал: оказалось, в цепи стоял не тот предохра нитель. Мелочь, но в дальней дороге особенно неприятная. Сцепление. Тысяч через 17 появились подтеки на рабочем цилиндре. Оказывается, это тоже старая, известная профессионалам болезнь. По их совету я вынул поршень и, проточив вторую канавку, поставил еще одну манжету. Почему на заводе не найдут способ надежно уплотнить поршень? Л юбителям советую это сделать сразу, не дожидаясь неприятностей. Если привод сцепления впорядке , а передачи переключаются все хужеихуже , то, с корее всего, нарушено положение рычагов нажимного диска: на заводе их отрегулировали, но зафиксировать ( з акер нить регулировочные гайки) «забыли». Придется вам сделать все как следует. Рессоры. Служебные машины обычно ходят с пустыми багажниками . А вот частники набивают их дачной поклажейидру г имгрузом , а потому машины идут, задрав нос. Найдите хотя бы неновые коренные или подкоренные листы рессор, закрепитена их концах резиновые буферы и установите междудвумянижними листами или в качестве первого. Тем самым вы улучшите не только осанку машины. Еще о багажнике. Задние крылья, соединяясь сднищем багажника, о бразуют большие полости, которые после хороше го дождя или усердного мытья машины заполняются водой : резиновый уплотнитель под крышкой багажника не обеспечивает его герметичности. Просверлите, не бойтесь, в нижних точках отверстия диаметром6мм для стока воды. Промажьте полости мовилем или другимкон сервантом. Ж алею , что не сделал этого на новой машине. Смазывайте резьбовые шарниры передней подвески иподшипникишкворней поворотных кулаков через 1,5—2 тысячи километров , а не через 4—5, как рекомен дует завод, если хотите от них долгой службы . Заодно смазывайте и шарниры карданного вала. Я описал только те недостатки, с ко т орыми столкнулся сам икоторые , на мой взгляд, присущи именно «Волге». Был бы весьма признателен, если бы на страницах журнала смог прочитать отом , что еще ждет впереди меня и других владельцев «Волги». От редакции. В свою очередь, мы обращаемся к нашим читателям, к оторые ездят на «волгах», любителям и профессионалам: п омогите заполнить информа ционный пробел, поделитесь своим опы т ом эксплуатации этих машин. Ж дем ваших писем.ГЛАЗАМИВЛАДЕЛЬЦАИЗ ДОСЬЕ «ЗАПОРОЖЦА»Устаревший, шумный, не слишком удобный — но зато досконально изученный и, что особенно важно, самый дешевый, этот автомобиль еще долго будет служить тысячам наших читателей. Один из них, В. К УЗЬМЕНКО из Волгодонска делится опытом езды на ЗАЗ - 9 68Мв течение семи лет. Из досье автора: 42 года, женат, двое детей. Инженер-электрик по автоматике, в меру рационализатор, н емножкоди зайнер-дилетант ( п омогаю местным самодельщикам во внешнем оформлении кузова). Права мотоциклиста получил вДОСААФв 16 лет, автомобиль вожус 35. Манера вождения: «Три Р» — р азумный риск, реакция (на малейшуюдорожную ситуацию); «Три К» — класс, к омпромисс , к орректность , а проще — езда без выпендрежа ( м нимого шика иподрезок ) ; действия за рулем — п редсказуемы . Из досье машины. Модель ЗАЗ - 9 68М , п робег 80 000 км при среднегодовом — 10—12000. Выехал из ворот завода « К ом мунар» в 1984 году. И с тех порзаконно р ожденный « З апорожец » белого цвета ездит «сам по себе», не докучая «родителю» с Украины ни гарантийным, ни послегарантийным, ни прочим обслуживанием, ц еликом доверяя свое благополучие счастливому (без кавычек), с детства мечтавшему о собственном автомобилевладельцу, у которого (скорее всего, е динождывжизни ! ) сердце сладко зашлось от запахов свежих лаков, красок, обивки и прочих чисто автомобильных ароматов... Социальное происхождение: из рабочих и для рабочих, а также для малоимущих инженеров госпредприятий исовучреждений . Благо цена вминувшем десятилетии была вполне досягаема. Излишеств, конечно, нет, равно как и очень больших недостатков (или это — дело привычки искромных притязаний хозяина?). А вот качество грунтовкииокраски приятно удивляет: никаких мер по дополнительной защите кузова не принимал, но только после шести-семи лет эксплуатации появились очажкикоррозии . М огу поспорить, что у «Жигулей» показатели долговечности покрытий скромнее. Характер: выдержанный, но не норди ческий; плоховато заводится зимой , но если заведешь — не остановишь; тянетпотянет, пока есть в баке бензин. К качеству последнего непривередлив, в отличие от заморской «Хонды». «Порочащих связей» с «Мерседесом» не имел, но отголоски итальянской конструкторскоймы сли 50-х годов найдутся — стоит посмотреть фильмы итальянского неореализма. ФИАТ-600 — ну прямо предтеча ЗАЗ-965. Что до «Порше-911» и « Ф олькс вагена-жука», и с ними есть нечто родственное, но уже отдаленное. В остальном — трудяга необыкновенный. И не зря называется « п роходим ц ем » : настолько успешно преодолевает проселочные дороги после хорошего летнего ливня, нарезая колеи там, где садятся передне- и заднеприводные род ственники ФИАТасВолжского автозавода. Вот и не так давно семейная «лошадка» снова подтвердила свою выносливость. Было это 9 декабря 1991 года. Расстояние в 330 км от Таганрога, до Волгодонска «Запорожец» преодолел за девять часов против обычных шести, уверенно пробиваясь сквозь снежные переметы высотой до полуметра, тогда как другие модели без подмоги из снежного плена выбраться не могли . Замечу, что на выезде из снежного заноса надо быть начеку: не вовремя сбро сил газ — и колеса спротектором , забитым снегом , не удержат машину на доро ге, п окрытой коварной ледяной коркой . Х орошо , если кювет не глубокий... Ощущения не для слабонервных: будто сам себя удерживаешь за подтяжки , к ожей чувствуя, есть сцепление колес сдорогой или нет — б ез всякого компьютераиди ковинных датчиков. В годымолодой прыти моего «Зап орожца » — совсем недавно, в 1988-м — отваживались сженой ездить в Прибалтийские страны. Да и Черное море до недавнего времени не было таким уж далек им . Вызывали удивление знакомых : «На « З апорожце » так далеко — неужели не ломались?» Не ломались вовсе на протяж ении пяти лет или 60 000 км , производя лишь ТО да протяжку ходовой части. Да и сейчас, самостоятельно заменив поршневые кольца, выпускной клапан у первого цилиндра и диск сцепления с выжимным подшипником, продолжаю ездить на расстояние 800—1000 км (в оба конца), а не только на дачный участок. Не хочу, чтобы сказанное восприняли как рекламу завода « К оммунар » и сним аемойс производства модели ЗАЗ - 9 68М . О кончание — на стр. 43.ЗА РУЛЕМ 10/92 41