44
45
ЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 21 Правильные ответы: 2, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 19 I. Под знаком «Въезд запрещен» находится табличка «Направление действия». Именно она и командует знаком. В данном случае знак по ее приказу запрещает движение налево и направо (приложение 1, пункт 7.3.3). I I . Сплошная линия разметки, нанесенная у обочины, обозначает край проезжей части, и ее можно пересекать (приложение 2, пункт 1.1). III. Ни один из водителей не выполнил требование таблички «Способ постановки транспортного средства на стоянку» (приложение 1, пункт 7.6.6). IV. Предписывающие знаки тоже следует воспринимать всерьез. Водитель грузовика — явный нарушитель, так как знак «Объезд препятствия справа» разрешает движение только со стороны, указанной стрелкой (приложение 1, пункт 4.2.1). V. Знак «Движение прямо» действует только на то пересечение проезжих частей, перед которым он установлен (приложение 1, пункт 4.1.1). VI. Табличка «Вид транспортного средства» вместе со знаком запрещает движение грузовому автомобилю (приложение 1, пункты 3.2 и 7.4.1). V II . На дорогах с односторонним движением в населенных пунктах с левой стороны останавливаться можно. Что касается знака «Остановка запрещена», то он действует только на ту сторону дороги, на которой он установлен (пункт 13.1, приложение 1, пункт 3.27). V III . Первым проедет перекресток легковой автомобиль — он на главной дороге. Затем разъедутся трамвай и грузовик. Грузовой автомобиль сделает это последним, так как у него помеха справа (пункты 14.10 и 9.7).«СОЛДАТЫ УДАЧИ»Частная команда в борьбе за мировое первенствоКогда-то давным-давно, на заре нашего автомобильного века, ралли как нельзя более напоминали бал вдворянском собрании. Элегантные мужчиныи благородные дамы, неторопливая езда иконкурсы красоты среди автомобилей где-нибудь в Ницце или Монте Карло. Но времена меняют ­ ся, и автоспорт меняется вместе сними . Ныне от бы ­ лой солидной неспешности не осталось и следа. И если уж сравнивать с чем-то сегодняшний чемпионат мира по ралли, так скореес серией военных операций. П ример ­ но раз в месяц самые глухие уголкии большие города Европы иАфрики , Ю жнойАмерикии Австралии становятся объектом нашествия целой армии . Здесь есть все. И настоящая разведка, когда за нес колько недель до старта экипажи тренировочных автомобилей, словно на мин ­ ных тральщиках, обшаривают будущую трассу. И десантные операции, когда, наприм ер , в аэропорту Найроби или Перта вдруг один за дру ­ гим начинают приземляться большие транспортные самолеты слюдьмии техникой. А потом целые роты механиков в раскинутых по-солдатски быстро полевых мастерских готовят к атаке бое ­ вые машины. И наконец, свои места занимают экипажи — в шлемах и огнеупорных комбинезонах, в которых можно полминуты продер ­ жаться вгорящемтанке , — в небо взмывают вертолеты поддержки и медицинской службы, и одна за другойспобеднымревом , свистя турбокомпрессорами, машины устремляются в бой... Аналогию можнопродол ­ жить, говоря о форсировании водных преград, стратегии раллийных полководцев и тактике полевых команди ­ ров, потерях вживой силе и технике и даже, как это ни печально, жертвах среди мирных жителей. Однако присмотримся лучше к сам имармиям , что же это за войска сражаются в нескончаемых «бурях» в пустынях и саваннах, горах и лесах. В чемпионате мира по ралли участвуют несколько команд, представляющих европейские «Лянчу», « Ф орд » , «Фольксваген», «Рено» и японские «Тойоту», «Мицубиси», «Субару», «Ниссан», «Мазду». О днако только «Лянчу» м ожно , пользуясь военной терминологией , назвать регулярной армией. Лишь итальянцы содержат настоящую заводскую команду, все же остальные пред ­ почитают пользоваться услугами «наемников». Особенно характерны такие отряды «солдат удачи» для японских команд. В конце 60-х — начале 70-х годов швед Уве Ан дерссон был одним из лучших водителей. В 1971 году на «Альпин-Рено» он первым выиграл раллийный «большой шлем» — четыре классических состязания — « М он ­ те-Карло», «Сан-Ремо», «Акрополис», «Альпийское» и был провозглашен журнали ­ стами неофициальным чем ­ пионом мира (первенство среди водителей появилось на восемь лет позже ) . А через год на «RAC-ралли» в Великобритании Уве впервые сел за руль «Тойоты-Селики». Это была почти серийная машина не пользовавшейся тогда в Европе серьезным авторитетом японской фирмы — ширпотреб на колесах. О днако выступление Андерссона произвело впечатление, и в первую очередь на представителей «Тойоты» в Европе. Так было положено начало «Тойота Тим оф Юроп » — «европейской команды Тойота». В 1973 году ее штабквартира находилась в Уппсале, в доме шефа — Андерссона, а штат насчитывал шесть человек — сам Уве, его штурман Арне Хертц и четыре механика. Через шесть лет ТТЮ переехала на берега Рейна, недалеко от немецкогого ­ рода Кельна. Цех двигателей и шасси, научно-исследовательское отделение с цент ромкомпьютерного проектирования CAD / С АМ , самое современное динамометри ­ ческое, сборочное, р емонт ­ ное оборудование, к оторым напичканы несколько совре-Ответы на вопросы разминки1. Вода, разбрызгиваемая под давлением, попала внутрь стартера. Пока двигатель был теплым, она не мешала, а когда замерзла, блокировала стартер. 2. Износились зубья венца на маховике коленвала. В одном месте они выработались настолько, что шестерне стартера буквально не за что было зацепиться. 3. Мягкая пленка оцарапалась о неровные поверхности контактов, оставив между ними почти невидимую изолирующую стружку. Из-за этого ток через контакты не проходил, а значит, не было искры на свечах.ТОРГОВЫЙ дом тт ЗАпредлагает:радиоприемники, автомагнитолы и другие адаптированные к работе в наших условиях товары японской фирмы "Сони".Поставки оптом ив розницу. Телефон для справок: 207-23-82, факс: 207-16-30.44ЗА РУЛЕМ 12/92 РАЛЛИЙНОГО ФРОНТА«Раллийной красавицей» окрестили спортивные журналисты новую японскую машину, едва лишь «TodoTa-CenxKa-Typ6o-4WD» появилась в Монте-Карло в январе 1992 года. Но внешность — не главное достоинство нового оружия команды Уве Андерссона. 4-цилиндровый рядный поперечный мотор с турбонаддувом 11998 см 3 , 295 л. с. при 6000 об/мин, 45,9 кгс-м при 4400 об/мин, степень сжатия 8,5, 16 клапанов] позволяет полноприводной «Селике» массой 1100 кг развивать не менее 250 км/ч.СПОРТганные столь резкой технической политикой ФИСА , евр опейскиефирмы одна за другой оставили раллийную сцену. Удержалась лишь «Лянча», чьей главной сопер ­ ницей стала «Тойота». Неудивительно — ведь ТТЮ обладала к тому времени более чем десятилетним опытомподготовки машин именно этой группы . С тех пор на счету «Тойоты» немало успехов. Испанец Карлос Сайнс принес коман ­ де чемпионское звание в 1990 году, а на следующий год стал вице-чемпионом ми ­ ра. Третий год подряд «нае мники » под руководством Уве Андерссона на равных сражаются с самой знаменитой раллийной командойми ­ ра ипроигрывают «Лянче» к аждый раз совсем немного . Кое-кто считает, что все это — до поры до времени. Вот приметФИСА новые технические требования, и на сцену вновь вернутся заводские команды . Тогда «частникам» вроде Андерссона не поздоровится. О днако опыт•35~; Пять раз за последние девять лет «тойоты» выигрывали «Сафариралли». За это время сменилось уже три поколения этих машин. «Красавица» не посрамила своих предшественниц — испанский экипаж Карлос Сайнс — Луис Мойя, чемпионы мира 1990 года, с блеском выиграл эти соревнования в 1992 году.менных корпусов , располож ены на весьма небольшой, в полгектара, площади. Сегодня платежная ведомость ТТЮ насчитывает 180 фамилий — н емцы , шведы, англичане, французы, финны, и р ­ ландцы, бельгийцы, датчане, австралийцы, голландцы, поляки и новозеландцы (есть даже литовец!). «Организация Объединенных Раллийных Наций»,— как в шутку называет свою команду хоз яин . — А вот японец у нас только один — сам автомобиль!» — добавляет он тут же. Действительно, в торой по величине автомобильный концернмира не имеет вроде бы к собственной раллийной команденикакого отношения. Политика эта, на первый взгляд непонятная, имеет под собой исключительно практическое основание. «Тойота» получает все рекламные выгоды от побед на раллийных трассах, о д ­ нако не несет сколько-нибудь серьезных финансовых расходов. В первой половине 80-х европейские заводы, вкладывавшие в чемпионат мира миллионы долларов, не остав-Однако путь к раллийной вершине отнюдь не усеян розами. Сайнсу еще удалось победить в Новой Зеландии (хотя ив отсутствие главных конкурентов — заводской команды «Лянча»), но затем последовала серия обидных сходов, и испанец практически потерял шансы вернуть себе чемпионскую корону. Товарищи же Сайнса по команде — финский экипаж Маркку Ален — Илкка Кивимяки и немец Армии Шварц со шведом Арне Хертцем оказались не готовы его поддержать.Ш^М.ляли «наемникам» «Тойоты» никаких шансов. Лишь в сверхтяжелых условиях афр иканского «Сафари» менее мощныеи сложные, но более надежные «японцы» м ог ­ ли побороться с «фордами», «лянчами», «ауди». «Я не беспокоюсь за мою машин у , — говорил знаменитый водитель «Тойоты» швед Бьерн Вальдегаард.— И с сам ого старта мчусь во весь опор . Если конкуренты вздумали бы сделать то же самое, они развалились бы через пару сотен километров » . Такая тактика принесла ТТЮ три подряд победы в «Сафари» — в 1984—1986 гг. А вконце 1986 года прои ­ зошло еще одно радостное для подопечных Андерссона событие — М еждународная федерация автоспорта запретила участие в чемпионате мира прототипов группы В, стартовать теперь можно было только на практически серийных машинах, п одго ­ товленных по группе А, да еще с достаточно нелепым ограничением максимальной мощностив 300 л. с. Напудругих видов спорта, да .. ралли тоже , показывает, что все менее охотно автомобильные фирмы дают себя втянуть в ставший столь до ­ р огим автоспорт. Все более накладно становится содер ­ жать «регулярные армии». С кажем , только одно «Сафари» обходится итальянцам в несколько миллионов долларов. Так что, по всей видимости, в ближайшие годы, успех на раллийном фронте ожидает скорее всего отряд ы «солдат удачи». А. МЕЛЬНИКЗА РУЛЕМ 12/92 45