НЕ ПРОЛИВ НИ КАПЛИСовременные автомобили рассчитаны аны на обслуживание в автосервисе, поэтому "*У в домашних условиях некоторые операции Ции удаются с трудом. Кажется, простое деДв" ло — залить масло в коробку передач, аа ч» сколько мороки, сколько дорогого ТАД-17 1"17 проливается на землю! Какими пририспособлениями воспользоваться, чтобы 'бы облегчить операцию, рассказывает ает Д. ПОСТНИКОВ. Проблема втом , что отверстия для ;ля заправки трансмиссионным маслом на современных машинах расположены не сверху, как раньше, а сбоку. Добраться до до них можно только снизу, воспользоваться =>ся обычной воронкой не удается. К томуже же трансмиссионное масло все дорожает , а в некоторых регионах оно дефицитно, попоэтому проливать его на землю не резон . он. Автолюбители не лыком шиты. На происки конструкторов (а также чиновниников из министерств и ведомств — и мен знно они утверждали технические задания (ия на не приспособленные к нашим условиям ям машины) владельцы ответили хитростью. >ю. О дно из первых предложений : испольльзовать насос, предназначенный для накачачки шин, тем более что многие обзавелись <сь ножным насосом иручной из комплекта <та инструмента остался без дела. В прочем , 5м, подойдет и велосипедный — лишь бы был ыл чистым, чтобы вкоробку передач не попадали песок истружка . Насос разби 5ирают, заливают масло в цилиндр, п о то м ом вставляют поршень, к оторыми выдавлипивают масло. Кстати, если снова решите 1те воспользоваться насосом, чтобы подкачать зть шину, как следует промойте его — масло :ло разъедает резину. Продаются специальные шприцы для 1ля заправки — они действуют по томуже же принципу. Недостаток способа: масло :ло почти сразу после заливки начинает вы1Ытекать через шланг насоса или труб ку жу шприца. Приходится затыкать их пробкой , ой, а потом вынимать ее, лежа под машиной . эй.Э того недостатка лишены шприцыс клапаном, к оторый пропускает масло, только если вы давите на поршень. М ожно воспользоваться мягкой пластмассовой бутылкой ( н апример , из-под моющего средства), если у нее узкая пробка . В пробке проделывают отверстие и вставляют ее в заливную горловину. Масло выдавливают, с жимая бутылку. Если не входит в горловину, в пробкуможно вставить пластмассовую трубкуподходящего диаметра, а любители токарных ра бот наверняка предпочтут выточить новуюпробку на станке. Этот способ заливки масла, п ожалуй , о дин из самых удобных и простых. Чтобы масло поступало «самотеком», н ужно сделать специальную воронку (рис. 1). Во время заправки ее приходится поддерживать одной рукой, а другой держать канистру, что не очень удобноде лать, лежа подмашиной . Но некоторым способ нравится: если приходится перио дически добавлять небольшие порции , то не требуется каждый раз доставать насос, разбирать его , да и места воронкаменьше занимает. Еще одинспособ : на сей раз потре буется обыкновенная воронка . На нее надевают шланг 2 (рис. 2) и закрепляютпроволокой . Из той жепроволоки делают крючок3изакрепляют его на другом конце шланга. В оронкуможно прикрепить кавтомобилю , а свободныйконец шланга надо вставить в отверстие заднего моста и зацепить его за край крючком . Если вы собрались залить масло вкоробку передач, в оронкуудобнее разместить вмоторном отсеке. Чтобы не перелить, о тмерьтенеобходимыйобъем заранее. Способ хорош , к огда нет удобнойямы или эстакады. Для_ того , чтобы вставить и вынуть шланг, придется залезть под машину, зато все манипуляции с канистрой проводятся наверху и вероятность пролить драгоценное масло гораздо меньше. М ожно разогреть масло, тогда оно быстрее пойдет по шлангам итрубкам . Д ля этого канистру ставят либо на раз огретый двигатель, либо вгорячую воду. Ни вкоем случае не разогревайте на открытом пламени: масло легко воспламеняется. Если завернуть канистру в телог рейку , то она долго не остынет. О пти мальная температура — градусов сорок : имасло становится жидким , и руки не об жигаются. На автомобильных заводах коробку передач заправляют из маслораздаточной колонки , почти так же , как бак — б ен з ином . Те, кто часто чинит машину, д е лают подобное устройство сами из проч н ого металлического баллона 1 (рис. 3). Важно, чтобы он был чистым инекоррели р ованным изнутри. В баллон вставляют золотник от шиннойкамеры 2. Насосом закачивают воздух, и масло 3 начинает поступать по шлангу 4. На его конце устанавливают кран 5 или пережимают шланг струбциной . П одойдет обычный ко нический кран , в обиходе называемый «банным». Сейчас такие устанавливают в газовой аппаратуре. Наконечник 6 для удобства пользования лучше слегка изогнуть. Описанное устройство, на наш взгляд, самое удобное - и з перечисленных. Кстати, п одобные выпускает для автолюбителей промышленность. В заключение два совета начинающ им . Заменять масло вкоробках передач и мостах рекомендуем сразу после поезд ки, пока оно горячееипродукты износа не осели на дно картера. Когда отворачиваете сливную пробку , будьте внимательны: едва она_выйдет из резьбового отверстия, польется горячее масло. О бжегшись или просто от неожи данности пробку часто роняютв подставленное ведро, а потомдолго выуживают ее. Чтобы этого не произошло , д ержитепробку не голой рукой , а через тряпку , с ложенную несколько раз. Если знаете бо лее «красивый» способ уберечь пробкуируку , напишите нам в Клуб автолюбителей!ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА О «ЗАПОРОЖЦЕ»М ногим из тех, кто ездит на нем давно, знакомы не только эти' вопросы, но и ответы. Но наверняка найдутся владельцы, чьим машинам впервые понадобился достаточно сложный ремонт. И ми адресована эта подборка, составленная инженером В. ЧЕПА НОВЫМ. Как закрепить фланец приемной трубы глушителя, если сорвана шпилька в выпускном патрубке! Чтобы не повредить шпильку при отвертывании гаек крепления приемных труб , не прикладывайте больших усилий. Если же гайки не отворачиваются, с мочи те их тормознойжидкостью или уксусом , а спустя некоторое время снова сделайте попытку. Если шпилька, сорвана, м ожно , к онеч но, снять головку цилиндров, высверлить остаток шпильки, прогнать резьбу и ввернуть новую. Но можно обойтись без снятия головки , о тложив эту операциюдотого , как возникнет необходимость вбо лее крупномремонте . Д ля крепления фланца нужноизгото вить скобу, как показано на рис. 1, и пластину для упора болта. Установка ско бы показана на рис. 2. С коба обеспечивает надежноекрепле ние фланца и не мешает устанавливать кожух системы охлаждения .Рис. 1. Специальная воронка; 1 — кис. 1. специальная воронка; i — воронка; 2 — масло; 3 — к артер воронка; 2 — масло; 3 — картер коробки передач. коробки передач.Рис. 2. Воронка с длинным шлангом: 1 — воронка; 2 — шланг; 3 — крючок.56 Рис. 3. Самое сложное, но удобное устройство: 1 — баллон; 2 — вентиль; 3 — масло; 4шланг; 5 — кран; 6 — наконечник.4кЫ=*42 2 ЗА РУЛЕМ 5/93 ЗА РУЛЕМ 5/93