14
15
Ш - 2 108 : ШЕСТЬ ЛЕТ, I I ВЕСТИ ТЫСЯЧНе утихают споры о качествах {и качестве!) отечественных машин. Дружно похвалили в журнале «семерку», «четверку». А вот о переднеприводных моделях ВАЗа — все чаще с недовольством, даже явной неудачей завода их назвали (в сравнении с «Вартбургом»). Между тем покупательский рейтинг «восьмых» и «девятых» асе растет (как и цена,ишу это отнюдь не ради защиты | чести «вазовского мундира». Просто Iмое мнение о ВАЗ-2108 вцелом позитивное, основанное на достаточно долгом опыте эксплуатации. Считаю, что сложилось оно благодаря качественному изготовлению деталей исборке . А что доконструкции , то не так уж она плоха. О себе: по специальности техникмеханик, ранее работал автослесарем. Д ругого автомобиля не имел, «права» получил перед приобретениеммашины . С ловом , «чайник», к аковым оставался достаточно долго , п окудамой автомобиль не требовал повышения квалификации. Д а , ВАЗ-2108 самой простой комплектации , выпущенный вдекабре 1986 года, п рослужил на нелегких доро ­ гах Петербурга иЛенинградской области шесть лет и 200 000 км — и продолжает .служить. На «Жигули» ни за что не пересяду и вот почему : ездить приходится круглый год, при любойпогодеи по любымдо ­ р огам — м окрому асфальту, г олому льду, соляной слякоти. «Восьмерка» ж е , б ез ­ условно, надежнее в управлении, устойчивее игораздо безопаснее благодаря переднему приводу. Не забуду картину: после дождя со снегом — утренний морози чистый лед под колесами, неописуемые пируэты заднеприводных, а ты едешь по такому катку достаточно уверенно. Хорошая ди ­ намика ирезкое рулевое — вещь совсем не лишняя, к примеру , в городе : р езко «газанув» и сманеврировав, удается бук ­ вально выхватить машину из-под «носа» какого-нибудь ненормального или объехать дыру в асфальте... Ну, а малый расход топлива и, не боюсь сказать, прекрасная коррозион ­ ная стойкость кузова — это не субъективные ощущения , это факт. Перейду от общих впечатлений коценке отдельных агрегатов. Что касается двигателя, не добавлю ничего нового о его неплохих качествах, но отмечу превосходную долговечность (она заметно выше, чем у «жигулевских» двигателей, д аже большего объема). И после двухсот тысяч важнейшие параметры — компрессия и потребление топлива, расход и давление масла, м ож ­ но сказать, в норме . Обслуживал строго по графику, чаще (через 8—10 000 км ) 14 ЗА РУЛЕМ 6/93 менял масляный фильтр. Стоит вовремя менять иТОСОЛ : состарившись, он угро ­ ж аеткоррозиейалюминию радиатора. Не экономил (и не советую другим ) на ремне привода распредвала и свечах. Но были и вынужденные замены : к омму ­ татор, датчик-распределитель, к омплект высоковольтных проводов (146-я тысяча), помпа (124-я). О собо доволен долговеч ­ ностью фторкаучуковых сальников и маслоотражательных колпачков, а также выпускной системой с глушителем из нержавейки (не передались старые бо ­ лезни «жигулей») — все стоит еще «родное»! Словом, с точки зрения долговеч ­ ности (да и со всех других) двигатель, п овторяю , х орош . Единственная оговор ­ ка: р егулировки клапанов изажигания недоступны большинству автомобилистов ивынуждают обращаться на СТО. Работой коробки передач и приводов колес доволен. Недостаток укоробки , п ожалуй , один — шумновата на нейтрали. Ну и, к онечно , пятая передача очень желательна (на машине коробка четырехступенчатая). Д важды менял (профилактически) чехлы исмазку ШРУСов. Попутно осмотрел шарниры и сделал вывод: если чехлы целы и шарниры как следует заполнены смазкой , то пробегив 200 тысяч для них еще не предел. Надежность коробки передач тоже не вызывает сомнений. Неплохо такжеи то, что не требуется приобретать трансмиссионное масло, к оторое обычно дорожеи дефицитнее моторного . А вот сцепление, п охоже , л ожка дегтя в трансмиссии. Основная неприятность — нечеткое разъединение при вык лючении , из-за чего туговато включают ­ ся передачи, а задний ход ктомуже «рычит». Этим болеют , п режде всего, автомобили первых серий сзазоромв приводе. Долговечность деталей в целом приемлема. Ведомый диск служ ил 190 тысяч (накладки переклепывали дважды), н ажимнойдиск — 1 43 тысячи. Еще, увы, одна неприятность — вибрация при троганье, спасаясь от которой приходится энергично «крутить» двигатель. Главное, на что следует обращать внимание , — состояние привода и его регулировка . Стоит почаще осматри ­ вать и смазывать трос — избавите себя от многих неприятностей со сцеплением. Столкнулся сразрывом троса у наконечника крепления к педали (на 132-й тысяче). К онструкция оставляет желать лучшего — трос работал на изгиб. На новых машинах сбеззазорнымпри ­ в одом сделано разумнееи трос абсол ютно надежен (по словам знакомых владельцев). По подвеске колес принципиальное замечание одно — жестковата. По всему видно, достоинства « М ак - Ф ерсона » м ы еще не скорооценим : г ородские «кроссовые» трассы этому явно не способ ­ ствуют. А вот простота конструкции (сайлентблоков и шаровых опор вдвое меньше, чем в «жигулевской»), а такжеремонтаирегулировок радует. Надежностью тоже доволен — стойки ипружи ­ ны внорме , д о сих пор не стучат и не «пробиваются», гашение колебаний хор ошее . Первое вмешательство последовало на 92-й тысяче — замена шаровых опор . Сняв их, был озадачен отсутствием смазкив чехлах (вместо нее ржавая грязь), хотя чехлы были целы. Устанавливая новые узлы, обильно заложилв чехлы смазку ШРУС-4 (она весьма водостойка) и смазал герметиком стык чехла скорпусомопоры . Вот уже 120 тысяч опоры служат безпроблем : герметичность — великая вещь. Правда, и аккуратный стиль вождения , надеюсь, способствовал долговечности. П озднее «пошли» сайлентблоки растяжек, п одушки стабилизатора, хорошо хоть операции по замене несложные . Кстати, внимательно следите за состояние м сайлентблоков растяжек изатяжкой гаек последних. Износ сайлентблоков и вследствие этого ослабление креплений не редкость. Стойка при разгонеитормо ­ ж ении начинает «гулять», изменяя установочные углы колес. П роблем , связанных сремонтом задней подвески, не возникало. Появлявшиеся стуки устранял подтяжкойсоеди ­ нений. Теперь о колесах. Пресловутые шар икоподшипники ступиц на нашей машине сто тысяч, обещанные заводом , отходили. П ередние за 200 000 менял дважды, задние — один раз. Повлиять на увеличение их долговечности могут тщательная балансировка колес, аккуратная езда и регулярный контроль затяжки гаек сту,пиц. Ослабление крепления передних ступиц особенно характерно для автомобилей первых выпусков. При этом подшипники очень скороразрушаются . Родной комплект шин Ех-85 « к он - ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦАчился» о динаково — р азрушениемкар ­ каса. После этого довелось использовать самые разные — ИН-251, И-151 идаже М-145 (да простит меня завод). З амет ­ н огоухудшения устойчивости и управляемости на диагональных шинах не отметил (вывод, не претендующий на научность). Сейчас на машине новый комплектшин Бл-85, п риобретенный незадолго доосвобожденияцен . Заводская схема перестановки колес не пригодилась — шины разрушились раньше, чем износились. Поступаю так: е зжу , пока передниепо ­ к рышки не износятся до высоты протек ­ тора 2мм , после чего ставлю их назад, а задние, м енееизношенные , — вперед. К томуже радиальные шины притакомпробеге на передних колесах, наверняка, и меютдеформацию каркаса, а задние еще приличные. Регулярно проверял установочные углы колес: п ри их нарушении упереднеприводныхрезковоз ­ растает износ шин и ухудшается управляемость. Резкая и чуткая «баранка» пришлась по душе . Рулевой механизмнадежен . Всего дважды потребовало регулиров ­ ки зацепление « р ейка — ш естерня » (выполнялась на СТО). Рулевых тяг инако ­ нечников только две ( в спомните три «жигулевские» с шестью шарнирами ! ) . Все хлопоты — замена защитных колпачков шарниров да подтяжкасоединений . Кстати, услышав стук механизма , не тяните с регулировкой: прослабленная рейка быстро разобьет пластмассовую опорную втулку имеханизм потребует переборки. К онструкция тормозов весьма над ежнаи проста, долговечность деталей приемлема . Передних колодоквгороде хватает тысяч на 30 — 3 5 , задние менял лишь дважды , на 136-й тысяче заменил комплект шлангов ипередниетормоз ­ ные диски . Барабаны не менял , т ормоз ­ ные цилиндрытоже . Х орошемусостоя ­ н июцилиндров , д умаю , способствовала частая (раз вгод ) смена тормозной жидкости. Обслуживание системы и доступ к деталям элементарные. Неисправности, с которыми пришлось столкн уться , — отказ вакуумного усилителя из за трещиныв шланге, небольшая течь жидкостивзимнеевремяиз - п од уплотнения в месте крепления бачка кци ­ л индруи «прихват» плавающей скобыпереднего суппорта. Последний успешнопоборол , смазав направляющие пальцы смазкой ШРУС-4. Переставлял местами передниеколодки : служат дольше. С руч ­ н ымтормозомпроблем не возникало, лишь • о днажды смазал тросыжидкойграфитнойсмазкой (производства бывшей ГДР) — эффект хороший . Д ляоб ­ легчения регулировкиручноготормоза приобрел ключ-вороток с карданным шарниром. Впечатление от электрооборудованиядвоякое . Д оволен , что все основные при ­ б орынадежно работали и работают по сей день. Это и «вечный» генератор, куда не совался ни разу, батарея «Трепча», п рослужившая шесть лет дозамены , д аже пресловутый стартер (болгарский) не вызывал головной боли, как и разные переключатели, б локмонтажный , п риборыи т. д. Но то, что связывает их вединую систему — п роводка — это бич автолюбителей. Исчезновение контактов во всевозм ожныхколодках , клеммах идругихсо ­ единениях очень раздражает . Самые ти ­ пичные места на моеймашине — р азъемыкоммутатора , блока ЭПХХ и задних фо ­ нарей. Надежности добился, облудив паяльником стонкимжалом выводы ком ­ мутатора, блока ЭПХХ, а такжетокопро водящие дорожки на платах задних фо ­ нарей в местах присоединенияколодок . Здесь теперь все впорядке , но остальные разъемы нет-нет да и напомнят освоембезобразном качестве. Заменил мотор вентилятора «печки», датчик электровентилятора радиатора, а ккумулятор — на «черный» 6СТ-50 (вполне хватает изимой ) , н ескольколампо ­ чек, разбитый вгородской толчее задний фонарь инесколько приводных рем ­ ней генератора ( о дногоремня хватало на 50—60 тысяч км ) . Сигнал полезно перенести из-под «клюва» в мотор ­ ный отсек — в дождь «хлебает» воду инередко отказывает. В споминаю еще одну неприятность — средства для подавления помех от электросистемы и системы зажигания никудышные . При установке приемникадолго мучился спомехами . Ж уткийгенераторный вой и треск от си ­ с темызажигания вынуждали слушать радиотолько на стоянке. Лишь после установки активной антенны «Волна-090» и фильтра низких частот в цепи питания приемника все вошло внорму . Такое пренебрежениекпотребителю (все си ­ стемы помехозащиты были абсолютно исправны) по меньшей мереогорчает . Ну и напоследок — о кузове. Что касается дизайна, то кому как, а мне он гораздо больше по душе, чем вариации на темуФИАТа шестидесятых годов. Л учшее , на мой взгляд, д ополнение — б амперыв цвет кузова и решетка радиатора от «седьмой» м одели . Так как «дворника» на двери задка нет, оснастил ее спойлеромидефлекторами — заднее стекло почти всегда чистое. Установил самодельные пластмассовые вкладыши под все крылья. Между передними вкладышами икузовомзакрепилширо ­ кие фартуки из линолеума — краска и мастика на порогах цела, б оковиныкузо ­ ва меньше сечет грязь, б рюки чистые. Внешне автомобиль прекрасно выглядит, наружных очагов коррозии почти нет. Регулярные мойкаиполировка пом огликраскехорошо сохраниться. Раз в два года обильно проливал -полости «Мовилем», п ередзимнимсезономоб ­ новлял мастику на днище , промазывал разные соединения под кузовом , швы, стыки и т. д. Соленой жижив слякотные питерские зимы кузов «хлебал» предостат очно , так что коррозионная стойкость и долговечность кузова заслуживают весьма высокой оценки — н амного лучше, ч емудругих отечественных автомобилей. Д изайн внутренней отделки неплох, вот только сочетание коричневой панели сжелтымибоковинамиичерными накладками стоек далеко не лучшее. С неприятным скрипом разделался кар ­ динально: з акрепил панели боковинидверей «саморезами», г оловкикоторых заклеил декоративнымипистонами ; п од обивку стоек уложилпоролон , а полкубагажника оклеил изнутритонким войлок ом . Стало более или менее тихо. С вибрацией на холостых оборотах бороться трудно . М ой совет — тщательно отрегулировать карбюратор на хол остом ходу и угол опережениязажи ­ гания: двигатель заработает плавнее и этот дефект не будет так досаждать. Обивка салона производит впечатление почти новой благодаря использо ­ ванию средства «Альва». Пользовался им раз в месяц и всегда с удовольствием отмечал, как посвежели после обработки панели и детали из пластмассы. На си ­ денья надеты чехлы — светло-желтая обивка быстро пачкается. Недостатки, с которыми сталкивался, увы, не новость. Доставляли хлопоты «курки» у рукояток дверей, долго боролся сдребезжанием задней двери , отклеивалось зеркало от лобового стекла. Т ермошумоизоляциюиз - п одковра выбросил сразу — вечно влажная, лучший компресс для пола и не придумаешь . Но все это считаю мелочами . О бщийже успех завода для меняочевиден : долговечность самойдорогойи главной части автомобиля по нынешним « д оро ­ гим» в ременамоцениваю как самое важное достоинство. Подытожу: автомобилем доволен. Достоинств у него явно больше, ч ем недостатков. Д умаю , в этом многие владельцы будут согласны со мной . По устойчивости, управляемости на любых дорогах и динамичности, к оррозионной стойкости кузова «восьмеркам» нет конкурентовсреди отечественных машин . Хлопоты, связанные сремонтом (и затраты), стали беспокоить лишь в середине второй сотни тысяч, что, согласитесь, н ормально . Д обавлю лишь, что иновуюмашину купил бы именно этой модели , да вот только где взять на нее миллионы... г. Санкт-Петербург А. ВАСИЛЬЕВТОРГОВЫЙ 0ОМi»«ЗА РУЛЕМ"Справки/по телефону: ( 0 95 ) 2 61 - 0 1 - 0 8РЕАЛИЗУЕТ ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: — бытовые пылесосы "Чайка-10К"; — универсальные бытовые деревообрабатывающие машины; — электродвигатели; — биотуалеты; — клапаны запорные различных типоразмеров; — рамки художественные; — широкий ассортимент импортных сигарет (оптовые партии).ЗА РУЛЕМ 6/9315t v