46
47
48
49
50
БИБЛИОТЕКА ЗРПубликуем отрывки из книг, подготовленных авторским коллективом "За рулем". Каждому изданию для анонса мы выделили страничку в журнале, отдав предпочтение материалам по обслуживанию и диагностике неисправностей автомобиля. Этой подборкой мы открываем рубрику, которая будет знакомить наших читателей с современной литературой для автомобилистов.претензии к качеству шин не принимаются. Если шине не более 5 лет и она вышла из строя по вине завода-изготовителя при пробеге меньшем гарантийного, завод-изготовитель в соответствии с ГОСТ 4754—80 должен безвозмездно заменить дефектную шину на новую. Владелец должен отправить дефектную шину почтой (посылкой) на завод-изготовитель, который можно легко определить по товарному знаку на шине. Дефектное место следует отметить краской. Одновременно в адрес завода направляется письмо с указанием номера квитанции на посылку, описанием дефекта, указанием марки автомобиля, величины пробега шины и ее серийного номера. Специальная комиссия на заводе-изготовителе рассматривает рекламацию, и, если дефект производственный, владельцу высылается новая шина. Не принимаются рекламации на шины, разрушившиеся из-за механических повреждений (пробой беговой дорожки, порезы боковины, разрывы бортовых колец из-за неправильного монтажа); езды на пониженном или слишком высоком давлении; неравномерного износа, связанного с отклонениями углов установки колес; перекоса или деформации осей автомобиля; резких разгонов и торможений. Все эти разрушения и виды износа имеют типичные внешние признаки, и специалисты достаточно легко могут их определить. В таких случаях дефектная шина возвращается владельцу. недели с начала года, 8 — последняя цифра года изготовления (1988); Бел — Белорусский шинный завод, г. Бобруйск; 502311 — порядковый номер шины; дата изготовления иногда обозначается, например, IV81, где IV—месяц, 81-год; — дата изготовления, кроме того, наносится отдельной группой цифр, вне серийного номера; — обозначение стандарта или технических условий, по которым, производится шина, например: ГОСТ 4754-80 или ТУ 38.104292-82; — штамп отдела технического контроля (OTK) с указанием сорта шины наносится оттиском краски; — балансировочная метка — точка или кружок, выполненный светлой или красной краской, наносится в самом легком месте покрышки (при монтаже это место следует совмещать с вентилем камеры); — для шин с направленным рисунком протектора (в основном повышенной проходимости) — стрелка, указывающая направление вращения колеса; — в зоне, прилегающей к протектору, — указатели индикаторов износа. "TWI — TREAD WEAR INDICATION" располагаются равномерно в шести местах по окружности, для зимних шин — знак "M+S" (MUD AND SNOW — грязь и снег); — DOT — обозначение, указывающее, что изготовитель гарантирует соответствие шины стандарту № 109 США, регламентирующему требования к безопасности движения транспортных средств, в том числе к шинам, — условные обозначения изготовителя по регистрации США, например X6.V7; — условное обозначение (код) размера шины, например "C2","F6", по классификации, принятой в США; — знак Ев кружке с двумя цифровыми индексами подтверждает, что шина проверена на соответствие европейскому стандарту безопасности — Правилу №30 ЕЭК ООН. Одноили двузначный индекс в кружке — условный номер страны, в которой специально уполномоченная правительством организация провела проверку. Например, Е5 (в кружке) — проверено в Швеции, Е22 — в СССР. Индекс рядом с кружком — номер сертификата официального документа, подтверждающего положительные результаты проверки и выданного страной, проводившей проверку,— типы корда в боковой стенке и под протектором. Например: "SIDEWALL 1 RAYON TREAD 1 RAYON 2 STEEL 1 NYLON" - в боковине 1 слой вискозного корда, под протектором 1 слой вискозного, 2 слоя металлического и1 слой нейлонового (анидного) кордов: — обозначения на камерах: индекс или товарный знак завода-изготовителя, обозначение камеры, штамп OTK. На камерах из бутилкаучука — буквы "БК" или желтая продольная полоса.Здесь вы найдете технические характеристики автомобилей, особенности диагностики и ремонта, советы по управлению в сложных ситуациях на дороге, данные по отечественным и зарубежным шинам, свечам зажигания и маслам, а также информацию о правах и обязанностях владельцев машин.Маркировка шинНадписи на шине можно условно разбить на две группы — товарные и информационные. Товарные надписи выполняются крупным рельефным шрифтом и сообщают потребителю основную информацию: размер, модель, изготовитель шины. На отечественных шинах изготовитель обозначается товарным знаком. Информационные надписи наносятся в соответствии с международными нормами в основном на английском языке. Например: "165/70R13 79S STEEL RADIAL TUBELESS"— шина 165/70R13, условный индекс грузоподъемности 79, что соответствует максимально допустимой нагрузке 436 кгс, категория скорости S (180 км/ч), "STEEL" — металлокорд в брекере; "RADIAL" — радиальная конструкция, "TUBELESS" — бескамерная. Для камерных шин обозначение "TUBE TYPE" или "TUBE". Кроме того, на боковине шин располагают следующие информационные надписи и маркировочные метки. Их знание обычно требуется специальным службам транспорта, ГАИ, заводской экспертизе: — заводской (серийный) номер. Например, 388 Бел 502311: "388" — обозначение даты изготовления, где 38 — порядковый номерГарантии и порядок предъявления рекламаций по шинамВ соответствии с действующими стандартами и техническими условиями заводы-изготовители гарантируют следующие величины пробега шин (гарантийная наработка): Шины диагональной конструкции (кроме 6,95-16) — 24—33 тыс. км. Шины 6,95-16 модели ВлИ-5 —38 тыс. км. Радиальные шины с текстильным брекером — 40 тыс. км. Радиальные шины с металлокордным брекером — 44—46 тыс. км. . Конкретные значения гарантийной наработки для каждой модели шины зависят от завода-изготовителя, категории качества шины, модели автомобиля, на котором эксплуатируется шина, и 'должны уточняться в торговой организации при покупке шины. Гарантийный срок хранения шин — 5 лет со дня изготовления (дата изготовления указывается на каждой шине). По истечении его46З АРУЛЕМ 11/92 ка узла в ацетоне и продувка возвратили ему нормальную работоспособность.резиновой подушки задней опоры двигателя.На двух колесахМашина шла отлично. В благодушном настроении водитель прозевал участок льда на повороте, автомобиль боком снесло к обочине, где он, едва не опрокинувшись, встал на правые колеса. Водитель, как каскадер, лихо проехался на них, потом все-таки поставил машину на четыре колеса. Казалось, все обошлось, но вскоре стала падать мощность двигателя, он "затроил", сзади машины появился дымный шлейф. Водитель остановился, снял крышку воздушного фильтра и все понял. Когда машина вот-вот должна была опрокинуться, масло из картера просто выплеснулось в воздушный фильтр, пропитало его и перекрыло доступ воздуха. Чтобы доехать до места, пришлось вымыть фильтрующий элемент в бензине и хорошенько высушить на воздухе.Что крутится медленнее колес?Этот вопрос однажды заинтересовал водителя. И вовремя! Водитель в поездках привычно прислушивался к машине. И вот однажды заметил в области правого заднего колеса совсем глухой ухающий звук. Сначала он решил, что это дефект шины, но потом понял — ухает вдвое реже, чем крутится колесо. (Это известно опытному водителю: когда едешь, например, по мокрой дороге, вращение колеса легко прослушивается). Такое открытие озадачило, ведь на машине вроде бы нет ничего, что крутилось бы медленней колес. Но тут водитель вспомнил: медлен-Аккумулятор греет двигатель?Это рассказы автомобилистов о случаях, когда им пришлось поломать голову в поисках причин неисправности автомобиля. Даются рекомендации по диагностике и устранению "загадочных" поломок машин; множество подсказок, как себя вести в критических ситуациях, в том числе в дальней дороге. Нет. Речь идет просто о странном сочетании в показаниях приборов машины: на щитке загорается сигнальная лампочка разряда аккумулятора, а через некоторое время резко поднимается температура двигателя. Это значит, что наверняка оборвался ремень привода вентилятора. Такая ситуация не из редких.аней крутится сепаратор с шариками в подшипнике колеса. А шум — это износ. Тут уж быстро вынул полуось. Действительно, сепаратор разрушился, а шарики, сбившись в кучку, продолжали выполнять свою работу, что и вызывало ухающий звук, когда эта кучка, обегая полуось, заставляла ее колебаться. Подшипник могло на ходу заклинить!Хитрые трубкиДвигатель у ВАЗ-2107 работал неустойчиво на всех режимах даже после тщательной регулировки уровня бензина и частоты вращения на холостом ходу. Причина была в установке эмульсионных трубок. Они расположены под крышкой карбюратора и имеют четыре ряда отверстий по вертикали: в одной плоскости — по четыре отверстия с каждой стороны, а в другой — по два. Эти трубки устанавливаются в колодцы как придется, но если их сориентировать так, чтобы четыре отверстия были направлены на выходной канал своей камеры, работа двигателя заметно улучшится. Для этого нужно снять крышку карбюратора и вывернуть воздушные жиклеры.Капризный шарикДинамика разгона ВАЗ-2103 неожиданно ухудшилась, начало разгона сопровождалось явным провалом, и водитель (достаточно опытный) решил, что не в порядке ускорительный насос. Частично разобрав карбюратор, он убедилОбмен или обман?Водитель в пункте обмена заменил изношенные шины на свеженаваренные, тут же ему установили их на машину. На радостях он не сразу заметил, что машина на ходу глухо стучит, и позже немало времени провел, размышляя о причинах. Все прояснилось после прокола и вынужденной самостоятельной разбортовки: одна из шин, видимо, поврежденная раньше, внутри имела мощнейшую заплату. Из-за этого участок шины с заплатой оказался намного жестче, что и вызывало толчки при качении. Как ни балансируй ее, от такого источника стука не избавишься. Приобретая шину в обменном пункте, проверяйте ее. Иначе обмен может обернуться обманом.Рычит тросВ машине, откуда-то спереди, послышался рычащий звук. Потом все пришло в норму. Но через несколько дней это явление повторилось. Виноват оказался трос спидометра, который из-за отсутствия смазки издавал необычный звук.Шум из-под подушкися, что из распылителя 3 при нажатии на педаль газа "нормально" выбрасывается струя бензина. Отчего же ухудшился разгон? Выяснилось, что все дело в производительности насоса, ведь не зря ее указывают в справочниках, например, 8 см-* за 10 полных ходов диафрагмы. Но кто из автолюбителей это проверяет? В нашем случае заело в канале шарик обратного клапана 2, вследствие чего струя топлива из распылителя была слабой. ПромывКогда автомобиль был в дороге, появился какой-то странный звук, напоминающий жужжание "сухих" вращающихся деталей. Сначала этот неприятный шум слышался через короткие промежутки при движении по плохой дороге. Потом он слился в сплошное жужжание даже при движении по хорошей. Шум усиливался на 1,2,3 передачах и при заднем ходе, когда машина шла под горку, ослабевал, и изменялся характер звука. Так проявилось разрушениеНепослушная пружинаНа машине были заменены тормозные накладки. После этого в дороге из заднего колеса пошел дым. Это обычная ошибка при замене накладок. Стяжную пружину колодок зацепили не за ту прорезь, и она не сводила колодки, которые не могли растормозиться до конца.ЗА РУЛЕМ 11/9247 постепенно затягивайте гайку до исчезновения люфта и появления ощутимого сопротивления вращению. При этом тела качения (ролики, шарики) занимают рабочее положение. Потом отпустите гайку до появления осевого люфта 0,020,12 мм. Вы убедитесь, что необходимый люфт появился, приложив палец к кромке ступицы и шайбе и покачивая колесо в вертикальной плоскости. При этом должно слегка ощущаться перемещение указанных деталей.РЕМОНТ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ "МОСКВИЧЕЙ"(ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЗАМЕНА ПОДШИПНИКОВ)I К II I! II I! II II II II !В доступной для каждого автомобилиста форме изложен порядок работ по замене подшипников качения в двигателе и его системах, трансмиссии, ходовой части "москвичей", кроме АЗЛК-2141. Предлагаются чертежи оригинальных инструментов, некоторые публикуются впервые.Подшипники ступиц передних колесВ ступицы колес автомобилей "Москвич" моделей "407", "403" и "408" (до ноября 1965 г.) устанавливались шариковые радиальноупорные подшипники. С ноября 1965 г. в ступицы автомобиля "Москвич-408" и всех последующих моделей стали устанавливать радиально-упорные роликовые подшипники. Наружные кольца подшипников установлены в ступицу 1 на прессовой посадке, а внутренние кольца посажены с зазором на цапфу 4 стойки передней подвески. При такой посадке легко снять ступицу с цапфы.Техническое обслуживаниеДля того чтобы подшипники не вышли из строя раньше времени, необходимо регулярно проводить профилактику. Прежде всего проверьте их регулировку. Правильно отрегулированная и смазанная ступица с исправными деталями обеспечит легкое, без заеданий вращение вывешенного колеса, не нагревается при движении автомобиля и имеет осевой люфт 0,02—0,12 мм. У нового автомобиля и автомобиля с новыми подшипниками такую проверку нужно провести после пробега первых 500700 км. Если вы заметили выброс смазки из-под защитного колпака 7 ступицы вследствие ее перегрева из-за перетяжки подшипников, то приступайте к регулировке немедленно. Для этого снимите колпак, расшплинтуйте и отверните затяжную гайку 8, пока не получится ощутимый боковой зазор при свободном вращении колеса. Далее, вращая колесо вперед,После установки требуемого люфта гайку 8 фиксируют, установив шплинт в ее прорезь, совпадающую с одним из двух взаимно перпендикулярных отверстий в резьбовом конце цапфы (отсутствие одного из них является дефектом, который не позволит добиться необходимого люфта). Если ни одно из них не совпадает, ослабьте гайку до совпадения ближайшего из отверстий с прорезью в ней, тогда шплинтовка будет нормальной. После завершения регулировки подшипников пополните полость колпака 7 свежей смазкой той же марки, что и была, и установите его в ступицу на прежнее место. Очередные работы по регулировке и добавлению смазки нужно проводить: для ступиц с роликовыми подшипниками — через каждые 10 тыс. км пробега, для ступиц с шариковыми подшипниками — через каждые 6 тыс. км. Кроме того, через каждые 20 тыс. км пробега необходимо снять ступицу с автомобиля, тщательно промыть ее внутреннюю полость, подшипники, колпак и другие детали (шайбу, сальник, гайку, шплинт) в керосине и заполнить их свежей смазкой Литол-24. В случае применения заменителей (например, смазки 1-13, ЯНЗ-2) периодичность добавления и замены смазки уменьшается примерно вдвое, т.е. через 6и 12 тыс. км пробега соответственно. Следует помнить, что Литол-24 нельзя смешивать с другими смазками. Если Литола-24 нет, то смазку-заменитель нужно закладывать только после тщательной промывки всех деталей. Недопустимо использовать для ступиц смазку ЦИАТИМ-201, а также легкоплавкие солидолы.Замена подшипниковПодшипники следует заменять, когда появился стук в ступице при движении автомобиля, либо прослушивается повышенный шум или стук при провертывании вывешенного колеса. Эти явления свидетельствуют об усталостномвыкрашивании (питтинге) на беговых дорожках колец и телах качения, сколах на деталях подшипников, предельном износе сепараторов (выпадании из них тел качения). Порядок замены подшипников ступиц колес для всех моделей практически одинаков, об особенностях мы будем говорить ниже. Вначале нужно вывесить колесо, снять его и тормозной барабан. Если вращение барабана затруднено, так как за его внутреннюю поверхность задевают тормозные колодки, или эта поверхность износилась настолько, что на ее краях образовался буртик, необходимо приблизить колодки одну к другой (свести их). Для этого на модели "407" поверните регулировочные эксцентрики до упора в направлении, противоположном вращению колеса при движении автомобиля вперед. На моделях, оснащенных автоматическим устройством поддержания рабочего зазора между колодкой и тормозным барабаном ("403", "408", "412"), колодки нужно сдвигать металлическим стержнем, который вставляется в смотровое окно тормозного барабана ив отверстие в колодке, расположенное в ее передней части (у колесного цилиндра). Затем при помощи шиномонтажной лопатки, опирающейся на гайки крепления колеса, навернутые на шпильки, вращайте барабан в направлении, указанном стрелкой. При этом края отверстия в тормозном барабане, воздействуя при повороте на стержень, сдвигают его и тормозную колодку к колесному цилиндру, перемещая в нем поршень с устройством для автоматического поддержания зазора в сторону увеличения расстояния между колодкой и внутренней поверхностью барабана. Аналогично поступайте ис другой колодкой. Далее выверните из фланца ступицы два винта и, взявшись обеими руками за края тормозного барабана, потяните его на себя, покачивая в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения колеса. Можно сначала слегка обстучать молотком фланец барабана. Если барабан снимается плохо, вверните в его резьбовые отверстия вывернутые раньше винты или более длинные болты с резьбой М8х1,25. Поочередно и равномерно заворачивайте оба винта (или болта) до тех пор, пока барабан не сдвинется с посадочного пояска фланца ступицы. При коррозии барабана и фланца ступицы посадочное место- смочите сначала керосином или дизельным топливом и выдержите некоторое время. Во избежание повреждения барабана и деформации тормозного щита не наносите удары молотком по ободу барабана и не вводите отвертку между этими деталями, используя ее как рычаг. У автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами, снимите тормозной механизм, отвернув два болта, крепящих его к поворотной стойке передней подвески (отсоединять тормозной диск от ступицы не следует). Затем расшплинтуйте и отверните гайку 8и снимите шайбу 6, после чего аккуратно, взявшись двумя руками за ступицу (упираясь большими пальцами в торец резьбового конца цапфы 4 поворотной стойки), потяните ее на себя и снимите вместе с подшипниками и сальником. Эта мера предосторожности вызвана тем, что внутреннее кольцо внутреннего подшипника 2 сдвигается с цапфы сальником, и при неосторожном демонтаже сальник может быть поврежден. ных явлений. О регулировке реле РР380 будет рассказано ниже. Электронный регулятор Я112В неремонтопригоден, его заменяют исправным. Неправильно отрегулированное реле указателя зарядки (РС702) также может служить причиной постоянного горения контрольной лампы. При этом вся система работает нормально и поэтому батарея не разряжается, как во всех предыдущих случаях. Иногда при неисправностях реле-регулятора РР380 аккумулятор разряжается не очень сильно и, значит, определить причину сложнее. Если есть подозрение на одно из двух реле, то можно при работающем на средних оборотах двигателе постучать рукояткой отвертки по корпусам этих приборов. Если лампочка погаснет, то причина, скорее всего, в залипании контактов реле. У новой машины дефект проходит сам собой. Если этого не происходит, то надо почистить контакты и отрегулировать реле (см. ниже). Еще одна причина — плохая аккумуляторная батарея. Попробуйте на время заменить ее заведомо исправной. Если лампочка гаснет и все приборы автомобиля хорошо работают, заменяйте или отдавайте в ремонт аккумулятор. Контрольная лампа на щитке приборов не загорается (например, если зажигание включено, а двигатель не работает) — обрыв в цепи лампы, в цепях аккумулятор — клемма "30" генератора или клемма "30/1" включателя (замка) зажигания. Причина может быть ив окислении контактов замка зажигания, а также его клемм "30/1" и "15". .Неисправными могут быть реле, включающие цепь лампы (РС702), патрон и сама лампа, может перегореть предохранитель этого реле или отсоединиться провод.При замыкании диодов выпрямителя и статорной обмотки генератора контрольная лампа также не горит. Слабая зарядка аккумуляторной батареи чаще проявляется при запуске. Стартер плохо крутит двигатель. Свет фар становится также слабым, уменьшается скорость вращения вентилятора отопителя, что можно определить на слух. Если контрольная лампа при этом не горит дольше, чем всегда, то причина может быть в неисправности самой батареи, а также ослаблении присоединенных проводов и окислении ее клеммы, плохом контакте с" массой" провода, связанного с отрицательной клеммой аккумулятора. Провода могут быть повреждены (часто в месте соединения с зажимами, которыми они крепятся к клеммам батареи). За слабую зарядку аккумулятора нередко принимают неисправности контактного устройства замка зажигания. Перезарядка аккумуляторной батареи бывает либо при неисправностях самой батареи, либо при повышенном напряжении в электрической сети. Обычно выражается в выплескивании и выкипании электролита. Вокруг аккумулятора появляются белые соляные пятна, вызывающие интенсивную коррозию кузова. Новые, необслуживаемые батареи не так интенсивно выкипают при перезарядке, поэтому неисправности труднее обнаружить. Повышенное напряжение значительно уменьшает срок службы аккумулятора, а также является причиной частого перегорания лампочек.и закрыт черной металлической крышкой. Реле РР380 — двухступенчатое. Это значит, что два неподвижных контакта 3и5 включаются в работу последовательно. Между ними на якоре 6 расположен подвижный (вибрирующий) контакт 4, который перемещаетсяВ книге подробно рассказывается о ремонте тормозов, рулевого управления, подвески и электрооборудования заднеприводных машин Волжского автозавода. Она содержит множество цветных иллюстраций по ремонтным операциям. Особое внимание уделяется устранению неисправностей, с которыми владельцы "жигулей" встречаются наиболее часто. Предлагаемый вашему вниманию отрывок — об одной из них.Неисправности генератора и реле-регулятораКрасная контрольная лампа на панели приборов не гаснет или периодически зажигается во время движения и долго не гаснет, аккумуляторная батарея разряжается. Причин может быть очень много. Самая простая и легко устранимая — проскальзывание ремня вентилятора, Оно может сопровождаться и перегревом двигателя, так как износившийся или слабо натянутый ремень плохо вращает не только ротор генератора , но и турбину насоса системы охлаждения. Натяжение необходимо отрегулировать согласно инструкции, а при большом износе заменить ремень. Неисправность может быть ив генераторе: зависание или износ щеток (устранить заедание щеток), обрыв или замыкание проводки внутри генератора (разобрать генератор, устранить неисправность или заменить генератор), выход из строя диодов выпрямителя, смонтированного на генераторе (заменить неисправный диод, выпрямитель или генератор в сборе). Причиной может быть обрыв ( или разъединение) проводов, соединяющих генератор с реле-регулятором (кроме ВАЗ-2104, "2105", "2107", у которых электронный регулятор размещен сверху на корпусе генератора), а также обрыв в цепи между клеммой "15" замка (выключателя) зажигания или перегорание предохранителя. Разрегулировка или выход из строя релерегулятора тоже может быть причиной указанпод действием магнитного поля, создаваемого катушкой 8. Для уменьшения искрения между контактами служит дроссель (катушка) 2, а для изменения напряжения предусмотрено дополнительное сопротивление 1. Якорь возвращается в исходное положение пружиной 7, крепящейся к пластине 9. Проверка реле производится при включенном зажигании. Контрольная лампа подключается к выводу "67" реле ик "массе". Если лампа не горит, то зажигание выключаем, снимаем клемму аккумулятора и зачищаем контакты верхней пары, а также регулируем зазоры между верхней и нижней парами контактов. Для этого снимаем крышку, пружину 7и слегка отгибаем держатель верхнего контакта, увеличивая зазор. Надфилем (лучше алмазным) зачищаем контакты, промываем их чистым бензином или спиртом и протираем капроновой тканью до блеска. Опилки тщательно удаляем из прибора (сдуваем). После этого, подгибая держатель верхнего неподвижного контакта, устанавливаем зазор между якорем 6и сердечником катушки 1,4—1,5 мм. Якорь при этом должен быть прижат к верхнему контакту. Затем устанавливаем зазор между нижней парой контактов в пределах 0,4—0,5 мм. После этого включаем зажигание и снова проводим проверку с помощью контрольной лампы. Если она не горит, то причина, по-видимому, в обрыве провода в катушке или соединениях внутри прибора. Обычно реле не ремонтируют, а заменяют. Если контрольная лампа горит, то регулируем напряжение. Но сначала проверяем контакт отрицательной клеммы аккумулятора с "массой". Для этого вольтметр .юстоянного тока включаем между клеммой и двигателем. Напряжение должно быть равно нулю. Если нет, то необходимо обеспечить надежное соединение аккумулятора с "массовым" проводом, а его с "массой". Запускаем двигатель, включаем дальний свет фар. Обороты должны быть средними, примерно 3000 мин"'. Присоединяем вольтметр постоянного тока к клеммному аккумулятору. Напряжение должно быть в пределах 13... 14,5 В. Если меньше, регулируем натяжение пружины подгибанием пластины 9.Ремонтируем реле-регулятор РР380Регулятор расположен в подкапотном пространстве на правой стенке моторного отсекаЗА РУЛЕМ 11/9249 Макс ЛайнерФранц, A,q> дер Л1ауэр ремонт без демонтажа агрегатов в случае обычных транспортных повреждений в городе, не затрагивающих обычно пассажирский салон. Наблюдаемое стремление удержать деформации на хорошо доступных участках в конце концов должно увенчаться успехом, и будут создаваться автомобили, у которых объем повреждений при аварии будет меньше. Значит, сократится время ремонта, а качество его повысится. При помощи современной электроники эксплуатационную систему "автомобиль" можно сделать значительно более надежной, нетребовательной в обслуживании, экономной и комфортабельной. Для авторемонтных мастерских все это, с одной стороны, существенно снизит нагрузки, с другой же — потребуется персонал значительно более высокой квалификации, чем сегодня. Через несколько лет электронные регулирующие системы автомобиля, по-видимому, смогут сами себя контролировать и будут в состоянии корректировать возникающие неисправности с помощью аварийных систем еще до прибытия в мастерскую. Специально записывающее устройство зарегистрирует возникшие неполадки, а в мастерской эти данные можно будет воспроизвести на дисплее. Ремонтникам придется считаться ис другим фактором — изменениями технологии производства автомобилей. Насколько велики эти изменения, даже специалист осознает с трудом. Назовем лишь некоторые тенденции. При помощи самых современных автоматов и роботов шаг за шагом автоматизируется монтаж элементов автомобиля, для чего должна быть обеспечена максимальная доступность к монтажному узлу. В связи с этим винтовые крепления узлов передка, по-видимому, станут реальностью уже в ближайшие годы. Ремонтникам следовало бы по возможности добиться того, чтобы винтовые соединения были предусмотрены там, где при послеаварийном ремонте они обеспечивают быструю и рациональную замену поврежденных деталей. Насколько сократится при этом время многих ремонтных работ, можно уже сегодня судить по реальному примеру. Замена передней панели у модели "Фольксваген-Пассат" продолжается: при сварном варианте — 9,4 часа, при винтовом — 2,3 часа, Конструкторские отделы автомобилестроительных компаний интенсивно работают над проблемой, как из отдельных структурных элементов, скомпонованных в группы, собрать целиком автомобиль, не нарушая при этом его индивидуальности, столь желанной для клиента. Реальностью уже стали автомобили, которые состоят из стабильной основы кузова и свободно модифицируемых деталей внешней обшивки. Таким образом, без больших затрат достигается разнообразие внешнего вида автомобиля при оптимальной конструктивной основе кузова, Такие же значительные изменения происходят ив области материалов, которые применяются для изготовления автомобилей. На смену стальным деталям приходят оцинкованные стальные листы, легкие металлы, пластмассы, комбинированные материалы. Ожидается, например, что пластмассовыми будут винтовые детали, элементы обшивки и даже отдельные, подверженные особым нагрузкам механические узлы автомобиля. С помощью современной электроники будут создаваться все более совершенные системы эксплуатации, которые позволят автомобилю функционировать на протяжении очень продолжительного времени без значительных поломок и нарушений. Все сказанное позволяет сформулировать следующий прогноз развития авторемонтного дела. Время нахождения автомобиля в мастерской для обслуживания, ухода и кузовного ремонта в целом будет сокращаться. Предпосылки: количество винтовых деталей на внешней обшивке кузова увеличится, новые материалы и новые конструктивные решения снизят деформацию деталей. Время ремонта чисто технических узлов и приборного оснащения автомобиля будет увеличиваться. Объем лакокрасочных работ, наоборот, снизится вследствие сокращения объема деформаций кузова, Стоимость запасных частей, скорее всего, возрастет, поскольку все большее количество поврежденных деталей придется заменять в полном комплекте. Потребность в оборудовании и быстро изнашивающемся материале будет и дальше сокращаться. Остается еще один вопрос: какой станет ремонтная мастерская в ближайшем будущем? i Вот несколько обоснованных предположений. Для многих агрегатов потребуются чувствительные контрольно-измерительные приборы. Возрастет спрос на специалистов по электронике и послеаварийному ремонту автомобилей. В ремонтных мастерских появятся материалы, особенно лакокрасочные, которые будут отличаться большей экологической чистотой. Широкое распространение получат усовершенствованные сушильные системы и технолог гии, например сушка в инфракрасных лучах.РЕМОНТ КУЗОВ4 ПОСИЕ АВАРМПоступившая в продажу книга "Ремонт кузова после аварии" (перевод с немецкого) — совместное издание "За рулем" и "Евротакса". Авторы ее — известные немецкие специалисты профессор М. Даннер и Ф. Ауф дер Мауер детально знакомят со всеми процессами ремонта и восстановления кузова — технологией,, материалами, инструментом, используемыми в Германии. Мы ж * для представления книги выбрали отрывок из заключительной главы, где авторы излагают свой взгляд на перспективы авторемонтного дела в ближайшие десятилетия.Автосервис: прогноз на завтраМногие факторы влияют на ситуацию ремонтной мастерской. Общество, экономика и законодательство, тесно переплетаясь, постоянно воздействуют и изменяют как сам продукт — автомобиль, так и условия его эксплуатации, а следовательно, и ремонта, Автомобильные аварии на дорогах и городских улицах, сопровождаемые травмами людей и жертвами с годами, к сожалению, происходят все чаще, и тема безопасности не исчезает из заголовков газет. Все конструкторские размышления сводятся к принципу построения стабильного по форме пассажирского салона и созданию в автомобиле зон деформации впереди и позади салона. Конечно, при этом одновременно преследуются две цели: не только защитить пассажиров и пешеходов, но и обеспечить последующий, послеаварийный ремонт автомобиля — технически безупречный и за приемлемую цену. Новые компьютерные программы создают сегодня предпосылки к тому, чтобы конструктор мог сконцентрировать свои усилия и планы на выполнении именно этих требований. Примерно такой же цели служат разработанные аварийно-ремонтные тесты. Их задача — так определить деформации деталей и кузова, чтобы был возможен простой и быстрый50ЗАI•х-х-:*:.*-:.:-:-:->х.:.:-:-:-:.:^^^г1ТОЛЬКО В НАШИХ ИЗДАНИЯХ ВСЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ:-:::•:•:•:•:•:•:•:•:•^:•:•:•:•:•:•:o:-:::-:-:•:•:-:•:•^;•:-:-:•:-:-^:•>:-:•:;:;:•:•:•:•:•^^::РУЛЕМ 11/92