Л юбая автомобильная фирма имеет систему создания новых моделей . Как правило, она включает процесс исследования и детальную разработку рыночной концепции будущих автомобилей, п остройку так называемых «концепт-каров» — ходовых экспериментально-исследовательских образцов, к оторыедемонстрируют специалистам иширокой публике (на выставках, салонах) технические идеи и решения, о пережающиевремя , разработки на перспективу механической части машин или их стилл. Если чер езгод - д ругой черты таких экспери ментальных автомобилей угадываются в серийной продукции , значит «концепты» с вою роль выполнили. Наряду с нашими автозаводами экспериментальные образцыбудуще го создают ив Научно-исследовательском автомобильном институте ( Н АМИ ) . Н АМИ — последовательный разработчик идеи практичногои функционального легкового автомобиля. С конца 40-х годов институтом проработано несколько направлений в создании рациональной конструк ции машины. Последнее — п ередне п риводное семейство « Д ебют » — «Компакт». Первым автомобилем семейства стал в 1987 году «Дебют-1» (ЗР, 1988, № 9), а затем уже по программе «Экологически чистый ивысокоско ростной транспорт» Н АМИ построил два «концепта» — «Дебют-11» и « К ом пакт-l» (ЗР, 1990, № 2). И вот спустя три года появляется грузо-пассажирский вариант «Компакта» под название м «Компи». О говоримся , автомобиль не серийный, единственной реально16 ЗА РУЛЕМ 4/93ВЫХОДИТ В СВЕТКак и на автомобиле «Компакт-1», грузо-пассажирская модель «Компи» имеет поворотные передние и складные задние сиденья. Багажное отделение «Компи» варьируется по объему от 0,75 до 1,8 см 3 .Фото НАМИ и А. Садовникова производственной привязкой был использованный специалистами НАМИ силовой агрегат «Таврии». Идеология компактнойи рациональной компо новки позволила конструкторам при длине автомобиля 3600 мм (на 110 ммкороче «Таврии») получить пятиместный кузов с достаточно ком ф ортной посадкой и вместительным багажником . К роме этого, в озможно сти внутренней трансформации позволили видоизменять планировку салона. В частности, передние сиденья поворачиваются вокруг своей оси, облегчая посадку и выход, а также даю т пассажирам возможность на остановках развернуться и сесть лицом друг к другу. Ш ирина кузова (1560 мм ) м ини мальна для размещения на заднем сиденье трех пассажиров. А если один из них плотного телосложения? В этом случае для удобства среднюю часть сиденья можно выдвинуть несколько вперед. Решение неординарноеивмировой практике встречается впервые. Вообще необычного в этом автом обиле немало. Правда, особенности конструкции «Компи» нашим читателям известны по модели «Компакт-Т». Это и пневматическая подвеска с автоматической регулировкой дор ожного просвета ивозможностью по собственному усмотрению изменять его. И силовой агрегат, подвешенный посредством двух опор (котор ыележат на одной из осейего инерции) и вертикальной реактивной тяги. Но главное,' пожалуй, заключено в конструкции трансформируемого модульного кузова обновленной модели . Наверное, м ногие не отказались бы от автомобиля, в салоне которогокомфортнопятерым пасс ажирам , достаточно места для перевозки холодильника и стройматериалов. Попытка создать подобную конструкцию легкотрансформируемого кузованенова . В начале 70-х такой « к онцепт » с оздает « Ф орд » , но не до в одитдосерии . В середине 80-х « Н ис с ан » в ыходит на американскийрынокс моделью «ЕИксА» (трансформируемый пикап). При помощи сменных модулей он легко превращался в двухместное купе или универсал. В принципе, трансформация кузова « К омпи » с хожас « Н иссаном » , за иск л ючением того, что в его гамме отсутствует спортивное купе, но зато имеются четыре коммерческие моди ф икации , р ассчитанные на перевозкуразличныхгрузов . Так, б агажноеот деление « К омпи » варьируется по объе муот0 , 7 5до 1,8 м3 .Техническая характеристика автомобиля «Компи»О бщие данные: число мест — 5; число дверей — 3; колесная формула — 4 X2 ; с наряженная масса — 750 кг ; д опустимая полная масса — 1175 кг ; наибольшая ско рость — 155 км / ч ; в ремяразгонасме ста до 100 км / ч сводителемипассажи р ом — 15,5 с; расход топлива приско рости 90, 120 км / ч ивгородскомцикле : 4,0, 7,6 и 6,0 л/100 км ; е мкостьтоп л ивного бака — 43 л. Размеры, м м : д ли л а — 3600; ширина — 1550; высота — 1500 ( п риминимальномдорожномпро свете 125 мм ) ; база — 2400; к олеяперед них колес — 1300, задних — 1310. Двигатель: базовая модель — М еМЗ - 2 45 ; раб очийобъем — 1099 см3 ; степень сжа тия — 9,9; м ощность — 53 л. с./39 кВт при 5500 об / м ин . Трансмиссия: п ривод на передниеколеса ; сцепление — сухое однодисковое ; к оробка передач — пятиступенчатая; п ередаточные числа: I — 3,636; II — 1,950; I II — 1,357; IV — 0,941; V — 0,784; задний ход — 3,530; главная передача — в отдельномкартере , г ипоидная ; п ередаточное число — 4,134. Подвеска передних колес — независимая, типа « М ак - Ф ерсон » с гидравлическимиамортизаторами , задних — зависимая с упругими пневмоэлементами и гидравлич ескимиамортизаторами . Тормоза: пер едних колес — д исковые , задних — барабанные. Рулевое управление: р еечное . Размер шин: 145R13.Один из первых вариантов «Компи». Его авторы: А. Миронов (общая ком поновка), А. Пономарев (дизайн), В. Власов (кузов). Аэродинамичный кузов автомобиля — со сглаженными формами образующих поверхностей, скругленными углами, стеклами, установленными заподлицо.фициент аэродинамического сопротивления позволяют автомобилю развивать максимальную скорость 155 км / ч . К томужеон довольно экономичен: расход топлива при езде соскоростью90км / ч составляет 4,0 л , а в городском цикле — 6,0 лна 100 км . Н есколько слов о стиле и худож ественных качествах « К омпи » . В целом он выглядит современно и имеет свое лицо. Вместе с тем, в его форме проявляется некоторое несоответствие выбранного «аэродинамического стиля» и утилитарного назначения автомобиля . Эти несоответствия — во множестве деталей: характере оформления боковины (она слишком тяжеловесна), ,излишне вольном «раскрое» разъемами поверхности передней части исложнойдля такого маленького автомобиля пластике переднего бампера и светотехники. И главное, д изайн не отражаетоснов ное качество — трансформируемость кузова, модульность его элементов. Этот просчет обидный , но исправим ый , к аки все указанные недостатк и , — ведь не будем забывать, п еред нами экспериментальный образец, а не серийная продукция . Сегодня экономическое существование НАМИ находится в зависимости от финансирования егоразработок . У словиявыживания становятся все бо лее жесткими , требуется самостоятельность и активность. Прошла пора «засекречивания» к онцепций . Наступило испытание общественным мне нием, ведь по результатам «салонных» испытаний находятся спонсоры , принимаются решения о внедрении «моделей будущего» в производство испособахпродвижения их кпотре бителю. Коллектив института действует. Сделаны деловые предложе ния Ижевскомуавтомобильномуза воду, налажено тесное сотрудниче ство сЗАЗом , и «Компи» вполне ре ально может стать одним из прото т иповновой « Т аврии » . В конце 1992 года « К омпи » был выставлен в автом обильном салоне в итальянском гор оде Болонья. Успех автомобиля превзошел ожи дания. В опросы итальянцев, где икогдаможнобудетего купить, а такж епредложение от знаменитого автомобильного дизайнера Д . Д жуджаро участвовать внынешнем автосал онев Генуе, г оворятсами за себя. Е стественно , п ередтем , к ак стать на конвейер , в нешность « К омпи » о т корректируется — проработка машины покаеще «сыровата», да итре бования производства наложат свой отпечаток. Б удем надеяться, что найдется производитель (желательно отечественный), вопросы «где?» и «когда?» отпадут, н еизменным останется выбранное НАМИ направление на компактный , р ациональныйимас совый автомобиль. • розАНОН н дизайнерО днакоуэтоймашины есть ине достатки, присущие, правда, всем мо дульным конструкциям со сменными элементами — для хранения последних нужно специальное помещение или гараж . Кроме оригинальной конструкции кузова, «Компи» обладает неплохими эксплуатационными характеристикам и . 1 , 1 - л итровыйдвигательот «Таврии», малая масса и низкий коэф-5 За рулем № 4ЗА РУЛЕМ 4/9317