ПИШИТЕ ПИСЬМА!Вдохновленные участием в «Конкурсе знатоков», читатели в своих письмах рассказывают о самых разных случаях «таинственного» поведения автомобиля. М но гие из них мы публикуем в виде задач. Но бывает, загадка не имеет однозначного решения или причина встретившегося дефекта уж очень редкая — а история, тем не менее, поучительная. Сегодня мы представляем несколько таких рассказов, надеясь пополнить копилку ваших автомобильных знаний. Первый прислал С. Ш АНИН из Воронежа. На стареньком «Москвиче-408» я начал ездить в 1980 году . За много лет мнепри шлось не один раз его ремонтировать , п оэтомук «чайникам» себя не отношу . О днажды послышался стук впереднейподвеске справа. Д ело не новое : или шаровые, или стабилизатор. Я особо не стал гадать — начал разбирать подвеску. И тут попал внепривычную ситуацию. Л юфтав ступицах передних колес не оказалось, р езиновыеподушки стабилизатора хорошие, пружина нормальная, амортизатор и его крепление в порядке, сайлент-блоки целы. Так и не обнаружив причину стука, собрал подвеску ирешил прокатиться. Стук все-таки слышался на неровных участках, а ровных ведь на наших дорогах почти не бывает. Вернувшись в гараж, о ткрыл капот ипо п робовал покачать за приемнуютрубу — болтается. Вот и причина стука : в резуль тате износа асбестометаллической про к ладки появился зазормеждувыпускным коллектором и приемной трубой. Надеемся, т ем , к то прочтет этот рассказ, не придется, как автору письма, п о напрасну разбирать переднюю подвеску. Что ж — спасибо ему за урок ! Второе письмо от Ф . ПЛОТНИКОВА из Зыряновска. Возвращался я как-то вечеромдомой на своем «Москвиче-2140». Оставалось ки л ометров десять, как вдруг левая фара блеснула синим светом и погасла. К счастью, лампочки в запасе были. Я заменил сгоревшую , проверил дальний иближний свет — все впорядке . Поехал дальше. Через некотороевремя появилось «дополнительное освещение» — вместе с дальним включился ближний свет. П опро бовал несколько раз переключить — не помогло : горели иближнийи дальний. Подумав, что где-то замкнула проводка , не стал искать неисправность втемноте , тем более что встречные машины появлялись очень редко . В этом случае явыклю чал фары — переходил на подфарники . К огда приехал домойиотдохнул от ночнойпоездки , то пошел вгаражпро верить, в чем же дело. Включил свет, н есколько раз перешел сближнего на дальний — п ереключение четкое. Тогда язажег дальний свет. Через две минуты снова загорелся ближний , и больше я не смог их переключить — горели оба сразу, как ночью вдороге . Выключил фар ы . Л ампы остыли, и снова все пришлов норму. Оказалось, виновата лампочка, к ото р уюя поставил вместо сгоревшей . П ро в одки внутри цоколя , в едущиекколбе , были расположеныслишкомблизкодруг 38 ЗА РУЛЕМ 10/92к другуипри нагревании удлинялись и соединялись. Третью историю рассказал С. РЫЖКОВ из Бишкека. Это случилось впредновогодниедни 1989 года . О днаждыутромя сел за руль своего ВАЗ-2109 ( п робег — 44 тысячи ки л ометров ) , з акрылвоздушную заслонку ивключил стартер, но вместо привычных звуков услышал жуткийскрежетвмотор н омотсеке — и ни единой вспышки. Я был ошарашен , так как накануне поздно веч ером заехал в гараж, не ощущаядаже малейших намеков на какую - л ибо неисправность: двигатель жужжал , как пчелка. С крежет , о днако , был такой , что уменя не возникложелания повторить попытку пуска. Пока я ехал целый час в автобусе, б езнадежно опаздывая на работу, все думал, что могло случиться за ночь сдви гателем, от рождения не потребовавшимдаже долить масло. Но ни одной правд оподобной версии в голову не прихо дило. В ечером после работы яосмотрел двигатель. Зубчатый ремень был цел, без вид имыхповреждений . Система зажигания давала мощнуюфиолетовуюискру . Хотя не былоподозрений на систему питания, п роверили ее — все впорядке . Снял крышку газораспределительного механизма, чтобы проверитьзазоры : б ожемой ! П одвторымитретьимкулачком не то что щуп — палец мог войти. Стала понятна причина скрежета . Клапаны упали вци л индры , п оршни ударили по клапанам и, в озможно , п оломали их. Но почему упали клапаны? Что моглопроизойти за ночь? Не может быть, ч тобы рассухарились сраз у два клапана или поломались сразу чет ырепружины , т ем более двигатель ночью не работал. Д вухнедельные консультации сразны м и «спецами» ничего не дали. М оивоп р осыповергливнедоумение не только видавших виды работников СТО, но и весь цвет автомобильнойнаукитогдаещеФрунзенскогополитехнического института. К огда вскрыли мотор , о бнаружили , что все детали впускного тракта, п одвержен ные нагреву (начиная от воздушнойза с лонкии кончая клапанами), п окрытытол с тымслоемчерного нагара (от 0,5 до4мм ) . Заслонки заедали, а на стержнях клапанов был смолообразный налет, к ото р ый почти приклеил их кнаправляющимвтулкам . Накануне поломки , к огдамотор был горячий , эта смола неизвестного про и схождения была мягче, ж ижеи не мешала работе механизма . За ночь мотор остыл ( т емпература упала до — 1 0 °С); и когдакулачок толкнул клапан вниз, п ружины не смогли вернуть его назад! А затем поршень ударил по клапану, но не дослал его до седла: сжатия и вспышки нет, з а то есть скрежет . Только тогда я вспомнил, что перед этим злополучнымднем два-три раза при пуске холодного двигателя по утрам слышал одиночный металлический стук. Но выяснение причины отложил , полагая, что ослаб хомут на выхлопной трубе. Итак, стали ясны причины скрежета . Осталось узнать происхождениесмолы . М оторист СТО однозначноопределил , что это продуктразложения сахара, подсыпанного вбакзлоумышленниками . Я так же решительно отклонил эту версию : л юкгорловиныбензобака соединен с охранной звуковой сигнализацией, да и условия хранения машиныпрактически исключали такую «диверсию». К рометого , х имиче ский анализ нагара, п роведенный при консультации специалистов Киргизского университета, показал, что он не сахарн огопроисхождения . Да и попытка просто растворить сахар вбензине не увенчалась успехом . Следствие затянулось. Между тем после ремонтамотора на СТО япромыл систему смазки , заменил фильтр, снял бак, п ромыли просушил его (хотя там была девственная чистота), п родул насосом все бензопроводыи заправил машину бензи н ом АИ-93, п ривезенным из соседнего Казахстана. Двигатель вновь зажужжал , как пчелка. Забыть, как недоразумение? Но вот до менядошел слух, что водном из автотранспортных предприятийгородапро изошло нечто похожее . На дверях мотор н ого цеха ПАТП № 4 висел лист бумагиснадписью : «Штанг нет. А дминистрация » . Значит, м ногиммашинам требовались новые детали механизма газораспределе ния. Оказалось, что водин день заклинил 41 (!) двигатель на микроавтобусах РАФ-2203, а во второй — еще 8. А нало гичная картина, как я узнал, была на дру гих предприятиях. К онцов найти никто не мог (а может , п росто не хотел). М инул целый год — и совершенно случайно весной 1991 года я наткнулся в Беловодской нефтебазе на одного из соавторов этих «славных дел» — с тройнуюсимпатичную девочку, с отрудницу лабор атории , которая не взяла пробу бензина из цистерны и не сделала анализа. А пер ед этим другие соавторы залили изначально чистый бензин внеочищенную от чего-то железнодорожную цистерну и отправили ее в истосковавшийся побензинуФрунзе . Это «что-то» растворилось вбен зине и попало в двигатели. Весенняя улыбка на лице девушки , рассказавшей страшную правду, о безоружи вала и призывала к такой жебеззаботнойи беспричинной радости. Но когда вся картина прорисовалась в деталях, к огда стало видно , к акойковарныйудар нанесли эти девчата и ребята моей новой «девятке», полусотне «рафиков» из ПАТП № 4 имногимдругим машинам илюдям , стало очень горько от того , что произошло . М еждутем виновные остались не названными — а стало быть, у рок не извлечен иподобноеможет повториться где угод но икогдаугодно .ВНИМАНИЕ! Вышла из печати и поступила в продажу книга профессора М. Даннера и Ф. Ауф дер Мауера «Ремонт кузова после аварии» (перевод с немецкого) — совместное издание фирмы «Евротакс» и журнала «За рулем». В книге даны рекомендации для специалистов и владельцев автомобилей, рассказано о современной технологии и приемах работы, об инструменте и оборудовании, приведено .большое количество цветных иллюстраций. Редакция принимает заявки на оптовые поставки книги (партия не менее 100 шт.). «За рулем» — «Евротакс»