РАЗМИНКА1. Едем мы на «Жигулях», и вдруг двигатель заглох. Я за ключ — не заводится. И звук при пуске, слышу, совсем другой стал. П робуем толкнуть машину — л егко катится даже на первой передаче. Все ясно: нет компрессии . Д ляпод т верждения выворачиваю свечи, в ключаю стартер, воздух из цилиндров не выходит. Первый диагноз : что-то с цепью — или перескочила на звездочке (дай Бог, чтобы клапаны не погнулись), или порвалась. На буксире дотащил машину до гаража и на следующий день принялся за ремонт . Снял крышкуголовки — цепь на месте. Рукояткой вывел метки — все совпадает. Значит, п рогорели клапаны или поршни . Но чтобы в четырех цилиндрах сразу? Слил жидкость , снял звездочкус распредвала, сам вал и обрадовался: идеальная по верхность у кулачков. Снял головку иуди вился: п оршни целы, клапаны впорядке . Д ля верности залил вкамеры сгорания керосин, чтобы проверить, плотно ли прилегают клапаны , — все прекрасно. Значит кольца? Опять сомнения : что, все двенадцать разом? Ну, в одном случае из десяти миллионов такое может бытьч Слил масло, снял картер и начал вытаскивать поршни . Первый... и услышал, как снизу вцилиндр воздух всасывается: кольца-то, значит, как новые! Во всех остальных та же картина. Что же это такое? Начал собирать двигатель. Когда мыл картер , увидел внемнемного металлической стружкии стал искать, откуда она взялась,— тут меня осенило. Хватаю распредвал — так и есть... А вы, наверно, у же догадались, что случилось? г. Братск В. СЕРГЕЕВныи, н апряжениев цепях низкогои высок огонапряжения есть. Посмотрел свечи зажигания — закопченные имокрые . Быстро привел их впорядоки снова включил стартер. Двигатель завелся, но появился звонкий сухой стук. Опасаясь неприятности, заглушил мотор . Потом поставил аккумуляторную батарею на подзарядкуи занялся уборкой гаража. П римерно через час снова завел двигатель, установил минимально возможныеобороты , вышел из машины , послушал, как работает мотор , и обнаружил источник стука, с инхронногос колебаниями мотора , после чего быстро устранил дефект. Вопрос: что же случилось? г. Днепропетровск Б. ПАНЕВИН2. Несколько дней я не ездил из-за непогоды . Когда морозы ослабли, пошел в гараж. О смотрев свой «Москвич», в клю чил стартер. Сразу появилась вспышка водном из цилиндров. Выждал минуту и вновь включил стартер. Двигатель нес колько раз фыркнули замолк. Стал гонять стартер и качать педалью акселератора, пока вспышки не прекратились вовсе. Осмотрев «по науке и технике» системы питания и зажигания, я убедился: уровень бензина вкарбюраторе нормальОтветы на задачи разминки — на стр. 433. В «Жигулях» при повороте ключавзамке зажигания стартер то срабатывал, то нет. Иногда были слышны только щелчки тягового реле, а якорь стартера оставался неподвижным . Сначала я прибегал кполумерам , соединяя вмоторном отсеке красный провод , идущий от тягового реле, с «плюсом» а ккумулятора . Когда надоело, разобрал замок зажигания, но ничего «криминального» в нем не нашел. Проверил аккумуляторную батарею — в порядке . Снял стартер: щетки не изношены, пружинки действуют хорошо, якорь чистый, тяговое реле работает. -Установил стартер на место, п опробо вал, и зменений нет. Через день или два я заехал на эстакаду и случайно увидел впротивоположной от стартера стороне дефект, который препятствовал нормальному пуску. Замена вышедшей из строя детали заняла несколько минут, после чего все стало нормально. Вопрос: к акую деталь пришлось заменить? г. Москва А. КУШПИТКОНКУРСНАЯ ЗАДАЧА № 11Пришло время покупать новую машину взамен старых «Жигулей». Хотелось такуюже модель, но пришлось брать «восьм ерку » , к которой Чайник питал недовер ие : с лишкомрезкая , не очень прочная и надежная, с асфальта не съедешь. К тому же предстояло переучиваться управлять — у машины передний привод. Но прошло несколько месяцев, привык и радовался приобретению . Наступила зима, выпал обильный снег. Чайник, узнав, что лед на водоемах уже встал прочно , отправился с приятелем на рыбалку. Д орога была скользкой , а Чайник торопился скорее попасть на заветное место. На одном из поворотов, к огда он чуть притормозил , всегда такая послушная машина вдруг закрутилась, вылетела сдо р оги и, перевернувшись, легла на крышу . Повезло, что дорога была свободной, с угробмягкимиремни не болтались без дела. К огда выбрались наружуиосмотре лись, обрадовались, что все впорядке , если не считать вмятины на крыше . П омощи ждать пришлось недолго, первая же машина вытащила «восьмерку» на дорогу . О ткрыв капот, Чайник осмотрел моторный отсек, все на месте. Включил свет — горит, сигнал работает, можно пускать двигатель. Повернул ключвзам к е , а в ответ лишь натужное гудение стартера. Посоветовавшись, решили, что не хватает сил у батареи инужно проверить клеммы . Проверили, сидят плотно. П опро бовал толкнуть, а машина ни с места. — Эх, ручки нет , — говорит прия тель,— крутанули бы, и все. — Так давай толкнем , дорога-то не вгору , — п редложил Чайник. Попробовали толкнуть, а машина ни с места. — М ожет , коленвал заклинило? — засомневался приятель. — С кажешьтоже ! — отмахнулся Чайник. Н есколько минут помолчали в разд умье . И вдруг Чайника осенило. Д ляпроверки он взял ключ , отвернул.., и до гадка подтвердилась. М инут через пятнадцать, устранив неисправность, пустил двигатель и благополучно доехал до места. Вопрос: почему не вращался коленчатый вал? Тема предложена Л. МЕСТОВСКИМ из Санкт-Петербурга. Напоминаем: короткий ответ на открытке надо выслать в редакцию в течение месяца после получения журнала.42ЗА РУЛЕМ 11/92