6
7
8
9
10
ТРИ "ЯПОНЦА" И "ЛАДАшшшшшимашжшцшдитипа «хэтчбек». «Пульсар» широко унифицирован с известной моделью «Санни». Кстати, «Мазда-Фамилиа» известна в Европе как модель «323». То же относится ик «Тойоте-Спринтер», более известной как «Королла». Даже на фото можно заметить, что модели ВАЗа, «Мазды» и «Ниссана» в чем-то близки. Пожалуй, только «Тойота-Спринтер» выглядит современнее и совершеннее — более округлой, обтекаемой формы, с круто спускающимся капотом и высоким багажником. Если учесть, что за восемь лет (с 1984 года) модели «Мазды», «Ниссана» и «Тойоты» менялись дважды, причем не только внешний вид, но и оборудование, и агрегаты, то напрашивается вывод: новейшая «девяносто девятая» модель ВАЗа, последнее достижение отечественного автомобилестроения,— даже не позавчерашний день мирового. Внешнее впечатление, однако, бывает обманчиво. Что ж, заглянем внутрь.ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯЗачем платить большие деньги за иномарку, чтобы потом мучиться? Не лучше ли купить отечественный автомобиль, тем более что он как будто бы на мировом уровне? Перед вами четыре переднеприводных автомобиля одного (малого) класса с двигателями одинакового рабочего объема — 1500 см 3 . Три изготовлены в Японии, откуда их (подержанные) и привезли в Россию, четвертый — ВАЗ-21093, один из наиболее престижных у нас (в дальнейшем будем называть его именем собственным — «Лада»). Машины не подбирали специально — просто они принадлежат людям, хорошо знакомым друг с другом, так что есть возможность сопоставить впечатления. А один из четверых, инженер А. Хрулев, попытался обобщить эти впечатления и вынести потребительские оценки подержанным «японцам», сравнивая их с «Ладой». Интересно, что рассматриваемые модели весьма типичны: именно они (в различных вариантах) составляют значительную долю машин, ввозимых из Японии.Основная масса таких автомобилей выпущена в 1982—1985 гг. (более ранних в Японии осталось немного, а те, что поновее, нашим «туристам», как правило, не по карману). Автомобили на фото как раз выпущены в этот период. Это трехдверный хэтчбек «Ниссан-Пульсар» (год выпуска 1984, пробег 150 000 км, из них 20 000 по России); четырех дверный седан «Тойота-Спринтер» (1984, 105 000, из них 45 000 по России) и пятидверный хэтчбек «Мазда-Фамилиа» (1982, 90 000, из них 50 000 по России). Последний несколько старше других, однако до 1985 года эта модель выпускалась почти без изменений, что делает ее полноправным участником нашего мини-конкурса. Ну, а ВАЗ-21093, по существу, одна из модификаций ВАЗ-2108, которую начали выпускать в 1984 году. Базовая конструкция с тех пор существенно не изменилась, так что ВАЗ-21093 не моложе остальных участников. Основные технические данные машин приведены в табл. 1. ВНЕШНИЙ ВИД Представленные модели — из числа довольно дешевых, без излишеств, однако все имели много модификаций. Например, «Ниссан-Пульсар» и «Мазда-Фамилиа» встречаются с четырехдверными кузовами «седан», трехдверными и пятидверными6 ЗА РУЛЕМ 1/93Все двигатели однотипны — четырехцилиндровые, карбюраторные, с обычными двухклапанными головками (четырехклапанные начали широко распространяться со следующего, 1985 года). Лишь у «Тойоты» есть дополнительные впускные каналы, открываемые вакуумным клапаном при увеличении нагрузки. Привод распределительного вала на «Мазде» однорядный роликовой цепью с гидромеханическим натяжителем, у остальных — зубчатым ремнем (с 1985 года на этой модели «Мазды» тоже ремень). Привод клапанов у всех моторов посредством коромысел, как у «Москвича-2140». Поэтому регулировка зазоров так же проста, не сравнить с ВАЗ-21093. Интересно, что в Японии никто не додумался сделать привод водяного насоса зубчатым ремнем, как у «Лады». Видимо, отношение к надежности двигателя там несколько иное. В системах зажигания размеры бесконтактных электромагнитных датчиков и коммутаторов в несколько раз меньше, чем у «Лады». На «Тойоте» — микропроцессор для управления системой снижения токсичности. Обращает на себя внимание чистота двигателей и коробок передач японских машин. Даже у «Ниссана», прошедшего 150 тысяч, ни одно соединение или сальник не пропускает масло. У ВАЗ-21093, наоборот, масло хоть немного, но идет чуть ли не из всех соединений (мотор «потеет»). Самый тихий двигатель у «Тойоты», его едва слышно снаружи ив салоне.Несколько шумнее мотор «Ниссана» — пробег дает о себе знать повышенным шумом нескольких клапанов, слышным снаружи, хотя в салоне это почти не ощущается. У «Мазды» двигатель слышно снаружи чуть сильнее (цепь вместо ремня), однако в сравнении с «девяносто третьей» он просто бесшумен. Невольно возникает вопрос: ремень на «Ладе» — дань моде или действительно обоснованное решение, направленное в том числе и на снижение шума? Для запуска японского двигателя даже в 25-градусный мороз хватает аккумулятора емкостью 38 А-ч, по габариту почти вдвое меньшего, чем на 55 А-ч, который мы привыкли видеть. Стартеры тоже гораздо компактнее (не в ущерб их пусковым свойствам) благодаря редукторам, увеличивающим крутящий момент. Коробки передач на описываемых автомобилях — «Ниссане» и «Мазде» — механические пятиступенчатые, на «Тойоте» — автоматическая трехступенчатая. Характерно, что у представленных моделей есть модификации как с обычными четырех-, пятиступенчатыми, так ис автоматическими коробками. У машин с механическими коробками сразу отмечаешь малые ходы рычагов и четкость переключения, особенно у «Мазды». Несмотря на то что рычаг удален от коробки, передачи включаются легче и четче, чем даже у ВАЗ-2101 — своеобразного эталона среди отечественных машин. Перепутать первую передачу и задний ход, как случается на «Ладе», у «японца» невозможно, как и на ВАЗ-2101. У «Ниссана» ходы рычага чуть больше, однако «девяносто третья» опять вне всякой «конкуренции». Стоит заглянуть под машины, как обнаружим основную причину: у японских корпус рычага переключения связан с коробкой реактивной тягой, параллельной тяге рычага переключения (так же сделано на АЗЛК-2141), поэтому перемещение силового агрегата относительно кузова не влияет на ход рычага. На ВАЗе поленились или по каким-то иным причинам не сделали грамотную конструкцию. Расплачиваться за это приходилось автолюбителю, у которого на неровной дороге «выскакивали» передачи. Теперь автолюбитель вместо одного нового ВАЗ-21093 в состоянии купить две японские машины в отличном состоянии с небольшим пробегом. При этом он может быть уверен, что не столкнется с конструкторскими и эксплуатационными дефектами. Все рассматриваемые силовые агрегаты имеют несколько разные характеристики — как по динамике, так и по расходу топлива. Точно измерить их без соответствующих приборов мы не смогли, поэтому наши оценки скорее качественные. По динамике разгона «Ниссан-Пульсар» вне всякой конкуренции — самый резвый ВАЗ отстает от него сразу и, как говорится, навсегда (напомню, что пробег у «Ниссана» по нашим меркам критический — 150 000 км). Мотор «Мазды» несколько проигрывает мотору «Лады» при разгоне, но благодаря четкости и быстроте переключения передач «Мазда» все же оказывается впереди, а поскольку вторая и третья передачи у нее сближены, динамика «Мазды» уже на третьей передаче лучше. «Тойота» разгоняется медленнее ВАЗ-21093 (трехступенчатая «автоматика»), но разница не слишком велика, так как ее двигатель имеет пологую характеристику крутящего момента, а значит, лучше приспосабливается к изменению нагрузки (как говорят специалисты, более эластичен). Описываемые японские двигатели тяговитее «вазовского» на низких оборотах: «Мазда» показывает удовлетворительную динамику разгона в городе и на пятой передаче со скорости 60—80 км/ч (при 1800«Тойоты» и «Ниссана»). Не новость, что автоматическая трансмиссия несколько увеличивает расход топлива, как подтвердил и наш мини-конкурс. Для водителя, конечно, при интенсивном городском движении с многочисленными светофорами и пробками такая коробка передач удобнее. Кроме того, «автоматика» намного облегчает привыкание к машине с правым рулем. Такой автомобиль очень удобен для спокойных, уравновешенных водителей. А тем, кто предпочитает более динамичную езду, подойдет механическая коробка.ГЛАЗАМИПОДВЕСКИ, ТОРМОЗАВЛАДЕЛЬЦАУПРАВЛЕНИЕ ИРУЛЕВОЕУ «Тойоты-Спринтер» и «Мазды-Фамилиа» и передние, и задние подвески типа «Мак-Ферсон». У «Ниссана-Пульсар» задняя подвеска рычажно-пружинная с амортизаторами, такая же простая, как, например, у «Запорожца». Стойки и амортизаторы «Ниссана» и «Мазды» неразборные, а у «Тойоты» передние — разборные, а задние — неразборные,«Ниссан - Пульсар». Самый резвый из нашей четверки, несмотря на солидный пробег.«Тойота - Спринтер». У нее наиболее современная внешность и самый тихий двигатель.газонаполненные. Кронштейны рычагов у передних подвесок нигде не выступают вперед, как у ВАЗ-21093, поэтому, попав колесом в яму или наехав на препятствие, можно не бояться, что кронштейн отвалится. Удивляет прочность всех элементов подвесок, достигнутая не увеличением их толщины (все рычаги, кронштейны и т. п. достаточно тонкие), а грамотной конструкцией и соответствующими материалами. Подвески японских машин нельзя назвать жесткими, но их конструктивные схемы обусловливают небольшую шумность на неровной дороге. Самая «тихая» подвеска оказалась у «Ниссана» (после 150-тысячного пробега!). Работа его передних стоек на неровной дороге не ощущается; задняя подвеска похуже. У «Тойоты» и «Мазды» шум от подвесок заметно боль-2000 об/мин), чего не скажешь о «Ладе». Двигатель «Мазды» оказался малочувствителен к низкооктановому бензину: на А-76 детонация прослушивается в основном на средних оборотах при большой нагрузке. Зато на «Ниссане» и «Тойоте», заправленных А-76, ехать просто невозможно: детонация слышна почти на всех режимах, стоит нажать на газ, а корректировка зажигания резко снижает мощность. ВАЗ-21093 занимает по этому показателю промежуточное положение. По экономичности все автомобили примерно равноценны. На трассе «Ниссан», расходующий, как правило, 6, а не 6,5 л/100 км, экономичнее «Мазды» и «Тойоты» (6,57 л/100 км). В городе «Мазда» чуть выгоднее (примерно 9 л/100 км против 9,5 у 2*ЗА РУЛЕМ 1/93 7 «Мазда - Фамилией. Добротный семейный хэтчбек, лишенный индивидуальных черт.«Мазда» оказалась хуже: при скорости выше 120 км/ч ощущалось рыскание, возможно, из-за нарушения углов установки задних колес. Тормоза у всех машин выполнены по одинаковой схеме — передние дисковые, задние барабанные, вакуумный усилитель — все как иу «Лады». Но даже здесь наши конструкторы отличились. Кто регулировал свободный ход ручного тормоза на «девятке», знает, каково манипулировать инструментами снизу в зазоре между глушителем и туннелем пола. А на японских автомобилях регулировка проще некуда — прямо из салона, гайкой рядом с рычагом (у троса резьбовая заделка). Самая легкая педаль оказалась уше, но если сравнивать с «Ладой», то у обеих машин они просто бесшумны. Интересно, как на «девяносто третьей» удалось добиться такого поразительного эффекта передачи на кузов всех колебаний подвески? В сочетании с вибрацией панелей обивки этот эффект уникален. Анализируя свои впечатления, можем сказать, что простая подвеска типа «МакФерсон» все-таки лучше при плохих дорогах — у нее меньше элементов, которые ломаются или изнашиваются (вспомните сайлент-блоки и шаровые опоры на «Жигулях» — все хорошо, пока дело не дошло до их ремонта). Рулевое управление у всех автомобилей реечное. У «Тойоты-Спринтер» есть гидроусилитель руля, у «Ниссана» его нет, что, скорее, исключение для данной модели, чем правило. Нет гидроусилителя и на «Мазде», хотя на машинах этой модели он тоже встречается достаточно часто. Закономерно, что на «Тойоте» очень легкое управление: при парковке, например, руль можно вращать на месте двумя пальцами. Несколько большие усилия на нем у «Мазды». Далее идет «Лада» и замыкает этот ряд «Ниссан», у которого более широкие покрышки, увеличивающие усилие на руле (все-таки чувствуется, что на этой модели должен быть усилитель руля). По устойчивости и управляемости паль-«Лада - Самара». Пока непревзойденное достижение отечественного автомобилестроения.му первенства, безусловно, отдаем «Ниссану». При крутом повороте он сохраняет некоторые свойства заднеприводных машин: задние колеса тоже идут в занос, поэтому снос передних оказывается небольшим. «Мазда» в этой ситуации ведет себя так же, как ВАЗ-21093,— задние колеса практи8 ЗА РУЛЕМ 1/93чески Яе заносит, а передние скользят. «Тойота» в этом отношении чуть лучше, хотя уловить разницу между ними достаточно трудно. «Ниссан» великолепно держит дорогу на большой скорости. «Лада» и «Тойота» идут также без замечаний, но водитель в чуть большем напряжении.«Ниссана», чуть хуже у «Тойоты», еще хуже у «Мазды». У «девятки» самая тугая педаль. На «Ниссане» и «Тойоте» были свои передние колодки, а на «Мазде» — переделанные из «ноль восьмых». На тех автомобилях, где установлены отечественные колодки, при быстрой езде по городу в режиме «газ — тормоз» уже через несколько минут усилие на педали быстро возрастает из-за перегрева тормозов. С японскими колодками этого почти не бывает. Кроме того, ресурс японских колодок по крайней мере вдвое превышает ресурс отечественных. Наверное, нет нужды подчеркивать влияние всего, о чем мы говорили, на безопасность движения. Мы попытались оценить перечисленные выше качества машин по пятибалльной системе. Результаты сведены в табл. 2. Что касается комфорта, оборудования кузова, а также нашего опыта эксплуатации, то мы расскажем об этом во второй части статьи. Окончание — в следующем номере. ТАБЛИЦА 1Основные данные сравниваемых автомобилейПараметр "Мазда-Фамилиа" I Год начала выпуска I Масса в снаряженном состоянии, кг Тип кузова, число дверей* Длина, мм База, мм Ширина, мм Высота, мм Дорожный просвет, мм Радиус поворота, м Объем багажника, мЗ Модель двигателя Рабочий объем, смЗ Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Степень сжатия I Мощность, л. с / к ВтI при об/мин . _________ 1980 830 Х,5 3955 2365 1630 1375 150 5,1 0,275/1,1 Е1 1 490 77x80 9 85/62,5** 5500 М,5 160 11,6 "Ниссан-Пульсар" 1982 805 Х,3 3960 2430 1620 1390 170 4,6 0,20/Е15 1 488 76x82 9 85/62,5 5600 М,5 160 ** 3A-LU 1 453 77,5x77 9,3 Модель "Тойота-Спринтер" 1983 850 С,4 4135 2430 1665 1385 160 5,05 "Лада-Спутник" 1987 915 Х,5 4006 2460 1750 1335 160 5,0 0,31/21083 1 499 82x7183/61**73/54 5600 М,5 155 155600 А,3 165 14,1 •I Коробка передач (тип, число ступеней)*** J Скорость, км/ч 1 Время разгона с места до 100 км/ч, с I Расход топлива, л/100 км: при Уи км/ч при 120 км/ч в городском цикле Запас топлива, л Размер шин5,6 7,6 8,7 42 155 SR135,1 6,8 7,5 50 155 SR135,9_8,0НВ: |50 155 SR13 43 165/70 R13i iПо данным еженедельника "Каталог Автомобиль Ревю". * X — хэтчбек, С — седан. ** По японскому стандарту JIS (около 73—75 л. с. по ГОСТ). *** На оцениваемых автомобилях (М — механическая, А — автоматическая) Прочерк означает отсутствие данных.ТАБЛИЦА 2Оценки сравниваемых автомобилей по пятибалльной шкалеПараметр "Мазда-Фамилиа" Двигатель "Ниссан-Пульсар" Модель "Тойота-Спринтер" "Лада-Спутник"|Коробка передач Ходовая часть Устойчивость Плавность хода Тормоза Итого3 За рулем № 1ЁНЦЁЧеткость переключения Рулевое управление4 4,5 44 4,5 3,5 5435- г4,5 4,5 4,5 3 4,5 38,5—33,34 4 3,5 374,5 5 4,5 33,53,5 44 33,5ЗА РУЛЕМ 1,93 9 Почем ВАЗ для народаНачало — на стр. 5. заказанное оборудование , ф ирмытормо ­ зят его поставку, срываются срокимон ­ тажа... К томуже велика доля валютных доходов , изымаемых вбюджет , ь стабилизационный фонд. В концеоктября 1992-го директора нескольких десятков крупнейших предприя ­ тий страны съехались в Тольятти. Здесь, в зале Научно-технического центра (НТЦ) ВАЗа, они встретились с членами правительства России внадежде найти понима ­ ние жгучихпроблем , д оговоритьсяотакомкурсереформ , при которомкруп ­ ные заводы моглибынормальнорабо ­ тать и развиваться. — Ведь именнокрупный бизнес соз ­ дает основу богатства страны не толькоу нас — в любомразвитомгосудар ­ с тве , — п одчеркнул при нашей встрече В. К аданников . — И государство, правительство не может не думать о благополучии таких предприятий , будь то ВАЗ в России или « Д женерал моторе» в Аме ­ рике. В те дни сложилось впечатление, что правительство России разделяет так оемнение . Какие практические шаги онопредпримет , чтобы это доказать, п окажутближайшие месяцы. Ну, а те, к то работает в Научнотехническом центре ВАЗа, пожалуй, первыми ощутили пользу от визита высокого начальства — еще раньше, ч ем оно приехало. Ведь традиция красить заб ори стелить асфальт накануне таких событий — п окажива . П отому - т оодин из руководителей НТЦ и посоветовал дру ­ г ому : «Давай-ка попросим , чтобы собра ­ ние директоров провели у нас: н овое здание, п рекрасный зал. Х лопотно , к о ­ нечно, зато горыземли , что строители оставили, р азровняют , д орожки заасфальтируют...» Не знаю , какая инициатива — снизу или сверху — оказалась болеедейственной , но территорию прибрали. К слову, и новое-то здание НТЦ неизвестно когда появилось бы , если б не визит другоговысокого гостя — т огдаш ­ него генсека М . Горбачева без малого восемь лет назад. Вспоминаете? «Считаю, вам вполне по силам стать законода ­ телями мировой автомобильной моды ! » Слова, над которыми зубоскалят ипо сей день, в одном не разошлись сделом : ВАЗ получил средства для возведения нескольких огромныхкорпусов , где раз ­ местились конструкторскиеи исследовательские службы , д изайн - ц ентр . Их по ­ строили сневероятной , п онашиммер ­ к ам , б ыстротой , о пережаятемпы работ на других объектах, считавшихся перво ­ о чередными . Н есколько сот миллионов инвалютных рублей , и мпортные материалы, о борудование , мебель... И нтерьерыдевятиэтажного главного корпуса сияют белизной , словно впрестижноммеди ­ ц инскомцентре . Правда, немалая часть работников осталась встаромкорпусе , а на неизбежные по работе поездки туда-сюда уходит немало времени . Как сказал одинконструктор , «сидеть здесь удобнее , работать — х уже » . К онечно , так думают не все, но ощущение , ' что некогда слитный организм разбухает, становится плохо управляемым , есть у многих.Ближние цели: модификации с впрыском топлива и «наполовину» обновленная «Нива» — в 1993 году. Высокие гости, о днако , н аезжаюти отбывают восвояси, а людив своих делах все меньше , к счастью, зависят от «рук оводящихи направляющих» указаний и высказываний. Сами решают , что делать сегодня, а что потребуется завтра. Всегда ли верно — судить будет рынок , спрос, покупатель. Пока (и вближайшей перспективе) в первую очередь зарубеж ­ ный. Попытавшись глянуть на «десятку» е го глазами, п онимаешь : это модель сег одняшнего дня. М ожетепросто .сравнить ее фото воктябрьскомномере ЗР про ­ ш лого года сизображениямимашин на центральном разворотепервоговновомгодужурнала . Но дело не втом , удалась ли внешность, не тольковзапоздаломде ­ б юте . Представьте, что «десятка», как в свое время «восьмая», станет « х одовыммакетом » для отработки еще не освоенных у нас узлов, с истем , материалов. Нов ую « к оммутаторнуюэпопею » ВАЗу вряд ли простят! Есть, о днако , надежда, что дебют «десятой» п ройдетболеегладко . Ведь многие узлы и системы должны быть освоены раньше на выпускаемых ныне моделях . Так, у же во второмполугодии 1993-го планируется оснащать машины адаптированными (то есть импортными , приспособленными к параметрам кон ­ к ретноймодели ) системами впрыска топ ­ лива иснижения токсичности — для экспорта в страны с наиболее жестки ­ м инормами . Кстати, м оторыс шестнадцатиклапанными головками цилиндров модели «2110» и впрыском топлива за ­ водские спортсмены не без успеха «обкатывали» в чемпионате Италии по кольцев ымгонкам . Идут испытания отечественных антиблокировочных систем тормо ­ з ов ; их освоение также не за горами . В нынешнем году пройдут приемочные испытания надувных подушекбезопасно ­ сти и устройств для подтягивания рем ­ ней. Как говорится , дай-то Бог! И все же мысль, что опоздания накапливаются, вызывает досаду, если не горечь. О собенно когда_ обращаешься к серийной продукции . Сколь ни поверхностна была модернизация внешности «ноль девятой», но ведь «Жигули» и «Нива»» не удостоились итакой . В прочем , у веряют , что обновленная «Нива» появится — опять-таки вэтомгоду . Правда, вначале обновят «то, что впереди водителя»: двигатель (увеличатся рабочийобъемимощность ) , т рансмиссию , панель прибо ­ ров. Это — ВАЗ-21219. Второй этап — «от серединык хвосту» (сиденья, обивка салона, з адоккузовасдлинной , д о бампера, д верьюи новыми фонарями ) — ВАЗ-21213. Слово «фонари» надо бы писать с заглавной буквы : ведь они застопорили модернизацию на несколько лет, пока чертежи отлеживались на заводах электр ооборудованиявКиржаче , Вязниках. Те идругие отбрыкались, не взялись за фо ­ нари ив Польше. Тогда уж отдали родномуДААЗу . Но время не воротить. Своей очередиждетмодернизация переднеприводных моделей. Очередь, о бещают , п одойдет года через три . Д у ­ маете, т оже поздновато? Но там ведь не то что фонари — фары новые будут... Х уже всего в планы ВАЗа вписывается «Ока». Чтобы не мешалась под ногами, ее производство , за исключениемсилового агрегата, ч ерезгод - д ругойпере ­ ведут на Серпуховский завод, где для этого строится новый корпус . Что последует за «десяткой»! Рождается проект «Лады» следующего поколения. К онструкторыработают над семейств ом , о своениекоторогодолжно стать дальнейшим этапом обновления прог раммы . Его концепция во многомнеожи ­ данна: в перспективноймодели , по замыслу ее авторов, акцент сделан на по ­ требительские, утилитарные свойства, но без ущерба для внешней привлекательности икомфорта . К орочеговоря , с о ­ временная наследница «Нивы». З адуман ­ ная сширокимнабороммодификаций , она призвана заменить не только «Ниву», но и «Жигули» классической компо ­ новки. Так намереваются убить целый выводок зайцев: перестать конкурироватьс несколькими моделями в одном, и без тогоужетесном , классе, п ере ­ местившись вменее насыщенный, но весьма оживленныйсекторрынка ; с окра ­ тить число базовых моделей , а перспек ­ тивное семейство выпускать благодаря этому вбольшем количестве, что эконо ­ мически целесообразнее. План показался, как нынче говорят , взвешенным — рациональным, трезво учитывающим состояние рынка ( п ричем не тольковнешнего , но ивнутреннего ) . Заземленным идерзким одновременно. А покудаэкономическийбарометр падает, вазовцы не обольщаются насчет перспективных планов. Но иуверен ­ ность стараются не терять, _руки не опускают . С редиразработок НТЦ — не только прототипы завтрашних моделей ВАЗа, но ипроекты «на всякий случай»: г ородскоймикроавтомобиль «Гном» (его фото на обложкеномера ) , с еми ­ местный универсал повышеннойвмести ­ мости с агрегатами «Нивы». Здесь не исключают возможности продать «лиценз ию » на производство таких машинтем , кто проявит деловую заинтересованность. Так поступили спроектомэлектромобиля ВАЗ-2802 ( с м . ЗР, 1987, № 12), к оторый продан для реализации одному из кеме ­ ровских предприятий . О днако осуществление крупных планов станет реально в условиях, если не подъема , т о , п окрайнеймере , стабилизации экономики . Путь к ней здесь видят впродолжениииуглубле ­ нии реформ , при этом не исключая , а даже настаивая на необходимостикор ­ р ектировки их курса . О дин из крупных шагов, который ВАЗ делает на этомпути , — п реобра ­ зование вакционерноеобщество . О важности, к оторую коллектив придает этомусобытию , г оворит та настойчивость, с ко ­ т орой выбранные им представители отстаивали перед правительством интересы работников завода и их семей , а это ведь сотни тысяч людей ! Удалось найти реше ­ ние, в котором эти интересы учтены вмаксимальной степени. О нозакреплено специальным указомПрезидента России опорядкеакционирования ВАЗа. Что ж , заводчане знают цену собственности, к о ­ торую создают своими руками, своим интеллектуальным трудом . И вряд ли станут колебаться, решая, во что вложить свои приватизационные чеки. Д ажетакой , как сегодня , — сбившийся сритма , о бре ­ мененный долгами , захлестываемый дру ­ гими проблемами — ВАЗ стоит ваучера. г. Тольятти В. А РКУШААВТОМОБИЛЬ И ОБШЕСТВО10 ЗА РУЛЕМ 1/93