Обычно для редакционного тестирования мы подыскивае м какие-то новинки, любопытные технические устройства. Но и среди са мых привычных, заурядных вещей порой сталкиваешься с тем, что вполне заслуживает внимания читателей.О дин наш сотрудник , собираясь вдальнююдорогу на служебной машине, спросил помогавших ему коллег : «А огнетушитель-то работает? Д авно перезаряжали?» Присутствовавшие пришлив замешательство: ну и педант, чтобы не сказать хуже . Да никтоиникогдак этой штуке пальцем не притрагивался, л ежит она вбагажнике для того , чтобы у водителя на душебылоспокойно . А как давно лежит , н иктои не помнит . Поворчали, однако «завелись». Сорвали пломбу , нажали, как поло ж ено , на рукоятку — н икакого эффекта. То есть вообще ничего — ни действий, ни звуков . Пришлось разобрать устройство (это был самый распространенный порошковый огнетушитель типа ОП-1). Картина открылась неприглядная: баллончик со сжатымуглекислымгазом пуст, п осколькупроколот иглой ( т рудно сказать, сейчас или когда - т опрежде ) , а порошок, который должен устремляться из сопла на горящийпред мет, превратился втвердыекомьяс желтоватыми разводами. Короче, у спокоение , и сходившее от этого огнетушителя, было заведомо ложным. Тогда-то ибылорешено провести нечто вроде теста или, точнее, неб ольшого обследования. П оскольку бегать по улице и приставать к занятым автомобилистамнеловко , выбрали десяток активных ездоков из числа сослуживцевизнакомых , с о звали их и приступили космотру огнетушителей. Первый результат не укладывался взапланированнуюсхему : у семиобследуемых из десяти огнетушите ля на бортувообще не оказалось. Объясняли это по - р азному . Кто-то говорил , что случайно оставил в га-А ЕСЛИ И ВПРАВДУ ПОЖАР?р аже (недавно, о кологода назад), кто-то подводилпринципиальную баз у : дескать, не держувмашине ничего, что могут украсть, если залезут ( о ценкавозможных опасностей своеобразная, но она имеет место ) . С ловом , 70 % отсутствия противо пожарных средств — показатель страшноватый дажепритом условии, что наше мини - о бследованиеникак не претендует на репрезентатив ность. В прочем , эта проблемауже не техническая, а скореепсихологи ческая и правовая.' Итак, чистой добычей нашего теста оказались всего три порошковых огнетушителя . П риопробовании все они вели себя одинаково , словно сговорились . Вот типичная картина : после дерганьяручкии нажатия курка (или, п ридругойконструк ции, удара по кнопке ) раздается шипенье (ура, баллончик цел!), но вместо порошкового урагана из соп ла появляются лишь вялые, а немич ные клубы , к оторыевскоребесслед но угасают. Разборка подтверждаетдиагноз : к омкованиеи слипание стар ого порошка, образование корки . К роме того, в одном огнетушителе средипорошковой массы дажеоб наружились следы каких-то мелкихжучков ; п о - в идимому , в наше времяинасекомыепонемногу осваиваются с техникой. Внешне все это былодовольно весело, но по сути очень грустно . Случись, не приведи Бог, п ожар — в одителю было бы совсем не досме ха. В чемжепричины столь пе чального положения? Их можно назвать покрайнеймере две.Во-первых, наше собственное легк омыслие . Купив огнетушитель , м ывлучшем случае беглопросматри ваем инструкцию , чтобы понять, к а к ойручкой или кнопкойонпри водится в действие, и темограни чиваемся раз и навсегда. Тот факт, что прибор надо периодическипро верять, п росто «не беремвголо ву». Бывает, что огнетушитель не д вижимолежитвукромном углу багажникадосамойпродажи автом обиля , б олеетого — п ереживает не однумашинусвоего владельца безвсякого внимания сегостороны . Во-вторых, если кого - т оибеспо коит вопрос о проверке огнетушителя, о н чаще всего не знает, что икак надо проверять . М еждутем эти положениякрайненесложны . Баллончик суглекислымгазом , к оторыйслужитисточником давления, д остаточнозаполнен , если весит не менее 37 граммов . Взвешивание необходимоивтом случае, к огдаберут новый баллончик из упаков к и , п родающейся для зарядкибы товых сифоновсгазированной вод ой . К слову, к огда нам понадоби лась такая коробочка , чтобы воз местить ущербучастникамтестиро вания, п ришлось обойти великое множество государственных иком мерческих точек. Может, в других городах с этим проще. Порошок, которым заправляют огнетушитель, специальный иимеетмаркировку ПСБ-3. Э то внушает уваж ение . М еждутемон на 90 % с о стоит из обыкновенной питьевой со д ыи лишь вмалой части — из вод онерастворимыхдобавок (аэросил и нефелиновый концентрат ) . Д ля автомобильной практики без всякого ущерба можно обходиться просто свежей чистой содой , что доступнокаждому . М ожно поступать ипо - д ру г ому . Если впорошке ПСБ-3 начали образовываться комочкиигранулы , е го следует тщательно измельчить, а затемпросушитьв течение 10 — 15 минутпритемпературе40 — 5 0 °С. Проделывая упомянутыенеслож ные операцииежегодно или хотя бы раз в два года , вы обеспечи те своемуогнетушителюпостояннуюбоевую готовность. А эта овчинка, согласитесь, стоит выделки . ...Эти строкибылиуже написаны, к огдаодин из наших сотрудников столкнулся с реальным случаем, вполне иллюстрирующим вышес казанное . На улице загорелась ма шина, заметался в панике ее води тель. Сразу женесколько человек предложилисвоюпомощь (неправда, что мывконец очерствели), но, увы, ни одиногнетушительтолком не сра ботал. Финал, естественно, был грустным. А. МОИСЕЕВИЧТЕСТ8 ЗА РУЛЕМ 5/93