ТЕХНИКА«ЛУННЫЙ Н4 ХОРОГЕНаши автомобили, увы, не блещут разнообразием кузовных формияркой палитрой. О ттогои транспортный поток на улицах выглядит весьма унылымиоднооб р азным . Приковывают взгляд автомобилистов только новенькие иномарки. Конечно, любая «свежая» разработка со временем теряет притягательность. Но интерес к ней мож но возродить. Не зря зарубежные каталоги пестрят привлекательными моделями , изготовленными на базе серийных и далеко не новых автомобилей крупнейших производителей. Как правило, это делают специалисты небольших фирм , внося виз вестные конструкции технические и стилистические дополнения на лю б ой , д аже самый изысканный вкус. Заинтересованы в их деятельности и автомобильные гиганты (благодаря фантазиям и мастерству энтузиастов сохраняется покупательский спрос на продукцию не первой молодости), и владельцы, стремящиеся выделиться на общем фоне. Взять хотя бы ВАЗ и его партнеров, ныне известные фирмы «Конела» из Фин ляндии, «Карлота» из Бельгии, « Д ой че Лада» из ФРГ, к оторые эффективно изменяют внешний вид наших «лад», поступающих на между народный рынок . Специалисты Дизайн-центра НАМИ считают, что разработка ипроиз водство автомобильной косметики по плечу не только западным ком паниям. По эскизам Дмитрия Бурцева разработана специально для российских производителей запоминаю щаяся модель «Лунный свет», она же «Лада-Нива». Глядя на этот автомобиль, никогда не скажешь , что он живет на конвейере уже шестнадцать лет. Стеклопластиковые накладные детали — передние и задние бамперы , облицовка передка и задка, крылья, пороги кузова — придали «Ниве» своеобразие и оригинальность. Из полистирола отформованы декоративные колпаки колес. Важно, что навесные детали не меняюткон с трукцию кузова автомобиля.. Каждый владелец стандартной «Нивы» при помощи таких панелей самостоятельно изменит ее внешний вид. Все детали из комплектанужного цвета просто навешиваются на машину. Работать с металлом не надо. М етодконтактногоформова ния по матрицам из стеклоткани, пропитанной смолой , позволяет до стичь требуемого качества и сложных форм . Панели прочные, их легко грунтовать и красить, они нечувствительны к воздействию окружающей среды . Такой способ изготовления деко ративных деталей хорош для мелко с ерийного производства. Он прост, и им могли бы воспользоваться небольшие, по западному образцу, предприятия, работающие по индивидуальным заказам. Ведь силами Дизайн-центра удовлетворить спрос на такие наборы попросту нереально. А для массового производства целесообразно использовать компрессионное прессование на специальном оборудовании. Все панели втаком случае будут иметь точно заданную толщину, массу, высокое качество поверхности как с внешней, так ис внутренней стороны. Технология позволяет сразу же закладывать кре п ежные элементы. Вся работа не требует больших материальных затрат. В России, наверняка, найдется специализированная фирма (и не од на), нуждающаяся в заказах на товары народного потребления, к ото рая по проекту дизайнеров НАМИ организует выпуск дополнительных комплектаций для отечественных автомобилей, увы, не пользующихся пока яркой косметикой . С. ДОРОФЕЕВЗА РУЛЕМ 2/93 52 За рулем № 2