КЛГБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХ Ш ЛЕКТОРИЙРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д. ПОСТНИКОВ.АВТОЛЮБИТЕЛЕЙшины за такие деньги, найдутся средства и на «93-й». Ну а если в вашем регионе вовсе нет топлива, переходить на А-76 нет смысла — без того стопроцентная экономия. В наших предыдущих расчетах есть, о днако , м инимум два изъяна. Первое, что мы не учли: при переходе на А-76 расход топлива возрастет, а значит, э ко номический эффект от переделки будет меньше. Поскольку наша цель — выяснить целесообразность такой модерниза ции, м ы не будем углубляться втеорию двигателя, заметим лишь, что законы физики не удалось обмануть никому: специалисты считают, что расход топлива увеличивается на 5—8 %. Следовательно, из сэкономленных денег надо вычесть сумму , затраченную на приобретение этих «лишних» литров. М ы собирались израсходовать до капитального ремонта 15 000 литров. Восемь процентов от этого коли <ества по 13 рублей литр дадут 15 600 рублей дополнительных затрат. Общая суммаэкономии снизится до 14400 руб лей. Читатель, з нающий азы экономики , подскажет, что еще надо вычесть затраты на переоборудование машины. Они зависят от способа перехода на более деше вый бензин . Распространенный и надежный вариант — установка дололнительной прокладки под головку двигателя. Изготовляется она из алюминиевого сплава и бывает впродаже ; о риентировоч ная цена на сегодняшний день — 100 руб лей. К роме нее, понадобятся две штатные прокладки: алюминиевую вкладывают между ними и образуется некое подобие сандвича. Теоретически можно использовать и ту, которая была установлена заводом — изготовителем двигателя, о д нако при демонтаже головки она очень часто приходит в негодность, поэтому лучше заранее приобрести две новые прокладки — еще 200 рублей. Д емонти ровать головку, установить прокладки и все собрать — день работы или примерно тысяча рублей, если нанять слесаря..Следовательно, вычитаем из общейсуммы 1300 рублей. Итак, вы можете сэкономить t3 100 рублей. На каждый рубль затрат получае м 10,08 рубля прибыли. Редкое предприятие имеет такую высокую рентабельность. Если же переоборудовать машину самостоятельно (ничего сложногов этом нет), то затраты составят всего 300 руб лей, тогда на каждый вложенный рубль мы получим 47 рублей. Это уже сверхприбыль!«76-0» ПРОТИВ «93-го»Бензин день ото дня дорожает, хорошо было бы знать, как сэкономить деньги на топливе. Один из способов — перейти на более дешевый сорт. Сулит ли он выгоду, вы узнаете, прочитав статью кандидата технических наук Д . ПОСТНИКОВА. Говорят, теперь каждый гражданин должен стать хозяином, а для этого надо сначала научиться считать деньги. Попробуем. Сразу оговоримся , что, пока журнал будет идти к читателю, цены могут снова измениться. В сентябре вМоскве литр бензина А-76 стоил 13 руб., АИ-93 — 15 руб . (В некоторых городах вместо АИ-93 продается АИ-92 или АИ-91.) Средний эксплуатационный расход топлива у заднеприводных «жигулей» и «москвичей» о коло 10 л/100 км . Понятно, что у одних машин чуть больше, у других — чуть поменьше. В городеи на проселке, естественно, выше, а на шоссе ниже . Тем не менее, б удем придерживаться этой цифры : она подтверждена много кратными замерами . Рассказы о расходе 6 л/100 км — либо шоферские байки, либо результат доморощенных экспериментов, в которых расход оценивали по указателю уровня топлива в баке (очень неточный прибор ) , а пробег — по счетчику спидометра (на его показания влияет, например, марка шин). Итак, на «93-м» бензине 100 километров обойдутся в 150 рублей, а на «76-м» — в 130. Разница — 20 рублей. По данным завода-изготовителя, средний ресурс двигателя «москвичей-412», -2140 до капитального ремонта — 150 000 км . Следовательно, э кономия за время эксплуатации на бензине А-76 составит 30 000 руб . М ного это или мало? Чтобы понять, н ужнос чем-то сравнить, с кажем , с ценой машины. По методике , принятой бывшим Госстрахом, стоимость такого «Москвича» пятилетней давности с учетом инфляции — о коло 100 000. Значит, м ожно сэкономить на бензине сумму , равную 30 % стоимости автомобиля. Рачительному хозяину есть над чем задуматься! Ясно, что там, где бензин стоит до р оже , а разница в цене «76-го» и «93-го» о щутимее , м ожно сэкономить еще больше. Конечно, если машина куплена на бирже за полтора миллиона рублей, то в сравнении с ними тридцать тысяч — к опей ки. Впрочем, у тех, кто приобретает маОсновные параметры двигателей для «Москвича-2140»Максимальный крутящий момент (с карбюратором К-126Н), Н-мМодель автомобиляДвигательРабочий объем, см 3Степень сжатияСорт топливаМаксимальная мощность, л. с. (кВт)Удельный расход топлива, . г/М^ж (г/л. с.-ч)Средний ресурс до капитального ремонта двигателя,ТЫС. КМ«Москвич-2140»«Москаич-2140»412Э 412ДЭ1478 14788,8 7,2АИ-93 А-7675 (55) 68 (50)111,8 103,984 (220) 88 (230)4 50 15030ЗА РУЛЕМ 12/92