12
13
НАШЕ ЗНАКОМСТВОЯ провернул в зам ке ключ зажита ния. Заныл стартер, и в стылых ци линдрах засуети лись поршни, со скребая со стенок масляную пленку Алым цветом нали- | лись в предкаме- | pax свечи накаливания, которые пе- i риодически скры- # вались в сизом тумане распыленного топлива. Но двигатель не заводился, а я думал: «Как же так — вот ведь хваленые немецкие дизели». И двига-, / тель, словно усты-1 давшись, заработал.Аналогичные дизельные модели «РэйнджРовер», «Ниссан-Патрол-ГР» и «ТойотаЛендкрюзер» дешевле на 10—40 % и легче. Любезно предоставленная в наше распоряжение московским представительством «Мерседес-Бенц» машина была почти новой (с пробегом менее 8000 км): длиннобазная модификация с цельнометаллическим пятидверным кузовом «универсал». Чисто внешне этот джип выглядит чуть старомодным и довольно громоздким, а плоские стекла даже производят впечатление чего-то дешевого. Однако дорогостоящая окраска «металлик» значительно улучшает общее впечатление. Тем не менее, внешний облик «300ГД» менее современен, чем у «Мицубиси-Пайеро» и «Опеля-Монтерей» (ЗР, 1993, № 1). «Мерседес-Бенц», очевидно, придерживается своих подходов к конструкции автомобиля. Крепко скроенная рама и прочный кузов, соединенный с ней восемью эластичными опорами, цельные балки переднего и заднего мостов на продольных рычагах и пружинах свидетельствуют о том, что машина рассчитана на длительное движение по плохим грунтовым дорогам. Кстати, похожая подвеска колес иу известных «Джип Чероки» и «Ленд-Ровера». Снаряженная масса модели «ЗООГД» (в длиннобазном варианте — 2225 кг) заставляет думать, что машина перетяжелена. Однако если раскрыть сервисную книжку с отрывными талонами на обслуживание вплоть до пробега 300 тысяч километров, несложно догадаться, на какой срок службы рассчитана машина и что он определяется не только выбором конструкции, но и запасами прочности для ответственных деталей. Вдумайтесь: 300 тысяч означает, что при ежегодном пробеге в 10—12 тысяч километров машина будет служить 25—30 лет. Естественно, без замены проржавевших крыльев и днища и, как я думаю, без проОснащение и эргономика рабочего места водителя почти как у легковых моделей «Мерседес-Бенц». Никаких скидок на специфику эксплуатации машины как джипа нет. В пятидверном универсале с комфортом можно расположить пять человек и разместить 250—300 кг багажа.Первая проба бездорожья. Нет, не по грунтовке, не по пашне, а вот по такой болотистой почве.ДЛЯ БОГАТЫХВпервые редакция получила на пробу машину с дизелем — джип. Мы хотели понять, за что люди платят 82 тысячи марок — в полтора раза дороже, чем за легковой, но тоже дизельный «МерседесБенц-ЗООД». Мы сидим в просторном цельнометаллическом кузове полноприводной многоцелевой машины «Мерседес-Бенц-ЗООГД» выпуска 1992 года. Единственный аналог у нас в стране УАЗ-31512, иными словами, модернизированный УАЗ-469Б. Описывать его нет нужды, а вот объект нашего знакомства требует краткого представления. Эта машина семейства «Г» (от немецкого «геленде» — пересеченная внедорожная местность) — плод германско-австрийского сотрудничества, разработка фирм «Мерседес-Бенц» и «Штейр-Даймлер-Пух». Впервые эти автомобили были показаны еще в 1979 году. В конце 1989-го «Мерседес-Бенц» серьезно модернизировал их: заменил большинство двигателей, форма передней части кузова стала более округленной, а трансмиссия получила постоянный привод на все колеса. Особое внимание было уделено повышению комфортабельности (отделке салона и шумоизоляции, удобству управления, оборудованию кузова) до уровня обычных легковых машин этой фирмы. Машины семейства «Г» — самые тяжелые и дорогостоящие в своем классе. 12 ЗА РУЛЕМ 3/93.:.: .->:-. межуточного капитального ремонта с полной разборкой. Впрочем, надо полагать, что такая долговечность и антикоррозионная стойкость невозможны без фирменного сервисного обслуживания. Салон машины приятно контрастирует с ее внешним видом. Оснащенность приборами, дизайн приборной панели, внутренняя отделка и уровень комфорта мало чем отличаются от оборудования самых доро - Ц гих «мерседес-бенцев» моделей «300Е» и «ЗООСЕ». Например, сиденье водителя имеет три степени регулировки. Переднее пассажирское отклоняется назад, превращаясь в удобное спальное кресло. С правой стороны водительского и левой стороны пассажирского сидений предусмотрены откидные подлокотники, а в дверцах — соответствующие углубления-опоры. Оснащение салона насыщенно и, я бы сказал, даже чрезмерно. Много приборов, индикаторов, клавиш, кнопок и ручек, их перечень занял бы страницы две. Назову самое интересное. Передние сиденья с подогревом; автономный отопитель салона и двигателя с программируемой работой; указатель температуры окружающего воздуха; ~ четыре стеклоподъемника с электроприводом; дистанционная регулировка наружных зеркал заднего вида; оборудованный электроприводом люк в крыше; одновременная блокировка (или открывание) всех пяти дверных замков; неназойливый сигнал «Вы забыли пристегнуть ремни передних сидений!»; мощная система отопления с четырьмя режимами работы; подсветка посредством волоконной оптики кнопок и клавиш на консоли; стереоприемник УКВ сц четырьмя динамиками; форкоп для буксировки прицепа; запасная канистра, пристегнутая к кронштейну особым ремешком; омываемые фары, укрытые решетками,и т. д. Относительно оборудования кузова / УАЗ-31512 распространяться не стану — ? знаете сами. Салон машины просторный, его внутренняя ширина — 1450 мм. Потолок высо-. кий и, очевидно, был рассчитан на пасса-выше и при езде надо быть более аккуратным. Если сложить задние боковые сиденья, то образуется багажный отсек объемом 1,34 м . Ну, а со сложенным задним сиденьем «300ГД» становится вместительным 3 как вагон — 2,59 м . Это вдвое больше, чем даже у ВАЗ-2104 с объемом около 3 1,2 м . Впечатления от езды несколько разочаровывают, так как динамические качества «300ГД» оставляют желать лучшего, хотя примерно соответствуют подобным качествам ГАЗ-24-11 «такси». Разгонялась машина тяжело, что, впрочем, неудивительно при удельной мощности всего 50 л. с. на тонну снаряженной массы. Однако после разгона, если держать обороты двигателя в диапазоне 2500—4000 об/мин, динамика становится вполне достаточной, чтобы двигаться в потоке легковых машин. Передаточное число первой передачи мне показалось низковатым, но зато на ней можно трогаться с места даже при холостых оборотах (не нажимая на педаль подачи топлива). Кстати, впечатления от дизеля прекрасные, он работает очень тихо. Обороты набирает не хуже «волговского», и при этом в салоне не пахнет топливом и нет вибрации, разве что на «холостых» оборотах. А на ходу вообще трудно понять, что это не бензиновый двигатель. Скоростные качества «Мерседес-БенцЗООГД», лучше, чем у УАЗ-31512: максимальная скорость больше на 20 км/ч, а разгон с места до «сотни» занимает 22,5 секунды, УАЗ за 30 секунд набирает скорость 80 км/ч. Шумо- и виброизоляция превосходны: машина практически бесшумна. По данным некоторых испытаний, уровень шума в салоне у «ЗООГД» при скорости 100 км/ч составляет 68 децибел — это очень хороший показатель для подобных машин, как у легковых дизельных «мерседесов». Такой уровень недостижим для наших «самар», не говоря уже о «Ниве» и УАЗе. Шины размером 205R16 оказались соРядный предкамерный шестицилиндровый дизель занимает большую часть подкапотного пространства благодаря приличному объему впускных трубопроводов и резонансной камере перед ними.вершенно «тихими». Это можно объяснить и тем, что их протектор был не универсальным («снег и грязь»), а специальным дорожным для машин такого типа. На наш взгляд, эта машина прекрасно справилась с разбитыми московскими дорогами. Хороший (208 мм) дорожный просвет, крепкая подвеска и большие по диаметру 16-дюймовые шины оказались оптимальным вариантом для безопасной езды. (Напомню, что дорожный просвет УАЗа — 220 мм, а размер шин — 8.40—15). При езде только небольшой стук где-то внизу и легкие колебания кузова говорили о том, что еще одна ямка осталась позади. Известный всем московским водителям довольно крутой подъем с Трубной площади на Рождественский бульвар я безболезненно преодолевал на третьей передаче в крайнем левом ряду на скорости 50 км/ч. Едва ли можно позволить себе подобное на обычной машине. На скользкой дороге тяжелый полноприводный с антиблокировочной системой в приводе тормозов джип «ЗООГД» будет великолепен. В нем чувствуешь себя на высоте в прямом и переносном смысле, уверенно и надежно. А как за городом? Знаю по собственному опыту, что колесная машина не может уверенно двигаться по намокшему после сильного дождя чернозему или суглинку. На «ЗООГД» я съехал с подмосковного шоссе, в пятидесяти метрах от него стал разворачиваться и переехал передними колесами небольшой земляной валик. Обратно подать уже не смог. При буксовании задние колеса выбросили вперед струю глинистой жижи. Нажал на три клавиши включения блокировки всех трех дифференциалов — межосевого и обоих межколесных. Но без толку, ведь все колеса по сцеплению с грунтом находились примерно в равных условиях. Пришлось накатать колею еще на полтора-два метра вперед, а затем с ходу подавать назад. Понижающую передачу в раздаточной коробке так и не включал, ибо тяговой силы у машины вполне хватало и на первой передаче. В целом, оценивая ездовые качества немецкого джипа в разных дорожных условиях, я бы заключил, что по шоссе, проселку, неровной грунтовой дороге машина идет уверенно, как поется в известной песне — «по селу, по проспекту, по тракту ли». Очень много для водителя значат усилитель руля (на УАЗе его нет), синхронизаторы на всех передачах и достаточно мягкая подвеска. Несколько слов о топливной экономичности. Средний расход топлива СОСТЭВРЛ около 14,5 литра на 100 км; это довольно много. Но, полагаю, если бы на машине был бензиновый двигатель такой же мощ-жиров в головных уборах. Места вполне достаточно для поездки семи человек (если потесниться, то девяти). Номинальная грузоподъемность машины по технической характеристике — 725 кг; это на 165 кг больше, чем у нашего УАЗ-31512. При нагрузке около 600 кг (6 человек с багажом) машина немного осела, но на ходу стала даже мягче и комфортабельнее. Причем, по субъективным ощущениям, заметного ухудшения тяговой и тормозной динамики я не заметил, только на поворотах чувствовалось, что центр тяжести переместился 4 За рулем № 3Дополнительные откидные сиденья позволяют, потеснившись, сесть еще четырем пассажирам.Фото В. Князева ЗА РУЛЕМ 3/93 13