13
14
«ЕлАЗ», предусматривающее создание « м еждународного консорциума». Более того , в Верховный Совет Татарстана направлено предложение об отчуждении земли подконсорциум ! С однойсторо ­ ны, это гарантия для возможных будущих инвесторов, но сдругой — «разбазаривание народных богатств». А как же намерение « н икому не отдавать наш ЕлАЗ»? Один из моих собеседников в Елабуге тактично заметил, что произошлапереоценка сил. Народная мудрость утверждает, что на собственных ошибках учатся, сами знаете кто...Трудно быть подопытным кроликомГоворят, самое страшное проклятие в Китае звучит примерно так: «Чтоб твои дети жилив эпоху перемен!» Вряд ли кто желал этого ЕлАЗу, но завод попал в страшную экономическуюмясорубку , к ог ­ да по-старому уже не получается, а по новому никто еще не умеет. «Стройку века» задумали в лучших социалистических традициях. Финансироваться она мог ­ ла только из бюджета сверхдержавы. Но начавшаяся перестройка заставила искать иные источники средств: в бюдже ­ те их не оказалось. Новые финансовые структуры еще не были созданы. В Елабуге настойчиво искали выход из положе ­ ния. П омните лозунг «Народный автомобиль — на народные деньги»? Он до ­ вольно широко пропагандировался «Строительной газетой» и ее преемни ­ цей — «Рабочей трибуной » . Суть заключалась втом , что завод должен был достраиваться на средства от проданных «акций». С егодняв Елабуге говорят, что Господь уберег их от такого «решения» п роблемы . Ведь не хватало не только денег, но и ресурсов, так что быстро пустить такой гигантский завод все равно не удалось бы . Инфляция же сегодня быстро обесценивает все вклады. Гигантский проект требует соответствующих усилий. Н апомним , что « к он ­ с орциум — в ременное соглашение междунесколькими банками, предприятиями, ф ирмами (частными, а кционерными , государственными и др.) для совместного финансирования какого-либо проекта». Сегодня в Елабуге принимают делегации из стран СНГ и надеются на сотруд ­ ничество. Более того , е лабужскийпроектконсорциума видится некимобъединяю ­ щ имфактором для экономики , растаскиваемой по национальным квартирам. Производство автомобилей — выгодное вложение средств, тем более что доля вконсорциумеможет преобразоваться в пай вакционерном обществе, к аковым станет ЕлАЗ. Все мы на себе ощущаем прелести эпохи перемен . Трудно ныне даже стабильным производствам — что уж говорить о создаваемых, да еще таких огром ­ ных, как завод в Елабуге. За времякороткойкомандировки не успеваешь вникнуть во все проблемыстройки . С егодня отсюда уезжаютлюди . Н апример , сельская молодежь , мечтавшая вкусить городскойжизни , возвращается по домам — там сейчас жить про ­ ще. Возвращаются на КамАЗи ВАЗ специалисты, рассчитывавшие здесь на быстр ую карьеру. Уехали даже главный кон ­ с труктори технический директор . Что ж , столь долгая неопределенность в состоянии убить энтузиазм. Д аи новая жизнь требует иных, материальных стимулов. Зарипов — д иректормолодойвлю ­ б ом смысле слова. В должности генеЗА РУЛЕМ 1/93 13ЕЛАЗ ВСЕ-ТАКИ БУДЕТ?Золотая осень на берегах КамыНаверное, это не случайность, что талант русскогоживописцаШишкинасфор ­ мировался именнов Елабуге. Здешние ме ­ ста способны очаровать даже наблюдателя схолоднымсердцем . И хотя на Елабужс ком автозаводе не до любования кра ­ сотами природы , о сеннюю благодать в полной мере ощутили и здесь. Ведь именно на это время года пришлись три события, давшие надежду на завершение стройки : подписание генерального со ­ глашения сВАЗом , обещание президен ­ та России выделить полтора миллиарда рублей до конца года ирешение научнотехнического совета АО «Автосельхозмаш-холдинг» об «объекте производства первой очереди Елабужского автомоб ильного завода». К аждое из этих событий требует комментариев . Читатель найдет их ниже , а пока под шумшишкинского соснового бораокинемвзглядом стройплощадку и напомним некоторые цифры. Задуманная как тракторный завод, стройка началась в 1984 году . Спустя четыре года проект перепрофилировали в автомобильный завод. Первая очередь ЕлАЗа должна была дать продукциювпрошлом году. На сегодня встройпло ­ щадку закопано (в буквальном смысле слова!) 2 млрд . рублей в ценах 1984 года. На восьмомгодуустроящегося завода появился шестой генеральный директор . На ЕлАЗе работает около 10 тысяч человек, м ногов «абсолюте», но мало для такого гиганта, о собеннокогда до пуска остается совсем немноговремени . По при ­ к идкамэкономистов , заводу необходим валютный кредитвразмере 2,7 млрд . долларов — определить потребность в рублях невозможно из-за слишком быстр ого их обесценивания. В прочем , достаточно «сухой цифири». Тем более, что многиевопросыв судьбе завода цифровомувыражению не под ­ даются. публики Татарстан М . Сабирова. Всем ерно стремясь «наполнить суверенитет содержанием», руководство Татарстана твердо стояло на позиции « н икому не отдавать наш ЕлАЗ». Хотя эта площадка была необходима ВАЗу, к оторый по заданию Минавтосельхозмаша проек ­ тировал автомобиль для Елабуги. К аби ­ нет министров СССР (тот разговор происходил еще до августовского путча) разрабатывал свой вариант экономическице ­ л есообразного завершения строительства, вплоть до вынесения гигантской «незавершенки» на торгис участием зарубежных покупателей. «Мы категорически против этого и, пользуясь своим суверенитетом , этого не позволим » , — заявил М . Сабиров. Он надеялся, что елабужскую площадку заберет КамАЗ . Но КамАЗ — а кционер ­ ное общество, р уководствующеесяисклю ­ чительно собственными интересами. Взвесив все варианты, там отказались от тако ­ го поглощения. И ЕлАЗ «повис» на тат арскомбюджете . К акие бы усилия ни прилагала суверенная республика, для ее экономики это непомерныйгруз . У ЕлАЗа долги перед генподрядчиком — т рестом «Камгэсэнергострой» и субподрядными организациями. Специалисты, ехавшие на автомобильный завод, в ынужденыпере ­ квалифицироваться в строителей. А вто ­ сборочный завод с 28-процентным выполнением плана строительно-монтажных работ (полностью установлены колонны) «отодвинут в сторону» ради другихкорпу ­ сов, но и на них не хватает средств. «На площадкесегодня очень мало лю ­ д ей , — сказал технический директор ЕлАЗа В. Ц итркоп . — В основноммы работаем на энергетических сетях для обеспечения площадки теплом , в одой . Основные корпуса, к роме прессово-сварочного, не строятся. Но и он строится крайне медленно. Средств нет — считать прихо ­ дится буквально каждуюкопейку » . И вот в местной прессе, в отчетах о поездках президента республики за рубеж или о переговорах с «фирмачами» д о ­ ма, появляются строки об обсуждениипроблем ЕлАЗа то сруководством « Д же ­ нерал моторе», то с Е. Г айдаром . Результатом стало постановление Кабинета министров Татарстана «Об организации выпуска легковых автомобилей в ПОПеретягивание под юрисдикцию как национальный вид спортаВ прошлой публикации, посвященной судьбе ЕлАЗа (ЗР, 1991, № 10), м ыпри ­ вели высказывания премьер - м инистра Рес4 За рулем № 1 рального он с 23 марта 1992 года, да и лет ему всего 38 — м оложев отрасли, п ожа ­ луй, нет. З накомс местными проблема ­ м и не понаслышке. Но ни разу в нашем разговоре не сказал, что ЕлАЗу чего-то «не дают » : «Сегодня никто из Москвыивообще «сверху» не придет решать наши проблемы , рассчитывать можнотолько на свои силы». В них он верит.кОбъект производства»Логика современного проектирования такова, что сначала разрабатывается сам «объект производства», затем — технология поднегоиужесучетом этой технологии строится завод. К орпусав Елаб уге возводили в расчете на трактор . Но вот ВАЗу поручили разработать микролитражку для перепрофилируемого завода.* П озже появилось соглашение сФИАТом и, как следствие, «Панда» и некий «А93». Еще в феврале 1989 "ода состоялось заседание Научно-технического совета тогдашнего Минавтосельхозмаша, у твердившее ВАЗ-1121 — б удущую модель ЕлАЗа. И вдруг... Вернемся кпрошлой публикации и еще раз процитируемМ . Сабирова: «...сегодня даже не определено , что за модель легк ового автомобиля будем выпускать... Я знаю , что вазовцы имеютв сейфе готовуюразработку «А93», но я на нее не рассчитываю. К онкурентныевзаимоотно ­ шения КамАЗаи ВАЗа не позволят им пойти на передачу в Елабугу технической документации » . П ритакойпозиции татарского премье ­ ра разработки действительно были сложе ­ ны в сейф. А год спустя на ЕлАЗе как обольшомдостижении говорят озаклю ­ ч енном 16 сентября генеральном соглашении сВАЗом . Еще один год ушел на «наполнение суверенитета содержа ­ нием». И вот воктябре 1992 года — новое заседание НТС, теперь уже «Автосельхозмаш-холдинга». На нем утвердили тот жеобъект производства, но на изме ­ нившемся ЕлАЗе. Новая концепциягово ­ рит уже не о 900 идаже не о 600 тысячах автомобилей вгод . П усковойкомп ­ лекс, к оторый планируется ввести вконце 1995 года, рассчитан на производство 150 тысяч микролитражек . Плановая мощ ­ ность новогопроекта — 300 тысяч вгод . Главная задача — быстрее начать произ ­ водство, выключить инфляционный насос,с родникоторомулюбойдолгострой . В как ом направлении развиваться дальше, п о ­ кажет время . Во всяком случае, площадка это позволяет, о днако нигде вмире нет таких гигантских комплексов . Главное же заключается втом , что техническая политика ЕлАЗа, н аконец , о п ­ ределена. Будущий автомобиль получил индекс -1121. Полностью повторяя внеш ­ ние обводыи габарит ужесуществую ­ щей « О ки » — ВАЗ-1111, он оснащен дру ­ г им двигателем. В прочем , о нем тожеуже достаточно много написано: т рехцилинд ­ ровый, м ощностью 38 л. с. Главной его особенностью является еще большая, ч ему « О ки » , э кономичность . Естественно, в елабужском варианте будут исправлены некоторыеошибки , выявленные вкон ­ струкции ВАЗ-1111. В портфеле уразра ­ б отчиков есть и удлиненный пятидверный вариант. Дальнейшая перспектива — модель ЕлАЗ-1125. В соответствии с генеральным соглашением ее также разрабатывает ВАЗ. В ней развивают принципиальные дизайнерскиерешения , найденные для первой микролитражки . Двигатель совер ­ шенно другой, четырехцилиндровый (1100 см3 , 52 л. с ) . О н создан всотруд ­ ничестве с исследовательским центромфирмы «Порше», о дним из мощнейшихв Европе. Из-за перебоев в финансировании немецкая сторона не смогла выполнить всех своих обязательств, но и сделанного оказалось немало. Кстати, к этому двигателюуже проявляет интерес Запорожский автозавод.ЕСЛИ по нему будет принятополо ­ жительное решение, ЕСЛИ удастся открыть финансирование изаключитьконтракты на изготовление технологического оборудования в самом начале 1993 года ( м ногие автоматичес кие линии и прессовое оборудованиеиз ­ г отовляютминимум два года — они могут быть готовы толькокпредполагаемому пуску завода), ЕСЛИ ЕлАЗу удастся получить квоту на продажу миллиона тонн нефти вгодв течение десяти лет и на вырученную валюту разместить заказы на оборудова ­ ние за рубежом — ...то появится неплохой шанс увидеть вконце 1995 года опытно - п ромышлен ­ н уюпартию ЕлАЗ-1121. П овод для оптимизмадаютследую ­ щие основания: на 53 % выполнены строительные работы корпуса ; п одключен газ из Уренгоя , что позво ­ лило пустить котельные — п лощадка обеспечена теплом , в одой , действует энерге ­ тический комплекс ; пущена первая очередь станкоинстру ментального завода; к онструкторы ведут опытные работывготовомкорпусе мелких серий.Встретимся через год!На ЕлАЗе нашлись люди , к оторые разработали новые принципыи сумели убе ­ дить в них правительство Татарстана, под чьей юрисдикциейсегодня находится завод. Заводчане понимают , что выход тольк ов объединении усилий, а любоеобособ ­ ление смерти подобно — натуральное хозяйство всовременнойэкономике слишком дорого.Если...К огда был сдан этот материал, оставалось больше месяца доминской встречи глав правительств стран СНГ вде ­ кабре. В Елабуге возлагали на это совещание большиенадежды : ведь там должны были рассмотреть их предложе ­ ние о создании консорциума . Сейчас есть смысл инвестировать лишь програм ­ м ы , направленные на повышениежизнен ­ ного уровня людей , то есть на произ ­ водство товаров народногопотребления . А втомобиль — из их числа. О кончатель ­ ный ответ, состоится или нет «Проект ЕлАЗ», м ожет дать только совещание возможных инвесторов. А пока вы узнали, как виделась ситуация из ноября 1992-го. Итак... ЕСЛИ вопрос будет встрече вМинске , рассмотрен наК огда строили ВАЗ иКамАЗ , отслеживать ситуацию на стройплощадках успевали только газетчики — буквально каж ­ д уюнеделювоблике обоих заводов игородовпроисходилиизменения . В Елабуге и за год ситуация едва проясняется, где уж тут говорить окипении работы на площадке . Но нынче в тоне ди ­ р ектора , приглашавшего приехать черезгод , слышалась уверенность — ему будет что показать, рассказать оРЕАЛЬНОМ выполнении РЕАЛЬНОЙ программы . г. Елабуга А. С ОЛОПОВ , соб. корр. «За рулем»ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ,. „. \гБумагу — — — — — — — Картон — — — —; "•производит и реализует без посредниковдля печати газетную 48 г / м 2 типографскую №1 65 г / м 2 типографскую №2 60 г / м 2 книжно-журнальную для офсетной печати 60 г / м 2 офсетную №1 65, 90 г / м 2 шаберного мелования для офсетной печати 75 г / м 2 обойную 90, 130 г / м 2и бумагу для упаковки пищевых продуктов типа хром-эрзац тетра-пак (основа) тетра-брик (основа) пюр-пак (основа) Полуфабрикаты для производства бумаги — целлюлозу сульфатную беленую лиственную и смешанную в кипах и рулонах — древесная масса в рулонах (ТММ, ХТММ) Лесоматериалы — ДСП, фанеру березовую, сосновую, ламинированную.Адрес: 167018, г. Сыктывкар, ул. Борисова, 2 Телетайп 181202 КОМЕТА 181239 КОМЕТА Телефоны (821 22) 1-23-82, 1-20-09, 1-23-40 Факс (821 22)1-37-6614ЗА РУЛЕМ 1/93