Разрушенные детали двигателя «Хонда-аккорд»: верхняя часть поршня и шатун.без масла или охлаждающейжидкости , с явным стукоми т. д. Из-за большого разрыва в уровнях цен в нашей стране и за рубежоми изолир ованное ^ внутреннего рынка ремонтмо торов описанными выше способами (с изготовлением новых или подгонкой близких по размерам деталей), как правило, значительно выгоднее владельцу, чем с использованием запчастей, купленных за валюту. Учитывая, что до насыщения внутреннего рынка автомобилями еще далеко (для этого потребуется не один их мил лион), предлагаемая концепция сохранит свою жизнеспособность, по нашему мнен ию , еще 5—10 лет. А значит, будут особенно актуальны, по крайней мерев этот период, вопросы организации малых (в том числе частных) предприятий по ремонту иномарок . Таким предприятиям понадобятся детали, которые по отдельным заказам вполне могли бы изготавливать хорошо оснащенные предприятия, особенно оборонные . М ыже готовы оказать заинтересованным сторонам помощьв конкретных технических вопросах производства деталей и ремонта моторов иностранных автомобилей.НА КОНКУРС «ИЩЕМ АВТОРОВ»Изношенный (слева) и заново изготовленный лоршни. Новый поршень на 15 г тяжелее.НЕ ВЫБРАСЫ БАЙТЕ СТАРЫЙ СТАРТЕРО болезнях стартеров автомобилей ВАЗ-2108, «2109» наш журнал уже рассказывал (ЗР, 1991, № 1). Читатель из Свердловска А. КУРНИКОВ предложил свой способ ремонта, суть которого в использовании деталей от стартеров прежних, заднеприводных моделей «Жигулей». Первая поломка стартера на моем автомобиле ВАЗ-2108 произошла после 32 тысяч километров — вышли из строя плунжерыобгонной муфты. Вроде бы нет ничего проще — купи новый Привод, и нет проблем . Но беда втом , что отдельные части стартера, среди них и привод, не поступают ни на СТО, ни в магазин.После продажи старой машины, ВАЗ-2102, у меня остался привод стартера — обгонная муфта, пружина и шестерня (они бывали впродаже ) . Решил использовать его для ремонта. Сначала развальцевал приводы от ВАЗ-2102 и ВАЗ-2108 при помощиширокой отвертки и молотка, установив их в самодельное приспособление (рис. 1). Затем вынул плунжерысроликами из привода «Жигулей» и установил в привод «Спутника». После этого вобоймунужно вставить шестерню, о днако сделать это непросто. О перацию лучше выполнять вдвоем спо м ощником , используя еще одно при способление (рис. 2). Его легко сделать из большого гвоздя длиной 130—150 мм . Приспособление вводят вобойму снизу через шлицевое отверстие (рис. 3). С его помощью один из роликов утапливаем в свое гнездо (паз) и удерживаемв этом положении . Затем сверху вставляем шестерню. Ее следует наклонить так, чтобы она соприкасалась с двумя остальными роликами . Поворачиваем шестерню против часовой стрелки до тех пор, пока эти два ролика не зайдут в свои пазы. Удерживая их в этом положе нии, устанавливаем шестерню вертикально и вдвигаем вобойму до соприкоснове ния с согнутым гвоздем . Затем приспособление вынимаем, а шестерню ставим на место. П отом нддеваем полукольца икрышку , а привод осторожно завальцовываем. Вторая поломка стартера случилась месяцев через семь после первой. При включении стартера стали слышны удары. После того, как стартер был снят, неисправность не пришлось долго искать: сломался один из зубьев шестерни привода. Снова помог тот, у же разобранный привод стартера. На этот раз я взял шес терню , при помощиножовки по металлу и напильника сделал скосы с правой стороны зубьев (они были слева). Процесс оказался довольно трудоемким , но все же выполнимым. Ш естерню установил впри вод стартера. Она хорошо работает: без заедания и стука. Право, лучше потерять день на переделку, чем платить тысячи рублей за новый стартер. Наверное, вам будет интересно узнать, что еще одна деталь подойдет к стартеру ВАЗ-2108 — п ружина . Так один неновый привод два раза спас меня от ремонта по рыночным ценам. Если у вас в гараже лежит стартер со сгоревшей обмоткой , но годным прив одом , не выбрасывайте его.Оригинальный (слева) и заново изготовленный шатуны. Масса нового на 5г больше. кольца взяли от мотоцикла «Урал» и про шлифовали до нужной толщины. Плоскость разъема укрышекподшип ников распредвала профрезеровали , чтобы восстановить рабочий зазорподшип ников. Отверстия не потребовали допол нительной обработки , так как их овальность оказалась меньше номинального рабочего зазора. Приведенный объемре монта достаточно типичен для практикифирмы «Иномотор». Ресурс отремонтированного двигателя до частичной переборки — 60...70000 км , — к сожалению , невысок исключительно ввиду низкого качества отечественных (нехромированных) поршневых колец. Ресурс остальных отремонтированных деталей, по нашим оценкам , превышает 100 000 км . Теперь подведем краткий итог сказанному в этой и предыдущих статьях. По нашему опыту, почти любоймотор иностранного легкового автомобиля можно отремонтировать без фирменных запасных частей вабсолютном большинстве случаев. Редкие ситуации, когда ремонтневозможен , связаны сразрушением или трещинами базовых деталей, практически не поддающихсяремонту (блок цилиндров, головка). Как правило, такие дефекты возникают вследствие грубой , неграмотной эксплуатации мотора : ездыРис. 1. Приспособление для развальцовки и завальцовки привода стартера.t]__УVАРис. 2. Приспособление для утапливания ролика в паз: а — гвоздь; б — готовое приспособление. Рис. 3. Установка шестерни в1 — шестерня привода; 2 — ролик; ма. обой-ЗА РУЛЕМ 10/9235