емля, как известно, слухами полнится. Недавно автовладельцы услышали новое таинственное слово — сертификация. Пошли разговоры о том, что каждый автомобиль надо сертифицировать, иначе на учет в ГАИ не поставят, что иномарки теперь через границу не провезешь, по секрету сообщались жуткие для неискушенного автомобилиста подробности.ЗАВТОМОБИЛЬ П ОБШЕСТВОтели автомобильной техники в отличие от зарубежных, п охоже , прочувствовали всю серьезность намерений Госстандарта. У же 18 автозаводов России и СНГ прислали заявки на проведениесертифика ционных испытаний. Заставляет их торопиться новый порядок регистрации транспортных средств вГАИ , к оторый предполагалось ввести с1 января 1993 года. Становится реальностьюиконтроль за качеством . К онт рольные функции возложены на Госкомитет по антимоно п ольнойполитикеи Госстандарт России. Ш трафы они мо гут налагать внушительные — д омиллионарублей . А вот срегистрациеймного неясного. Взять хотя бы иномарки . П о лучается, что если ввозить бо производстве практически нет. Если Россия присоедини лась кЖеневскомусоглаше нию, то зачем контролировать машины, у жеимеющие сертификаты, выданные за рубе ж ом ? Ведь наша страна обяза на их признать. Оказывается, все дело именнов тех национальных требованиях (внутренний шум , вентиляция иотопление , с одержание вредных веществ в салоне и кабине, о бзорность , управляемость и устойчивость на плохих дорогах ) , д ействующих тольк оу нас. П оэтомузарубеж ным изготовителямавтомоби лей нужно обязательно их «добрать». Но фирмачипоче му-то не спешат. Только ФИАТпрошел на полигонечерез все необходимые формальности,ЗАЩИТИТ ЛИ НАС СЕРТИФИКАТ?И нельзя сказать, что слухи эти совсем лишены оснований, так как с1 мая 1992 годав России начала дей ствовать единая система сер тификации механических автотранспортных средств. Утвердил ее Госстандарт России — национальный орган по серти фикации. Сертификация транспорта имеет свои особенности . Требуется, ч тобы автомобиль был не только эстетичным внешне, к омфортным , у добным , качес твенным , но ибезопасным . В международной практике в соответствии сЖеневскимсо г лашением 1958 года к автотранспортным средствам предъявляется 89 требований ЕЭК ООН . П роверяются внешний шум , т оксичность , д ым ность, т ормозная эффективность, прочность кузова , п о жаробезопасность и многое другое . Если продукция завода-изготовителя отвечает всем требованиям , то она получает сертификат, котор ый дает право продавать и регистрировать автомобиль. Занимаются проведением испытаний на соответствие предъявленным требованиям обычно независимые и очень солидные экспертные фирм ы , чрезвычайно дорожащие своим именем . О ни имеют для этого все необходимоеоборудованиеи условия. О т России вООН заявлены НАМИ (административный ор ган, в ыдающий сертификаты), 26 ЗА РУЛЕМ 1/93 атакже Центральный автополигон, НИИавтоэлектроники, Институт шиннойпромышлен ности и Чеховский филиал НАТИ (технические службы, п роводящие испытания). Наша страна будет проводить сер тификацию по 71 правилу ЕЭК ООНи по нескольким национальным. Проверяться будет вся отечественная иим портная техника. Что касается выпускаемойу нас техники , то нельзя сказать, что она не проходиланикакойпроверки . Тем более бывший Союз присоединился к Женевскому соглашению еще пять лет назад. О днако развернутой системы контроля качества итребованийбез опасности не было . Д лятого , чтобы продавать свои автомо били, В АЗ , н апример , получал сертификат во Франции . К ро м етого , наша автомобильная продукция , м ягкоговоря , не совсем хороша , и как она смо ж ет отвечать всем стандартам — для многих загадка. Так что же, останавливать конвейер? П одобнаяперспек тива, к онечно , не устраивает ни автозаводы, ни потреби телей. П оэтому Госстандарт предложил демпферный, пер еходный этап. Д ля отечественных автопроизводителей , чья продукцияв начале сер ийного изготовления соответствовала ГОСТу, п редусмотре на возможностьсертификации по упрощенной схеме в течение двух лет. Наши изготови -лее трех, то сертификат нуж ени без него их на учет не поставят, а если меньше , то, пожалуйста, провози и ставь на учет. В ообще , с ертификация зарубежных автомобилей, мягко говоря , вызывает недоумение . Цель вродебы благая — пресечь ввоз в страну неаттестованных автомобилей, то есть оградить российско го потребителя от недоброка чественной продукции . Н о , п о м илуйте , з ачем нас защищать от отличных автомобилейиз вестных во всем мире марок? На них есть сертификаты . Д ру г оедело , если машина сделана неизвестной фирмой , пусть проходит полный курс пред писанных проверок . Но таких предприятий , о которых никто не знает, в автомобильномзатратив на это месяц. М о ж ет , все желогичнее было бы со всей строгостьюподойтикиномаркам года через два, если экономическая ситуация в стране стабилизируется. Как бы там ни было , м о ж ет быть, впервые со време ни принятия закона «О защи те прав потребителя» сделан реальный шаг кеговоплоще н ию на практике . Год, два или трибезусловно понадобятся для отладкисистемысер тификации. Очень важно , чтоб ы она у нас была, ч тобы это прочно вошло в нашу жизнь , чтобы товар без сертификата просто не покупали , как во всех цивилизованных странах, где сертификат — непрем енный атрибут качества про дукции. Ф. И ЛЮХИН