40
41
клгъИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙтый вал. Зная объемцилиндрови число оборотовколенчатого вала, л егкопод ­ считать количество топлива, п рошедшегочерезприбор . Естественно, п одсчетомза ­ нимается электронныйблок . Внешний вид прибора — на фотов ЗР, 1992, № 12. Другая конструкция: топливо вращает турбину , число оборотовкото ­ рой пропорционально израсходованному бензину. Погрешность такого прибора больше . О беконструкциивыполненысвысокойточностью , сделать их вдомаш ­ них условиях невозможно . Еще на заре автомобилизации появился оченьпростойрасходомер : два стек ­ лянных мерных цилиндра с системой кранов ( р ис . 1). П окатопливо из одного поступало в двигатель, в торойзаполнял ­ ся. По делениям (электроники тогда не было ) подсчитывали расход . Такая конструкция прожила многие десятилетия: п одобныеприборыможнобыло встретить ещев начале семидесятых . Ведь нет ничего проще мерной посуды. П ринцип нам подойдет , но обэтом несколько позже. Для определения расхода нужно знать не толькообъем топлива, но ипройденный путь. «Согласны, о бъемтоп ­ лива по штатномуприборумыизме ­ р яемневерно , но зато расстояние — как надо » , — п одумали читатели. Ну что ж , р азберемсятеперь со счетчикомпробега . Сначала выясним , о ткудаон получает информацию. Конечно, датчиком служит колесо . О но связано сполуосью , та через главную передачу — с карданным вал ом , а он — со вторичным валом ко ­ р обкипередач . На нем расположена шестерняприводаспидометра , от ко ­ т оройвращение передается другой шест ерне , связанной стросиком , з атем через редукторк барабанчикам с цифр амипробега . Валы вращаютсясраз ­ ными скоростями , но во всей цепи передачиинформации нет ни одногоразрыва . К аждыйоборот колеса влияет на показания счетчика пробега . Такова цепь информациивавтомобиле классической компоновки. У переднеприводных машин путь передачиинформациикоро ­ ч е : нет карданного вала, но и здесьИЗМЕРЯЕМ РАСХОД ТОПЛИВАЧасто можно услышать: если автомобиль расходует много топлива, отрегулируйте карбюратор, систему зажигания и т. д. К ак установить угол опереже ­ ния зажигания, м ожно прочитать влюбом пособии по обслуживанию автомобиля, а как измерить расход топлива, авторы обычно не рассказывают. П опробуем восполнить этот пробел. Слово — кандидату технических наук Д . П ОСТНИКОВУ . Расход топлива — эта тема часто всплывает вгаражныхдискуссиях . К ак начнут соседи-автолюбители рассказывать, ч еготолько не услышишь ! Если жевникнутьвшоферскиесказки , то обнаружится , что толкомникторасходи не измерял . Чаще всего владелец машинысмотрит на указатель топлива, прикидывает по положению стрелки, сколько литров израсходовано, а потом делит на пробегиумножает на 100. В результате — число, и меющеес истинн ымрасходом топлива толькоодина ­ к овуюразмерность — л/100 км . П редвижувозражения читателей. П одождите , не горячитесь , давайте разберемся вместе. Возьмите в руки линейку (обычную, ш кольную ) и попробуйтеею что-нибудь измерить. Десятые доли миллиметра вы отбросите . П ринято считать, что по ­ грешность при измерении линейкой — п олмиллиметра : эту величину вы не при ­ нимаете в расчет, о кругляя ее доцелого числа. Но если приизмерениипосмот ­ 40 ЗА РУЛЕМ 3/93реть на линейку чуть сбоку , то погреш ­ ность составит миллиметр , а то ибольше ( п роверьтесами ) . О тсюдавывод : если шкала вмиллиметрах — л егкооши ­ биться на одинмиллиметр , если в литрах — на литр , а если в «четвертьбаках» ( к ак на вашем указателе уровня топлива) — на четверть бака . К томужемыскорееверим той цифре , к оторая нас больше устраивает — п опросту выд аемжелаемое за действительное. К акжедобитьсябольшей точности? П ервое , что приходитвголову — п роградуировать указатель в литрах. Жаль, но ничего не получится . Ведь стрелоч ­ ный прибор не измеряетуровеньтопли ­ ва вбаке : о н лишь крайнеезвенов цепи (одно слово — стрелочник!). И нформация поступает от датчика. М но ­ гие знают , что он состоит из поплавка ипроволочного реостата. По техничес кимусловиямсопротивление реостата нормируется всего в трех положениях : при пустомбаке , п ризаполненном наполовину иполном . При другомуровне топлива сопротивлениеимееткакое - т опромежуточное значение, а стрелка ука ­ зателя занимает промежуточное , не ого ­ в оренноетехусловиямиположение . Нетрудно понять, что такой датчик не рассчитан на точноеизмерениеуровня . П оэтому на некоторых машинах прибордолго - д олго показывает полбака, а потом вдруг — ноль. К тому же его показанияменяются со временем : о кисля ­ ются контакты , теряет упругостьпружи ­ на, в озвращающая стрелку указателя. Как жеизмеряютрасход топлива при испытаниях автомобилей? Специальными приборами-расходомерами. Наиболее распространенныенапоминают по конструкции двигатель внутреннегосгора ­ ния. Топливо, н агнетаемоештатным насосом, давит на поршни (их обычно четыре) и заставляет их вращать коленча ­Рис. 1. Простейший расходомер: 1 — мерные цилиндры; 2 — краны. Пока один цилиндр заполняется, топливо из другого поступает в карбюратор. Расход подсчитывается по делениям на мерных цилиндрах. Для удобства отсчета уровень топлива в начале замера К карбюратору сохраняется неизменным в дополнительных мерных трубках |на рисунке не показаны). НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?|НАШ ПРАКТИКУМЩКУРИЛКА КЛУБА•ИНФОРМАЦИЯ•показания счетчика пробегапропорцио ­ нальны числу оборотов колеса. Этот вывод нам пригодитсяв дальнейших рассуждениях. А теперь представим себе такую ситуацию : в сюзиму вы ездили на диагональных шинах с наварным протекто ­ р ом « с нежинка » , а когда снег растаял, решили «обуть» свои старые, но еще годные радиальные шины собычнымдорожнымрисунком . Д иаметр колеса впервом случае 610 мм , во втором — 580 мм . П осмотрите на рис. 2. Точка А на протекторешиныв начальный момент времени находилась в зоне контакта колеса сдорогой . При движении ее по ­ л ожениеизменялось , и когда колесо совершилоодин полный оборот , точка А опять соприкоснуласьсдорогой . О че ­ видно, т очки В, С успели побывать вконтактесдорогой , так же как и вся окружность колеса. Если шина катится по дорогебезпробуксовкии проскальзывания, то за одиноборот она пройдет расстояние, равное длине окружности . На рис. 2 расстояние от А до А равно длине окружности колеса, то есть диам етру , у множенному на число л. О чевид ­ но, что расстояние, к оторое пройдет второе колесо за одиноборот , к ороче : ведь егодиаметрменьше ( с м . рис. 2). Следовательно, на одномкилометре это колесо сделает большеоборотов , ч емпервое . Но, п оскольку показания счетчика пробегапропорциональны числу обо ­ ротов колеса, в этом случае он покажетбольшийкилометраж , чем при «наварных» колесах. Определим разницу в показаниях счетчика пробега . П ервоеколесо (большего диаметра ) за одиноборотпроходит 1,91 метра , в торое — 1,82 метра . На од ­ н омкилометре пути первое совершит S22 оборота , а второе — 549. То жесоотношение , как мы выяснили, будет ив показаниях счетчика пробега . Если предположить , что впервом случае по ­ казания соответствуют действительности — 100 км , то на других шинах счетчик покажет 105 км . Разница — 5 % . Этой точности хватает для повседневной езды , ее достаточно и для того , чтобы вовремя проводить техническое обслуживание . Ведь не так важно , заменять масло при пробеге 10 000 или 10 500 км , и не все ли равно, сколько прошла машина до капитальногоремонта — 120 000 или 126 000 км . При измерении расхода такая погреш ­ ность недопустима . П редположим , м ы проехали 100 км , затратив 9л бензина. Если счетчик пробега ошибся на 5 % и показал нам 95 или 105 км , то расход получится соответственно 9,5 и 8,6 л/100 км . Разброс немалый. Последнее число явно предпочтительнее ив него хочется поверить, о днако на самом деле оноошибочно . С трогоговоря , д иаметр колеса также влияет на расход топлива, п оэтому наш расчет не совсем правилен. К онструкторы автомобилей используютв вычислениях «динамический радиус колеса». О н нес колько отличается от измеренногонами : ведь на колесо при движении действуют силы (вес автомобиля, ц ентробеж ­ ная идр . ) , к оторыеизменяютегораз ­ м еры . К рометого , п ризаднем ходе автомобиль топливо потребляет, а пока ­ зания счетчика пробега не только не увеличиваются, а, напротив, у меньшают ­ ся. Д аи все колеса автомобиля прохо ­ дят разные пути, н апример , при повороте (рис. 3). По какомуизмерять пробег? Вывод неутешительный: точность счетчика пробега хоть и выше, чем указателя уровня топлива, но и она нас не устраивает. В книгах по испытаниям автомобиля указана приемлемая погрешностьизмеренийпробега : 0,1... 0,2%. Из создавшейся ситуации нашли такой выход: если ни по одному из четырех колес нельзя измеритьпробег , установить ещеодно — пятое ( с м . фото).'«Роллс-ройсы» лесом».тожеездятс «пятымкоЧтобы число оборотов точнее соответствовало пройденному пути, к дорогеегоприжимаетпружина , а колебания гасит гидравлический амортизатор . Число обо ­ ротов колеса определяютпосредством индукционных или фотоэлектрических датчиков, т ахогенераторовидр . Записывающая аппаратура находится обычно виспытуемомавтомобиле . Весь комплексоборудования принято называть так: приб ор «путь — в ремя — скорость». Не так давно изобрелиоборудование для бесконтактного измерения пробега: необходимость в «пятом колесе» отпала. Подобная аппаратура автолюбителю не по карману , попробуем поискать компромиссное решение. Обойдемся штатным счетчикомпробега , но предварительно определим поправочный ко ­ эффициент. Д ля этого выберемровную , по возможностипрямуюисвободную от транспорта дорогускилометровыми столбами. П роедем по ней не менее 10 км (лучше 50) туда и обратно. Погода должна быть сухой, без осадков, с корость ветра не более 3 м/с. Ехать нужнобезобгонов (иначе путь увеличивается) и резкихторможений (колес.э проскальзывают), давление в шинах дол ­ ж но соответствовать норме (иначе радиус колеса изменится). З апишем показания счетчика и расстояние по километровым столбам.Рис. 2. За один оборот колесо проходит расстояние, равное длине окружности. Путь колеса меньшего диаметра короче.Рис. 3. При повороте автомобиля все колеса проходят разные путиЗА РУЛЕМ 3 9341