Ва вгустовскомномережурнала за прошлый год мы рассматривали вопросы , связанные сприобрете н иемгрузового автомобиля в частные руки . П родолжая эту тему, п оговоримотом , что представляет собой парк оте чественных грузовиков , к акоймашинев тех или иных условиях следует отдать предпочтение. На Западе главная задача покупателя состоит втом , чтобы сделать правильный, э кономически обоснованный выбор среди множества модификаций имоде лей. У нас иное делоивопрос чаще всего один : брать вот этот конкретный автомобиль или не брать? Но все же случается и так, что какие-то варианты есть. В таком случае надо руковод ствоваться следующимипринципами . Что выгоднее — новый автомобиль или подержанный ? Без сомнения , новый.'•":''шшшшшЧАСТНЫЙЭто надолго избавит от множестваэксп луатационных хлопот, что особенно важно в начальный период развертывания дела. К онечно , разница встоимостино вой и « п ожилой » м ашиныпорой очень велика, но надо смотреть дальше и иметь в виду, что цена новогоавтомобиля обычно не превышает 15 % от суммы эксплуатационных затрат за весь срок службы машины. К акой двигатель — б ензиновый или дизельный? Здесь решающим фактором является интенсивность эксплуатации. Чем больше годовой пробег, т емвыгоднеедизель . При малых пробе гах повышенный топливный «аппетит» б ензиновогомотора перестает быть ре шающим фактором. Какова должна быть грузоподъем ность автомобиля или автопоезда? Это впрямую зависит от планируемогообъема перевозок, грузооборота. Общий закон транспорта гласит: чем выше грузоподъ емность, т ем дешевле выполняемая рабо та. Не зряжевыпускаютсупертанкеры или 200-тонные самосвалы. Но это верно лишь втом случае, к огда обеспечен неп рерывныйфронт работ — б езнедо груженности и простоев. Короче говоря, если возить песок на «Жигулях», то он станет для вас золотым , но и доставлять клиентам заказанные букеты цветов на КамАЗе — не меньшая глупость. Д ляоценки эксплуатационных качеств автомобилейи сравнения моделейсуще ствует определенная система критериев . Эффективность использования грузовиков определяется следующимипараметрами : г рузовместимость , . с коростные свойства, н агрузка на ось, использование массы, безопасность, долговечность, цена, э коно мичность, н адежность , проходимость, у добство использования и запас хода. При этом надо принимать во внимание конкретные условия работы автомобиля, учитывать особенностиперевозок , о пре деляемых дорожными , транспортными, к лиматическими условиями. К оротко поясним суть сказанного . Д орожные условия характеризуютсясостояниемикачествомпокрытия , обустр ойством трассы (наличие АЗС , СТО и т. д.), п рофилемдороги ( м ного ли кру тых спусковиподъемов ) , интенсивностьюдвижения и добросовестной работой дорожной службы. Под транспортнымиусловиямиподра зумевается объемперевозок , р азмеры партии груза , е го вид, расстояние пере в озкии условия погрузки - р азгрузки . Теперь, о знакомившисьнемногостео р ией , м ожно приступить к составлению технического задания на выбормаркии модели. Серьезные транспортные фирмы делают это так: оценивают в баллах качества выбираемых машин, сводят результаты в таблицу, с уммируют баллы, а затемпринимаютрешение . Разумеется, все это выглядит несколькоутопич но и адресовано тем , к топокупаетно венькое транспортное средство в условиях неограниченноговыбора . Нам же следует спуститься с небес на землю . Чаще всего приходится брать машину «от забора» в каком - н ибудьавтохозяй стве. Это понятно : п редприятиеохотно расстается савтомобилем , на которыйужениктодобровольно не сядет. Ж дать его списания невыгодно , а продать — прибыль. О бычнотакуюмашинуможно купить за сносную цену. Если вас интере с уют не толькодокументы , а предпола гается восстановить машинусвоими силам и , надо обратить внимание на распро страненность марки , доступность и цену запчастей, о бъемремонтных работ, а такж екритически оценить свои возможности . М ожет , не стоит связываться? Если эти задачи покажутся вам раз р ешимыми , н ужно браться за дело . Чаще всего автомобиль «от забора» — это всего лишь рама , х орошо , если год ная. В прочем , у мелыеруки частника иногда творят чудеса ив итоге получается вполне приличный автомобиль. Но ик чуд отворству надо подходить со смыслом . Если в вашем распоряжении нет валюты, не следует брать импортныйгрузо вик: запчасти очень дороги , найти их трудно , а заменить отечественными не всегда удается. Поступление запчастей по импорту — с обытиенепредсказуе м ое , ж ивыепримеры — известные всем грузовики « М агирус » , «Татра», автобусы «Икарус», для которыху нас практически ничего нет. Решаясь на такой шаг, надо трезво оценить свои производственныешшшшшГРУЗОВИКв озможностив плане самостоятельногоизготовления деталей или переделкиагре гатов сиспользованием отечественных конструктивных элементов. Теперь обратимсянепосредственноквопросам эксплуатации. Использование частного грузовикаоб ходится дорого , несравненно дороже , ч ем эксплуатация легковогоавтомобиля . Поэтому большая машина должнанепре р ывно работать, чтобы приносить доход . Многие предприниматели покупают грузовики на распродажахармейского оснащения. Как правило, это бортовые автомобили повышенной проходимости с небольшой грузоподъемностью . Покупать их целесообразнотольковтом случае, если не пугает расход бензина, а ездить придется там , где нет дорогствердым покрытием. Из наиболее « п рожорливых » в ыделим «Урал-375Д», 314Л-131, З ИЛ - 1 57КД , ГАЗ-66. Вот небольшойпример . Если по авто-пищит136ЗА РУЛЕМ 1/93