"ПРИХВАТИЛО" ПОРШЕНЕКДавненько мы не интересовались, о чем беседуют «гиганты автомобильной мысли» в курилке нашего клуба. Курение, конечно, порок, и афишировать пристрастие к нему коллег-автомобилистов — не в духе времени. Но что делать: именно в табачном дыму нередко витают частицы драгоценного опыта. На этот раз корифеи обсуждали с новичками «дела тормозные», а толчок разговору дал вопрос философского свойства: насколько применим передовой зарубежный опыт к российским условиям! — Я думаю , к нему надо подхо дить... — начал одиниз авторов дискусс ионного клуба, п односяк сигарете за ж игалку . И покаонприкуривал , кто-то не безиронии подхватил: — . . . В звешенно ! — С овершенноверно , — не реагируя на подначку, кивнул корифей . — Вот по нятный пример . К ак устроены передниетормоза «жигулей», надеюсь, п омните : в пазы чугунного суппорта на «ласточкин ом хвосте» вставлены алюминиевые ци л индры . О строумно , технологично — к а залось бы , вопросов нет. П о крайней мере , они не возникаютв солнечной Италии или вдругих странах, г де на дорогах чисто, в екмашиныпокороче , ч емв России, а следят за ней много лучше. Д аиу нас, п окуда машин этих делали мало, п ро б егиу них были небольшие... — «Не пробуждайвоспоминаний » , — снова перебил ироническийголос . — Ближ ек делу! — Д опорыдовремениимы считали: т ормозау « ж игулей » что надо , — н евозму т имопродолжалпервый . — Зато теперь хозяева машин , к оторые ездили круглый год, п рошлиснимиогонь , воду имедныетрубы , н ередкожалуются — не расторма живает цилиндр , а тои два. Знаете: в ы двинулся поршенек , п рижалколодкук диску, а обратно идти не хочет. И пошло поехало: т ормозит машина хуже , едет медленнее, бензина ест больше. А про чугун иалюминий неспроста вспомнил : в присутствии воды , а тем паче солевых растворов, к оторымизимойщедропо к рытыгородские улицы, эти два металла взаимодействуюткак гальваническая пара. По пазам «ласточкина хвоста» расползается коррозия — и алюминий , окисляясь, как бы разбухает, е го окислы забивают тесный зазоривконцеконцовдеформи руют, сжимают цилиндр. — Настолько, что поршень прихватывает? — усомнился ироничный оппонент (теперь вего голосе звучало скореенедо верие). — С мею тебя уверить , — подтвердил автор гипотезы . — А посему считаю, что зарубежный опыт оказался здесь не совс ем кстати. Н о меня-то волновало дру г ое : если цилиндрдеформировалсявпро цессе эксплуатации, нет ли простого способа восстановить его геометрию? — К примеру , купить новый! — невинно подсказал тот, к то явно не хотел слезать сиронического «конька». — Х ороший совет, коллега. О собенно для тойпоры , к огдацилиндр стоил семь с полтиной. А теперь, если надо выложитьза нехитрую деталь несколько «штук», да еще корячиться, п окаее заменишь? П рикинуля — и заказал мужикам из пя т ого цеха нехитрый инструмент. П опро бовал припервом « у добном » случае — оказалось, не ошибся ! Н ародв гаражах (ты знаешь, к ооперативу нас большой ) прознал — о тбояот «клиентов» не стало. А дела-то максимум на двадцать минут . • — И при такой квалификации тыеще '• здесь! — не унимался хохмач. — С амудивляюсь , — впервые улыбнувшись, б уркнулрассказчик . — Инструмент я, правда, передал одномутолко в ому слесарю. Малый сголовой , а главное, "добросовестный, так что зажизнь его клиентов не опасаюсь. — С кажите , а как распознать этот де фект — нерастормаживание? — деликатно поинтересовался новичок . — Ведь судя по вашим словам, о н не такойужредкий . — С корее распространенный, о собен но на тех машинах, к оторые хозяева нахлестывают круглыйгод . Нам-то эта при вычка теперь не по карману, но симптомы дефекта знать не мешает, опыт за плечами- не носить. О диниз верных признаков нерастормаживания — необъяснимо возрастает расход топлива. Пояснять тут нечего : двигатель преодолевает сопротивление подторможенного колеса (а тои двух, если неисправны два цилиндра). Разумеется, машина меньше пробегает накатом, х ужетормозится . С ловом , все «не так». Засомневались — п ровернутьпопробуйтеколесоруками . Не вращается — тут и поймете. В ообще интересуйтесь переднимитор м озами почаще. С кажем , снимаете спущ енноеколесо — заодно проверьте на всякий случай, н ормально ли отходят ко л одки , не зафиксировалась ли одна из них. Если вовремяне спохватиться, большие неприятности наживете. — В самом деле? — о беспокоился новичок. — Ей-Богу, п ережогом бензина не от делаетесь. Судите сами : к олодка давит на диск соднойстороны — о н быстрее из нашивается, д еформируется . П одшипник ступицы, чаще всего внешний, оказывается перегружен из-за одностороннегоприложениянагрузкии быстрее выходит из строя. Н ередко дефектный суппорт тянет за собой замену подшипника . — Все-таки не верится: п оскребчем то в цилиндре — и вперед , — усомнился шутник ужебез привычной иронии . — О бижаешь , — возразил «изобретатель», но не обиженный , а, с корее , польщенный вниманием . — Во-первых, не по с креб , а развернул — м ыстобойкак никак люди образованные. Во-вторых, убедился, что поршеньсвободно ( э товажно ! ) перемещается вцилиндре . Стало быть, нет заусенцев, д ругих механических повреждений . Нормально, если он ( б ез кольцевой манжеты ) опускается туда под собственным весом . Поверь, здесь есть нюансы ! Ведь что заставляет поршень вернуться, к огда сняли давление? — Упругость манжеты , п олагаю , — ответил шутник, давая понять, что говорит о вещах очевидных . — Помнится, в книгах ее называют уплотнительным кольцом . — С начитанным человекомипогово рить приятно ! — на этот раз слегка съехидничал « к орифей » . — А ведь встречались мне гиганты мысли : доказывали, что тормознойцилиндрипоршень — чуть ли не прецизионная пара. Д ажео какой-то подгонке деталей толковали... К огда это на словах, полбеды, н о видели цилиндры (новые!), в которых , увы, о б р атного хода поршню не было : тесно! Не фирменные , к онечно , — не иначе, такие вот горе - п рецизионщики сляпали. П оми луйте, т ормознойцилиндр — обычный гидравлический, г де полости разделены упругим резиновым кольцом. Оно-то и избавляет нас от прецизионностии связанных с ней сложностей . Так что новое — не обязательно лучшее. Э то , кстати, касается иколец , и уплотнительных манжет , что закрывают вход в цилиндр. — Коли так много зависит от этих ре зинок, видно, т оже не всякие подой дут? — о сторожно вставил третий участник разговора. — Делаете успехи , — о бодрилмэтр . — Кольцо (манжета, если угодно ) д олжно быть эластичным — в этом залог нормаль ной работы узл'а. К онечно , б ез опыта халтуру отличить трудновато. Но если случится самому перебирать цилиндр, ищите упругие кольца и избегайте жест ких. А пыльники ( н аружныеманжеты ) т акжедолжны быть упругими , но приэтом плотно охватывать проточку на ци линдре. | — Коль уж ты изучал проблему , м о ж ет знаешь, к акой цилиндр чаще выходит из строя? — на сей разв голосе шутника прозвучало уважение. — По моимнаблюдениям , внутренний, более удаленный от колеса. Д умаю , тут все ясно: н аружныйхорошоприкрытдиском колеса от воздействия, с кажем научно, о кружающейсреды . А внутрен ний — ничем не защищен , о ттогоиза клинивает внем чаще. Кстати, схватывает намертво: бывает, сдвинутый с места пор шень выходит вместе с « п риварившими ся» к усочкамиалюминия (та же пара, т отже гальванический процесс ! ) . А сдвинуть его , п окасуппорт на машине , п орой стоит титанических усилий: водитель давит на педаль так, что спинка сиденья тре щит! — А что, д ефект этот чисто «жигулевский»? — деликатно поинтересовался но вичок. — В сущности, д а , — подтвердил спец по нерастормаживанию . — На «москвичах2140», «четыреста двенадцатых» и « К ом би» из Ижевска цилиндры расточены пря м овчугунномсуппорте ( с кобе ) , т ак что нет коррозионнойдеформации , к оторуюя считаю причинойномеродиндля этого дефекта. Т ам , правда, свои проблемы . Т ормоза , п арни , — это сюжетдлямекси к анского сериала, над нимиможно плакать безконца : главный цилиндр , усилитель, регулятор давления... Но и кое-что сде лать, чтобы работали как следует, т оже удается. Записал М . Д ЕМИДОВФмр.*е» "АРТЕГ" предлагает со склада в МосквеОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АВТОСЕРВИСА. . • " • • •:— шиномо-нгажкке стенды; — установим схоаа-раэвала колес; — i jнищ iinopiiir — диагностические комплексы и др.Тел. (095) 408-50-38.ЗА РУЛЕМ 7/93 43