Требования национальные нерациональныеСогласно Постановлению Верховного Совета РФ «О введении в действие Зак она «О защите прав потребителя» о т7 февраля 1992 года (вступил в силу с7 апреля 1992 года ) , д олжнапроводиться поголовная сертификация товаров (в том числе автомобилей ) . Ответственным за эту работу был назначен Государственный ко митет РФпо стандартизации, м етрологииисертификацииприПрезидентеРФ (Госстандарт) — национальный органпосер т ификации товаров (работ, услуг). Госстандарт разработал и утвердил 1 апреля 1992 г. «Систему сертификации механи ческих транспортных средств иприцепов (основные принципы ) » , а с1 мая в соответствии суказанным выше Постановлен ием ВС изаконом «О защите прав по требителя» ( п . 5, ст. 5) в России введена обязательная сертификация товаров нар одногопотребления . Это означает, что реализация товаров (в том числе импорт ных) б ез сертификата запрещается. О сно ванием для разрешения ввоза различной импортнойпродукции на нашу террито рию должен был стать представленный таможенникам сертификат, выданный или признанный уполномоченной на то орга низацией. О днакопровозглашение сертификации автомобилей вовсе не означает, что она сразу же началась. Госстандарт объявил отом , что с1 января 1993 года на прода ваемые автомобили необходимсертифи кат (ЗР, 1993, № 1). Было решено , что испытания автомобилей в России будут проводиться по 71 международномутре б ованию (ЕЭК ООН ) и по нескольким национальным стандартам. Не вдаваясь вподробности , о тмечу , что любому автот ранспортному средству, у довлетворяю щ емутребованиям безопасности, д олжен выдаваться документ , называемый « О доб р ением типа транспортного средства». Только при наличии такого сертификата машина может пройти таможню , м ожет быть проданаизарегистрированавГАИ . Значит, н ужендокумент ( с корее всего совместный или правительственного уров ня), к оторыйбыобъединил действия там ожнииГАИ . О бэтомупомянуто не было . Опять же не было уточнено, что на основании именно системы сертифи кации разрешено провозить через границу без сертификата три автомобиляипочемуименно такое количество. Иностранные партнеры должныучиты вать наши национальные требования : у ро вень внутреннегошума , вентиляцию иотопление , с одержание вредных веществ в салоне икабине , управляемость иустой чивость. М алокто сомневается, что, нап ример , «Мерседес-190Е» п ревзойдетпо этим параметрамлюбой отечественный легковой автомобиль, б лизкийему по классу. Но порядок есть порядокиего надо соблюдать , т емболее что национальные стандарты существуютвкаждой стране. К онечно , тот же «Мерседес-190» с о ответствует всем принятыммеждународ н ымнормам ЕЭК ООН ( к оторые нашей страной признаны ) , но российских требо ваний нет в стандартах ЕЭК ООН . Это необязательно, так как все выдвинутые Госстандартом требования в той или иной мере учтены в национальных докумен тах каждой страны. Получается, что любая инофирма, и меющая сертификаты ЕЭК ООН на про даваемый автомобиль, м ожет их представить нашимсертификационныморганами после определеннойпроверки (на срокгодностии т. д.) они должны быть при няты. Но этого недостаточно для ввоза промышленной партии таких машинв нашу страну. Их надо проверять на наши национальные требования. П ричем не обя зательно испытывать на полигоне , м ожно предоставить национальные сертификаты по необходимымпозициям . Специалистыих изучат и если придутк выводу, что наши требования не нарушены , то препятствий для импортамашин не будет . Следует отметить, что сравнить наш ГОСТ с зарубежным может только профессионал — это сложнейшиедокументысгра ф иками , таблицами иметодиками испытаний. Теперь инофирмыозабоченывыпол н ением своих контрактов на первое полуг одие 1993 г., з аключенныхдо объявления решения Госстандарта. Чтобы озна к омиться со всеми деталями, перевести ГОСТы идругуюдокументацию , принять решениеотом , к акиемодели представлять на испытания, и пройтисертифи к ацию , у шлобыминимум восемь-девять месяцев . Представители Госстандарта увер яют , что полтора-два, но это только на испытания и выдачу сертификата без учета подготовительнойработы . Получается, что присамомблагоприятном исходе ни одна инофирма не успеет куказан н омусроку (за исключениемФИАТа , к о т орый непонятно какимобразомпровел сертификацию еще до официального объявления о ней). А свои представительства в России имеют все ведущие автомобильные фирмымира . Введенный Госстандартом порядок (во всяком случае впервое время) м ожетрезко сократить поставку иномарокв Россию. Это значит, что оте чественные автомобилибудутещедоро же, п отому что спрос на них возрастет. И, к ак ни парадоксально, наш потреби тель получит автомобилименеебезопас ные, м енееэкологически чистые. Т аким ли способом надо защищать его права? Подсчитывал ли кто - л ибо из работников Госстандарта потери государства от неуплаты таможенныхпошлин из-за возмож н огосокращенияторговли иномарками? Было быразумнееразрешить ввоз зар убежныхмоделейв течение переходно го периода ( н апример , о дингод ) с серти ф икатами ЕЭК ООНитолько . Не кроется ли причина поспешного введения национальных требованийвдругом ? Ведь впер вые после октябрясемнадцатого года мыстоим на пороге реальной конкуренциисзарубежными странами. М ожет быть, это и есть истинная причина — т акимспо с обом не дать погибнуть отечественным автозаводам, н аходящимся сейчас вкри тическом положении, а также полигону, Н АМИипрочимструктурамбывшего автопрома? Ф. ИЛЮХИНАВТОМОБИЛИ — БЕСПЛАТНО, НО ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ «ЗА РУЛЕМ»Подписавшись на «За рулем» — 93, вы станете участником лотереи, главные призы которой — легковые автомобили, мотоциклы, мотоблоки, легковые шины, автомагнитолы. • Условия лотереи просты. В майском номере «За рулем» будет напечатан отрывной купон . В него надо вписать свою фамилию, имя, отчество и адрес, а такженомери день оплаты подписной квитанции на наш журнал , к оторыедолжны быть оформлены на одни и те же имя и адрес. Заполненный купон надо будет выслать вредакцию 36ЗА РУЛЕМ 2/93«За рулем» — он станет вашим лотерейным би летом во время розыгрышав сентябре этого года. Две подписные квитанции — на первое и второе полугодие 1993 года — необходимо будет представить редакционной тиражной комиссии, если вы окажетесь в числе победителей. Для участия в лотерее «За рулем» — 93 до статочно быть подписчиком на наш журналв 1993 году как минимум 10 месяцев. Подписку на второе полугодие можно оформить в почтовом отделении сьязи по месту жительства.