ЪЗ ХОМ&ЩЪМ mi(PW*4#Восемьдесят лет назад шофер в России зарабатывал 60—70 руб лей в месяц (опытный — даже 125 рублей). Механик магазина, т оргующего автомобилями ипро изводящего обслуживание, оплачивался еще лучше — до 200 рублей. Жалование преподавателя гимназии составляло около 100 рублей. Теперь, зная примерно месячные заработки, м ожем спросить: с колько стоили легковые автомобили? Ответ на этот вопрос содержит изданная в 1914 году в Петербурге книга Н. Кузнецова «Какой мне купить автомобиль?» Вот цены наиболее популярных тогда в России мо делей.«МЕРСЕДЕС-БЕНЦ-770К» (Германия)П редставительские машины этой модели выпускались в трех разновидностях, серьезно различавшихся по конструкции. Первая (внутризаводской индекс «В-07») — с 1930 по 1938 год (ЗР, 1992, № 4). Производство второй (индекс «В-150»), более совершенной по конструкции, шло с 1938 по 1943 год (изготовлено 88 машин). От предшественницы ее отличали рама из труб овального сечения, независимая подвеска всех колес, принципиально иная коробка передач и еще множество новых узлов. Общность сохранилась лишь по двигателю, который, однако, получил нагнетатель. На базе «В-150» сделали спецмашину (ее называли «фюрерваген», она предназначалась только для руководства германского рейха) под индексом «В-150 II» с бронированным кузовом, пулестойкими стеклами и 20-секционными камерами в шинах! Выпустили 31 такой автомобиль (их отличающиеся данные приведены ниже в скобках), причем 5с открытыми кузовами типа «кабриолет-Ф». На этих машинах двери, щит передка, спинка заднего сиденья, пол кузова защищены броневыми листами толщиной 918 мм. Толщина пулестойких стекол — 40 мм. Кожухи боковых запасных колес и диски всех колес из броневой стали. Двери снабжены электромагнитными замками с центральным управлением. Двигатель машин «В-150 II» оснащен не одним, а двумя объемными нагнетателями «Руте», двумя независимыми системами зажигания (две свечи на цилиндр), продублирован и бензонасос. Запас топлива увеличен со 195 до 300 л. По утверждению бывшего шофера Гитлера, первый бронированный «Мерседес-Бенц-770К» («В-150 II») был заказан летом 1939 года. Последняя поездка диктатора на этом автомобиле состоялась 15 марта 1945 года в район Франкфурта-, на-Одере. Немало машин «В-150 II» было ( погребено под развалинами гаража рейх- ( сканцелярии. Одна из них (на рисунке) с кузовом «кабриолет-Ф», на которой Гитлер в 1940 году принимал парад победы в Берлине, находится в автомобильном музее «Империел пэллас», другая — в одном из французских музеев.Цены 1914 годаМодель Рабочий объем двигателя, см3Количество мест Цена,руб.«Пежо-Бебе» (Франция) «Опель-5/12» (Германия) «Комник-6/1 8» (Германия) «Лорелей-6/18» (Германия) «ФИАТ-Зеро» (Италия) «Руссо-БалтК12/24» (Россия) «Опель-8/22» (Германия) «Бенц-10/30» (Германия) «Лаурин-КлементДХ» (Австрия) «Комник-14/40» (Германия) «Руссо-БалтЕ15/35» (Россия) «Мерседес-14/35» (Германия) ФИАТ-ЗА (Италия) «Пежо-18» (Франция) «Эксцельсиор-Дб» (Бельгия) «Руссо-БалтС24/40» (Россия) «Опель-18/40» (Германия) «Рено-22» (Франция) «Эксцельсиор-Фб» (Бельгия) «Мерсе дес-28/95» (Германия) «Рено-40» (Франция) «Пежо-40» (Франция) «Бенц-39/100» (Германия) «Опель-40/100» (Германия) «Бенц-82/200» (Германия)8562 244442800 3200 26501400 1540 1614 1850 2212 2220 2400 3000 3560 3680 3600 4400 4530 4430 4501 4670 4800 5950 7200 7200 7470 9600 10 200 20 400'3250 4800 5500 4500 5800 5800 5950 . 7000 7500 7000 8500 6850 7500 7000 9500 8900 15 500 14 000 12 500 15 000 11 000 18 0004 5556ЗИС-110 (СССР)P I ервой новой моделью, выпуск которой наша промышленность освоила сразу после окончания войны, стал ЗИС-110. Ход подготовки ее производства и начало выпуска постоянно контролировал Сталин. Сам Сталин ездил на бронированных восьми- и двенадцатицилиндровых «паккардах». Не удивительно, что он как генеральный заказчик хотел видеть в ЗИС-110 «Паккард-180». Что касается двигателя и шасси, то бригада конструкторов под руководством А. Н. Островцова точно следовала идеям американских инженеров. В отношении же кузова пошли на компромисс: его панели, членение деталей, размеры дверных и оконных проемов повторяли «Бюик-Лимитед», а оборудование, обивка салона, как у «Паккарда». Для спеццелей была создана разновидность ЗИС-110 с бронированным кузовом и пулестойкими стеклами. В результате масса машины (она получила индекс ЗИС-115) выросла в два с половиной раза, и для столь тяжелого автомобиля понадобился задний мост с полностью разгруженными полуосями, увеличенным с 4,36 до 6,67 передаточным числом и шинами большей несущей способности. Они выпускались (в отличие от серийных покрышек) без белых боковин. Кроме цвета боковин, другой отличительный внешний признак ЗИС-115 — более выпуклые колпаки колес (ступица заднего колеса сильно выступает из обода). Кроме того, повернутая форточка передней двери помогает оценить толщину ее стекла. Если оно толщиной 40 мм, то машина бронированная. В салоне ЗИС-115, как и ЗИС-110, два откидных сиденья-страпонтена, подъемная стеклянная перегородка между отделением водителя и салоном пассажиров. На базовой модели перегородка в салоне и стекла дверей поднимаются и опускаются гидравлическими стеклоподъемниками. Привод их насоса — от электродвигателя. Машина комплектовалась радиоприемником и электрическими часами. На ЗИС-115 замки дверей страховались цепочкой-предохранит*лем, а поднимали толстые и тяжелые стекла гидравлические домкраты, встроенные в двери. Автомобилей ЗИС-110 изготовлено 2089 экземпляров. Они имели кузова «седан» (большая часть) и «кабриолет» (ЗИС-110Б). Бронированных ЗИС-115, которыми пользовались Сталин и его ближайшее окружение, насчитывалось около трех десятков. Говорят, что «вождь народов» любил ездить на правом страпонтене. Последняя поездка его состоялась 2 марта 1953 года на дачу, где он умер. Экземпляры ЗИС-115 сохранились в автоотделе Политехнического музея в Москве и музее «Межциемс» в Риге.5 5 5—6 566 564 6—8 5—6 6—8 6—8 252ЗА РУЛЕМ 11/92