24
25
l O ТЫСЯЧполо24ЗА РУЛЕМ 5/93 Удивительно, что почти образцовыйпорядок на дорогахподдерживается при полномбеспорядкев правилах движе ­ ния. Собственно, и правил как таковых нет. Есть лишь «Руководство водител ю » — б рошюраоколо 100 страниц, в которой содержатся рекомендательносправочные данные. Перечень дорожныхзнаковвброшюре не приведен, даны в качестве примера 30—35 наиболее распространенных знаков . Остальные по ­ лиция изобретает по меренеобходи ­ м ости : в штате Нью - Й оркможно увидеть знак стакимтекстом — «Правый поворотразрешен на красный сигнал только после полной остановки», а в штате Нью - Д жерси — «Нет правогоповоро ­ та на красный». Большая часть дорожных знаков — это таблички стекстом . Так, вместо « к ир ­ пича» ( к оторыйу них тоже есть, но снадписью «Не въезжать») часто ставится табличка, на которой значится «Не та дорога » . Сведений, с одержащихсяв «Руководстве водителю » , достаточно для сдачи экзамена на получение «прав», но при езде их иногда не хватает. Суд итесами , правила буксировкиможно найти тольков своде законов штата, а закон запрещает буксировку на гибк ойсцепке . Не зная этого, м ожнопо ­ пасть внеприятную ситуацию и заплатить (если повезет и не оштрафуют) одну-две сотни долларов за вызов ма ­ шины-буксировщика. Система наказаний за нарушения более четкая и работает безотказно . К роме штрафов от 50 до 1000 доллар ов , существуют пойнты (что-то вроде штрафных очков ) . Если водитель накопит 6 — 8 пойнтов, е жегодная обязательная страховка увеличивается на 100 и более долларов . Езда внетрезвом виде наказывается штрафом от 250 долларов за первоенарушениедо 1000 долларов за третье. П редельнодопустимоесодер ­ ж аниеалкоголявкровидо 0,8 промил ­ ле. В «Руководстве» приводится таблица допустимого содержания алкоголя вкро ­ ви на килограмм веса водителя, согласно которой , н апример , человек весом 82 кгможет выпить пять банок пива и сесть за руль, но при этом он должен ехать очень осторожно . А мериканскиедорогиможно сравнить снашими . Эталоном дорожного покрытияс 1975 года я считал красный асфальт 17 - к илометровой магистрали Ки ­ ев — Борисполь. Если оценивать ее качество, к акимоно было 18 лет назад, в 10 баллов, то СШАувереннодержат8 — 9 баллов ( т олько что покрытому участк удорогиМосква — С анкт - П етербургя бы дал 7 баллов). Асфальт Нью - Й оркамож ­ но сравнивать смосковским или петерб ургским , т олько ... б ез ям и выбоин. В Америке почти нет дорогсраз ­ делительной линией посередине. Вмес то разделительной полосы установлены бетонные ограждения высотой чуть меньше метра. Обычно дорога имеет не менее двух полос для дви ­ ж ениявкаждом направлении и асфальтированные обочины, отделенные сплошной белой полосой . З наки , о тме ­ ч ающие начало иконец населенного пункта, о бычно отсутствуют, вместо них ставятся знаки ограниченияскорости . На американских автомагистралях (их называют хайвэями) нет ни светофоров, ни перекрестков — ничего, к роме указателей с названиями городовиноме ­ р ами выездов. Попадая на хайвэй, надо знать номер , м естои направление выезда — север, ю г , восток или запад. Имея«Элегантной извивающейся лентой, ласкающей земную поверхность» называют эту дорогу-виадук «Линн Коув» в Северной Каролине. Своей красотой она только подчеркивает девственность природы национального парка, нетронутой при его сооружении.Американский хайвэй в Атланте, штат Джорджия. Направляясь из Нью - Д жерсивНью - Й орк , вы платите 4 доллара, а возвращаетесь бесплатно. Это намного больше расходов по содержанию мостов и туннелей и составляет весомую добавку кгород ­ с комубюджету . О собое впечатление от езды по туннелю. Беспокоит не мореводы над головой , а мысль отом , что будет, если укого - т о заглохнет мотор , ведь движение — в два ряда плотнымпо ­ т оком . Иногда влевом ряду машины едут навстречу. Если оба ряда движутсявод ­ н ом направлении, всякие перестроения из ряда в ряд запрещеныи это соблю ­ дается неукоснительно, д аже если вод ­ н ом из них машины еле ползут, а дру ­ г ой свободен. Иногда удается проско ­ чить двухкилометровый туннель за пару минут, иногда на это уходит больше часа. Вырвавшись на свободу из туннеля Холланда и миновав два светофора вДжерси - с ити , м ожно попасть на ни счем не сравнимую трассу «Пуласки скайвэй». Магистраль, построенная 60 лет назад, переброшена через полгорода и пром ышленнуюзону на высоте, 10—30 мет ­ р ови примечательна тем , что не имеет обочины , где могла бы остановиться по ­ лицейская машина срадаром . Л юбителибыстройезды здесь отводят душу, разгоняясь до 80 — 9 0 миль в час. Трасса довольно-таки извилистая, и надо иметь крепкие нервы, чтобы «закладывать» п о ­ в ороты на высоте третьего этажа. К аждыйамериканец уверен, что жи ­ вет всамомлучшем штате, в самомпрекрасномгороде . Это заметно дажепономернымзнакам автомобилей, у кра ­ шенных вкаждом штате своими ри ­ с ункамии надписями, н апример , Ф ло ­ рида — апельсиновый штат, Н ью - Д жер ­ си — штат парков и т. д. При въезде в Пенсильванию стоит щит снадписью : «Здесь начинается Америка » . О днако на любойбензоколонке рады как местн ому клиенту, так изаезжему . Если не час пик, вам и стекло помоют , и масло проверят. Бесплатно. На дорогеамериканцы ( к роменьюйоркских таксистов) предельно вежливы и тактичны. Если вы выезжаете со дво ­ ра на улицу соживленнымдвижением , первая же приближающаяся машина остановится, чтобы пропустить вас. Полицейские строги , но справедливы. Вас никто не остановит, если не нарушаете правила и имеете номера . И полицейс кий , и любой водитель охотно объяснят, как добраться до нужного места. Обязательно спросят, откуда вы и нравится ли вам в этой стране. А мерикан ­ ц ы очень любят свою страну. Их можно понять. В. ИЛЬИН Фото предоставлены автором и посольством США в Москве. ЗА РУЛЕМ 5/93 25ч еткие указания омаршруте , можно проехать сотни миль и не заблудиться. Все дорогиимеютномера , а иногда и названия. Указание обычно выглядит так: Парквэй, север, в ыезд 151, д орога № 3. Хайвэй вСША бывают государственные и частные, последние, как правило, платные. Существует два вида оплаты — ч ерезкаждые 10—20 миль или один раз вконце пути. В последнем случае, рассчитываясь, вы предъявляете карточку, п олученную при въезде на дорогу . На этой карточкеотмеченномер въезда и приведены цены до различных выездов. Помильная оплата производится на так называемой «толл плаза» — о громной площади, перегороженной турникетами. Табло над каждым из них показывает форму оплаты: ж етонами , с еребром или бумажнымиденьгами . На один доллар можно проехать 25—30 миль. Это выгоднее, чем искать объезд по бесплатной дороге , ж ечь лишний бензини тратить время . П роезд мостов и туннелей до ­ р оже — 4 доллара. Реку Гудзон , к оторая отделяет НьюЙорк от соседнего штата Нью - Д жерси , п ересекают мост Джорджа Вашингтона и два туннеля — Линкольна и Холланда.7 За рулем № 5