СОДЕРЖАНИЕ"Гном" нас не выручит. АВТОМОБИЛЬ И ОБЩЕСТВО Почем ВАЗ для народа 5 ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА Три "японца" и "Лада" ТЕХНИКА Мультикар "Кузя" ЕлАЗ все-таки будет?. Масла для мотора КОЛЕСО 6 12 13 16 18«ГНОИ» НАС НЕМ инувшим летом вмосков с ком парке «Сокольники» прошла очередная выставка. Среди ее экспонатов таращился на посетителей компактный автомобильчик — «Гном». Этот опытный образец (его портрет — на обложке ) длиной всего два спо ловиной метра и массой чуть менее полутонны сразу возбудил умы посетителей. — Я бы такой взял , — качал головой один , — вот он-то ужмне по карману. «Ока» весит 635 ки л ограммов , а этот — всего 490, значит, и стоить будет дешевле процентов на 25. Вот только, когда начнут их делать? — Д а не вытянешь ты на такую машину. Видишь, кузов стальной да модный . Если бы вместо него каркас из трубочек сварить, да брезентом обтянуть их... Этот другой конструктивно подходил к проблеме. Хоть какой-нибудь автомобиль... Хоть какая-нибудь надежда — ну как на гнома или ДедаМороза , что положит подарок под новогодн юю елку. Когда в первое послевоенное десятилетие обескровленная войной Европа была бедна, м икро автомобили имотоколяскитоже занимали умы ее потенциальных автомобилистов. Причудливая «Изетта» с 200-кубовым мотором вселяла в их души надежду, а ФИАТ-600 казался чудом техники. Но повальный интерес к так им машинам быстро угас. Л юди понимали, что улучшить благосостояние можно лишь единственным путем — «вкалывать» как можно больше, как можно лучше. И ужев начале семидесятых годов западные немцы, еще недавно благоволившие ко всяким «ллойдам» и «гоггомобилям», стремились приобрести автомобиль попросторнее и побольше литражом. В разных странах эта тенденция рано или поздно выявлялась. Она не означала, что «сверхмалые» не нужны абсолютно никому . У них сохранился свой, правда, не такой ужширо кий круг потребителей, и они не вымерли как динозавры. Но повального спроса на них нет. «А вот у нас будет , — запальчиво возразил мой оппонент у стенда с « Г номом » . — Д ешевые модели достанутся простому народу!» У точню : относительно дешевые, но при нынешнем соотношении масштабов цен абсолютно недоступные. Д аже такие, к ак «Гном». Но если и найдутся какие-то бывшие «почтовые ящики», совместные предприятия, деловые товарищества, готовые делать «гномы» в больших масштабах. Что тогда? Не будут эти машины дешевыми ! Почти наполовину лю бой современный автомобиль состоит из деталей и узлов, п риоб ретаемых головным заводом на стороне. И смежники назначат за эти свои детали высокие цены. А новоиспеченные головные завод ы постараются с самого начала создать себе прочную финансовую базу. Понятно, что цены на их машины отнюдь не будут «ниже рыночных». Пусть даже они и поставят на конвейер этот кро хотный «Гном». Ни «Гном», ни «Ока», ни сбор ка иностранных машин в соответствии с соглашениями о намерениях (о договорах на сотруд ничество пока сообщений нет!) в ближайшие годы не решат проб лемы широкой автомобилизации России. Нужна упорная работа, и не один год, п режде чем создадутся реальные предпосылки для производства общедоступных ав.томобилей. М ы вступили в 1993 год. Надеюсь, что скорейшеепреобра зование наших автомобильных заводов в акционерные общества откроет перед ними более широ кие возможности . Все ожидаем , что, наконец, в нынешнем году наметится поворот в их работе: ВАЗ и «Ижмаш» развернут выпуск новых моделей, АЗЛК, выйдет на запланированный уро вень производства машин, а КамАЗ совместно сВАЗом станут ощутим о больше делать микролитра жек. А что же «Гном»? Пока он лишь опытный образец, и ориентиры российского автомобилестроения в этом году — «Ока», ИЖ-2126, «Лада-Самара», «Нива», «Алеко», «Волга»... И дай Бог, чтобы их удалось выпустить не меньше, чем впрошлом .Л. ШУГУРОВНАШЕ ЗНАКОМСТВО "Монтерей" — примеряем на себя 20 Выйдет ли "Простор" на простор? Четыре клапана на цилиндр Защитит ли нас сертификат? Сверхмощные и сверхмалые РЕЙД "ЗА РУЛЕМ" Мне сверху видно все... .23 .24 26 .27 30ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА Когда лекарство убивает 32 Азбука водителя 33 СЛОВО - АДВОКАТУ ЭКЗАМЕН НА ДОМУ 33 34, 48ТЕСТ Преобразователь бензина_ 35 Частный грузовик Открытый рынок лучше "черного" 36 37КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ 38 В "Таврии" зимой Рулевое управление ,39 "Жигулей" и "Нивы" Ремонтируем амортиза40 торы иномарок Еще раз о защите "галогенок" .41 СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ СВОИМИ СИЛАМИ_ 43 43ИЩЕМ НЕИСПРАВНОСТЬ _ 46 КБ читателей СПОРТ Д'Артаньяна зовут Пьер Из коллекции журнала "За рулем" 48 50 54ЗА РУЛЕМ 1 /93