18
19
РАЗНОЛИКИЕ МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЬэ кономию . Но это еще полбеды. В большинстве разборных фильтров, как ив штатном, п ротиводренажный клапан пред ­ ставляет собой фасонную резиновуюмем ­ брану, к оторая служит не дольше фильт рующего элемента. А ее впродажепро ­ сто не сыщешь. Наконец, прокладка в стыке тоже недолговечна: р едко служит два сро ­ ка, а чаще один , сделать же ее своимируками очень непросто . Поэтому пробле ­ ма ненадежности первых самоделокпере ­ кочевала ив новое поколение . С ловом , вволю помыкавшись, м ногие автомобилисты пришли к выводу, что неразборный фильтр все жепредпочти ­ тельней: пусть дороже , зато хлопот меньше. Кстати, в дальнем зарубежье , на кото ­ рое мы привыкли равняться, хоть ипома ­ лу, но делают разборныеконструкции : если какой - т о клиент любит возиться сжелезками , е го желание надо удовлетворять. Но там сменные элементы продают вместе с «потрохами» ( п ротиводренажный клапан, п рокладка ) , ч емиснимают все НЕМНОГО ИСТОРИИ Неразборныеполнопоточные масляные фильтры появились у нас вместе с первой продукциейВолжского автозавода. Реакция многих автомобилистов, воспитанных на нехватке всего и вся, была резко отрицательной. Ну не безобразие ли — выбрасывать внушительную деталь только потому, что в ней загрязнилась копеечная картонка ! О днакохорвозму ­ щенных голосов не оказывал на ВАЗ ни ­ к акого действия, поэтому тысячи умель ­ цев занялись нехитрой самодеятельностью: резали отработавшие фильтры и припаивали фланцы к частям корпуса . Но как быть дальше, где взять новый фильт рующий элемент? Энтузиасты предлагали два пути. Первый — отмыть загрязненный элем ент растворителями и стиральным порош ­ ком. Несмотря на утверждения специалистов, что начальные свойства бумаги восстановить нельзя, идея увлекла многих . Впрочем, довольно скорогорячие головы поостыли, чему способствовал и тот факт, что бумага, как оказалось, не терпит насилия и расползается, п ричем не сразу, а позже , в ходе эксплуатации. Здравый смысл возобладал, от мытья отказались, успев запороть не так ужмного двигателей. Со вторымпредложениемделооб ­ стояло посложнее . Основа была здоровой : действительно, ф ильтрующуюшторумож ­ но сделать из хлопковойпряжи ; по ряду позиций, в первую очередь по грязеем кости, она будет даже эффективнее бум ажной . Но для этого, во-первых, н ужназаготовкав виде трикотажного рукава с заданными свойствами ( р азмерность , рисунок вязки, качество нити), а во-вторых, с боркашторы требует особой технологии, к огдаукаждого из нескольких слоев будет свое натяжение. Ясно, что в домашних условиях, где простомотают старые чулки или лоскуты изношенного белья, ничего подобного добиться нельзя. О днако мотали, приговаривая, что выводы специалистов — это глупость от большого ума. При таком настрое трезвая оценка итогов невозможна ; если двигатель изнашивался быстрее обычного , винили что угодно — б ензин , масло, качество самогоЗавод «Кинап» в Самаре делает очень небольшие, но полноценно работающие масляные фильтры. Для сравнения справа показаны обычные фильтры моделей -2101 и -2105. мотора, только не свое рукоделие . Не исключено , что где-то занимаются им и по сей день. Нельзя не упомянуть еще одно обстоятельство. Сделать надежныйразъемкор ­ пуса — задача не такая простая, как кажет ­ ся. Никакая статистика не знает, с колькомоторов оказалось в пути без масла, но цифра эта наверняка внушительная. В свое время редакция испытывала разъемные фильтры, присланные самодельщиками , поэтому сказанное базируется и на соб ­ ственных наблюдениях. ОДНОРАЗОВЫЙ ИЛИ РАЗБОРНЫЙ! Пришли новые времена. П редприятия стали самостоятельно решать, что икак им делать, и естественно, что впродаже появилось множестворазборных масляных фильтров. Исполнение былораз ­ ным — от кустарной переделки штатных изделий до « ф ирменных » к онструкций , по схеме икомпоновке повторявших базовую модель. Казалось, п отребителям следовало бы возрадоваться и перейти в состояние глуб окого удовлетворения, но этого не прои ­ з ошло . А втомобилистыскоро поняли, что их жизнь легче не стала. К онечно , фильтр ующий элемент существенно дешевле неразборного фильтра, но средимногихтипоразмеров надо найти тот, что нужен , а беготня по лавкам не всегда завершается успехом . Зачастую приходится вновь поку ­ пать комплектныйразборный фильтр, что напрочь перечеркивает все надежды на проблемы . У нас некоторыепроизводите ­ ли поначалу комплектовалипродаваемые изделия двумя - т ремянаборами всех смен ­ ных частей, но вскоре «опомнились»: ш и ­ р окий выпуск дешевых деталек снижает прибыль, а заботы клиента — это егодело . Не выкрутится — купит новый фильтр в сборе. Сказанное не следует понимать как призыв дружно «дать задний ход». Н уж ­ ны иодноразовые , и разборные фильтры, а пропорция определится спросом . Но в последнем случае производственникиобя ­ заны комплектовать свое изделие набором сменных принадлежностей — т олько так они обеспечат себе твердоеположе ­ ние на рынке сбыта. П росто «выбрасывать» эти принадлежностивторговую сеть пока бессмысленно : при нынешней анархии в системе реализации товар не найдет своего покупателя. АССОРТИМЕНТ И КАЧЕСТВО Круг производителей полнопоточных масляных фильтров сегодня велик, п роиз ­ водство освоено более чем на тридцати предприятиях. О сновнымизготовителем был и остается автоагрегатный завод в Ливнах. Там делают неразборные фильтры двух моди ­ ф икаций — с индексами «2101» и «2105» (об их устройстве рассказано в № 2 за 1988 год ) . В обиходе их называют «большой» и «маленький», п оскольку отличаются они габаритом , а по потребительским качествам примерно равноценны. И менно18ЗА РУЛЕМ 4/93 эти изделияиспользуютсяавтомобиле ­ строителями для комплектации на конвей ­ ере. П родукциядругих заводов довольно пестра иразнообразна , что связано спри ­ меняемыми материалами ис технологическими возможностями предприятия. Полностью унифицированы лишь размерыиконструкцияприсоединительного узла. О б особенностях устройства ипотреби ­ тельских свойствах выпускаемых фильтров можно сказать следующее . И зделия , п роизводимыев Ливнах, всем хорошо известны, их можно принять за базу для сравнительных оценок . В целомонидовольнонадежны , но производствен ­ ные дефекты бывают, и процент их, увы, почти не меняется на протяжениимногих лет. Наиболее высокий качественный уро ­ вень зафиксирован , как ни удивительно, у продукциикооператива «Карачаровский», созданного при Карачаровском механичес комзаводевМоскве . Выпуск здесь пока невелик, п роизводствоорганизовано тщательно, и людивсерьезозабочены честью своей марки . К онструкция фильтра классическая ( н еразборный , с бумажнойшто ­ рой), но габарит егонесколькоменьше ,вые фильтры. А ссортимент фильтров раз ­ б орного типа по - п режнему велик, но он практически не изменился по сравнениюс тем, что былонесколько лет назад иподробно описано в № 3 за 1988 год . М ы не останавливаемся здесь на тех неудачных конструкциях ( к акодноразовых , так иразборных ) , к оторые были выпущены только опытными партиями ике получили путевку вжизнь . Последнее, кстати, надо поставить в заслугу соответствующей лаборатории НАМИи научно-производственному предприятию «Летал», с озданно ­ му группой специалистов. У местнозаме ­ тить, что организациям , п одумывающимо выпуске фильтров, стоит начать собраще ­ ния в «Легал»: квалифицированная кон ­ сультация сбережет силы и средства, а будущих покупателей избавит от ненужно ­ го риска. ШУТКИ КОММЕРЦИИ Благое дело — расширить покупательс кий выбор поставкой зарубежного товара. П оэтому появление вкоммерческих магазинах симпатичных масляных фильтров, сделанных вАлжире по лицензии итальянской фирмыUFI , поначалу не выз ­ вало у наших автомобилистов ничего , к ро -р езьба имеет размерностьМ18Х 1,5. Установить такой фильтр на наши машиныне ­ в озможно . М алотого : в фильтре ещеи отсутствует перепускной клапан. В издели ­ ях типа 525.191 такой клапан есть, и резьба, судя по каталогу, д олжна нам подходить , а вот подижты : у несколькихкупленныхобразцовзамеры показали М20Х1 . 5 . М о ­ раль проста : п рипокупкетакого фильтра не обойтись безсоответствующегомери ­ тельного инструмента. Этот казус стоит иметь в виду во всех случаях, к огдаде ­ таль изготовлена не солиднойфирмой , а каким - т о неизвестным предприятиемв странах третьегомира . А объяснение самое простое : р езьбыМ18Х1 . 5 иМ20Х 1,5 используются некоторымиевропейскимиавтомобилестроителями , п оэтому от изго ­ товителей фильтров требуется прежде всего дисциплина при нанесении марки ­ р овки на своюпродукцию . НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ Многие автомобилисты задаютсятакимвопросом : на ВАЗ-2108, -2109, З АЗ - 1 102 установлена периодичностьзамены масла и фильтра 15 тысяч километров . П очемубы не поступить так жеис « ж игулями » , г де используется то же масло и тот же фильтр? М ожет , раньше их простонедо ­ оценивали? Увы, дело тут отнюдь не в промашке конструкторов. Двигатели нового поколения изначально проектировалисьэкологически более чистыми, в них масло меньшеконтактируетскартерными газами ислужитпримерновполтора раза дольше. Соответственно увеличивается и долговечность фильтра, в который попадает меньшегрязииотложений . Есть автомобилисты, к оторыеотважи ­ ваются на дорогуюпокупку — синтетическое моторное масло. С лужит он долго : 60—80 тысяч километров , в некоторых двигателях иещедольше . А как быть с фильтром? М ожет , и его не надо менять? Нет, отвечают специалисты, фильтр ив этих условиях успешно работает не более 15 тысяч километров . Кстати, п о этой при ­ чине «синтетику» надо приобретать с запасом, обеспечивающим необходимуюдо ­ ливку при заменах фильтра. Напоследок несколько замечаний для водителей с небольшим опытом. Н екоторые автомобилисты сохраняют фильтр, снятый при первойзамене масла на новоймашине ( п робег две-три тысячи километров ) . О н , дескать, работал недол ­ го ипринужде еще послужит . Это заблуж ­ дение. За периодприработки деталей мо ­ тора фильтр забивается основательно, н и ­ каких резервовунего не остается. П еред установкой нового фильтра це ­ л есообразно заполнить егомаслом . Это сведет кминимумувремя , к огдамотор после пуска будет работать врежиме масляного голодания . Если уплотнительное резиновоекольцо выглядит сомнительно ( п ористость , к ороб ­ ление), лучше использовать то, к оторое стояло на отработавшем фильтре. После замены фильтра ипробного пуска двигателя не поленитесь проверить стык фильтра сблоком . Если там есть под ­ текание, лучше обнаружить его на месте, а не вдороге , к огдамотор останется без масла. Если при пуске двигателя после стоянкиконтрольная лампа давления масла стала гореть подолгу , наиболее вероятная при ­ чина — н егерметичностьпротиводренаж ного клапана. В таком случае заменепод ­ лежит либо фильтр, либо сам клапан (если фильтр разборный ) . К. С ОРОКИНЗА РУЛЕМ 4/93 19^>Изделие кооператива «Карачаровский» своим техническим уровнем заслужило одобрение специалистов. На фото видна разница в исполнении «карачаровского» и штатного фильтрующих элементов. чем у « м аленького » ш татного , п оскольку принятая технология позволяет делать «звездочку» шторы поплотнее. Р екордсменом по части компактности следует признать завод «Кинап» в Самаре . Нынешний неразборный фильтр этогоза ­ вода несколько напоминает шляпку гриба, п оскольку высота егосущественносниже ­ на. У перспективноймоделиуменьшенидиаметр , п оэтому зрительные пропорции восстановлены, но фильтр непривычно мал ( н епривычно для нас, п оскольку за рубе ­ ж омфильтрытакогоразмерауже стали обычнымделом ) . По техническимпоказа ­ телям продукция завода «Кинап» не уступает отечественным аналогам ботшего размера. Заслуживает упоминанияизделие , к о ­ торое подготовлено к производству в городе Электросталь ( М осковская область). Этот завод давно иуспешно делает воз ­ д ушныефильтры со шторой из нетканого материала. О нипопулярнысредиавтомо ­ билистов, п оскольку служат дольшеобыч ­ ных. Теперь нетканый материал будет использован ив масляных фильтрах. О бъем проведенных испытаний пока недостаточен, ч тобыговоритьопреимуществахновинки , но отом , что она работает не хужештатного фильтра, у жеможно сказать суверенностью . Все вышеперечисленные изделия пред ­ ставляют собойнеразборные , о дноразо ­5*В Электростали (Московская область) делают всем известные воздушные фильтры со шторой из нетканого материала. Теперь такой материал применили и для очистки масла.Красивый фильтр из Алжира с номером 523.115 таит в себе два сокрушительных сюрприза: несоответствие посадочной резьбы и отсутствие перепускного клапана. У изделия 525.191 клапан есть, а вот резьбу при покупке надо проверять — она может оказаться нестандартной. ме одобрения . Разочарование наступило позже , к огдапокупку начали использо ­ вать по назначению. Суть вследующем . У наших моторов для крепления масляного фильтра используется резьба 3 / 4 " — 1 6 UNF ( д иаметром три четверти дюйма , шаг — шестнадцать ниток на дюйм ) . У алжирских изделий смаркировкой 523.115 присоединительная