ЛВИМТЕ/1ИНАШЕ ПРИЗВАНИЕТак утверждают, и не без оснований, работники московской фирмы «Иномотор». Одного из ее учредителей, А. Хрулева наши читатели знают по многочисленным статьям об эксплуатации и ремонте иномарок. Сегодня сотрудники предприятия рассказывают о его создании и направлениях деятельности. Надеемся, материал привлечет знимание тех, кто намерен приложить свои силы в сфере частного автосервиса. В названии фирмы — «Иномотор» — м ы постарались отразить ее основную задачу — р емонт двигателей иностранных автомобилей. У чредилипредприятиеспе циалисты высокой квалификации, выпускники факультета двигателей летательных аппаратов Московского авиационного ин ститута: А лександр Хрулев, кандидат технических наук, ранее старший научный сотрудник ; Владимир Лийн , и нженер ; Влад имир Хрулев, о кончивший , к ромеМАИ , Зоенно-воздушную инженерную академ июимени Н. К. Ж уковского . В числе учредителей была и Галина Хрулева, ныне генеральный директор . У беждены , что только благодаря ее организаторскому таланту « И номотор » все-таки появился на свет. Сейчас предприятие насчитывает восемь человек, включая секретаря и водителя. О но располагает мастерскимив ближайшем Подмосковье и офисом з Москве. Те, к то составил костяк фирмы , начали ремонтировать двигатели задолго до ее учреждения — к онечно , не иномарок , аН АМИ — исследования и испытания дви гателей различных типов. К сожалению , в 1989—1990 годах фи нансирование лаборатории заглохло: ее заказчики в новых условиях потеряли всякий интерес кприкладной науке. Н адежда на коммерческиеструктуры растаяла еще быстрее. Стали искать новое приложение своим знаниям. В 1990 году мы впервые отремонти ровали двигатель зарубежногопроизвод ства («Мерседес-Бенц-230»), проявив не столько денежный , с колько технический интерес (что, кстати, м ожно отнести ко всей последующей деятельности фирмы ) . Хотя ремонт был не слишкомсложный , м ы сразу столкнулись споиском запчастей иосвоением нетрадиционных ( п оотноше н июк «Жигулям») т ехнологий . Забегая вперед, о тметим , что по прошествии почти трех лет, имея на счету более 30 капи тально отремонтированных двигателей разных моделей , «Иномотор» п олностью обеспечен «своими» запчастями и использует собственные технологии . Почему выбрали такой путь, стоит рассказать подробнее. Ориентация ремонта на «родные» з ап части — вариант слишкомдорогойислож ный. Нужна валюта, и немалая, н адежные поставки деталей, к оторыминеобходимо запастись впрок , иначе работа растянется на месяцы. Стоимость жеремонта будет высока из-за дороговизны деталей. Н апри м ер , к омплект вкладышей, п оршнейи поршневых колец для двигателя Ml 10 «Мерседеса-280» стоит в Германии около 1300 марок , а с доставкой в Россию обой дется в 1,5—2 раза дороже . С ложнои невыгодно работать за рубли ( н еобходима их конвертация), а слишкомдорогойре м онт отпугнет клиента, о собенно если фирма создана недавно иникому не из вестна. М ожно попытаться получить кре дит для закупки запчастей, но его очень сложно вернуть. Ремонт все-таки произ водство, и быстрой отдачи вложенные средства не принесут. Д ругой путь — делать толькоремонт , предоставив клиенту искать запчасти. Но он купит их за большие деньги, и необя зательно приедет кзам снова — к онку рентов достаточно.Поршни л кольца для двигателей имерседесов», «Волво», «Тойоты» г других марок — это то< же «Иномотор».Еще два двигателя — «Фольксваген-Пассат» и «Ниссан-Патруль» обретут второе дыхание на «Иномоторе». своих чЖигулей». Постепенно накапливался опыт, чему немало (а может , в решаю щ ей степени) способствовал характер основной работы водной из лабораторийНам удалось а таких условиях найти свободную от конкуренции нишу, ззяв курс на изготовление необходимых запчастей. О дновременно прорабатывалиСЕРВИСЗА РУЛЕМ (,/П СЕРВИСтехнологии ремонта для того, чтобы научиться восстанавливать возможно более широкую номенклатуру деталей. О днако начинать самостоятельно с нуля побоялись (как потом оказалось, напрасно) и вошли в качестве подразделения в состав однойкоммерческойфирмы , обещавшей пом ощьв приобретении ремонтного пом ещения , оборудования, инструмента ив организации производства запчастей. Увы, обещания остались словами, а опасность лишиться самостоятельности возросла. Тогда в 1992-м решили создать собственн уюфирму . Д умаем , наш опыт будет полезен идругим . Начали мысремонта коленчатых валов; он почти не требует запчастей (только вкладыши). Но и для этого понадобилось разработать специальную технологию , и з готовить точную оснастку (очень пригоди лись старые связи с авиационными заводами). Удалось освоить очень интересный способ восстановления коленвалов — р о л иковой наваркой стальной ленты на пов режденные (изношенные) поверхности. Пришлось налаживать производство поршневых колец — снова технология, материалы, спецоснастка. Через полгода смогли обеспечить потребности в кольцах 20 типоразмеров . Сейчас осваиваем ком прессионные и маслосъемные кольца с азотированной рабочей поверхностью, а также наборные маслосъемные кольца -*стальные, х ромированные со специальным пружинным расширителем, ш ирокопри м еняемыев двигателях известных фирм последние два-три года. Почти ссамого начала мы столкнулись снеобходимостью ремонтировать блок цилиндров и устанавливать ремонтные поршни и кольца, так как одна лишь заме на колец в изношенных цилиндрах была малоэффективной. Поэтому потребовались ипоршни ремонтных размеров . Здесь нам очень помогло малое пред приятие АМС , р уководимое известным гонщикомПетром Бушлановым. Но споршнями все же помучились. Д еловтом , что точно воспроизвести конструкциюфирменной детали удается очень редко . Поэтому поршни для многихмоторов пришлось разрабатывать самим , не избежав на первых порах досадных ошибок . В концеконцов пришли ктипо вой конструкции , охватившей широкий диапазон размеров . И меем запас пальцев диаметром от 18 до 26 мм для большинства автомобилей известных марок . Осваивая технологиюремонта цил индро - п оршневойгруппы , столкнулись смножествомпроблем , к оторых не встретишь при использовании «фирменных» запчастей. Н апример , в моторах различных мароксоднимитемже номинальн ымдиаметром цилиндра стоят кольца разной толщины. Освоить производство столь обширнойноменклатуры деталей нереально. Тогда разработали свой стандарт размеров колец, к оторые подходят, как правило, только к нашим поршням ремонтных размеров. Вопросы возникали на каждом шагу: к аковызазорыв канавках колец, в отверстии поршневого пальца, какая посадка пальца в верхней головке шатуна. Очень помогло нам сотрудничество сучебно техническим центром «Асихон» ф ирмы «Хонинг» ( Ш вейцария ) . С помощью специалистов центра смогли добиться точ 38 ЗА РУЛЕМ 6/93•ности 0,002 мм при окончательной об р аботке отверстий в поршнях и втулках шатунов под палец, а цилиндров — 0,005 мм . О бработка поверхности ци линдров не дает «шаржирования» (то есть внедрения в чугун абразивных частиц инструмента, от которого почти невозм ожно избавиться при других известных у нас способах). Благодаря этому ресурс двигателя возрастает внесколько раз по сравнению сотремонтированнымобыч ным способом. Сейчас несколько авиационных заводов выполняют наши заказы, изготовляя мелкимисериями на специализированных участках почти весь ассортимент запчастей. Кстати, этим в известной мереподдерживают уровень зарплаты некото рых высококвалифицированных рабочих. Чтобы сократить сроки ремонта, больш ую часть доходов направляем на создание задела запчастей и на закупку станочн огооборудования . Ввели строгое правил о : изготовлять одновременнонесколькокомплектов запчастей для ремонтируемо го двигателя. Если все пойдет удачно, надеемся, что через год наиболее распространенные двигатели сможемремон тировать за 7—10 дней . В то жевремямы не стремимся ограничиться только ими , о хотнопринимаеми двигатели до вольно экзотических автомобилей. Такая практика уже дала немалые знания по части конструкций двигателей и их надежности вжестких российских условиях эксплуатации, поэтому поступивший времонтмотор , ранее не встречавшийся нам, оцениваем при дефектовкеименнос этих позиций . Рассчитывая на перспективу, п рихо дится вести довольно обширную технич ескуюдокументацию . Во-первых, это чертежи всех основных деталей, з аме няемых при ремонте , — п оршней , п орш невых колец, клапанов и т. д. Во-вторых, таблицы размеров отверстий для под шипников скольжениявблоке цилиндров и шатунах, р азмеров сальников, зубчатых ремней . В-третьих, ч ертежитехнологиче с кой оснастки для изготовления различных деталей. К рометого , р емонткаждогодви гателя сопровождаемподробным описан ием неисправностей и выполненных работ. При единичном или мелкосерийномиз готовлении деталей выше вероятность ошибокпроектирования или выполнения той или иной детали, п ричем внешне заметить их трудно . Поэтому мы ввели технологические карты на разборкуисборку двигателя, куда внесены все разме ры и параметры, к оторыенеобходимопроконтролировать . Заполнение карты при разборке позволяет оценить степень изношенности основных деталей, в озмож ность их дальнейшего использования, а также выбрать способы ремонта . При сборкеже контроль вообще очень жест кий по многимпараметрам , и пока вся карта не будет заполнена, двигатель на машину не поставят. Сейчас фирма работает подобно опытн омуконструкторскомубюро . После раз б оркиидефектовки двигателя следует этап проектирования деталей и спецоснастки ( 1 — 2 дня). Далее документация поступает впроизводство : детали изго тавливают 7—14 дней, в зависимости от сложности . Специалисты «Иномотора», как правило, к онтролируют изготовление наиболее сложных из них ( п оршней , шатунов и т. п.) на промежуточных стадиях. О дновременно восстанавливают коленчатый и распределительный валы, д ругиеде тали. К огда все они готовы, двигатель со б ираюти испытывают (обкатывают). Работы, выполняемые фирмой , посвоему уникальны, к ним привлечено немало специалистов — к онструкторов , технологов, других инженеров , рабочих — десятки людей . Не удивительно, что это нашло свое выражение в ценах. К сожалению , не удается сделать их низкими , ведь затраты на изготовление иремонт деталей немалые, а большую часть денег, полученных от заказчиков , тратим на развитие фирмы . Поэтому ремонтдви гателя от какого - н ибудь старенького ФИАТа обойдется во много раз дороже капремонта « ж игулевского » . Но все же цены «Иномотора» в среднемв два-три, а по некоторыммоделям автомобилей ив четыре раза ниже европейских, тогда как на «фирменных» СТО — наоборот, вдвоевтрое выше, ч емв Европе (правда, м ы сравниваем здесь стоимость работ, не относящихся к двигателю, п осколькув России ни одна из « ф ирменных » СТО капитального ремонта двигателей не де лает). Реальность такова, что и наши цены не всем по карману, хотя отремонтироватьмотор старого автомобиля дешевле, чем более нового ( п оскольку последние моде ли сложнее по конструкции и, соответственно, для ремонта ) . Бывает и так, что двигатель со старой машины восстанавливать у нас просто невыгодно , так как стоимость ремонта превышает цену всего автомобиля. Еще немного об опыте « И номотора » . Едва начав, м ы убедились, что необходимо давать гарантию на отремонтированныймотор . Пришлось организовать два обслуживания двигателя после ремонта — ТО-1 и ТО-2 со строгимсоблюдениемсроковипробега . Клиентов, не выполнивших наши указания, м ылишаем гарантии. Гарантийный пробеготремонтирован н ого двигателя — 15 000 км . Установлен он не с потолка — м еньший не дает воз м ожности удостовериться в так называем ой усталостной прочности основных де талей, а больший не обязателен, п о с колькумотор , проработавший 15 000 км без серьезных поломок , будет нормально служить и дальше. С тремимся , чтобы нашу клиентуру по полнили те, кто берется самостоятельно ремонтировать двигатель, купив у нас запчасти, чтобы сэкономить. Для этого накопили некоторый запас деталей к двигателям различных марок — поршней, поршневых колеци пальцев, к оторыевскоресможем продавать по вполне раз умным ценам (по крайней мере , н амногонижеевропейских ) . Есть планы освоить ремонт коленчатых валов сизготовлением новых вкладышей. Но уже сейчас мыго товы помочь многим из тех, к то нажил проблемыс двигателем, пусть даже незнакомой конструкции. Наш журнал в прошлом номере познакомил читателей с положением дел на «Ижмаше» и ходом освоения новой модели ИЖ-2126. В начале апреля состоялась встреча руководства «Ижмаша» с премьерминистром России В. Черномырдиным. Речь шла о кредитной поддержке госзавода для пополнения оборотных средств и сдерживания дальнейшего спада производства. Как известно, за 1992 год Ижевский автомобильный изготовил лишь 114 080 машин — почти в полтора раза меньше своих возможностей. Материалы, комплектующие изделия стали острейшим дефицитом. Кроме того, завод испытывал нехватку валюты на закупку оборудования, необходимого для выпуска новой модели ИЖ-2126. Финансы «горели». В числе новых изделий, подготовленных к освоению, премьеру показали легковой ИЖ-2126. По словам генерального директора госзавода О. Собина, машина получила высокую оценку. В то же время Черномырдин подчеркнул, что, если в стране не будет хлеба, автомобили уже не понадобятся. Неблагоприятная ситуация сложилась с посевами озимых зерновых культур: часть их пришлось сеять заново. Резерв минеральных удобрений к тому моменту был уже исчеппан, их срочно закупили за рубежом. Этот «пожар» — лишь одна из серьезных причин, в силу которых валютные запасы страны по сей день недостаточны для инвестиций в автомобильное производство «Ижмаша». А тут вмешались новые, «отягчающие» обстоятельства. В ночь с 14 на 15 апреля от взрыва большого трансформатора на заводе двигателей КамАЗа начался громадный пожар. Он охватил корпус размером 1200 на 300 метров, который полностью сгорел. Подробности и снимки, связанные с несчастьем, нам добыть не удалось. КамАЗ, ныне самостоятельный «хозяин», сам решает, допускать ли представителей прессы на терпящий бедствие завод. Но тем не менее известно, что в огне погибло немало импортных станков и оборудования, замена их новыми влечет большие непредвиденные расходы валюты.ГОРИМ!В результате пожара выпуск дизелей на КамАЗе остановили. Естественно, прекратились и поставки шасси на Нефтекамский завод автосамосвалов. Уральский автомобильный завод, который почти все свои «уралы» комплектует дизелями из Набережных Челнов, тоже встал. Последствия разрушительного пожара ощутили Ликинский и Львовский автобусные заводы, Брянский автомобильный и даже ЗИЛ, потому что на часть выпускаемых ими машин устанавливаются двигатели КамАЗ. Таким образом, несчастье вышло далеко за пределы Татарии и скорейшее восстановление моторного производства в Набережных Челнах стало общероссийской проблемой. Поэтому В. Черномырдин заверил Президента и правительство республики Татарстан, что Россия сделает все от нее зависящее для скорейшего восстановления КамАЗа. Мы хорошо помним, что в его сооружении участвовала вся страна, и теперь россияне всем миром должны помочь заводу: финансами, материалами, оборудованием, рабочей силой. Двухсуточный задел двигателей, который был на заводе, быстро иссяк. Но с главных сборочных конвейеров продолжали сходить грузовики, правда, без силовых агрегатов. Машины приходилось хранить на открытых площадках с риском разграбления и потери товарного вида. Однако на несколько тысяч безмоторных КамАЗов все же нашлись покупатели. На первых порах производство дизелей восстанавливают на собственном заводе по ремонту двигателей в Набережных Челнах и на Ярославском моторном. Сколько-то их вернулось на КамАЗ с двух сотен фирменных СТО, где были кое-какие запасы. По данным, которыми располагала редакция, полностью выведена из строя примерно четверть технологического оборудования моторного завода КамАЗа. Какие-то станки и оснастка, безусловно, остались работоспособными, другие требуют ремонта.17-тысячный коллектив предприятия делает все возможное, чтобы как можно быстрее ликвидировать наступивший паралич с выпуском дизелей. Тут нужны пожарные меры, там — тоже... В начале года много-много дней стоял конвейер АЗЛК — не было двигателей. Уфимский завод автомобильных моторов в тот момент остался без средств на оплату материалов и комплектующих изделий для выпуска «москвичовских» двигателей. УЗАМ — составная часть, причем небольшая (около одной пятой), Уфимского моторостроительного объединения, основная продукция которого — двигатели для самолетов. Но их закупки, в частности для боевых машин, сократились, а рабочих не выкинешь на улицу — надо платить, и довольно хорошо, чтобы сохранить высококвалифицированный персонал. А поэтому уфимцам требовался кредит на 14 миллиардов рублей под низкий процент. Кстати, «Ижмаш» получает двигатели для своих 1 автомобилей тоже с УЗАМа, так что испрашиваемые уфимцами 14 миллиардов должны работать и на ижевцев. Вернемся к заботам «Ижмаша». В сложившейся экономической обстановке государственной поддержки освоению модели ИЖ-2126 ждать не приходится. Единственный выход для завода — самому искать средства или заручиться поддержкой иностранных инвесторов. Найти зарубежную фирму, холдинг, банк, которые рискнут вложить в «Ижмаш» миллиард долларов. Что же касается средств не в валюте, а в рублях, то решение предоставить кредит для освоения ИЖ-2126, возможно, будет принято, но в меньшем объеме, нежели запрашивали. Ограниченные ресурсы, которыми располагает ныне «Ижмаш», придется использовать весьма рачительно. Ведь объем выпуска автомобилей на этот год намечен — 150 тысяч. Но из-за нехватки двигателей (в первом квартале собрано 16 616 машин вместо запланированных 35 000) эта цифра окажется скорее всего недосягаемой для «Ижмаша». Опять нужны какие-то «пожарные меры». Горим!ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ " С ЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК" производит и реализует без посредников Бумагу для печати— — — — — — — — — — — газетную 48 г/м типографскую №1 65 г/м 2 типографскую № 2 60 г/м 2 книжно-журнальную для офсетной печати 60 г/м 2 офсетную №1 65, 90 г/м 2 шаберного мелования для офсетной печати 75 г/м 2 обойную 90, 130 г/м 2 типа хром-эрзац тетра-пак (основа) тетра-брик (основа) пюр-пак (основа)2АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПРИНЦ" официальный дистрибьютер фирмы Semihard (США) производит установку антиблокировочной системы (АБС) на все типы автомобилей. АБС: — исключает блокировку колес и заносы автомобиля при торможении; — сокращает тормозной путь в 1,5 раза; — компенсирует неравномерную нагрузку и износ колес; — повышает долговечность тормозной системы; — гарантия 160 тыс. км или 10 лет. АО "Принц" приглашает к сотрудничеству организации автосервиса. автосалоны.113447 г. Москва а/я 229. Тел. (095) 299-76-26, факс 299-62-40.Картон и бумагу для упаковки пищевых продуктов СП "РОЛЬФ" официальный дилер MITSUBISHI MOTORS предлагает следующие модели автомобилейПолуфабрикаты для производства бумаги— целлюлозу сульфатную беленую лиственную и смешанную в кипах и рулонах — древесную массу в рулонах (ТММ, ХТММ)Лесоматериалы— ДСП, фанеру березовую, сосновую, ламинированную.SPACE RUNNER SPACE WAGON PAJERO 3000 GTLANCER GALANTАдрес: 167018, г. Сыктывкар, ул. Борисова, 2 Телетайп 181202 КОМЕТА, 181239 КОМЕТА Телефоны: (821 22) 1-23-82, 1-20-09, 1-23-40 Факс (821 22)1-37-66Продажа: (095)241-77-15, 241-78-10 Сервис: (095)940-07-81, 940-19-50 Автосалон:(095)187-11-313* РУЛШ « 9 3 39