16
17
18
резентацию своей новой модели «Ксантия» фирма «Ситроен» устроила в Севилье. Три модификации, как три сестры, с разными характерами, а журналисты, словно свахи, должны с ними встретиться, познакомиться и потом репортажами, отчетами, тестами выявить достойных партнеров. Слово «Ксантия», написанное по-французски, начинается с буквы «Икс» (она присутствует в индексах всех «ситроеновских» моделей). «Икс» всегда олицетворял неизвестность, тайну, загадочность, поэтому «Мадемуазель Икс», казалось, должна быть экстравагантной, тем более что пришла на смену модели «БИкс», угловатой и весьма заурядной по внешности. Мадемуазель оказалась хорошо сложена и имела неуловимое сходство с последним «Пежо». И когда пресс-кит, который на презентации раздавали всем жур ­ налистам, сообщил, что у новой модели коэффициент лобового сопротивления Сх равен 0,3, это не вызвало сомнений. В сам ом деле: со 103-сильным мотором при снаряженной массе 1176 кг развиватьПФлирт со скоростью 180 км/ч, но под полным контролем «Идрактива-2». В этом году намечено выпустить уже 180 тысяч «ксантнй».антиблокировочной системой в приводе тормозов и множеством различий в деталях (тонированные стекла, обтянутый кож ей руль и др.), на которых позволю себе не останавливать внимание, перечень очень длинный. А где возгласы восхищения? Вы их, конечно, ждали, все-таки «Ситроен» щедр на технические сюрпризы. Помните его экспериментальную модель «Актива-2»? Неужели «Ксантия» от нее ничего не унаследовала? Да, «Идрактив-2» относится к тем незаурядным инженерным решениям, которым обязан привычный нам имидж «ситроенов». Это система уже второго поколения так называемой активной гидропневматической подвески колес, которая в зависимости от дорожных условий изменяет свои характеристики. На разбитой дороге «Идрактив-2» мягко обтекает неровности, амортизирует размашистые колебания колес. Лишь только выдается ровный участок, по команде компьютера характер подвески меняется: она становится жестче, е е колебания уменьшаются, она держит автомобиль в «узде» на высокой скорости, как будто он перевоплотился в спортивную модель. На отдельные неровности или гладкие участки она не реагирует — разграничивает случайные и систематические явления. Пять датчиков постоянно питают ком ­ пьютер нужной информацией, а он на ее основе каждые 0,05 секунды принимает решения и посылает команды исполнительным гидроклапанам. Получается, что 20 раз в секунду прибор находит наивыгоднейшее сочетание параметров подвески, такое, чтобы автомобиль на любой дороге мог идти с высокой скоростью, без особых усилий со стороны водителя и без неудобств для путешествующих. Не чудо ли? Подозреваю, что вы засомневались в этом. Тогда в путь. Где тут дорога похуже? Вот оно, провинциальное шоссе. Лет пятьсот назад, м ожет быть, Д он Кихот пылил тут на свое м Россинанте меж капустных полей. Сейчас перед нами пятиметровая полоса грубого асфальта, плохо размешанного и наполовину засохшего еще при укладке. И обочины, которые плавно переходят в глинистую землю. Как в России. «Мадемуазель Икс» по такой дороге буквально летит. На спидометре 140 — 150. Машину не таскает от обочины к обочине, и не нужно без конца корректировать рулем ее вынужденные рывки в стороны. Все кажется таким естественным, что вроде бы ничего особенного не происходит. Но вспомните езду на «Ладе» в аналогичных условиях и вы поймете разницу. Если опустить окно, то по гулу шин можно сразу понять, что за дорога под колесами. И тогда хочется без конца восхищаться компьютером, «Идрактивом-2» и создавшими их инженерами. «Идрактив-2», к роме умения подстраиваться под дорогу, обладает свойством поддерживать неизменным заданный дорожный просвет независимо от нагрузки иее распределения. Иными словами, при торможении нет «клевков», при разгонах — «приседаний», а во время прохождения поворота не ощущается крен. На левом повороте карандашик по верху панели приборов резко катится вправо, но машина идет ровно. И это даже обескураживает: обычно крен, словно стрелка, указывает на то, как резко ты проходишь поворот, а тут подобного указания (сигнала, предупреждения) нет. •Как на машине формулы 1. К слову о формуле 1. Там последним достижением считаются «думающие» Стремительность линий кузова подчеркивает боковая накладка. Она не только защищает от повреждений боковины, но и не дает дорожной грязи расползаться на верхнюю часть кузова.188 км / ч — для этого надо иметь очень небольшой Сх. На рандеву в Севилье к нам вышли «ксантии» в трех модификациях: «1,8И», «2,0И», «16В». Если приглядеться, то нарядом они все же немного различались. Первая — только в комплектации «СИкс», третья — только в комплектации «ВСИкс», а вторая — в обоих исполнениях. Если у вас «Ксантия» в варианте «ВСИкс», она обязательно с гидропневматической подвеской колес «Идрактив-2»,Интерьер машины. На левой двери — пульт управления электрическими стеклоподъемниками. Между сиденьями, правее рычага тормоза,— рычажок, управляющий изменением дорожного просвета.16ЗА РУЛЕМ 6/93 или, как их еще называют, адаптивные системы подвески колес. П рецизионные клапаны, распределители идругие узлы гидросистем поставляет большинству го ­ ночных « к онюшен » монополист — а ме ­ риканская фирма « М уг » . А «Ситроен» без постороннейпомощис 1955 года (тридцать восьмой год ! ) сам делает не толькоузлы таких систем, но и специальные станки для их изготовления, п ричем не единичных образцов , а серийных. К онечно , гидропневматическая под ­ веска творит чудеса. П рокололи камеру? Надо поддомкратить машину и поставить «запаску». Но на «Ксантии» нет домкра ­ та. В шоферскоминструменте вместо него — деревянная чурка . «Идрактив» позволяет с места води ­ теля изменять дорожный просвет маши ­ ны. М ожно заставить «Ксантию» буквально лечь на брюхо , н апример , на стоянке, и ни однимновомодным захватом не удастся дорожной полиции ее арестовать, если машина не припаркована «где по ­ ложено». Автомобиль спокойно «поднимается на дыбы», к огданужно ехать попроселку . Если же , «задрав» машину, подставить унужного колеса чурку , а потом опустить кузов , то и получается эффект домкрата. Загружая в багажник громоздкую или тяжелуюпоклажу , м ож ­ но, пользуясь особенностями этой системы, предельно опустить автомобиль. Правда, п орог пятой двериу «Ксантии» р асположен достаточно низко , всего в 664 мм от земли (кстати, у « М оскви ча-2141» эта высота — 820 мм ) , но благодаря «Идрактиву» м ожно опустить егодоуровня 600 мм ( к аку ВАЗ-2104). Это очень бы подошло для российских условий. Но как поведет себя жидкость , к о ­ т орой заполнена система, в 40-градусный мороз ? Что если при продолжительнойезде по плохимдорогам на высокойскоростисферическиеемкости подвески нагреются ижидкость закипит? Это пока ­ ж ут лишь испытания в нашей глубинке . М ы перечислили далеко не все неожи ­ данные технические решения . Вот, н апри ­ м ер , е щеодно : задние колеса придви ­ ж ении на повороте сами отклоняются на небольшой угол , чтобы автомобиль лучше вписался вкривую . Есть идругиеполез ­ ные новшества, к оторыевсовокупностисуже названными делают новый «Ситроен» к андидатом на звание « А втомобиль 1994 года». Приготовьтесь ктому , что на модифи ­ кации «16В» вы найдете не только головк у цилиндров с четырьмя клапанами на цилиндридвумя распределительными валами, но и гидравлические толкатели, и двухпоточнуювпускную систему. Последняя позволяет на разных режимах работы направлять воздух в систему пи ­ тания по каналам разной длины и получать выгодные характеристики крутящегом оментав диапазоне средних оборотов . Что это: прихоть фирмы , результат настойчивых действий неукротимогоизо ­ бретателя? Поверьте, нет. П роведемми ­ ни-анализ рынка автомобилей класса, к которому относится «Ксантия». Д оляеговобщем количестве продаваемых в Европе легковых машин внушительна — 2 1 , 4 % . Среди них — «Рено-21», «Пежо-405», «Ситроен-БИкс» из Франции , «Опель-Вектра», «Ауди-80», «Фольксваген-Пассат» и « Ф орд - С ьерра » из Германии, изготавливаемый вАнглии «НиссанПримера», итальянский «ФИАТ-Темпра», испанский «СЕАТ-Толедо». Как видим , к он ­ к уренцияжесткаяи моделей-слабаков тут нет. Покупает публика расчетливая. П реимущественно это мужчиныв возрасте до 45 лет. Из них у 91,3 % раньше уже был автомобиль, они имеют четкое представление отом , что имнужно , и очень требовательны. Почти все моделив классе, о котором идет речь, с овершенны технически, к ра ­ сивы, долговечны инадежны . В такой ситуации единственный выход — завоевывать ведущие позиции по отдельным направлениям, внедряя разнообразные технические новшества. М ногопозиционная ( п о расстоянию до педалей, высоте подушки , наклону ииз ­ гибу спинки) р егулировка сиденья водителя — п реимущество «Ксантии». Защитные брусья, встроенные вдвери , к нопочное управление радиоприемникомв ступице руля, внешнее оформление , к узов , и зго ­ товленный на 90 % из деталей с двустор оннимцинкованием , — вот далеко не полный перечень достоинств автомобиля. Что-то из этого богатого набора автомобилиста приведет в восторг, к чему-то не будет лежать душа, но влюбом случае нельзя не согласиться, что машина эта особенная, не такая, как большинство. Теперь вернемся к « т рем сестрам». К ак они себя проявили при нашем пер ­ в ом знакомстве? К аждый из важнейших показателей оценен по пятибалльной шкале. Скоростные качества (5). Все три мо ­ д ификации , по нашим меркам , очень быстроходны , а «16В» д ажеслишком . Привычная для большинства российских автомобилистов «крейсерская» скор ость — 100—120 км / ч — на самой мощ ­ ной по двигателю «Ксантии» при вклю ­ ченной пятой передаче достигается всего на 3000 об / м ин . По разгону даже самая слабая модификация не имеет себе равных среди отечественных моделей : с ме ­ ста до «сотни» за 12,5 секунды против 13 у ВАЗ-21083. Если судить по характеру протекания крутящегомомента , самый гибкиймотору «Ксантии-2,0И» ( в идимо , для наших условий тоже ) , двигатель «16В» оставляет же ­ лать лучшего.НАШЕ ЗНАКОМСТВОЭ кономичность (4). «Мадемуазель Икс» в этом отношении практически идет вно ­ гу со своими основными соперникамив Европе. Но, п охоже , у двигателей этого семейства («Ситроен-ИксЮ») р езервы исчерпаны. И не случайно самуюэкономич ­ н уюмодификацию «1,8И» оснащают двум я разновидностями коробокпередач : с «длинными» передачами — более эко ­ номичная, с « к ороткими » передачами — м енееэкономичная , но более приемистая. Если сопоставлять « с реднюю сестру» («2,0И») с двумя отечественными моделя ­ м и («Москвич-2141» и ГАЗ-3102), по отно ­ ш ениюккоторым она занимает про ­ м ежуточноеположение , то по условномугородскому циклу она расходует на 20 % больше топлива, ч ем «Москвич», и на 20 % меньше, чем «Волга». К онечно жаль, что нет дизельной модификации . Управляемость |5). По впечатлениям от сравнительно малогопробега «ксантиям» свойственна нейтральная поворачиваемость — следствие сочетания приво ­ да на передние колеса, «самоуправляемых» задних колес и удачной кинематики подвески. А втомобильобразцово , с точ ­ ностью до миллиметра, исполняет коман ­ ды водителя иудерживаетзаданнуюемутраекторию без «отсебятины». Усилитель руля является стандартным оборудовани ­ е м , и рулевое управление, п ожалуй , чересчур легкое , иногда провоцирует на ошибки . Точность руля высокая, и для по ­ ворота передних колес от упорадоупо ­ ра нужно всего три оборота «баранки». Ездовые качества (5). Превосходные сподвеской колес «Идрактив-2» и очень хор ошиес гидропневматической подвескойпервогопоколения . «Мадемуазель Икс» — достойная коллега известному у нас «Ситроену-ИксМ», хотя, в озможно , нашем у автомобилисту потребуется опреде ­ ленное время , чтобы адаптироваться к особенностям ее подвески . Безусловное достоинство «Ксантии» то, что она оснащена 14 - д юймовыми ( м о ­ дификация «16В» д аже15 - д юймовыми ) колесами, к оторыемогут игнорировать выбоины и неровности российских дорог . Тормоза (5). Д исковые на всех колесах ( п ередние — вентилируемые) и с усилител ем . Очень эффективны. А нтиблокировоч ­ ная система только на машинах в исполнении «ВСИкс». Место водителя (4). У добноикомфор ­ табельно. Поначалу непривычно найти на ступице руля место кнопки сигнала управления радиоприемником . П омимотого , что сиденье регулируется по расстоянию до педалей и наклону спинки, м ожно подобрать и соответствующий угол наклона рулевой колонки . О днако хотелось бы ,Внешне модификации «1,8И-СИкс», «2,0И-СИкс» (на снимке), «2,0И-ВСИКс» и «16В-ВСИкс» не различить. Но почерк Нуччо Бертоне, разработавшего дизайн «Ксантии», присутствует во всех.В феврале в Севилье «Ситроен» сватал свою новую модель девятистам пятидесяти автомобильным журналистам. Официальный дебют машины состоялся в Женевском салоне 4 марта, а презентация в Москве — только в июне.ЗА РУЛЕМ 6/93 5 Зл nvnRM N° 6 «Идрактив-2» — гидропневматическая подвеска колес с электронным управлением: 1 — компьютер; 2 — датчик угла поворота руля; 3 — датчик ускорения-замедления; 4 — датчик усилия торможения; 5 — датчик скорости; 6 — датчик перемещений кузова относительно колес; 7 — соленоидный гидроклапан; 8 — регулятор гидросистемы; 9 — дополнительный гидробаллон подвески со сжатым газом; 10 — гидробаллон со сжатым газом задней подвески.Вот вы какая, «Мадемуазель Икс»: крупнее «Москвича-2141» и чуть меньше «Волги» и сложены очень хорошо.Техническая характеристика "Ситроен-Ксантия" Модификация '1,8И-СИкс" 7,0И-СИкс" 4—1998 ОНС/2 9,5 123/89 5750 176 "2,0И-ВСИкс' 4—1998 ОНС/2 9,5 123/89 5750 "16В-ВСИкс" 4—1998 20НС/4 10,4Число — рабочий объем 4—1761 цилиндров, смЗ Клапанный механизм и число ОНС/2 клапанов на цилиндр Степень сжатия 9,25 Мощность, л.с./кВт 103/74 при об / м ин 6000 Наибольший крутящий момент, Н-м 153 при об / м ин 3000 Число передач 5 Размер шин 175/70R14 Наличие подвески "Идрактив-2" нет Наличие АБС нет Снаряженная масса, кг 1176 Объем багажника, мЗ 0,48 Наибольшая скорость, к м / ч 187 Время разгона до 100 км / ч , с 12,5 Расход топлива, л / 1 00 км: при 90 км / ч 5,5 при 120 км / ч 7,1 при условном городском цикле 10,3 Запас топлива 70 Цена во Фракции, тысяч франков _[_99_ чтооы при езде по извилистым дорогам сиденье обеспечивало лучшуюбоковуюфиксацию тела водителя ипереднего пассажира. За доплату «Ксантия» оборудуется сиденьем водителя с более сложной регулирозчой и электроприводом К тому жеможно смещать вбок подушку , и зме ­ нять изгиб спинки . Практика пскяпола, что подгочка под себя такого кресг.а — довольно долгая процедураОие«ить удобство подгонкиможно , проехав нес колько сот километрови внеся р'оррек18 ЗА РУЛЕМ 6 91155/112 6500183 35002750 5 185/65R14нет нет 1238 0,48176 2750 5185/65R14 есть есть5205/55R15 есть есть 1325 0,4813250,48 198 11,519811,5 6,2 7,9 11,8 70 11521310,6 6,4 8,2 12,2 70 1656,27,9 11,8 70 145т ирсвкиврегулировку . Это неплохо, но, видно, н еобходимо устройство, з апоми ­ н ающее заданную регулировку , чтобы ее можно было быстро восстанавливать после того, пак за рулем побудут прия ­ тель, сыч, ж ена . Не очень удобнорасположено внутреннее зеркало заднего вида — п рикле ­ ено клобовому стеклу так, что поройонов поле зрения заслоняет светофор. Вместимость икомфорт ( 5 ] . Багажник очонь широкий (из-за специфической кон ­ с трукции задней подвески у него плос кое дно инизкийпорог пятой двери ) . Стенка заднего сиденья из двух откидных частей (2/3 и 1/3 ширины) позволяет перевозить длинномерныегрузы ( л ыжи , у дочки , р ейки , с вернутую палатку). «Запаска» не отнимает пространства в баг ажнике : она находится над егоднищем , а для облегчения доступа к ней можно гидравликой подвески «задрать» задок кузова. Комфортабельность просторного салона очень высока, что, в прочем , т ради ­ ционно для этой марки . Д аже пятеро в шубах не почувствуют в автомобиле тесноты. Шумность (4). Все три разновидности моторов довольно шумны , д ажемоди ­ фикации «2,0И» и «16В», у которых блок цилиндров уже не алюминиевый , а чугунный, лучше поглощающий звук. При открытых окнах хорошо слышны шумдви ­ гателя и гул шин. Но массивный капот, прекрасная звукоизоляция кузова, установка подвески колес на поперечинах, соединенных скузовом через резиновые втулки, сводят шумовой эффект в салоне на нет. Во всяком случае, на скорости 120 км / ч ничто не мешает тихой беседе. Безопасность (4). Сиденье с четырьмя ремнями безопасности, п ередние сиденья сподголовниками , р егулируемое верхнее крепление ремней , защитные брусья в дверях — вот ее весьма эффективные элементы. Но последних новинок — надувных подушек безопасности, р емнейспреднатягом от пиропатронов — на «Ксантии» не оказалось. Чтобы противостоять конкурентам , их придется внедрить, иначе потребитель не поймет «ситроеновцев». Долговечность и прочность (4). Несущий кузовоборудован подрамником, п родольнымребромжесткостив виде туннеля в полу салона, с ъемнымиперед ­ н имикрыльями — все это говорит само за себя. Панели из стали сдвустороннимцинкованием , заполненные полиуретаном полости кузова (защита от конденсации влаги и накопления пыли), четыре тысячи сварных точек кузова — залог долговеч ­ ности. О бычно принято считать, что подвеску зарубежных машин наши дороги приводят в негодность прежде всего. О днакосокру ­ шить кованые рычаги подвески передних колес и литые задних на «Ксантии» — непростая задача. Оборудование (3). Вдобавок кобшир ­ н ому списку стандартного оборудования «Ксантию» за дополнительную плату мож ­ но оснастить магнитолой, э лектроприво ­ дом регулировки передних сидений, электроподогревом сидений, кожаной обивкой, радиотелефоном. Вероятно, м ожно будет предложитьи более широ ­ кий перечень нестандартного оборудо ­ вания. Цена. Презентация этой моделив нашей стране состоится виюне , поэтому сведения о цене в России мысообщимпозже . Но у себя на родине «ксантии» всех модификаций ничуть не дорожесо ­ перниц (см. таблицу). Подводя итог (48 баллов из 55), м ож ­ но, п ожалуй , отдать предпочтение «Ксантии-2,0И-ВСИкс» с АБС и подвеской «Идрзктив-2». Такой выбор не умаляет достоинств других модификаций , к оторыеимеют изящный внешний вид, х орошие манеры поведения иоригинальнуюкон ­ струкцию. Л. ШУГУРОВ Фото « О томобиль Ситроен» и Л. Шугурова