22
23
К оробка передач ЗАЗ-1102 заслужи ­ вает положительнойоценки , если, к о ­ нечно, руководствоваться нашим обыч ­ н ымуровнем требований. У этих агре ­ гатов встречаются любые распространенные дефекты ( з атрудненноевключе ­ ние каких-то передач, «вой» на пятой), о днако их все жеменьшеи проявляются они слабее, чем, скажем, на АЗЛК - 2 141 , а переключение более четк ое , чем на ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109. Подвеска колес Первое, что надо сказать по этомуповоду — подвеска «Таврии» ж есткая . О нажестчедаже , чем у тольяттинской «Самары». Д аи надежность у нее не очень высока. К огда на тридцатой тысяче разорвалась резиновая опора пер еднейстойки , в которую завулканизирован подшипник , и пришлось обратиться на сервисную станцию, то выяснилось, что такая неисправность встречается на многих машинах. Встречается ипрогиб балки заднего моста, но вэтом больше повинны сами водители, к оторыезагружаютавтомо ­ биль сверх всякой нормы . У нас же задняя подвеска вызывает беспокойствопоиномуповоду : п ериодически ослабевает затяжка болтов, к репящихпод ­ веску ккузову . За тридцать тысяч ки ­ л ометров эти болты пришлось подтягивать трижды . Ходовая часть Отом , что любаясколько - н ибудь серьезная колдобина оставляет отметину на ободе колеса, у жеи говорить неудобно — об этом знают все. Что касается шин , то предыдущий опыт по ­ казывает: п окрышки 155/70R13 модели Бл-85 «выхаживают» н емного , п римерно30 — 4 0 тысяч километров . Ш ины наш его автомобиля свидетельствуют, что измененийклучшему пока нет: после тридцати тысяч они близкик выходу из строя. Механизмы управления Реечный рулевой привод «Таврии» прост, у добенв обслуживании и имеет хроническую «болячку» — быстрый из ­ нос опорной пластмассовой втулки на выходерейки из картера механизма . Достать такую втулку практически нев озможно , поэтому обычно меняют мех анизмвсборе (после 25 тысяч это при ­ шлось сделать и нам), хотя сделать так ую деталь не было бы непосильной задачей для умельца. Т ормоза работают хорошоичетко , но и здесь есть своя ложка дегтя. М ан ­ ж етыв задних тормозных цилиндрах не служат и тридцати тысяч километров , а впродаже их нет. О тсюданепомер ­ ный спрос на цилиндрывсборе , цена которых на рынке соответственно раз в десять выше, ч ем «жигулевских». Еще одно замечание состоит втом , что ры ­ чаг ручноготормоза слабоват в зоне крепленияимускулистый водитель понеосторожностиможетего погнуть. Не дожидаясьэтого , м ы приварили ксвоему рычагу ребра жесткости . Электрооборудование Особых замечаний по электрикеу нас нет, но ободном обстоятельстве все же хочется упомянуть . М ы сделали дополнительноекреплениеккузову пучка проводов , и дущего от распредели ­ теля зажиганияккоммутатору , и для этого были определенные основания. На прежней «Таврии» этот пучок однажды затянуло под шкив генератора, вследствие чего не только порвались про ­ вода, но и отломилась присоединительная колодка на коммутаторе . Пришлось «позаимствовать» ее у блока управления ЭПХХ — там стоит такая же .КузовС удовлетворениемможно констатировать, что по коррозионнойстой ­ к остикузов ЗАЗ-1102 заслуживает очень высокойоценки . Что же касается проч ­ ности, то у него есть слабые места. Следует периодически осматривать стыки рам окопускного стекла с панелями две ­ р ей — здесь могут образовываться трещ ины . К тридцати тысячам одна такая трещина на нашей машине уже появилась. Вот пока и все. В заключениемож ­ но лишь поделиться крупицей личного опыта стеми , к ому , как и нам, придется вывертывать обломанные болты го ­ л овки блока. Д емонтажголовки требует много труда ивремени , но если есть электросварка, то можно выкрутиться из положения достаточно просто . М ы опускали электродв отверстие головкии приваривали егок остаткам болта в блок е ; а затем вывертывали их за образо ­ вавшийся «хвост». Хотя, к онечно , лучше, ч тобы повода для таких упражнений не было. В. СУББОТИНСлишком мал зазор между передним колесом и его нишей: в этом месте всегда образуются комья грязи или льда, препятствующие вращению колеса.Чтобы полностью разложить заднее сиденье, водителю даже среднего роста придется переднее сдвинуть вперед и упереться коленями в руль.КПучок проводов, идущих' к коммутатору, расположен вблизи от шкива генератора, от сильной встряски провода могут легко попасть под вращающийся шкив или ремень. нив множество неприятностей и хлопот. Т ермообработка их была никудышной. К сожалению , повторяются нелады в системе охлаждения , з накомые по пер ­ вой машине. Текут стыки шлангов, если не посадить их на герметик . Течет кран отопителя, хотя теперь он не от «Жигулей», а от «Самары». Есть и новое: вышел из строя термостат, что впо ­ следнее время на «тавриях» стало почти бедствием (правда, и на машинах дру ­ гих мароктоже , н о это утешение слабое). Пригодился прежний опыт ив такой мелочи . Трубку, и дущую от бака кбен ­ зонасосу, м ы сразу же отвели подальше от балки подвескимотора , чтобы не перетерлась. Такое уже было, о дного раза достаточно. Трансмиссия Со сцеплениемпредыдущей «Таврии» нам не повезло: н ажимной диск оказался бракованным , не протянул и двадцати тысяч. К орзина , установленная взам ен , работала безотказно . На новой машине никаких претензий ксцеплениюпока нет.р углое число 50 000 показал счетчик на спидометрередакционного автомобиля вконцезимы . Ежедневные поездки по городу , иногда под ­ м осковнымдорогамипроселкам вместе со стоянкой на улице дали достаточно материала для оценки почти всех эксплуатационных качеств. Н апомним , машина отличается от -2141, ранее проходившей испытания вредакции , главным образомдвигателем : вместо ВАЗ-2106-70 на ней установлен УЗАМ-331.10 — давно ихорошо известный мотор «Москвич-412», несколько модернизированный и приспособленный для новой машины . Ему в основн оми посвятим рассказ. В предыдущем отчете, после пробега 20 тысяч километров (ЗР, 1992, № 2), м ы отметили некоторые недостатки, унаследованные от модели без индекса «01», в числе которых отсутствие защиты моторного отсека от дорожнойгрязи снизу исбоков . З имойк этому добавилось и отрицательное действие встречного по ­ тока воздуха: д ажепри небольших моро ­ зах ( о коло 10 °С) он не давал двигат елюпрогретьсядо рабочей температуры . Это происходило не только при быстрой езде по шоссе, но ивгороде , хотя все щели за фарами, р ешеткой радиатора и сам радиатор мы плотно закрыликарто ­ ном. «Жигулевский» двигатель предыдуще ­ го автомобиля такимнедостатком не страдал. Одна из причин втом , что его чугунный блок обладает меньшей теплоп роводностьюи большей теплоемкостью , ч емалюминиевый «412-го» (у которого , кстати, больше поверхность). Да иосты ­ вает «двенадцатый» после остановки очень быстро. То, что двигатель не нагревается как следует, сказывалось и на обогреве салона, где нередко бывало прохладно . Кстати, с отопителем был одинпоучи ­ тельный случай. Как-то летомобнаружили течь ТОСОЛа через трещинкув радиат оре . Снять его для ремонта или замены не было возможности , поэтому воспользо-22ЗА РУЛЕМ 5/93 На нашем моторе установлен карбю ­ р атор типа «Солекс». Преимуществ в работе по сравнению с « О зоном » м ы не заметили, зато почувствовали еготребо ­ вательность к точности регулировкииеще — непонятно, к чему. Н апример , при одинаковойтемпературе двигатель пускался то спервой - в торойпопытки , т ос четвертой-пятой. Что же касается егореакции на мороз , то при темпе ­ ратуре ниже 20 °С мыпросто не езди ­ ли (не было нужды ) , а выше — особых проблем не возникало. Говоря о дефектах двигателя иего системах, в первую очередь отметимот ­ к аз термостата: основной клапан закли ­ нил взакрытомположении . Пришлось снять термостат, слив жидкостьв полиэтиленовые мешки . О тверткойоткрыли клапан и зафиксировали егов этом по ­ л ожении , навернув на шток полоску жести. 'АЗЛК-21412: ЗИМНИЙ ЭКЗАМЕНвались специальной таблеткой, п родаю ­ щейся в магазине. Раскрошив ее, ввели вжидкость . Течь прекратилась, и обэтомэпизоде забыли. А когда наступили холо ­ да, отопитель едва грелвоздух , н есмотря на высокуютемпературужидкости . С тои ­ ло выключить его вентилятор на нес колько минут, а потом включить, как он выдавал небольшую порцию горячего воздуха. Так создалось впечатление, что черезрадиатор отопителя проходит мало жидкости. По совету заводских специалистов сняли егоипромыли , п ри ­ соединив шланг от водопроводногокра ­ на квыходномупатрубку . Оттуда вышли комочкитемно - ж елтого цвета, растерев которыемы вспомнили таблетку. К омки не прошличереззазормежду пластинам и радиатора (1,2—1,5 мм ) , частично за ­ к упоривего . К огда радиатор отопителя промыли , воздух из него пошел гораздо теплее. Кстати, для промывки отопитель не обязательно снимать смашины , если есть длинные шланги, через которые можно подавать воду из крана и сливать ее вканализацию . К онечно , двигатель снизу обдувался бы не так интенсивно, будь подбампером хотя бы штатный пластмассовый щиток. Беда втом , что мы , к акимногие владельцы « с орок первых», е го потеряли. При движениизаднимходом по рыхлому грунту, песку или снегу нижний край щитка, словно лопатой, загребает все сдорогии отламывается. На предыдущем автом обилемывовремя притянули край кпе ­ р еднейбалкеи зафиксировали егоскоб ­ к ами , а здесь забыли. К сожалению , ни эту недоработку , ни другие , касающиеся двигателя имо ­ т орного отсека, з авод не устраняет — наверное потому , что рассчитывают на новый мотор , выпуск которого сами же все откладывают. Как ипроизводство щита, з акрывающего отсек снизу, и шторок на окна, ч ерезкоторыепроходят рулевыеКак-то вдороге из отопителя вдруг пошел холодный воздух, в то время как стрелка указателя температуры охлажд ающейжидкости приблизилась ккраснойзоне , а стрелка вольтметра показывала отсутствие тока на заряд батареи. Такое сочетание трех факторов указывало на одну причину — разрыв приводного ремня . Так и оказалось. Почему он про ­ служил так мало (всего 41 тысячу километров ) , установить не удалось. Запасного ремняс собой не было, но нашелся добрый человек, о должил ремень «б/у» (с условием возврата), к оторый оказался намногокороче . Д ума ­ л и , что его не удастся натянуть на шки ­ вы, но, к огдагенератор сдвинули кдви ­ гателю на всю длинупрорезив натяжной планке, р емень встал-таки на место . Д ома определили, что он предназначен для ВАЗ-2108 иболее «тонкий», ч ем наш. А как хорошо , к огда удается использовать детали от другихмашин . Следующая неприятность напомнила омотоциклетноймолодости : перетерлись и заклинили воболочкепроволочкитро ­ са, у правляющего дроссельной заслонк ой . Такой дефектзнаком по « З апорож ­ цу», где трос входит воболочкуподуглом , а потому трется о ее край . Здесь та же причина. О болочка зафиксирована вкронштейнеоколокарбюратора так слабо, что провисает подсобственным вес ом , теряя соосность свыходящим из нее тросом . В глаза это не бросается, а потому остается без внимания. Вытащить трос из оболочкии заменить егоновым , как бывало на мотоцикле , здесь не удастся: н аконечники несъемные. В до ­ машней мастерскойможно сделать новый наконечник и обжать его на конце троса. Словом, э кзаменминувшейзимы был не слишкомсуровым . О традно , что он подтвердил высокие ходовые качества ма ­ шины. По разбитым , плохо асфальтированным, с кользкимигрязнымдорогам «Москвич-21412» шел, пожалуй, лучше всех отечественных « к онкурентов » : благодаря большим колесам (14 дюймов ) и удачно подобранным характеристикам подвесок он спокойнеереагирует на мелкиепре ­ пятствия, у вереннее преодолевает большие идержитскользкуюдорогу на большей скорости . И если бы другиеего качества оказались на таком уровне, репутация «Москвича» у автомобилистов, б езсомнения , повысилась. Б. СИНЕЛЬНИКОВ.На пластмассовой крышке карбюратора штуцер для тонкого шланга отломился в первые же дни (случай не единичный).тяги. А ведь они не толькопомоглибы стабилизировать тепловой режиммо ­ тора, но и не дали бы так сильно корродироватьнаходящимсяв отсеке де ­ талям — их вид за два года эксплуатации изменился, как говорится, д о неузнаваем ости . Понятно, не последнюю роль сы ­ грали в этом химикатыи песок, к ото ­ р ыми поливают ипосыпают улицы горо ­ да, но ведь ив сельской местности дороги не моют . Д ругаяпроблема , к оторая всегда забо ­ тила владельцев « м осквичей » , — пуск дви ­ гателя вхолодноевремя . Если появившиеся в начале семидесятых годов « ж и ­ гули» не боялись даже 25-градусного мороза , то «москвичовский» м оторс « р од ­ ным» карбюратором К-126 бастовал, когда столбик термометра опускался ниже16 — 1 7 ° С . Правда, к огда на « М оскви че-2140» стали применять более совер ­ шенный карбюратор типа « О зон » , граница пуска отодвинулась на несколько градусов, почти достигнув « ж игулевского » у ров ­ ня.ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ6*ЗА РУЛЕМ 5 93 .23