8
9
10
11
КОЕСОьбусный завод (ГолАЗ) выйдет на производственную мощность 2500 машин в год. ' «Автрокон» вложит в сооружение нового завода 250 миллионов немецких марок. Весной после внесения ГолАЗом 15-процентного аванса Внешэкономбанк России открыл ему первый аккредитив и, кроме того, совместно с консорциумом немецких банков определил условия кредитования. Председатель правления фирмы «Мерседес-Бенц» Вернер НиНа снимке мы видим эти мафер так оценил этот факт: «Он шины, модели -0303, серийная является сигналом того, что Россборка которых начнется с 1994 сия непоколебимо будет идти года, а затем плавно перейдет в избранным путем открытости и собственное производство. К конориентации на рыночную полицу 1995 года Голицынский автотику». ЧТО ЗРЕЕТ МЕДЛЕННО, П РИНОСИТХОРОШИЕ ПЛОД Ы . Два с половиной года длился «зачаточный« период, прежде чем лицензионный договор между немецкой фирмой «Мерседес-Бенц» и российским концерном «Автрокон» (автобусно-троллейбусный концерн) воплотился в первые шесть автобусов. Они были собраны в Голицыне, небольшом городке в сорока километрах на западе от Москвы.Автомобильный парк Москвы вырос в настоящее время до 1 200 000 машин. На каждый километр Московской кольцевой автомобильной дороги приходится три смертельных случая. Такой "урожай'' собран за три десятилетия ее существования.В Вологде одна из авторемонтных мастерских намерена собирать "икарусы". Полагают, что за год удастся смонтировать 150 машин.Акционерное общество "АМО-ЗИЛ" с уставным капиталом 2 926 миллионов рублей объединяет сегодня 14 предприятий, на которых работают 108 тысяч человек.•Фирма "Альтерна" в Ликино разработала конструкцию городского автобуса модели "4216". Эту машину намечено выпускать на трех заводах (в Энгельсе, Рыбинске и Благовещенске) по 15,5 тысячи штук в год.Ф РИДРИХ ЭНГЕЛЬС И АВТОБУСЫ. Вряд ли один из основоположников научного коммунизма предполагал, что его имя будет связано с автомобилями, о которых он мог лишь слышать. На заводе специализированных автомобилей в Энгельсе, что в Саратовской области, еще недавно тоже никто не мог предположить, что имя предприятия будет ассоциироваться с выпуском автобусов. Но так оно и вышло. Пришла конверсия и вместе с ней необходимость осваивать иные изделия. Таким изделием стал городской 90-местный автобус на базе агрегатов, изготовляемых автомобильной промышленностью России. Конструкция его кузова разработана с ориентацией на упрощенную технологию с целью ускорить освоение автобуса и удешевить его. В результате уже в этом году будет выпущено две сотни машин, а в 1994-м — тысяча. Новый автобус будет, по оценкам экономистов, впятеро дешевле «Икаруса». Возможно, что с организацией выпуска городских автобусов на нескольких заводах, подобных действующему в Энгельсе, удастся ослабить транспортный дефицит.ВСЕ БОЛЬШЕДОРОЖНЫХПОЛИЦЕЙСКИХСЛУЖБв европейских странах берут на вооружение австрийский полуавтоматический пистолет «Глок17П», который весит всего 200 граммов. Большая часть пистолетного «тела» сделана из особого облегченного пластика. «Глок» не боит-Пистолет «Глок» среди других атрибутов дорожной полиции.ся воды и сырости. Емкость магазина — 17 патронов калибра 9 мм. У «Глока» удобная рукоятка, восходящая к знаменитому прародителю пистолетов — «Парабеллуму».Французская фирма ПСА ("Ситроен" и "Пежо") вместе с заводом "Заксенринг" построит в Цвикау на территории бывшей ГДР завод по вторичной переработке пластмассовых автомобильных деталей.В 1992 году японский завод "Тойота" изготовил 3 171 311 легковых машин и 760 030 грузовых. Из них соответственно 1 574 308 и 429 056 были экспорти рованы.Литовское правительство дало зеленый свет предложению организовать сборку грузовиков "Робур" (они выпускались в бывшей ГДР) на заводе сельхозмашин в г. Рокишкисе.П ЕРВЫЕДЕСЯТЬ ГРУЗОВИКОВ ЗИС-5 И ЗИС-6 московский завод ЗИС (ныне ЗИЛ) собрал 26 июля 1933 года. Шестьдесят лет назад началась биография знаменитых трехтонок. Серийное их производство было развернуто в декабре 1933-го. Со временем машина модернизировалась, ее выпуск шел в Москве ( 1 933 — 1947 гг.), Ульяновске (19421943 гг.), Миассе (с 1944 г.). Постепенно видоизменяясь, первоначальная конструкция автомобиля перевоплотилась в модель «УралЗИС-355М». Последние ее экземпляры сошли с конвейера в октябре 1965 года. За 32 года было изготовлено свыше миллиона машин ЗИС-5, ЗИС-5В, «УралЗИС-5М», «Урал355» и их модификаций.ЗА РУЛЕМ 7/93 ЯПОНЦЫ ВЫСАДИЛИСЬ В АНГЛИИ. «Тойота» купила в Уэльсе землю, построила завод по производству автомобильных моторов и уже собрала на нем первый двигатель. Завершается строительство автомобильного завода японской фирмы в городе Бернастон. «Хонда» же пустила свой завод в Суиндоне. Эти предприятия дали работу тысячам британцев, помогли увеличить экспорт сделанных в Англии «тойот» и «хонд».Корпорация "Дженерал моторе" свернула работы по широко рекламировавшемуся ею электромобилю "Импакт" (ЗР, 1991, N5 5), и 75% персонала, работавшего над этим проектом, уволено. Серпуховским автомобильный завод намечает в перспективе ежегодно выпускать по 30 тысяч машин "Ока". Генеральный директор ВАЗа В. Каданников, выступая весной на конференции трудовых коллективов АО "АвтоВАЗ", сообщил, что невозврат денег акционерному обществу за уже поставленные автомобили составляет... 79 миллиардов рублей.Полвека назад в Суиндоне строили английские паровозы, теперь — японскую «Хонду».РОССИЙСКО ГЕРМАНСКАЯ ФИРМА «ДОЙЧЕ ЛАДА» в прошлом году продала в Германии более 43 тысяч автомобилей, в основном производства Волжского автомобильного завода. Сейчас на дорогах этой страны уже более 400 тысяч наших легковых машин. Значительная часть из них старше десяти лет, а это значит, что им нужен ремонт, нужны запчасти. Свыше 10 миллионов марок инвестировано на строительство современного склада запасных частей в Бралице, школы подготовки кадров в Лейпциге; 250 магазинов занимаются сейчас . продажей российских автомобилей в восточных землях, а в общей сложности их 700 тем более что «лады» все еще популярны в восточной части страны.ИСЛАМИЗАЦИЯ ПРАВИЛ ЯПОНСКАЯ ФИРМА «ХОНДА» П РОЕЗДА началась в столице подписала с Дальневосточным Ирана. Отныне, в соответствии с технологическим институтом постановлением городских вла(Владивосток) соглашение о состей Тегерана, женщины будут трудничестве в области обучения входить только через переднюю российских студентов по спедверь автобуса и занимать передциальности «Ремонт и обслуживанюю часть салона, а мужчины — ние автомобилей». соответственно через заднюю В соответствии с соглашедверь. Пока занавесок, перегоронием, «Хонда» организует двух- и док не предусмотрено. Зато потрехмесячные стажировки для явилась новая должность блюстипреподавателей института в Япотеля-разделителя, который возьнии, предоставляет необходимое мет на себя_ труд воплотить учебное оборудование, причем все тегеранское постановление в• бесплатно. жизнь. Сидеть он будет как раз С сентября нынешнего года в середине салона. основательно «подкованные» преВидимо, кондукторы станут подаватели займутся непосредсовмещать эту новую должность ственной подготовкой российских в 6300 автобусов, курсирующих инженеров высшей квалификации по маршрутам иранской стосо знанием передовых технологий. лицы.•90 лет назад завод "Аксай". (ныне "Красный Аксай", выпускающий сельхозорудия) а Ростове-на-Дону изготовил первую партию из 20 легковых автомобилей. Прототипом для модели послужил американский "Олдсмобил".Мировое производство легковых автомобилей в 1992 году составило 34 426 793 машины.Н ИКТОУ НАС НЕ ЗНАЛ ОМАРКЕ «ДАЭВУ», пока не появились сообщения об интересе южнокорейской фирмы к нашему автомобилестроению. Ее теперь упоминают в связи с АЗЛК и ЕлАЗом. Южнокорейский концерн тяжелого машиностроения «Даэву» (иногда его называют «Дэу») с 1985 года начал выпуск легковых автомобилей. В городке Пуп-Ионг был построен современный автомобильный завод на 150—200 тысяч машин в год. Половина капиталовложений на его сооружение поступила от корпорации «Дженерал моторе»; кроме того, она предоставила лицензию на свою европейскую модель «Опель-Кадет», получившую в Корее имя «Даэву-Леман». Другая модель «Даэву» под названием «Тико» не что иное, как лицензионный «Сузуки-Альто», выпускаемый также при участии «Дженерал моторе», у которой с японской фирмой тесные, связи. Если в 1986 году с конвейеров «Даэву» сошло 25 тысяч машин, то в 1991-м — уже 191 тысяча; правда, в 1992-м — 174тысячи. Сегодня эту марку несут 14,3 % легковых автомобилей, изготовляемых в Южной Корее. «Даэву» обратил свои взоры на. недостроенный и почти бесхозный ЕлАЗ. Весной в Елабуге побывала группа южнокорейских менеджеров. Они изучали возможности сотрудничества в достройке" завода и совместного производства. И вот на пресс-конференции в Казани президент концерна «Даэву» Ким У Чжунг заявил о намерении начать через два года производство автомобилей в Елабуге. Проект достройки и оборудования корпусов ЕлАЗа потребует миллиард долларов: поровну от татарской и корейской сторон. Первоначально ЕлАЗ станет собирать машины из частей, поставляемых «Даэву», а затем освоит их собственное производство. Тем временем корейская сторона намерена начать продажу автомобилей «Даэву» в странах СНГ, рассчитывая на сбыт 20 тысяч в нынешнем году и 30 тысяч в следующем. Самая маленькая из моделей, выпускаемых «Даэву»,— это «Тико», одноклассница нашей «Оки».С КОЛЬКО АВТОМОБИЛЕЙ НА ПЛАНЕТЕ ? Сегодня Италия вышла на первое место в Европе по количеству легковых автомобилей на тысячу жителей. Германия после объединения утратила первенство, отойдя на второе место по этому показателю. Вот перечень европейских •стран, где в 1992 году приходилось более 400 легковых машин на тысячу человек: Италия — 473, Германия — 468, Швейцария — 464, Швеция — 429, Франция — 421, Австрия — 409, Великобритания — 406, Бельгия и Люксембург — по 404. Мировой парк в 1992 году составил 449,3 млн. легковых автомобилей. Первое место (в млн. штук) занимают США — 145, далее идут Германия — 37,4, Япония — 37,0, Италия — 28,2, Франция — 23,8, Великобритания — 23,2. Распределение парка легковых машин по регионам и континентам (1992 г., в процентах): Северная Америка (США, Канада и Мексика) — 36,6; Западная Европа — 34,2; Азия — 13,3; Восточная Европа, включая Россию и Украину,— 6,7; Центральная и Южная Америка — 5,1; Африка — 2,1; Австралия и Океания — 2,0.юш>ЗА РУЛЕМ 7'93 кжостеме Минавтопрома СССР. КамАЗ-5262 рассчитан на суровые дорожные условия и запредельные нагрузки: в режиме «как сельди в бочке» могут ехать около 200 человек. Естественно, пассажирский КамАЗ постарались максимально унифицировать с грузовым. В частности, установлен неплохо зарекомендовавший себя 260-сильный дизель с турбонаддувом. Машина • заднемоторная. — Новинкой стала коробка передач с микропроцессорным" управлением. По прикидкам проектировщиков, себестоимость автобуса должна быть ниже, чем аналогичного изделия Ликинского завода. Первый образец собран во Львове. В Набережных Челнах полным ходом идет технологическая подготовка производства, монтируются сборочные стапели. Первую опытно-промышленную партию наметили собрать в конце будущего года.КАМАЗ-5262 — ЭТО АВТОБУС, реконструируют, а новые автобуспрезентация которого состоялась ные заводы в Тосно, Рыбинске, в первый день весны в Казани. Энгельсе, Нижневартовске пока Потребность в автобусах у нас не успели развернуться. Так что год от года растет, а производвыбор КамАЗа оправдан. Необычную для челнинцев маство столь же неуклонно падает. Пожалуй, эта идея более жизразрабатывали опытные «Икарус» стал практически недошину ступен для большинства мунициконструкторы из Львова: теперешнеспособна, чем предложение «отпалитетов, поскольку продается ний Украинский автобусный про- верточной сборки» «икарусов» на институт одном из авторемонтных заводов теперь только за твердую валюмышленно-проектный ту. Городские автобусы выпускасовсем недавно был головным и «Татавтотранса», о котором мы ют в России, но ЛиАЗ все еще единственным по автобусам в сиписали в прошлом году.КОМПАНИЯ «ДУНФЫН-СИТРОЕН» начала действовать в Ухани. Совместное китайско-французское предприятие в прошлом году приступило к сборке легковых «ситроенов» модели ZX, используя базу бывшего Второго автомобильного завода (ныне — «Дунфын»). Доля китайского капитала в совместном предприятии — 70 %, французской фирмы — 25 % , двух французских банков — 5 % . Сборка из импортных деталей, а впоследствии и изготовление узлов сосредоточатся в городе Цзянфане, а собственное производство модели ZX намечено развернуть на новом заводе в Ухани с 1995 года. Т ам предусмотрены цехи штамповки, сварки и окраски кузовов, окончательной сборки. Цель — 37,5 тысячи автомобилей в год. Д ля Китая, конечно, капля в море, но и само море состоит из капель. Тенденция же очевидна: Китай, чью автомобильную промышленность некогда помогали создавать «советские братья», ныне развивает ее при поддержке ведущих мировых фирм, что никак не удается сейчас России.Данные Британской службы по анализу несчастных случаев на транспорте показывают, что около 10% расходов на содержание больничных коек приходится на обслуживание жертв дорожно-транспортных происшествий. И это несмотря на внедрение в конструкцию автомобилей эффективных средств безопасности.Легковые автомобили тайваньской фирмы ИЛН, выпускаемые по лицензии "Ниссан", получили новое торговое наименование - "Юлон",-НА УАЗЕ изготовлена и отправлена в сбыт первая (наладочная) партия джипов УАЗ-31514. Это модификация базового УАЗ31512, оснащенная металлической крышей. П О - П РЕЖНЕМУ СУЩЕСТВУЕТ ДЕФИЦИТ ЗАПЧАСТЕЙ к любым автомобилям. Но лекарство от болезни, кажется, уже найдено. О создании совместного предприятия, которое будет ъ широком ассортименте обеспечивать российский рынок автомобильными запчастями, объявили американская корпорация «Федерал-Весной нынешнего года в возрасте 77 лет скончался Ферручо Ламборгини, чья фирма в 1963 году начала выпускать спортивные автомобили.Могул», компании «Эллайд Сигнал Отомоутив», «Соджифи» и отдел сервиса компании «АвтоВАЗ-Лада». Новая фирма называется «Интернэшнл • Ауто Парте Лимитед» («Интерзапчасть»), главные ее задачи на данном этапе — поставки и оптовая торговля запасными частями и комплектующими деталями для импортных машин. Она также станет обслуживать запчастями машины российского производства, например «Ладу». Первое предприятие оптовой торговли будет находиться в Москве. Корпорация «Федерал-Могул» развернет поставку запасных частей для двигателей и" топливной системы, рулевых механизмов и подвесок, «Эллайд Сигнал» — свечей зажигания и тормозных систем. Итальянская компания по выпуску запчастей «Соджифи» возьмет на себя заботу о снабжении фильтрами, глушителями, рессорами и зеркалами.БОЛЬШЕ МАШИН ПОПУЛЯРНЫХ И РАЗНЫХ — так можно охарактеризовать усилия ВАЗа в развитии производства «ЛадыСпутник», «Нивы» и «Оки». Выпуск самой престижной модели ВАЗ-21099 (напомним, у нее кузов типа «седан») решено постепенно увеличить до 150 тысяч в год. Определен перечень дополнительного оснащения их производства, открыты заказы и заключены договоры на изготовление оборудования. Что касается модернизированной «Нивы» ВАЗ-21213, то уже введены мощности для выпуска 4000 таких автомобилей в год. Понятно, что в дальнейшем они будут увеличены. Т акже введены мощности по производству микролитражек «Ока» на 5000 машин в год. Автомобилисты понимают трудности, испытываемые заводом, хотя и завод, думается, тоже должен понимать: все-таки мало, мало он дает торговле таких машин, как «Ока».По словам французского министра по вопросам окружающей среды С. Руаяля, протяженность ежедневного автомобильного маршрута 72% горожан, владеющих легковыми машинами, не превышает 3 км. Кроме того, ежегодно 500 тысяч французов покупают второй автомобиль, который в среднем пробегает 40 км в неделюПьяные водители стали основной причиной 10-процентного роста смертности в автомобильных авариях на дорогах КНР. За 1992 год в них погибло 60 тысяч человек и 120 тысяч были ранены. 10 ЗА РУЛЕМ 7/93С ОВЕТСКИЙ «ФОРД» восстановили энтузиасты музея АЗЛК. К очередному весеннему парада автомотостарины засиял во всей красе «Форд-А». Такие машины автосборочный завод имени КИМ (ныне АЗЛК ) начал комплектовать из деталей и узлов, поступивших из США в 1930 году. Сегодня американских «фордов», собранных в Москве на заводе имени КИМ или в Нижнем Новгороде на заводе «Гудок Октября», сохранились единицы. Теперь среди них и советский «Форд-А» 1930 года, который стал как новый. ЗВЕЗДА ИСМЕРТЬ УЛЬЯНОВСКОГО «ЯГУАРА». Звезда начала восходить в 1976 году, когда конструкторы УАЗа приступили к проектированию плавающего автомобиля на базе УАЗ-469. Ему дали условное наименование «Ягуар», а официальный индекс этой амфибии — УАЗ-3907 (ЗР, 1989, № 2 ) . К 1989 году изготовили 14 опытных образцов. Конструкция оказалась удачной, выдержала все испытания и была принята на вооружение. Коль скоро «основной заказчик» (то бишь Министерство обороны СССР) признал, что УАЗ-3907 удовлетворяет его требованиям, завод начал готовиться к производству новой машины. Однако в начале 1991 года стало ясно, что в изменившихся условиях этот' автомобиль «заказчику» не нужен, и по инициативе УАЗа подготовку производства амфибии прекратили. А жаль! Возможно, она нашла бы спросКонцерн ПСА ("Пежо-Ситроен") и государственная фирма "Рено" объединили усилия в разработке установок по утилизации автомобильного металлического лома. Совместный проект также предусматривает ввести в строй в 1994 году в городе Атйс-Монсе (недалеко от Парижа) предприятие для переработки компонентов автомобилей, рассчитанное на 200 машин в день.у строителей, геологоразведчиков, фермеров, лесников, связистов. Все зависит от цены и, следовательно, себестоимости и масштабов выпуска. Вполне вероятно, что такая машина могла бы продаваться на рынках стран ЮжнойУАЗ-3907 на испытаниях. Америки и Юго-Восточной Азии: в розничной продаже за рубежом нет подобных автомобилей. Увы, «Ягуар» умер, не успев «вспрыгнуть» на конвейер.Парк электромобилей в Швейцарии хотя и невелик, но стремительно увеличивается. В 1988 году их в стране было всего-150, в 1989-м - 400, в 1990-м - 1000, в 1991-м - 1650, в" 1992-м - уже 2000 штук.«ФОЛЬКСВАГЕН-ЖУК» НЕ УМРЕТ НИКОГДА, судя по сообщению о том, что его решено снова выпускать в Бразилии с 1994 года. Производство этой модели на здешнем филиале концерна «Фольксваген» прекратили в конце 80-х. Соглашение, подписанное президентом Бразилии Франко ' и главой концерна «Фольксваген-Форд-Аутолатина» Де Шмедтом, предусматривает государственные субсидии на организацию производства.«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ» — так можно назвать федеральную целевую комплексную научно-техническую программу на 1993—1995 гг., разработанную Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ . Появление ее объяснимо. На конференции ООН" по окружающей среде, прошедшей в прошлом году, Россия была названа в группе наиболее экологически загрязненных стран. В программу внесен раздел, связанный с экологическим ущербом, наносимым автотранспортом. Предполагается разработать автоматизированную систему оперативного контроля загрязнения крупных городов выбросами автомобилей и создать банк данных по загрязнениям атмосферы, почв и водоемов, оценке экологической опасности автотранспорта крупного города. По показателям загрязнения воздуха автотранспортом в России первое место прочно держит Москва (801 тыс. тонн выбросов в1991 г.), второе — Санкт-Петербург (244), третье — Краснодар (150), далее идут Омск (148), Уфа (119).Завод дизельных моторов "Акционерного общества ГАЗ" в Нижнем Новгороде наращивает выпуск дизелей. До конца года намечено изготовить 10 тысяч таких двигателей.НА АВТОМОБИЛЕ В ИЗРАИЛЬ? Д а это просто невозможно. Но... первого апреля этого года открылось регулярное морское сообщение между Одессой и Хайфой. Для этой цели зафрахтован комфортабельный теплоход-паром «Дмитрий Шостакович». Корабль будет выполнять рейсы каждую пятницу круглый год. «Дмитрий Шостакович» способен принять более 400 пассажиров и около 70 легковых автомобилей.ПОРТАТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОС ТАНЦИИ «Мастер» и «Мастер-1», размещаемые под капотом легковых или грузовых автомобилей, выпускают совместно НПО «Автоэлектроника» и НПП «Динамос». Они не только обеспечивают электроэнергией штатные приборы автомобиля, но и позволяют производить в полевых условиях (при работающем двигателе) электродуговую сварку постоянным током, заряжать аккумуляторы, питать ручной электроинструмент и бытовые электроприборы напряжением 220 В. Автомобиль становится мастерской на колесах. Комплект стер- 1». электростанции «МаОсновой электростанции служит генератор постоянного тока новой конструкции. По габариту и местам крепления он аналогичен «жигулевскому», но отличается от него увеличеннойЕ ДИНЫЙПРОЕЗДНОЙВ ОБМЕН НА АВТОМОБИЛЬНЬШ ПРАВА — к такому виду со : циальной услуги решили прибегнуть городские власти г. Кобурга (Бавария). Известно, что пожилым людям управлять источником повышенной опасности становится труднее. Вот и предложили им в Управлении общественного транспорта сдавать свое водительское удостоверение, а взамен получать единый билет на все виды транспорта. Правда, до 2,5 кВт мощностью при макпока на один год. Бургомистр симальном токе 90 Аи напряКобурга назвал это решение мужении холостого хода 60 В. В ниципалитета «логичным актом», комплект входят также блок упкоторый поможет сохранению окравления и выносной преобразоружающей среды и повышению безопасности движения. вателе напряжения.«ГОЛОС УКРАИНЫ» сообщил недавно, что экспериментальный участок Львовского автобусного завода собрал первый троллейбус ЛАЗ-52523, рассчитанный на перевозку 112 пассажиров. Машина по многим элементам унифицирована с большим городским автобусом ЛиАЗ-5256. Сейчас она проходит испытания. С момента, когда Украина обрела независимость, у ЛАЗа возникли трудности в обеспечении изготовляемых здесь автобусов двигателями. Сейчас один из харьковских заводов планирует организовать, выпуск автобусной модификации своего базового дизеля. А той порой ЛАЗ собирается в нынешнем году испытать образцы новых городских автобусов повышенной вместимости — трехдверного и сочлененного.По данным швейцарской газеты "Аутомобиль Ревю", шведская фирма "Волво" всерьез рассматривает вопрос о сборке легковых машин семейства "900" в Санкт-Петербурге. Не исключается также возможность перевести туда производство устаревшей модели "Волво-240".юих>ЗА РУЛЕМ 7/93 113*