МАСЛА ДЛЯ МОТОРАСегодня на нашем «масляном фронте» — перемены, причем основательные. Меняется и ассортимент выпускаемых масел, и система их маркировки. Все это полезно и нужно, однако многие автомобилисты потеряли ориентировку и сталкиваются с трудностями там, где их не должно быть. Видимо, пришло время поговорить обо всем по порядку. Маркировка Кто-то скажет: ерундой занимаются, было бы масло, а там хоть горшком его назови. Не торопитесь со столь резкими выводами, лучше обратимся к существу вопроса. У всякого масла есть множество показателей, указываемых в технической характеристике, но нас, покупателей, интересуют в основном две вещи: уровень качества (подойдет ли оно для моей машины) и вязкость (годится ли для предстоящего сезона и вообще для данного климата). Ответ именно на эти вопросы содержится вмаркировкелюбого товарного сорта — как отечественного, так изарубежного , н ужно лишь знать правила расшифровки. К сожалению, этой не очень хитрой «наукой» владеют далеко не все — чаще просто запоминают название одного , м акси м ум двух «своих» сортов. Отсюда многие неурядицы, особенно после того, как на нашем рынке стали появляться разнообразные импортные масла. В них вообще мало кто разбирается, хотя и относятся с почтением (кстати, не всегда адекватным). П реждевмире существовало множество видов маркировки моторных масел, но жизнь заставила отказаться от этой многовариантности и прийти к единой системе. Исключение сегодня только наше родное СНГ. Наша система не лучше и не хуже мировой, просто она другая. Смысла в этом нет никакого, к роме «собственной гор дости» (что до недавнего времени было важным фактором ) , а осложнений не счесть. Поэтому ныне принято единственно разумное решение — перейти на мировую систему индексации моторных масел. Суть ее в следующем. Вязкость определяется и указывается по методике , разработанной в свое время американским Обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Enqeneers, сокращенно SAE) — о дним из «китов» м еждународной стандартизации. Поэтому буквы SAE, стоящие на этикетке, означают, что последующие цифры характеризуют вязкость данного сорта. Только вязкость и ничего другого , несмотря на все домыслы и легенды. Принятые нормы вязкости и соответствующие обозначения сезонных (зимних и летних) сортов мотор ных масел приведены в табл. 1. Буква W (winter — зима) ставится в обозначениях зимних сортов, у летних никакой буквы нет. Но большинство автомобилистов во избежание лишних хлопот предпо читают применять не сезонные сорта, а так называемую «всесезонку». По существу это зимнее масло, однако со специальной присадкой, которая не допускает разжижения продукта при высокой температуре. На холоде загуститель не действует, а чем больше нагрев, тем сильнее проявляется его присутствие. Иными словами, на морозе мотор запускается как сзим ним маслом, а в рабочем режиме оно остается достаточно вязким, словно летнее. Эти свойства непосредственно отражены вмаркировке вязкости всесезонных сортов: после букв SAE сначала следует «зимний» показатель (именно так это масло ведет себя на холоде), а затем — «летний» (так масло выглядит при — 100 °С). М ежду ( — двумя обозначениями обычно ставят черточку или знак дроби , а иногда и вовсе ничего. Вышесказанное мож но проиллюстрировать следующимп римером : вязкость широко известного «жигулевского» масла М5з/10Г"1 теперь должна обозначаться как SAE 15W-30. Кстати сказать, такой перевод не всегда точен, поскольку рамки классов вязкостей в обеих системах разные, но для практических целей он возможен (табл. 2). Теперь обратимся к оценке качественного уровня масла. М ежду народным языком стала квалификационная система, разработанная Аме р иканским нефтяным институтом (American Petroleum Institute), поэтому буквы API на этикетке предшествуют символам класса качества. А их всегда два: шкала S, соответствующая использованию данного масла в бензиновом двигателе, и шкала С — в ди зельном. Ступени качественного уровня обозначаются латинскими буквами, начиная от А, при этом классы АиВ — давно пройденный этап и упоминать их сегодня нет смысла. Последующие ступени показаны в табл. 3, а сопоставление с нашей прежней классификацией — в табл. 4. Ко всей этой информации хотелось бы добавить несколько замечаний чисто практического свойства. То, что выбранное масло должно обеспечивать пуск мотора при ожи даемых зимних холодах — это понятно. Что же касается вязкости масла при рабочей^температуре двигателя, то предпочтительнее тот сорт, у кото р ого она повыше. Во-первых, давление масла в системе будет больше, что особенно важно для немолодых двигателей, а во-вторых, расход масла по причине угара и испарения будет меньше. Последнее — не абстрактное научное заключение, а весьма ощутимая вещь. Исследования ВАЗа показали, что увеличение вязкости с8 — 9 мм2 / с при 100 °С до 13—14 уменьшает угар и испарение в два, а порой ив три раза. Выгода перекрывает любуювозможную разницу в цене. Иногда высказывают сомнение, не станет ли более вязкое масло увеличивать внутренние потери мощности вмоторе . Действительно, такой эффект в принципе есть, но на практике он совершенно неощутим и бояться этого не следует. Качественный уровень масла дол ж ен соответствовать данному двигателю (эти указания даются в заводской инструкции к автомобилю). Скаж ем , для «жигулей», как известно, нужны масла класса Г] (по прежнейТАБЛИЦА 1Нормативы вязкости моторных масел по классификации SAE (прочерк означает отсутствие нормы)Класс вязкости Температура замерзания, °С (динамическая вязкость 30 000 сП) Динамическая вязкость в сП при температуре, °С (в скобках) Кинематическая вязкость в сСт при температуре 100 °С: не менее не более5W 10W 15W 20W 20 30 40 50—30—25—203500 (-25)3,83500 (-20)3500 (-15)5,6— 15 4500 (-10)5,6— —5,6 9,3— —9,3— —12,5 16,3— —16,3 21,94,1~"• 12,516ЗА РУЛЕМ 1/93 ТАБЛИЦА 2ТАБЛИЦА 3Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел по прежней (ГОСТ 17491.1-85) и новой (API) системе классификации гостЗз/8 4з/6 4з/8 43/10 5з/ЮКлассификация качественного уровня моторных масел по APIДля бензиновых двигателей Обозначение SC SD SE SF SG Для Для Для Для Для 1989 Применение конструкций , п оставленных на производствов1964 — 6 7годахконструкций 1968—71 годов конструкций 1972—79 годов конструкций 1980—88 годов форсированных моторов, производство которых начато в году ипозжеДля дизельных двигателейГОСТSAESAEЗз 4з 5з 6э 68 10 12 14 16 205W 10W 15W 20W 20 20 30 30 40 40 505W-20 10W-20 10W-20 10W-30 15W-30 1 5W-30 15W-40 20W-30 20W-40 20W-405 3 /1i5з/14 6з/Ю 6з/14 63/14СС CD СЕДля средненапряженных моторов, проектировавшихся начиная с 1961 года Для напряженных дизелей, в том числе стурбонаддувомДлявысоконапряженныхдизелей , р аботающихв тяжелых условиях——Примечание. Указанные в таблице годы выпуска ориентиров'аны на средний мировой уровень. Применительно к отечественным машинам такую информацию надо применять с определенной корректировкой.ТАБЛИЦА 5ТАБЛИЦА 4Моторные масла нового поколенияТоварное название продукта Вязкость по SAE Качественный уровень по API Завод-изготовительОриентировочное соответствие классов качества моторных масел по прежней (ГОСТ 17479.1-85) и новой (API) системе классификацииГОСТ 17479.1-85 В API SD/CB SD CB SE/CC SE, SF CC«Уфалюб-Супер» «Уфалюб» «Кастрол» «Рексол» «Рексол» «Ангрол»1 5W-40 15W-40 15W-40 10W-3O* 15W-40* 10W-30SG/CE SF/CC SF/CC SF/CC SF/CC SF/CDМ П «Бамос» НПЗ)(Уфимскийв, в2 г г, г2Волгоградский НПЗ Рязанский НПЗ ПО « А нгарскнефтейрхсин тез»* В продаже М5з/12Г,.можетвстретитьсясортсвязкостьюпо прежнейклассификацииклассификации). В ныне принятой международной системе это соответствует ступени SE, ныне считающейся изрядно устаревшей. Масло более выс окого класса SF предпочтительнее, оно обеспечит улучшенные эксплуатационные показатели, повысит долговечность двигателя. Д ля высокофорсированных моторов (обычно стурбокомпрессором ) , устанавливаемых на автомобилях последних мо делей, р екомендуются масла высшего класса SG. О нимогут приготавливаться как на нефтяной, так и синтетической основе. Первые на 20—30 % д ороже , но и служат дольше. «Синтетика» — прекрасный смазочный материал со многиминедостижимымипрежде достоинствами (в первую очередь — увеличенный в несколько раз срок службы), и единственное, что сдерживает его победное нас тупление , — высокая цена. Для справк и : на этикетке такого масла всегда есть специальное указание оего синтетическом «происхождении».АссортиментНа территории бывшего СССР можно насчитать полтора-два десятка крупных и мелких нефтеперегонныхзаводов, производящих моторное масло для автомобилей. Количество сортов товарных масел, разумеется, было намного меньше . В последнее время для легковых машин устаревших моделей использовали сорт М8В (архаизм, о котором сегодня вряд ли следует говорить всерьез), а для более современных — М5з/10Г1 и М6з/121~1 (выпускались идругие «жигулевские» масла, но в мизерных дозах). Два последних — неплохие смазочные продукты , но с нынешних позиций уженуждающиесявмо дернизации. О собенно это относится к сорту М5з/10Г1. В связи с этим данная марка ныне снимается спроиз водства, хотя процедура эта не мгно венная, поскольку у ряда заводов накоплены значительные запасы исходных материалов. Масло М6з/12Г| пока продолжает выпускаться, п ри чем в значительных объемах. На смену уходящим сортам при ходят новые, более современные, и сейчас этот процесс, что называется, в разгаре. М оторные масла нового поколе ния, выпуск которых начат хотя бы опытно-промышленными сериями, представлены в табл. 5. К сведениям, приведенным в таблице,м ожно добавить следующее. Масла «Уфалюб», работа по кото р ым была начата раньше других, прошли сертификацию на таких из вестных фирмах, как «МерседесБенц», «Волво», М АНв Европе и «Камминс» в США . Соответственно они допущены на мировойрынокимогут без всяких скидокприме няться на любых иномарках в соответствии со своими качественными показателями по API . Сорт «Уфалюб» р екомендован для машин с бензиновыми двигателями, а «Уфалюб-Супер» — для дизелей на легковых автомобилях, в том числе высокооборотных, с турбонаддувом . В ближайших планах фирмы — начало выпуска сорта «Уфалюб-Экстра» класса SG/CE. Д ругие перечисленные в таблице масла класса SF — м одер низированные, улучшенные продукты из того ряда, к оторыймы привыкли называть «жигулевским». Все новые сорта — проявление единой, целенаправленной техничес кой политики, о чеммыпоговоримв следующем номере. А. МОИСЕЕВИЧаля ВАС П ВАШЕЙ МАШИНЫ5 За рулем № 1 ЗА РУЛЕМ 1/93 17