8
9
10
11
«ДАФ ТРАКС Н. В.» — такое название получила образовавшаяся на базе «ДАФ Н. В.» новая компания по производству грузовиков. Она продолжает выпуск известных уже моделей тяжелых и средних грузовиков серий 95, 85, 75 и планирует производство новых машин серии 65. Ориентирована эта голландская компания прежде всего на рынки Западной Европы, но будет искать новые возможности для сбыта своей продукции и на Востоке, в том числе странах СНГ. Предполагаемый ежегодный оборот «ДАФ Траке Н. В.» — 2 миллиарда гульденов. Грузовики серий 75 и 85.В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, где насчитывается около двух миллионов транспортных средств, утвержден стандарт на новые номерные знаки: красные буквы и цифры на белом фоне — по цветам государственного флага. В круге между ними — «Пагоня», государственный герб — древний всадник на коне. На знаках грузовых автомобилей сначала идут две буквы, потом четыре цифры подряд. У легковых наоборот — цифры, потом буквы. Производство новых белорусских номеров по немецкой технологии осваивает гомельская фирма «Технотроник», она сможет выпускать 15 тысяч номеров в месяц.Швейцарская фирма "Шиндлер" и японская "Хонда" создали в г. Тяньцзинь (КНР) совместное предприятие по производству легковых автомобилей. Соглашение об этом подписано сроком на 30 лет. Выпуск машин начнется в 1995 году.В 1992 году число работников ВАЗа, задержанных на проходных за хищение деталей и других ценностей, увеличилось на 11 % по сравнению с 1991-м. Рост числа прогульщиков — 26%.•Поставки двигателей ВАЗ на АЗЛК продолжаются. В 1991 году из Тольятти для комплектования машин "Москвич-2141" было отгружено 10 600 моторов, а в 1992-м 10 800. В январе нынешнего года, когда УЗАМ прекратил поставки двигателей модели "331.10", АЗЛК получил от ВАЗа 886 моторов.В конце прошлого года Алма-Ату посетил представитель "Мерседес-Бенц Тюрк А. Ш.", турецкого филиала известной немецкой фирмы. Достигнута предварительная договоренность о сборке на одном иззаводов Казахстана«ИНГОДА-КАТИК» — такое в Читинской области. В дальоткрытие название получил новый легковой нейшем планируется автомобиль, производство котофилиала завода в Красноярском рого должно начаться в Забайкрае. калье. Соглашение об этом подпиЧто касается «Сунгари», опытсали восточно-сибирская ассоная партия которых была собрациация «Ингода», читинский автона на читинском танкоремонтном механический завод акционерного заводе прошлым летом, то в оснообщества «КамАЗ» и китайская ву ее положена конструкция компания «Авиатехноимпекс». японского легкого грузовика «Сузуки» грузоподъемностью 550 кг. Оснащенный трехцилиндровым двигателем (796 см 3 , 38 л. с / 28 кВт) автомобиль «Сунгари» массой около 700 кг развивает скорость до 100 км/ч. По лицензии «Сузуки» такие машины выпускают в Южной Корее («Даэву»), Китае («Сунгари») и Индии («Марути»). Так что забайкальские предприниматели последовали хорошему примеру. Они выступили учредителями совместного российско-китайского УБЕРЕЧЬ ОТ ТРАВМ ПАССАзавода «Ингода-Катик». Его проЖ ИРА АВТОБУСА при столкдукция — автомобиль, который новении можно и без ремней во многом будет напоминать избезопасности (установка которых вестный в Сибири китайский в междугородных автобусах не «Сунгари». Но у забайкальской предусмотрена). Случись непредмодели усиленная подвеска, иной виденное, и спасителем станет двигатель. спинка переднего сиденья, в карДо конца года запланировано кас которой вмонтирован сминаевыпустить полторы тысячи автомый элемент. Вместе со спинкой мобилей. Проектная мощность он образует травмобезопасную десовместного предприятия рассчиформируемую зону, которая притана на производство десяти тынимает на себя удар и благодаря сяч машин в год. Половина их будеформации эффективно гасит дет продаваться исключительно инерцию тела пассажира.Проработанный с точки зрения эргономики облегающий контур сиденья не только гарантирует хорошее боковое удержание тела на крутых поворотах, но и делает неутомительным длительное путешествие. Можно отрегулировать положение спинки, боковых элементов, опоры для ног. Думается, что все это не в последнюю очередь повлияло на выбор международного жюри, присудившего титул «Автобус 1992 года» «Мерседесу» модели «О 404», интерьер которого показан на фото. Это новый уровень пассивной безопасности пассажиров.автобусов этой марки.Владивостокский "Дальзавод" приступил в порядке конверсии к сборке карьерных самосвалов БелАЗ. Первая партия из 17 машин, смонтированных во Владивостоке из узлов белорусского производства, уже экспортирована в КНР.НОВЫЕ АЛКОТЕСТЕРЫ поступили в полицейские дорожные службы Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии. У нас проверка на трезвость обычно ведется при помощи широко известной своей непредсказуемостью трубочки Мохова — Шинкаренко. За рубежом полицейские предпочитают пользоваться более совершенными определителями алкоголя. Например, небольшим приборчиком «Интоксилайзером-1400», который компактно размещается в салоне любого полицейского автомобиля (на фото он стоит на откидном столике). По анализу выдыхаемого воздуха он определит, сколько выпито с точностью до 0,5 промилле.ЗА РУЛЕМ 6'93 На одном из заводов Таджикистана организуется выпуск автобусов "Худжанд-ЗИЛ" для служебных перевозок. Машина модели "42091" спроектирована львовским институтом ВКЭИавтобуспром на шасси ЗИЛ-4331.МОЖНО УЦЕЛЕТЬ даже в перевернувшемся открытом автомобиле, если водителя и пассажира в мгновение ока притянут к сиденьям трехточечные ремнис механизмами предварительного натяжения и из «перчаточника» и рулевого колеса «выпорхнут» надувные подушки безопасности, а за спинами седоков в течение0,3 секунды поднимется жесткая дуга безопасности. И конечно же, если стойки ветрового стекла выдержат «сальто». Всё это внедрено на «мерседесах» серии SL.МНОГО ЛИ ЕЗДЯТ НЕМЦЫ НА ТАКСИ? Вопрос не совсем праздный — ведь в Германии один автомобиль приходится примерно на двух жителей. Социологический опрос показал, что 49 % респондентов пользуются такси раз в полгода и реже. Среди причин редкого пользования таксомотором 38,2 % назвали высокую стоимость проезда, 35,5 % — наличие собственной машины (ее имеют 85 % опрошенных, причем у 25 % в семье больше одного автомобиля). Средняя протяженность поездки — 12,5 км, средняя плата за проезд — 20,5 марки. Наиболее часты поездки на расстояние 6—10 км (38 % ) стоимостью до 20 марок (24 %). Любопытно, что 24,7 % ответивших самой привлекательной особенностью такси назвали комфорт, но в то же время 20,3 % респондентов желали бы его повышения. (Заметим, что основную массу таксомоторов в Германии составляют дизельные «мерседесы».) Среди других, по-человечески понятных пожеланий — организовать доставку женщин в ночное время (возможно, с охраной?), давать пассажирам информацию о репертуаре кино и театров, иметь телефон, ввести безналичную оплату проезда. А теперь вопрос к читателям: давно ли вы последний раз садились в такси? ДИЗЕЛИ, ДИЗЕЛИ, ДИЗЕЛИ! В Алма-Ате 19 февраля подписан контракт на создание машиностроительного центра по изготовлению дизелей для казахстанских фирм и российского производственного объединения «УралАЗ» на базе кустанайского дизельного завода (КДЗ) между этими предприятиями и германской фирмой «Техно-Трансфер».Немецкая фирма подготовит для нового производства специалистов высокой квалификации. Она же отладит и запустит установленное на КДЗ импортное оборудование и предоставит технологию изготовления силовых агрегатов. В перспективе мощности завода будут доведены до выпуска 50 тысяч дизелей в год. КДЗ должен выпускать двигатели по лицензии немецкой фирмы «Клекнер-Хумбольдт-Дойц» ( К ХД ) . Мы знаем, каким долгостроем был КДЗ, но радоваться рано — пока лишь несколько десятков «уралов» получили двигатели из Кустаная.Тульские оружейники с начала 1993 года взялись изготовлять для ВАЗа седла клапанов. Металлургические заводы Братска и Красноярска, ранее работавшие на "оборонку", теперь будут поставлять алюминиевый сплав для отливки головок цилиндров "лад".Новые шины для легковых автомобилей, созданные компанией "Мишлен" по собственной технологии, имеют на 35% меньший коэффициент качения, чем обычные шины такого же размера. Применение этих шин серии "Икс ФЕ" позволит экономить до 5% топлива.Акционерное общество "КамАЗ" в 1993 году поставит в КНР 10 тысяч грузовиков.Десятицилиндровый дизель воздушного охлаждения, который КДЗ еще должен освоить.СЕНСАЦИЮ К АВТОМОБИЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ ИАА-93 во Франкфурте, похоже, готовит фирма «Мерседес-Бенц». Здесь работают над проектом NVF (сокращенное от слов «автомобиль для ближних поездок»). «СитиМерседес» (то есть городской) — четырехместный, длиной примерно 3,75 метра будет, как ожидают, рснащен гибридным приводом: электрическим от батарей и от дизельного двигателя со средним расходом топлива по стандартным циклам около 5 л/100 км. Он должен (по проекту) разгоняться с места до 100 км/ч за 14 си достигать скорости 160 км/ч. Сенсация не только в том, что почтенная фирма вступает в особо малый класс, но ив ее решительном намерении реализовать проект NVF в серийном производстве Возможно, так будет выглядеть маленький «Мерседес»? 3 За рулем № 6примерно к 1997 году. Причин тому несколько: во-первых, покупатели все чаще предпочитают экономичные машины; во-вторых,ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА на японских автомобильных заводах самая высокая в мире. Японские рабочие имеют меньше АМЕРИКАНЦЫ ХОТЯТ ЗАКУвсего прогулов — 5,0 % общего ПАТЬ НА АЛТАЕ распылители фонда рабочего времени, тогда к топливным насосам для дизекак в США прогуливают 11,7 %, лей. Протокол намерений на их в Западной Европе — 12,1 % рапоставку подписан между фирмой бочего времени. Среднее время «Амбак» из штата Южная Карообучения «секретам» своей спелина и заводом прецизионных циальности у японского рабочего изделий, входящим в Алтайское 380 часов, у американского — моторостроительное производст46, у западноевропейского — венное объединение. Уже в пер173 часа. вой половине этого года первая партия распылителей поступит за океан. Алтайское предприятие в своименно в 1997 году ожидают но- ем роде уникально. Оно единствого резкого ужесточения требо- венное в России, которое заниваний к токсичности и экономич- мается выпуском этих особо точных деталей, причем делает это ности автомобилей. на мировом уровне качества. Следует также добавить, что до недавнего времени американская фирма покупала распылители к топливным насосам в Италии. Теперь взаимовыгодное сотрудничество в этой сфере автомобилестроения может переместиться в Россию, на Алтай. После подписания контракта между фирмой «Амбак» и заводом в Барнауле поставки станут регулярными.KDK30ЗА РУЛЕМ 6/93 SOEO«ЕСТЬ СОВЕТСКИЙ «БЮИК» — это один из заголовков, под которым 60 лет назад наша пресса сообщала о постройке на Путиловском (ныне Кировском) заводе первой партии представительских автомобилей. Машина действительно ничем, кроме эмблемы, не отличалась от «Бюика-30-90». В октябре 1932 года группа путиловцев начала проектировать первый ленинградский (отсюдаЭто не «Бюик», а «Красный путиловец» модели «Л-1» шестидесятилетней давности.«Л-1») автомобиль. Шесть опытных образцов семиместного лимузина с восьмицилиндровым двигателем (5750 см 3 , 105 л. с. при 2900 об/мин) были готовы к1 мая 1933 года. После успешных испытаний Наркомтяжпром поручил заводу изготовить в 1934 году две тысячи таких машин. Однако в середине 1933 года «Красному путиловцу» пришлось осваивать производство колесного трактора «Универсал» (по типу американского «Фармолл»), наращивать выпуск средних танков Т-28. Поэтому руководство Наркомтяжпрома решило передать работу по представительским автомобилям на московский ЗИС (ныне ЗИЛ ) .Первая промышленная партия "Урал-330.30" по лицензии , ИВЕКО была собрана в январе нынешнего года. Эти 15 машин переданы производственному объединению "Лангепаснефтегаз". Другую партию из 40 машин заказал "Юганнефтегаз".На КамАЗе в декабре прошлого года собран 10-тысячный автомобиль "Ока". Это даже не капля в море — -капля в океане.Лицензионное соглашение между ИВЕКО и УралАЗом рассчитано на 10 лет и предусматривает изготовление в России за этот период 5 тысяч самосвалов модели "330.30АНВ". Первые 15 машин были собраны в самом начале года.ПО ИТОГАМ 1992 ГОДА УКРАИНА ЗАМЫКАЕТ ПЕРВУЮ ДВАДЦАТКУ стран — производительниц легковых машин. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, ее заводы выпустили 145 911 автомобилей, чуть меньше, чем в 1991 году (ЗР, 1992, № 10). Из них 132 540 сошли с конвейера Запорожского автомобильного завода, а 13 371 — Луцкого автомобильного завода. Впервые в прошлом году наибольшая доля в производстве украинских легковых машин приходилась на семейство ЗАЗ-1102 (выпущено 53 027 единиц). За ним следуют ЗАЗ-968М, долгое время абсолютный лидер местного автомобилестроения,— 37 846 и моделис ручным управлением: 968МП — 3595, 968МР — 1384, 968МД — 23 646 и 968ИБ — 13 042 единицы. В Луцке по-прежнему изготовляют только ЛуАЗ-969М. ВОДИТЕЛИ БЫВШЕЙ ГДР, пересевшие со своих «траби» и «вартбургов» в подержанные «опели», «фольксвагены» и «мерседесы», хронически превышают скорость. Этим они заставляют власти Германии поднимать планку штрафов. Если скорость превышена на 21—25 км/ч, лихач расстанется со 100 марками, на 30 км/ч — со 120 марками, до 40 км/ч — 250 марками. Если «гонишь» на 60 и более «км/ч» выше допустимой скорости, выкладывай все 450.КЕРАМИЧЕСКИЕ КЛАПАНЫ для двигателей весьма перспективны, считают специалисты химического концерна «Хехст» ( Ф РГ ) . Его дочернее предприятие «КерамТек» и фирма «Мерседес-Бенц» совместно испытывают такие детали в моторах «Мерседес-ЗООЕ». Они легче, более износостойки, что обусловило уменьшение сил инерции (клапанный механизм стабильнее работает на высоких оборотах) и потерь на трение, двигатель стал менее шумным. Результаты первых испытаний обещают сенсационное — до 10 % — улучшение экономичности. Впрочем, реальную эффективность определят всесторонние исследования.Производственно-исследовательский кооператив "Стеклолюкс" в Москве наладил выпуск автомобильных стекол из сталинита. Сейчас он изготовляет и триплексные стекла, причем по заказу для любой машины, отечественной или иностранной.СТО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕНРИ ФОРДА исполняется 30 июля. Этот выдающийся инженер и предприниматель — один из пионеров автомобилестроения в США. Первый выезд на своей «самоделке» с бензиновым мотором он совершил 4 июня 1896 года в Детройте, а в 1903 году учредил «Форд мотор компани».Генри Форд явился организатором поточно-массового конвейерного производства разделения рабочих функций на простейшие операции. Под его руководством с октября 1908 года начат выпуск массовой модели «Т», которая изготовлялась до 31 мая 1927 года. За это время из ворот его предприятий вышло 15 000 003 автомобиля «Форд-Т».Фирма Тринити моторе", официальный дистрибутор американских автомобилей "Дженерал моторе", в начале года открыла в Москве (Кетчерская ул., 13) сервисный центр.Средний американский автомобилист за год расходует 2887 литров бензина. Немцы, которые пользуются машинами в общем меньшего литража и ездят на более короткие расстояния, сжигают 1175 литров на машину. Самыр бережливыеитальянцы (674 л.) А мы? Об этом официальных сведений мет.При технической помощи компании Форда в Ленинграде был организован выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец» (19241932 гг.), а позже сооружался и оснащался автомобильный завод ГАЗ в Нижнем Новгороде (19291932 гг.). Здесь по технической документации «Форд мотор компани» он стал делать автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-АА. В годы второй мировой войны на заводах Форда шел выпуск джипов «Форд-ГПВ», амфибий «Форд-ГПА», грузовиков «ФордГ8Т». Генри Форд не только внедрил конвейер в производство. Благодаря его инженерной прозорливости уже на «Форде-Т» нашли применение съемная головка цилиндров и левое расположение руля, организовано массовое производство V-образных 8-цилиндровых двигателей. Форд был также одним из выдающихся бизнесменов и философов предпринимательства. Его афоризм «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни». Умер Г. Форд в 1947 году. Генри Форд в 1932 году около своей первой серийной V-образной «восьмерки».10ЗА РУЛЕМ 6/93 •СОЛНЦЕ СВЕТИТ «НИССАНУ», и под его лучами расцветает во всем блеске автомобиль «Сан Фэйвор». Малая масса, низкое сопротивление воздуху и качению, эффективная трансмиссия и минимальный расход энергии — основные черты конструкции, позволяющие солнцемобилю развивать скорость свыше 120 км/ч. Кузов сделан из пластика и алюминия, а большая часть его поверхности занята солнечными батареями. Чтобы аккумулировать необходимую энергию, площадь батарей должна быть велика, поэтому длина машины достигает 6 м, а ширина — 2 м. Серебряно-цинковые батареи американской фирмы. «Игл Пичер Индастри» способны выработать около двух киловатт-часов электроэнергии. Созданием «СанКак сообщила газета "Волжский автостроитель", в 1993 году планируется изготовить опытно-промышленную партию ВАЗ-2110 в количестве нескольких тысяч штук.Южнокорейская фирма "Даэву" предложила Новолипецкому металлургичекому комбинату организовать производство в России ее автомобилей. В Сеуле уже действует совместное российско-корейское металлургическое предприятие.«Сан Фэйвор» — «Любимец солнца». Фэйвор» завершен очередной этап в конструировании солнцемобилей, которым «Ниссан» занят уже около 20 лет.Пять тысяч тонн изношенных автомобильных покрышек были вывезены из Германии в Эстонию. После измельчения их использовали как топливо на одной из теплоэлектростанций.К ОНЦЕПЦИЮ ПОЛНОЙ УТИЛ ИЗАЦИИ старых автомобилей разработала фирма «МерседесБенц» для устранения возрастающего количества отходов. Сначала из отъездившего свое «Мерседеса» (предмета вожделенной мечты многих автовладельцев в СНГ) сливаются все виды жидкостей — топливо, масло, тормозная и охлаждающая жидкости. Затем демонтируются все высококачественные узлы — двигатель, коробка передач, стартер, генератор — для их применения на автомобилях после капитального ремонта, а также изделия, которые можно использовать снова после минимальной обработки: жгуты проводов, обивка (колесных ниш, задней стенки, багажника), элементы шумопоглощения.КОРПУС ДИЗЕЛЬНЫХ СИЛОВЫХ АГРЕГАТОВ ( К ДСА ) — так называется на ГАЗе блок цехов, где будет развернуто производство автомобильных дизелей воздушного охлаждения. В нынешнем году он должен уже начать работу в так называемом пусконаладочном режиме. КДСА первоначально должен был освоить выпуск шестицилиндровых дизелей мощностью 133 л. с. Ими намечали комплектовать новые самосвалы ГАЗ-6008. Но жизнь показала, что в первую очередь необходима четырехцилиндровая модификация. Ею будут оснащать бортовые грузови-ки ГАЗ-3309 (унифицированные по оперению, кабине и шасси с ГАЗ-3307) грузоподъемностью 4500 кг и полноприводные машины ГАЗ-66-16Д грузоподъемностью 2500 кг. Для них предназначена модификация нового двигателя с турбонаддувом мощностью 116 л. с. А машина ГАЗ-3306 грузоподъемностью 3000 кг получит дизели без наддува мощностью 85 л. с. Освоить производство «четверки» возможно без серьезной переналадки оборудования, и уже в 1992 году КДСА смог собрать первые пять сотен дизелей. Таким образом, «лед тронулся».На прошедшей в феврале выставке "Автономные источники тока" в Москве 40 фирм экспонировали среди других приборов автомобильные аккумуляторы.•Продажа наших "лад" в Германии за прошлый год упала по сравнению с 1991-м с 50 715 машин до 43 481.Помимо этого снимаются все приборы, материал которых может быть использован после переработки: например, радиатор, нейтрализатор, аккумуляторная батарея, а также бампер, боковая облицовка, стекла, сиденья, шины. Для металлургической утилизации частично разобранные кузова идут под пресс, разрезаются ножницами для металлолома и направляются на переплавку. Образующиеся газы подвергаются тщательной очистке и не загрязняют окружающую среду. Возможность утилизации закладывается уже на этапе технического задания при разработке новых моделей. 3*РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ НАТЯЖ ЕНИЕМи надувные подушки безопасности созданы и испытаны в России (при этом ряд оригинальных технических решений запатентован). Такое сочетание признано на сегодня самым совершенным удерживающим средством в арсенале пассивной безопасности автомобиля. Разработаны спасительные средства «ядерной оборонкой» с высоким научным потенциалом — НИИ экспериментальной физики в Арзамасе-16 Нижегородской области. Устройства преднатяга позволяют в момент аварии плотно прижать водителя или пассажира ремнем к сиденью за 10—15 миллисекунд, в результате тело человека теряет инерцию движения вместе с кузовом автомобиля, что обеспечивает снижение пиковых ускорений и вызванных ими нагрузок на 30—50 %. Уменьшать это время нецелесообразно — можно нанести травму человеку. Десяти миллисекунд вполне достаточно, чтобы устранить все зазоры до начала движения тела при столкновении автомобилей на скорости до 50 км/ч. Однако будущее российских средств пассивной безопасности пока под вопросом. Во-первых, ремни с инерционной катушкойделают за границей — в Эстонии. Во-вторых, вся разработка держится на группе энтузиастов, занимающихся этим наряду с решением задач по основной тематике. Такое положение дел обусловлено отсутствием прямых капиталовложений — «живых» денег. Устройство преднатяга ремня безопасности за счет подмотки лямки на вал инерционной катушки.АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА дорожного движения начала действовать в Санкт-Петербурге и его окрестностях. За одну минуту, находясь в салоне автомобиля, инспектор ГАИ теперь выясняет весь «послужной список» водителя, нарушившего ПДД, а заодно принадлежность транспортного средства. За то же время можно установить, не в угоне ли автомобиль. Создатели системы — электротехнический институт, коммерческое предприятие «Валентина», сотрудники управления ГАИ — использовали популярную во всем мире ЭВМ американской фирмы IBM. Персональный бортовой компьютер размещается в чемоданчике-дипломате, который и позволяет вести электронный диалог со стационарной системой слежения за оперативной обстановкой на дорогах.ижоЗА РУЛЕМ 6/93 11