:g_in. о fттФт,л, i мм г«И НАМ ПРОШЛОГО БОЛЬШЕ НЕ ЖАЛЬ.Автомобильным раритетам посвящаетсяТе, к то интересуется автомобилямипрошлых лет, наверняка имеют свой архив. М ожносуверенностьюска зать, что в отечественной прессе большая часть публикаций на темуосо хранении технических реликвий , об энтузиастах-реставраторах, о парадах автомо товетеранов приходится на 1986—1988 гг. В этот жепериод состоялось несколько совещаний представителей многочи сленных клубовлюбителейантикварной техники, были предприняты попытки создать единую систему оценки реставрации. П рошло всего пять лет. Не видно парадов, м ногиеклубыпрекращают свое существование. Что происходит? Н есколько лет назад кто - т о , к ажется из латвийскогоКАА , п роизнесфразу : « М ы нищие, у которыххоббимиллио неров». З апомним , ибо это утверждениеабсолютноверноепри всей своей парадоксальности. П рактика показала, что все клубы шли примернооднимпутеми сталкивались со схожимипроблемами . На начальной стадии либо объединялись любители старых автомобилейс чисто утилитарной идеей взаимопомощи , либо некий энтузиаст из любвик старине самолично «отлавливал» на дорогах владельцев «олдтаймеров» и предлагал объединяться, чтобы воспитать у масс уважение к технике прошлого . Ядро клубов составляли « д едушки на автомотодедушках » . Чаще всего такие машиныимотоциклы были куплены вдалекие послевоенные годы , и их влад ельцыпрекраснопонимали , что замены этим «колесам» н икогда не будет. Их ма ло интересовали технические изыски или биографиимашин : главное, чтоб возили. Выбрасывая изношенную деталь, не дума ли об утрате технической реликвии и,не печалясь, заменяли ее на мало-мальски подходящую отечественную. Не станем упрекать их за это — п риоритетность понятий «историческая ценность» и «транс портное средство» определяла жизнь . Так или иначе именножуткого вида гибриды «побед» и «москвичей» с « м ер седесами» и «опелями» делали парады старых автомобилеймассовыми . Но на этой почве стали произрастать истинные реставраторы. Здесь необходимо маленькое отступление. П роизведение или предмет старины может выглядеть безделушкой . Д лятого чтобы он «заиграл», н еобхо д имосоответствующееобрамление , нап ример , д ругиепроизведения искусства или предметы старины. Так возникают коллекции. Коллекции собирают музеи, галереи, частные лица. Реставратор же — это специалист по ремонту . О н отлично знает эпоху, п ородившуюпроизведение , школу, мастера. О н владеет старымитехнологиями , м ожет восстановить утраченный фрагментидаже искусственно состарить его , чтобы он не выделялся на общем фоне. Это очень дорогаярабо та. Если ее заказывают владельцы кол л екций , стало быть, они весьма богаты . Частные коллекционеры есть ив России, но их очень мало , да иэкспона ты можно пересчитать по пальцам. И з вестны государственные коллекции — П о литехнического музея в Москве и собрания автозаводов. Большая же часть автор еликтов находится на руках по одномуэкземпляру . К аждый владелец, б есспорно , реставратор, но вот на статус коллек ционера, п ожалуй , не тянет, если только по степени увлеченности. Судите сами . Они считают кощунством использовать свои староходы для повседневных поез док. Д ажекинематографическиегонора -Небольшие коллекции порой имеют редчайшие модели. «Руссо-БалтД24/40» 1913 года — жемчужина рижского Музея пожарной техники.МУЗЕ§^6 ЗА РУЛЕМ 2/93А этот «Хорьх» 1935 года выпуска выставлен в автомобильном музее в Вольфсбурге, коллекция которого насчитывает не один десяток уникальных экспонатов.