КЛГБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙстой картонки ) . Хотя зимой , как правило, радиатор не работает, экран все же преградит доступ воздуху вподкапотное пространство. Н апомнимио такой мелочи , как положение заслонки воздушного фильтра (оно должно быть «зимним»). Все это так или иначе сказывается на времени прогрева, расходе топлива, эффективности отопления. О последней проблемепоговорим под робнее . Д еловтом , что у владельцев «таврий» есть возможность несколько повысить температуру воздуха в салоне и тем самым сделать езду зимой более комфортабельной. П орой , д аже если в салоне про хладно, вы ощущаете, что голове чересчур тепло. М еждутеми пословица, и данные биологов утверждают , что в наиболее теплой зоне должны находиться ноги, голова же , наоборот, в относительно прохладной. В «Таврии» п редусмотренавозможностьтого , чтобы воздух проходилв салон врежиме вентиляции, м инуя отопитель. Д ля этого надо изменить положение рычажка, управляющего воздушной заслонкой (он расположен справа от отопителя). У рычажка два положения : «открыто» (воздух идет сквозь отопитель) и «закрыто» (соответственно, путь возду ху в отопитель перекрыт ) . Если же установить рычажоквсреднемположении , зафиксировав егоклинышком , м ожнодо стичь требуемого эффекта, к огдагоря чий воздух будет поступать кногам , а прохладный — в верхнюю часть салона. При этом температура внизу станет значительно выше, так как через радиатор отопителя проходит только часть под аваемого воздуха. П оскольку эти потоки , холодный игорячий , перемешиваются, в верхнююзону салона все же приходит подогретый воздух. Описанный прием распределения тем пературы имеет и недостаток: им нежелательно пользоваться в начале прогрева салона, к огда теплый воздух нужнопо -В «ТАВРИИ» ЗИМОЙКогда «Запорожец» с его неудобным и шумным отопителем стал уступать место «Таврии», казалось, у владельцев новых машин проблем с отоплением не будет. Опыт показал, что они все же могут возникнуть, хотя, конечно, в гораздо меньших масштабах. Как их преодолеть, чтобы с комфортом ездить на «Таврии» зимой, рассказывает инженер С. ЛИСИЦКИЙ, участвовавший в специальных испытаниях этих машин. П режде всего убедитесь, что ваш автомобиль впорядке . Начните вданном случае спроверки уровня жидкостив расш ирительномбачке : он должен быть нем ного выше метки . И менно нехватка ТОСОЛав системе порой служит причиной того, что радиатор отопителя прогре вается плохо. Будьте внимательны ик качеству заправленного ТОСОЛа, не допу скайте, чтобы накануне холодов он ока зался чрезмерно разбавлен водой ( п од р обнее об этом впредыдущемномере ЗР — ред.)- Известно свойство ТОСОЛа при пониженных температурах становиться желеобразным , а при температуре нижедопускаемой для раствора данной концентрации — кристаллизоваться. Это не приводит кразрушению деталей, как при замерзании воды, но неприятности все жевозможны . Д еловтом , что после запуска двигателя жидкостьциркулирует только по маломукругу , в котором ее температура быстро повышается. О днакопробка из застывшего ТОСОЛавнижнем шланге радиатора препятствует движению по большомукругу , хотя термостат исправен. Если жидкость не проходит через 38 ЗА РУЛЕМ 1/93радиатор, значит, не сработает датчик электровентилятора, установленный в правом бачке , — Т ОСОЛвмаломкругеможет закипеть и часть его будет потеряна. Чтобы не допустить этого , нижний шланг радиатора необходимо отогреть, поливая горячей водой. Двигатель оставьте работать и следите по указателю на щиткеприборов , чтобы температура в системе не превысила 105 — 1 10 ° С , иначе ТОСОЛ закипит. (О том , что зимойнедопустимо заправлять систему водой , читатели ужепредупрежденыв упоминавшейся выше статье — ред.) По нашим наблюдениям , при темпе ратуре воздуха ниже — 1 0 °С целесоо бразно установить защитный экран передосновнымрадиатором (достаточно про Схема системы охлаждения «Таврии»: 1 — радиатор; 2 — датчик включения электровентилятора; 3 — электровентилятор; 4 — сливная пробка радиатора; 5 — датчик указателя температуры; 6 — насос; 7 — двигатель; 8 — впускной коллектор; 9 — пробка расширительного бачка; 10 — расширительный бачок; 11 — сливная пробка двигателя; 12 — кран отопителя; 13 — отопитель; 14 — термостат: А — циркуляция по большому кругу; Б — циркуляция по малому кругу; В — циркуляция прн открытом кране отопителя; Г — место установки дроссельной шайбы.