22
23
БЕЗ ШУМА И ЗАПАХАЭлектромобили Аккумуляторные батареи Зарядные устройства для аккумуляторных батарей Накопители энергии Автономные модули питания и преобразователи — все это продукция московской фирмы «ЭМ»Пр и всех удобствах, к оторыепри ­ носит обществу автомобилизация, «экипаж без шума и запаха», как называли автомобиль сто лет назад, сегодня вносит немалый вклад в загрязнение окружаю ­ щей среды . Поэтому борьба за эколо ­ г ическую чистоту развёрнута во мно ­ гих странах. Итог — появление новых, более совершенных перспективных и серийных электромобилей различного назначения. Российские конструкторыипроиз ­ водственники в последние годы , нес мотря на многие серьезные про ­ блемы, создают образцы экологически чистых автомобилей, ни в чем не уступающие идажепревосходящие по техническому исполнению заруб ежные аналоги. Успешно в этой об ­ ласти работает московское малое предприятие «Электромобиль» («ЭМ»), к оторое образовано в 1990 году груп ­ пой молодых специалистов столичного энергетического института под эгидой российскогоэкологического фонда. Примечательно, что «ЭМ» занимается конструкторско - т ехноло гической проработкойиподготовкой производства электромобилей без го ­ сударственных дотаций. Средства, заработанные коммерческой деятельностью, позволяют фирме оставаться независимой. С егодня на пред ­ приятии трудится команда из 60 человек, есть свой технический центр, несколько лабораторий иоборудо ­ ванных площадок для испытаний и обслуживания электромобилей. В разработках «ЭМ» заинтересованы отечественные и ставшие с недавних порзарубежными автомобильные заводы; официальные представительства московскойфирмы открылись в Тольятти, Набережных Челнах, Львове.Фирма «Электромобиль» представляет экологически чистые ВАЗ-1111 «Ока» и ЗАЗ-1102 «Таврия», оснащенные тяговыми электродвигателями. Внешне модели сохраняют черты своих бензиновых собратьев.Под капотом «Таврии» расположен один из блоков никель-кадмиевых батарей, а заглянув под задний бампер машины, можно увидеть аккумуляторный контейнер. Дальше всех у нас на сегодняш ­ ний день в создании экологически чистых транспортных средств про ­ двинулся Серпуховский автомобильный завод. П риподдержкемосков ­ ской фирмы «ЭМ» серпуховчане про ­ шли за полгода путь от изучения про ­ б лемыдо принятия решенияосерий ­ н ом производстве электромобилейв достаточно большом количестве. Сейчас заканчивается доводка образцов на полигоне НАМИ . В первой половине нынешнего года в Серпухове план ируют собрать тысячу электромоби ­ лей на базе ВАЗ-1111 «Ока». Выпуск тяговых двигателей для них уже освоило Сарапульское электрогенерат орное производственное объединение. На очереди создание крупногоакционерного общества, к отороесмо ­ ж ет серийно производить идругиеПОПСКП • ИДЕИ • РАЗРАБОТКИ22 ЗА РУЛЕМ 3/93 ПОИСКИ • ИДЕИ • РАЗРАБОТКИопытные образцы «Электромобиля», заниматься их реализацией. Московская фирма строит экспериментальные автомобили , оснащенные электроприводом , не только на базе « О ки » , но идругихсерийныхлегко ­ вых машин : ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102 «Тавр ия » . В олжский автомобильный завод передал « Э лектромобилю » для до ­ р аботки известный по всесоюзным выставкам развознойфургонВАЗ 2801 «Пони». На зсех легковых автом обилях установлены энергоемкие никель-кадмиевые аккумуляторные батареи ( с тендовые чспытбмия про ­ ходит серно - н атриевый комплект), о беспечивающие запас хода от 80 («Таврия») д о 100 км ( « О ка » ) . На про ­ ш логоднеммногодневном ралли «Тур де соль» в Швейцарии « О ка » удивила многих , п ройдя по горнымдорогамбезподзарядки 135 км . Все автомобили экологичны , р аботаютбесшум ­ но ирасходуютнебольшое количество энергии . Д лясправки , в конце 1992 года замена двигателя внутреннего сгорания электроприводом с аккумул яторами обходилась фирмев 600 тысяч рублей . Д аже бывалый автомобилист внешне не отличит опытные образцы « Э лектромобиля » от серийных бензи ­ новых собратьев. Д изайн кузова и салона остался прежним . Заменена лишь комбинацияприборови отсутствуют вакуумные усилители тормо ­ зов. П риторможенииавтомобилей используется электрическаярекупе ­ рация, то есть возвращениеэнергиив сеть от тяговогоэлектродвигателя . Соревнования «Тур де соль», автом обильные салоны во Франкфурте на-Майне и Брюсселе показали, что «Ока-эле;?тро» м ожет стать конку ­ р ентоспособноймоделью на совре ­ м енноммеждународномрынке элект ромобилей . По качеству ( « Э М » использует технологию ведущих оте ­ чественных предприятийоборонногокомплекса ) , п отребительским парам етрам она не уступает лучшим зар убежнымобразцам . Высокий рей ­ тинг может получить имодификация ВАЗ-2108 сэлектроприводом . Правда, о ее пусть даже мелкосерийном выпуске говорить еще рано. А втомо ­ б илюнеобходиммощный двигатель. И хотя прошелгод , как техническая документация на него передана на «Татэлектромаш» ( п артнер « Э лектро ­ мобиля»), производственное освоение силового агрегата продвигается очень медленно .Над правым задним колесом «Оки» — гнездо для подзарядки от внешнего источника.На электромобилях московской фирмы водители не найдут педали сцепления, только педали газа (справа) и тормоза.В заднем отсеке «Оки» рядом с запасным колесом установлено зарядное переносное устройство. Технические данные электромобилей фирмы "ЭМ"Параметры Число пассажиров с водителем Снаряженная масса, кг Допустимая полная масса, кг Тип электропривода Мощность, кВт Тип батареи Масса батареи, кг Ресурс батареи, зарядно-разрядные Ресурс электромобиля, тыс. км Время подзарядки, ч Максимальная скорость, км/ч Запас хода, км Крейсерская скорость движения, км/ч Время разгона до крейсерской скорости, с циклы 18,5 Ni—Cd 350 1 000 200 4 120 80 60 5 ВАЗ-2108 ЭМ 4 1400 1 500 ВАЗ-1111 ЭМ 2+2 960 1010 12.5 Ni—Cd 200 2 000 150 4 110 80 60 63 A3-1112 ЭМ А1 150 1200 12.5 Ni—Cd 300 1 000 150 6 96 80 60 7 ВАЗ-2811 "Пони" 2 1 600 2 100 12,5 Ni—Fe 370 1000 200 6 60 80 40 7Д ля нашей огромной страны элект ромобильспробегомв 100 кмприпоследующеймногочасовой заправк е устроит не всех потребителей . П оэтому специалисты « Э лектромоби ­ ля» п риступиликсозданиюкомбини ­ рованной энергоустановки, которая помимотягового электродвигателя имела бы генераторпеременногото ­ ка и двигатель внутреннегосгорания . У автомобиля , о снащенного такой экологически чистой установкойипо ­ т ребляющегоминимальное количество топлива, с уточныйпробегможет быть 250—300 км * При наличии кон ­ д енсаторных батарей решается про ­ блема быстрой подзарядки. Итак, московский «Электромобиль», б ыстрореагируя на рыночные ситуации у нас в стране и за рубежом , п роводя систематические маркетин ­ говые исследования итворческипод ­ х одякрешению поставленных задач, осуществляет своюпрограмму , к ото ­ рая ужевближайшем будущем способнапринести реальные плоды — высоконадежные и экологически чистые электротранспортные средства, п редназначенные для массового производства. С. ДОРОФЕЕВ Фото А. Садовниковадвигатель постоянного тока6*ЗА РУЛЕМ 3/9323