50
51
52
53
•уагм^щщ,•с3fc=Rч*МО»-,— Вам, м олодой человек, скольк о лет? Тридцать. Как раз столько времени понадобится, чтобы пробить в КГБ разрешение на эту авантюр у , — о горошил лет десять назад тогдашний начальник Управления военно-технических видов спорта ЦК ДОСААФ К. Х одарев . ответственного секретаря ФАС СССР. Тот пришел в высокий кабинет, чтобы, как говорится, д оложить по командеопредложениинекой итальянской фирмы провести этап фор ­ мулы 1вокругмосковскогоКрем ­ ля. По счастью, дар предвидения изменил «спортивному» генералу. Прошла лишь треть отмеренного им срока , и на Васильевский спуск, что в двух шагах от Красной площади, пожаловали хоть и не асы фор ­ мулы 1, но не менее титулованные участники ралли-марафона «Пар иж — М осква — Пекин». В тот сентябрьский день пилоты были элегантны и приветливы, словно на званом обеде, с видимым удовольствием отвечали на вопросы журналистов ибез устали раздавали автографы вездесущиммосковским пацанам. Накануне старта по-настоящ ему спортивной части гигантской эпопеи они все были равны — и чем ­ пионы мира , ангажированные могу ­ чим «Ситроеном», и любители, отправившиеся в путь длиной 16 тысяч километров на свой страх и риск. Как непохоже оказалось это праздничное гулянье, с фейерверком , р усскими плясками иярмарочныммедведем , на ту картину, что довелось мне увидеть три слишним недели спустя у Великой китайской стены, где собрались после послед50 ЗА РУЛЕМ 1/93На трассе «Ниссан-Патруль».'•\:'"•16 тысяч километТекине их остамеро.него спецучастка счастливчики, п ре ­ одолевшие два континента, о дин ­ надцать стран и три пустыни. За плечами этих мужественных людей — бессонные ночи, выматывающие спецучастки по нескольку сотен километровкаждый , радость побед и боль утрат, осуществленные мечты ижестокие разочарования. Куда подевался салонный лоск, в какой глуши остались изящные манеры ! Небритые, в пропыленных комбинезонах, они все-таки находили силы для улыбок. Но не тех без ­ заботных у стартового подиумавМоскве . Это были улыбки людей , справившихся с тяжелой и опасной работой. Их не спутаешь с наигранной веселостью привыкших к всеобщ ему вниманию спортивных «звезд». И был один человек, к оторыйв эти минуты не стеснялся соб ­ ственных слез. Пьер Лартиг. Ф орту ­ на выбрала его из десятков других участников рейда и обласкала своими милостями. — Я счастлив игорд , — говорил француз , — т ем , что выиграл первый «Париж — Пекин». За десять лет выступлений в ралли-рейдах одержа -но одиннадцать побед. М не не хватало лишь большого успеха в настоящ ем марафоне. О собенно приятно, что победа достигнута на француз ­ ской машине в великолепной коман ­ де, к акой является «Ситроен». И не было в этих словах Пьера ни тени лукавства, ни намека на же ­ лание угодить ситроеновским бос- «Тойота-Лендкрузер» — победитель в группе специально подготовленных серийных автомобилей.пания «Соното» — только дилер фир ­ м ы «Мицубиси». Тем не менее сам победитель, Лартиг, и меющий опыт выступлений в «Мицубиси», в беседе со мной настаивал на том , что обе машины, и «ZX» и «Пайеро», п римерно равны по своим возможностям . Вряд ли Пьер таким заявлением хотел еще чуть-чуть поднять значение собственного успеха. В этом не было необход имости : о своих достоинствах «мицубиси» из Франции заявили сами. Первый по-настоящему марафонский участок от Саратова до Уральска выиг-сам. В самом деле, за свою дол ­ г ую карьеру раллиста Лартиг выступал за разные « к онюшни » , но лишь в «Ситроене» е му удалось осуществить свою давнюю мечту. П ричемс первой попытки . В чемже секрет столь впечатл яющего дебюта? Несомненно, в ма ­ стерстве пилота. Но, пожалуй, все жев большей меревтомподходек соревнованиям, что исповедует «Ситроен». Вот лишь небольший штрих, и ллюстрирующиймогущество этой фирмыи серьезность ее намерений в ралли «Париж — Пекин». За три дня до финиша гонок , когда судьба первого места была практически решена, команда «желтых дьяволов», как прозвали «ситроены» за их фирмен ­ ный «кэмеловский» окрас, получила дополнительно около тридцати тонн (!) запасных частей. Очевидно поэтому на вопрос одного из журна ­ листов, с колько стоит каждый «СитpoeH-ZX-ралли-рейд», спортивный директорфирмы , известный впрош ­ л ом раллист Ги Фрекелен отвечать отказался, сославшись на то, что об этом, дескать, говорить не принято. О днако факт остается фактом : практически после каждого этапа ма ­ шины с двумя шевронами на капоте разбирали и собирали вновь уже из новеньких с иголочки агрегатов. О ткуда такая щедрость? Л арчик (с деньгами) открывался просто: «Ситроен» построил в Китае завод, и первые машины , как раз моде ­ ли «ZX», сошли сего конвейера за неделю до окончания ралли. «Мы не имели права проиграть!» — воскликнул после фи ­ ниша генеральный директор «Ситроена» г осподин Бернар Роше. М еждутем , замечу, проиграть «Ситроен» м ог . К оманде «МицубисиСоното», чей бюджетпримерно на порядок меньше ситроеновского . «Кон юшню » м енеджера Ульриха Бремера лишь в малой степени можно назвать японской. Практически вся машина «Пайеро» сделана в небольшой мастерской во Франции . Лишь двигатель собирают в Японии. А ком -Дебют «уралов» в марафонах не прошел незамеченным.На этом КамАЗе экипаж Владимира марченкова стал третьим в группе грузовиков.В отличие от зарубежных гонщиков Александру Никоненко приходилось вкалывать и по ночам.СПОРТЗА РУЛЕМ 1/93 51 Обслуживание на зависть конкурентам: утром «ситроены» будут словно новенькие.Камазовцы «чистят перышки» перед торжественным въездом в китайскую столицу.рали именнопитомцы Бремера — э кипажи Бруно Саби иКенджиро Шинозуки. — Просто они отчаянно захотели черной икры , — улыбался Ульрих . — Нам подарили изрядное количество этого деликатеса, но я сказал, что никто не притронется кцарской еде, пока мы не выиграем этап. Как видно, надолго умоих ребят терпения не хватило. А в стане команды «СитроенКэмел» в это время было не до шуток. Накопленное за три прологаи два коротких спецучастка скромноепреимущество Лартига в степях СНГ начало испаряться, как капля воды на раскаленных камнях. О дин за дру ­ г им пилоты «Мицубиси» добывали победы на этапах — Саби, Вебер, снова Саби, Ш инозука , опять Вебер. К томуже на «желтых дьяволов» обрушились и другие несчастья. На четвертом этапе сгорел автомобиль экс-чемпиона мира финна Тим о Салонена. Он едва успел выскочить из машины , оставив на съедение огню паспорт и все наличные деньги. Тогда жепрогорел клапан умотора «Ситроена» Алена Амбро зино, и тот пришел к финишу через три часа после лидера. Терпение руководства «СитроенКэмела» лопнуло, к огда еще один экс-чемпион мира швед Бьерн Вальдегаард на финише очередного этапа в Небит-Даге проиграл победителю — Ш инозуке 50 минут. Как рассказывал потомштурман Бьерна Галахер, и менно тогда было решено всем отставить в сторону личные амбиции, забыть о призах, думать только оподдержке Лартига. Пьер, как это ни странно, к томувремени вновь вышел на первуюпозициювобщем зачете, воспользовавшись тем , что «Мицубиси» не выдвинули единственного лидера. Преимущество его было крохотным — 2 минуты 13 секунд . По мер ­ кам марафона — лишь мгновение . Но только вэтом «чуть-чуть» оставался единственный шанс «шевронов» на общий успех. Отныне товарищи Лартига старались постоянно находиться рядом52 ЗА РУЛЕМ 1/93т рофей , к оторый куда ценнее для него, чем алмазные подвески,— главный призпервого сверхмарафона « П ариж — П екин » . Ф ранцузский флаг воднойруке , бутылка шампанскоговдругой — с то ­ ял Лартиг вместе со своимштур ­ м аномМишелемПерэном на кры ­ ше вновь сияющеголаком «Ситроена» в окружениивосторженных почитателей, почетных гостей и местных «чекистов», не подпускавших ктриумфаторамдаже операторов французского телевидения. А пот ом началась неофициальная часть праздника, и Пьеру с Мишелем пришлось принять «крещение» в фонтане шикарного отеля «Нью Чайна Уорлд » . Интересно, что следом за побе ­ дителями шумная ситроеновская бра ­ тия мокнулаиЖоржа Груана — шефа сервисной команды , к оторая тянула на грузовиках «Мерседес» от Парижа до Пекина тяжеленный воз запасных частей для «желтых дьяволов». К онечно , похвастаться высоким местомвитоговомпротоколе эти «мерседесы» не могли , их экипажам было не до очков и секунд. Но были и те участники, что избра ­ ли грузовикв качестве спортивно ­ го снаряда. С реди тех, кто воткры ­ т ую заявлял о желании бороться за призовые места в этой группемашин , были итальянские «перлини»,Ситроен-2Х-ралпи-рейд»(Мицуоиси- Пайеро»ИВИИНЯИВЯИИИЯИдс ним на трассе, чтобы при случае поделиться слидером запчастями, даже сняв их со своих собственных машин. Они также , по возможности , д олжны были вести Пьера по дистанции, помогая ему на сложных участках выбирать лучший путь по бездорожью. — Как минимум три раза я попадал в такие переделки , что без пом ощи товарищей мне пришлось бы туго , — скажет потом победитель. «Один за всех, все за одно ­ г о » , — этот мушкетерский девиз стал на время состязаний паролем коман ­ ды «Ситроен-Кэмел». И Лартигу, как знаменитому Д'Артаньяну, с пом ощьюдрузей удалось-таки добыть•чехословацкие «татры» и наши КамАзы. Именно в таком порядке они и заняли места на финише в Пекине. М ожно спорить отом , нас колько значителен успех экипажав составе В. М арченкова , А. Кузьмина и Е. Виноградова, с умевшего из 11 финишировавших грузовиков занять третье место . М еня , признаюсь, больше впечатляет другоедо ­ стижение Камского завода. И менно его машины избрали организаторы для обеспечения этого протяжен ­ ного ралли, а эмблема КамАЗа вместе с товарными знаками нефтяной компанииЭЛФ , автомобильной «Лендровер», табачной «Ротманс», электронной НЕК идругих красова- СПОРТлась повсюду — на протоколах соревнований, на рекламных щитах, куртках и майках судей , а втомоби ­ лях обслуживания. Выходит, к амскимгрузовикамдоверяют , считают, что на их надежность можно положиться. А это, согласитесь, чего-нибудь да стоит. О подобном признании на Уральс ком автозаводе пока могут только 'мечтать. Д ве его машины нового семейства с двигателями «Дейц» впервые выступали в столь сложном соревновании. Д ебют не прошел нез амеченным . Хотя единственный до ­ ехавший до финиша «Урал» занял последнее местосредигрузовиков . Но, приготовьтесь удивиться, по ре ­ зультатам спецучастков он обошел даже пббедителей' на «Перлини»! — М ы ничего не знаем оновом «Урале»,— г оворилимневМоскве чехословацкие гонщики из команды «Татра».— Но за рулемего фантастический пилот — Владимир Гольцов! Да, наш знаменитый раллист из Ижевска снискал себе известность исреди асов ралли-рейдов, а во врем янаграждения на егодолю досталось аплодисментов не меньше,чем на равших ках.долю итальянцев, выигсостязания на грузовиПриятно было слышать из уст Лартига лестные отзывы иодругом русском гонщике — Александре Никоненко из Тольятти. С кромная , мало отличающаяся от серийной , по сравнению с «ситроенами» и «мицубиси», «Нива» А лександрапро ­ билась на четырнадцатое место. Огорчает лишь то, что этот результат практически потолок для отно ­ сительно маломощноймашины ВАЗа. А в спорте все-таки главное, да про ­ стит меня основатель Олимпийских игр Пьер де Кубертен , не участие, а победа. Остается сожалеть, что так и нестал реальностью совместный про ­ ект, к оторый предлагал ВАЗу импор ­ тер «лад» во Франции Ж.-Ж. Пок. Помните, его прототипы «Самара-ТЗ» щипали перья и «ситроенам», и «мицубиси». Увы, четвертое место , д обытое на этой машине врейде «Тунис-90» б ывшими советскими гон ­ щ иками Э. Тумалявичюсом и С. Д ад вани, осталось лишь фактомв истории отечественного автоспорта, а не началом нашего большого прорыва на международной арене.И все-таки будем оптимистами. М не почему-то кажется, что не за горами то время , к огда , быть может , тот же «Ситроен», с кажем , накануне пуска своего завода в нашей стране захочет, чтобы на ралли, п роходя ­ щ ем по России, за рулем «желтого дьявола» сидел именнорусскийгонщик . Ведь нынешний «Париж — Пекин» — не последний. Во всяком случае, в этом уверял меня его главный организатор Рене Метж . Д аиразрешение на такой контракт нашим ребятам, по счастью, у же не придется испрашивать ни вДОСААФ , ни в КГБ. Пекин-Москва С. НЕЧАЮИ, А. ГУРЕВИЧ (фото), спец. корр. «За рулем»Мишель Перэн стал штурманом Лартига лишь весной 1992 года, тем не менее два француза быстро обрели взаимопонимание.ЩР 11 """"1. П. Лартиг — М. Перэн (Франция, «Ситроен-гХ-ралли-рейд» — 34:49.14; 2. Э. Вебер — М. Хаймер (Германия) — отставание 1:08.44; 3. Б. Саби — Д. Серне (Франция) — 1:24.49; 4. К. Шинозука — А. Мань (Япония/Франция, все — «Мицубиси-Пайеро») — 1:43.13; 5. Ю. Ориоль — Ф. Монне (Франция) — 4:29.46; 6. Б. Вальдегаард — Ф. Галлахер (Швеция/Великобритания, оба — «Ситроен-гХ-ралли-рейд») — 8:10.08; ... 14. А. Никоненко — С. Таланцев — 27:28.04; ... 21. Ю. Боровиков — В. Наконечный (оба — Россия, «Лада-Нива») — 32:40.48; ... 24. В. Марченков — А. Кузьмин — Е. Виноградов (Россия, КамАЗ-431010) —35:53.36.ЗА РУЛЕМ 1/93 53