•уагм^щщ,•с3fc=Rч*МО»-,— Вам, м олодой человек, скольк о лет? Тридцать. Как раз столько времени понадобится, чтобы пробить в КГБ разрешение на эту авантюр у , — о горошил лет десять назад тогдашний начальник Управления военно-технических видов спорта ЦК ДОСААФ К. Х одарев . ответственного секретаря ФАС СССР. Тот пришел в высокий кабинет, чтобы, как говорится, д оложить по командеопредложениинекой итальянской фирмы провести этап фор мулы 1вокругмосковскогоКрем ля. По счастью, дар предвидения изменил «спортивному» генералу. Прошла лишь треть отмеренного им срока , и на Васильевский спуск, что в двух шагах от Красной площади, пожаловали хоть и не асы фор мулы 1, но не менее титулованные участники ралли-марафона «Пар иж — М осква — Пекин». В тот сентябрьский день пилоты были элегантны и приветливы, словно на званом обеде, с видимым удовольствием отвечали на вопросы журналистов ибез устали раздавали автографы вездесущиммосковским пацанам. Накануне старта по-настоящ ему спортивной части гигантской эпопеи они все были равны — и чем пионы мира , ангажированные могу чим «Ситроеном», и любители, отправившиеся в путь длиной 16 тысяч километров на свой страх и риск. Как непохоже оказалось это праздничное гулянье, с фейерверком , р усскими плясками иярмарочныммедведем , на ту картину, что довелось мне увидеть три слишним недели спустя у Великой китайской стены, где собрались после послед50 ЗА РУЛЕМ 1/93На трассе «Ниссан-Патруль».'•\:'"•16 тысяч километТекине их остамеро.него спецучастка счастливчики, п ре одолевшие два континента, о дин надцать стран и три пустыни. За плечами этих мужественных людей — бессонные ночи, выматывающие спецучастки по нескольку сотен километровкаждый , радость побед и боль утрат, осуществленные мечты ижестокие разочарования. Куда подевался салонный лоск, в какой глуши остались изящные манеры ! Небритые, в пропыленных комбинезонах, они все-таки находили силы для улыбок. Но не тех без заботных у стартового подиумавМоскве . Это были улыбки людей , справившихся с тяжелой и опасной работой. Их не спутаешь с наигранной веселостью привыкших к всеобщ ему вниманию спортивных «звезд». И был один человек, к оторыйв эти минуты не стеснялся соб ственных слез. Пьер Лартиг. Ф орту на выбрала его из десятков других участников рейда и обласкала своими милостями. — Я счастлив игорд , — говорил француз , — т ем , что выиграл первый «Париж — Пекин». За десять лет выступлений в ралли-рейдах одержа -но одиннадцать побед. М не не хватало лишь большого успеха в настоящ ем марафоне. О собенно приятно, что победа достигнута на француз ской машине в великолепной коман де, к акой является «Ситроен». И не было в этих словах Пьера ни тени лукавства, ни намека на же лание угодить ситроеновским бос- «Тойота-Лендкрузер» — победитель в группе специально подготовленных серийных автомобилей.пания «Соното» — только дилер фир м ы «Мицубиси». Тем не менее сам победитель, Лартиг, и меющий опыт выступлений в «Мицубиси», в беседе со мной настаивал на том , что обе машины, и «ZX» и «Пайеро», п римерно равны по своим возможностям . Вряд ли Пьер таким заявлением хотел еще чуть-чуть поднять значение собственного успеха. В этом не было необход имости : о своих достоинствах «мицубиси» из Франции заявили сами. Первый по-настоящему марафонский участок от Саратова до Уральска выиг-сам. В самом деле, за свою дол г ую карьеру раллиста Лартиг выступал за разные « к онюшни » , но лишь в «Ситроене» е му удалось осуществить свою давнюю мечту. П ричемс первой попытки . В чемже секрет столь впечатл яющего дебюта? Несомненно, в ма стерстве пилота. Но, пожалуй, все жев большей меревтомподходек соревнованиям, что исповедует «Ситроен». Вот лишь небольший штрих, и ллюстрирующиймогущество этой фирмыи серьезность ее намерений в ралли «Париж — Пекин». За три дня до финиша гонок , когда судьба первого места была практически решена, команда «желтых дьяволов», как прозвали «ситроены» за их фирмен ный «кэмеловский» окрас, получила дополнительно около тридцати тонн (!) запасных частей. Очевидно поэтому на вопрос одного из журна листов, с колько стоит каждый «СитpoeH-ZX-ралли-рейд», спортивный директорфирмы , известный впрош л ом раллист Ги Фрекелен отвечать отказался, сославшись на то, что об этом, дескать, говорить не принято. О днако факт остается фактом : практически после каждого этапа ма шины с двумя шевронами на капоте разбирали и собирали вновь уже из новеньких с иголочки агрегатов. О ткуда такая щедрость? Л арчик (с деньгами) открывался просто: «Ситроен» построил в Китае завод, и первые машины , как раз моде ли «ZX», сошли сего конвейера за неделю до окончания ралли. «Мы не имели права проиграть!» — воскликнул после фи ниша генеральный директор «Ситроена» г осподин Бернар Роше. М еждутем , замечу, проиграть «Ситроен» м ог . К оманде «МицубисиСоното», чей бюджетпримерно на порядок меньше ситроеновского . «Кон юшню » м енеджера Ульриха Бремера лишь в малой степени можно назвать японской. Практически вся машина «Пайеро» сделана в небольшой мастерской во Франции . Лишь двигатель собирают в Японии. А ком -Дебют «уралов» в марафонах не прошел незамеченным.На этом КамАЗе экипаж Владимира марченкова стал третьим в группе грузовиков.В отличие от зарубежных гонщиков Александру Никоненко приходилось вкалывать и по ночам.СПОРТЗА РУЛЕМ 1/93 51 Обслуживание на зависть конкурентам: утром «ситроены» будут словно новенькие.Камазовцы «чистят перышки» перед торжественным въездом в китайскую столицу.рали именнопитомцы Бремера — э кипажи Бруно Саби иКенджиро Шинозуки. — Просто они отчаянно захотели черной икры , — улыбался Ульрих . — Нам подарили изрядное количество этого деликатеса, но я сказал, что никто не притронется кцарской еде, пока мы не выиграем этап. Как видно, надолго умоих ребят терпения не хватило. А в стане команды «СитроенКэмел» в это время было не до шуток. Накопленное за три прологаи два коротких спецучастка скромноепреимущество Лартига в степях СНГ начало испаряться, как капля воды на раскаленных камнях. О дин за дру г им пилоты «Мицубиси» добывали победы на этапах — Саби, Вебер, снова Саби, Ш инозука , опять Вебер. К томуже на «желтых дьяволов» обрушились и другие несчастья. На четвертом этапе сгорел автомобиль экс-чемпиона мира финна Тим о Салонена. Он едва успел выскочить из машины , оставив на съедение огню паспорт и все наличные деньги. Тогда жепрогорел клапан умотора «Ситроена» Алена Амбро зино, и тот пришел к финишу через три часа после лидера. Терпение руководства «СитроенКэмела» лопнуло, к огда еще один экс-чемпион мира швед Бьерн Вальдегаард на финише очередного этапа в Небит-Даге проиграл победителю — Ш инозуке 50 минут. Как рассказывал потомштурман Бьерна Галахер, и менно тогда было решено всем отставить в сторону личные амбиции, забыть о призах, думать только оподдержке Лартига. Пьер, как это ни странно, к томувремени вновь вышел на первуюпозициювобщем зачете, воспользовавшись тем , что «Мицубиси» не выдвинули единственного лидера. Преимущество его было крохотным — 2 минуты 13 секунд . По мер кам марафона — лишь мгновение . Но только вэтом «чуть-чуть» оставался единственный шанс «шевронов» на общий успех. Отныне товарищи Лартига старались постоянно находиться рядом52 ЗА РУЛЕМ 1/93т рофей , к оторый куда ценнее для него, чем алмазные подвески,— главный призпервого сверхмарафона « П ариж — П екин » . Ф ранцузский флаг воднойруке , бутылка шампанскоговдругой — с то ял Лартиг вместе со своимштур м аномМишелемПерэном на кры ше вновь сияющеголаком «Ситроена» в окружениивосторженных почитателей, почетных гостей и местных «чекистов», не подпускавших ктриумфаторамдаже операторов французского телевидения. А пот ом началась неофициальная часть праздника, и Пьеру с Мишелем пришлось принять «крещение» в фонтане шикарного отеля «Нью Чайна Уорлд » . Интересно, что следом за побе дителями шумная ситроеновская бра тия мокнулаиЖоржа Груана — шефа сервисной команды , к оторая тянула на грузовиках «Мерседес» от Парижа до Пекина тяжеленный воз запасных частей для «желтых дьяволов». К онечно , похвастаться высоким местомвитоговомпротоколе эти «мерседесы» не могли , их экипажам было не до очков и секунд. Но были и те участники, что избра ли грузовикв качестве спортивно го снаряда. С реди тех, кто воткры т ую заявлял о желании бороться за призовые места в этой группемашин , были итальянские «перлини»,Ситроен-2Х-ралпи-рейд»(Мицуоиси- Пайеро»ИВИИНЯИВЯИИИЯИдс ним на трассе, чтобы при случае поделиться слидером запчастями, даже сняв их со своих собственных машин. Они также , по возможности , д олжны были вести Пьера по дистанции, помогая ему на сложных участках выбирать лучший путь по бездорожью. — Как минимум три раза я попадал в такие переделки , что без пом ощи товарищей мне пришлось бы туго , — скажет потом победитель. «Один за всех, все за одно г о » , — этот мушкетерский девиз стал на время состязаний паролем коман ды «Ситроен-Кэмел». И Лартигу, как знаменитому Д'Артаньяну, с пом ощьюдрузей удалось-таки добыть•чехословацкие «татры» и наши КамАзы. Именно в таком порядке они и заняли места на финише в Пекине. М ожно спорить отом , нас колько значителен успех экипажав составе В. М арченкова , А. Кузьмина и Е. Виноградова, с умевшего из 11 финишировавших грузовиков занять третье место . М еня , признаюсь, больше впечатляет другоедо стижение Камского завода. И менно его машины избрали организаторы для обеспечения этого протяжен ного ралли, а эмблема КамАЗа вместе с товарными знаками нефтяной компанииЭЛФ , автомобильной «Лендровер», табачной «Ротманс», электронной НЕК идругих красова- СПОРТлась повсюду — на протоколах соревнований, на рекламных щитах, куртках и майках судей , а втомоби лях обслуживания. Выходит, к амскимгрузовикамдоверяют , считают, что на их надежность можно положиться. А это, согласитесь, чего-нибудь да стоит. О подобном признании на Уральс ком автозаводе пока могут только 'мечтать. Д ве его машины нового семейства с двигателями «Дейц» впервые выступали в столь сложном соревновании. Д ебют не прошел нез амеченным . Хотя единственный до ехавший до финиша «Урал» занял последнее местосредигрузовиков . Но, приготовьтесь удивиться, по ре зультатам спецучастков он обошел даже пббедителей' на «Перлини»! — М ы ничего не знаем оновом «Урале»,— г оворилимневМоскве чехословацкие гонщики из команды «Татра».— Но за рулемего фантастический пилот — Владимир Гольцов! Да, наш знаменитый раллист из Ижевска снискал себе известность исреди асов ралли-рейдов, а во врем янаграждения на егодолю досталось аплодисментов не меньше,чем на равших ках.долю итальянцев, выигсостязания на грузовиПриятно было слышать из уст Лартига лестные отзывы иодругом русском гонщике — Александре Никоненко из Тольятти. С кромная , мало отличающаяся от серийной , по сравнению с «ситроенами» и «мицубиси», «Нива» А лександрапро билась на четырнадцатое место. Огорчает лишь то, что этот результат практически потолок для отно сительно маломощноймашины ВАЗа. А в спорте все-таки главное, да про стит меня основатель Олимпийских игр Пьер де Кубертен , не участие, а победа. Остается сожалеть, что так и нестал реальностью совместный про ект, к оторый предлагал ВАЗу импор тер «лад» во Франции Ж.-Ж. Пок. Помните, его прототипы «Самара-ТЗ» щипали перья и «ситроенам», и «мицубиси». Увы, четвертое место , д обытое на этой машине врейде «Тунис-90» б ывшими советскими гон щ иками Э. Тумалявичюсом и С. Д ад вани, осталось лишь фактомв истории отечественного автоспорта, а не началом нашего большого прорыва на международной арене.И все-таки будем оптимистами. М не почему-то кажется, что не за горами то время , к огда , быть может , тот же «Ситроен», с кажем , накануне пуска своего завода в нашей стране захочет, чтобы на ралли, п роходя щ ем по России, за рулем «желтого дьявола» сидел именнорусскийгонщик . Ведь нынешний «Париж — Пекин» — не последний. Во всяком случае, в этом уверял меня его главный организатор Рене Метж . Д аиразрешение на такой контракт нашим ребятам, по счастью, у же не придется испрашивать ни вДОСААФ , ни в КГБ. Пекин-Москва С. НЕЧАЮИ, А. ГУРЕВИЧ (фото), спец. корр. «За рулем»Мишель Перэн стал штурманом Лартига лишь весной 1992 года, тем не менее два француза быстро обрели взаимопонимание.ЩР 11 """"1. П. Лартиг — М. Перэн (Франция, «Ситроен-гХ-ралли-рейд» — 34:49.14; 2. Э. Вебер — М. Хаймер (Германия) — отставание 1:08.44; 3. Б. Саби — Д. Серне (Франция) — 1:24.49; 4. К. Шинозука — А. Мань (Япония/Франция, все — «Мицубиси-Пайеро») — 1:43.13; 5. Ю. Ориоль — Ф. Монне (Франция) — 4:29.46; 6. Б. Вальдегаард — Ф. Галлахер (Швеция/Великобритания, оба — «Ситроен-гХ-ралли-рейд») — 8:10.08; ... 14. А. Никоненко — С. Таланцев — 27:28.04; ... 21. Ю. Боровиков — В. Наконечный (оба — Россия, «Лада-Нива») — 32:40.48; ... 24. В. Марченков — А. Кузьмин — Е. Виноградов (Россия, КамАЗ-431010) —35:53.36.ЗА РУЛЕМ 1/93 53