27
28
29
ffНАШИ ИНТЕРВЬЮШКОДА" - НА ЕВРОПЕЙСКОМ УРОВНЕВ недавние годы наш журнал часто и охотно" писал о чехословацких машинах «Шкода»: любой новости от партнера по СЭВу придавалось большее значение, чем настоящим автомобильным сенсациям. Однако до очного знакомства советских покупателей с легковыми «шкодами» дело не доходило — в СССР их не импортировали. Теперь, когда на смену идеологическому «братству» приходит сотрудничество равноправных партнеров, эти машины стали появляться на наших дорогах, вызывая практический интерес читателей. Ответить на вопросы об особенностях машин, о сегодняшнем положении фирмы, ее перспективах на рынках стран СНГ мы попросили представителя завода «Шкода» в России А. ЛОЛУА. — Господин Лолуа, начнем, наверное, с тех изменений, которые произошли за последние годы на одной из старейших в мире автомобильных фирм? — Серьезных перемен немало, а связаны они с тем, что, во-первых, народное (читайте «государственное») предприятие «Шкода» стало акционерным обществом, а во-вторых, немалую долю его акций (33 % ) приобрел концерн «Фольксваген». — В России много спорят о будущей роли западного капитала для развития страны, так что ситуация на «Шкоде» вызывает особый интерес... — Думаю, известное выражение «бархатная революция» при всей его условности применимо и для характеристики перемен на «Шкоде». Чешское предприятие вполне современное, переднеприводная «Шкода-Фаворит» освоена лишь в 1988 году. Специалисты решили, что в интересах «Фольксвагена» продолжать выпуск этой модели, сделав ее воспреемницей немецких традиций качества. Д ля этого производство и конструкцию машины модернизировали, использовав финансовую мощь концерна, его технологии, привлекая западные фирмы — поставщиков комплектующих изделий. — Каков усилю? же эффект предпринятых менты фирмы в споре за покупателя?— Основной аргумент тот же, что и на рынках других стран,— наиболее доступная цена при европейском уровне качества. Тем более что российские автомобили стремительно дорожают, а цена «Шкоды», опирающаяся на стабильную валюту — чешскую крону, будет изменяться лишь на считанные проценты. В этих условиях, да при дефиците машин конкурировать с ВАЗом и АЗЛК в России, думаем, реально. — Но своеобразие здешнего рынка в том, что наибольший успех имеют дорогие и очень дорогие модели. — Машина за 50—100 тысяч долларов не «повезет» вперед нормальную экономику — для этого все-таки нужна массовая, доступная модель. Поэтому мы предлагаем самую дешевую среди новых иномарок. Экономия для покупателя, который предпочтет «Шкоду» близким по классу изделиям других фирм, окажется немалой — несколько тысяч долларов, а эксплуатационные качества машины — достаточно высокими. — Нельзя ли развить эту мысль?хэтчбек «Фаворит»; ее модификации — универсал «Форман» и пикап на 500 кг груза. У каждой модификации несколько вариантов, различающихся оборудованием и отделкой, но обязательно — обивка сидений и боковин красивой, добротной тканью, подголовники не только передних, но и задних сидений, очиститель и омыватель заднего стекла. — Западный стандарт предусматривает и оборудование за дополнительную плату... — Его у «Шкоды» также немало: от противотуманных фар и заднего сиденья со спинкой, складывающейся по частям, до буксирного устройства и охранной сигнализации «Бош». А литые колеса, люк в крыше и окраска «металлик» придадут машине облик престижной. И все это — без хлопот и поисков, прямо с завода. — Удобно и довольно заманчиво. А есть ли варианты силовых агрегатов? — Двигатели различаются системами питания и снижения токсичности, в зависимости от которых потребляют этилированный и неэтилированный либо только неэтилированный бензин (октановое число 90—91), и развивают 50—58 л. с / 4 0 — 43 кВт при 5000 об/мин. Рабочий объем у всех одинаковый — 1289 см 3 , все — с пятиступенчатыми коробками передач. — Технические возможности «Шкоды» ясны. А как будет строиться здесь ее коммерческая деятельность? — По той же схеме, которой группа «Фольксваген» придерживается в Германии и других странах. Вершина пирамиды — генеральный импортер, то есть крупный оптовый покупатель. В европейской России это известная здесь немецкая фирма ИХР («Индустрифертретунг Хофмайстер -f-Румпф»). С «генеральным» имеют дело «хэндлеры» — магазины мелкооптовой и розничной торговли. Подчеркну: заводизготовитель связан непосредственно с генеральным импортером, с ним он ведет расчеты только в твердой валюте, устанавливая фиксированную норму прибыли. Мы заинтересованы в предложениях солидных фирм, которые могли бы действовать как наши генеральные импортеры на Дальнем Востоке, в Сибири, в странах Закавказья и Средней Азии. Контактный телефон представителя «Шкоды» в Москве: 334-72-39.ЗА РУЛЕМ 7/93 27— Повысилось качество сборки машин, они стали привлекательнее благодаря лучшей отделке. А комплектация системами впрыска топлива, нейтрализаторами, безасбестовыми фрикционными накладками дала возможность продавать их там, где действуют самые жесткие экологические нормы. И теперь рядом с названием «Шкода» повсюду стоят слова «Группа «Фольксваген» — как поручительство головной компании. Конечный же итог преобразований выражается в увеличении спроса, за которым едва поспевает быстро растущее производство. В 1991 году «Шкода» изготовила 180 тысяч машин, в 1992-м — 200, в нынешнем намечено выпустить уже 240 тысяч! «Шкода» сегодня развивается динамичнее остальных компаний группы («Ауди», «Фольксваген», СЕАТ), усиливая ее позиции в секторе дешевых автомобилей: именно такие пользуются успехом у немалой части покупателей. Чтобы все стало вполне ясно, скажу: самая дешевая «Шкода-Фаворит» стоит в Германии 14 490 марок, столько же — «Лада-Самара-1300», а самый доступный (но менее мощный) «Фольксваген-Поло» — 18 900 марок. — Кто ваш главный конкурент на Западе, теперь ясно. Очевидно, и в России «шкоды» выступят прежде всего как соперники «Лады-Самары». Каковы аргу7*— Пожалуйста. «Шкода» — во всех отношениях практичная машина: невелики затраты на бензин (отвлекаясь от стандартных характеристик, скажу, что 47-литрового бака хватает в городе на 620630 км пробега), причем поставляемые в Россию машины могут потреблять этилированный бензин. «Шкода» компактна (на 191 мм короче «Самары»), маневренна, динамична (с места до 100 км/ч разгоняется за 15—16 с ) . Карбюратор «Пирбург-2Е-3» с автоматическим пусковым устройством позволяет пустить мотор с первой попытки при 25-градусном морозе даже со стандартной батареей емкостью 40 А-ч (хотя для российского рынка устанавливают аккумулятор на 55 А - ч ) . — Все сказанное вами отвечает представлению о практичной машине. Но в ней, пожалуй, нет ничего неожиданного, непривычного для российских покупателей. — Думаю, и это окажется плюсом «Шкоды» для стран, со столь сложными условиями эксплуатации как Россия и ее ближайшие соседи. Класс машины, ее концепция, отдельные элементы конструкции уже освоены здешними автомобилистами. Более того: «Шкода» хорошо приспособлена к самостоятельному обслуживанию и ремонту, что опять-таки в российских традициях. — Теперь о выборе: насколько он широк для покупателя «Шкоды»? — Базовая модель — пятидверный На первый взгляд казалось необычным , что фирма , производящая легкиеодномоторные самолеты, в концеминувшейзимы стала дилеромамериканского автомобильного концерна «Крайслер». В «Авиатике» любят рассказывать историю , ставшую почти легендой . В 1992 го ­ д упрезидент «Авиатики» И горь Пьянков приобрел американский джип «Гранд ЧерокиЛаредо » и приехал на нем на московское аэрошоу, г де демонстрировались само ­ леты егофирмы . Здесь ипроизошла встреча президен ­ та «Авиатики» с представителем «Крайслера». Год назад такая машина, как джип «Гранд ЧерокиЛаредо » с четырехлитровым двигателем, была в новинку на рос ­ сийских дорогах, и представитель одной из самых круп ­ ных автокорпораций не мог не обратить на нее внимание. Тем не менее взаимный выбор состоялся не из-за случайного знакомства, а по другойпричине : «Авиатика» заинтересовала «Крайслер», п режде всего, с воимопытом производства ипродажи самолетов. Если фирмаумеет продавать самолеты, то и реализовывать автомобили ей тожепо плечу» И менновозможностью не толькопрода ­ вать, но и производить продукцию отличается москов ­ ская фирма от многих недавно появившихся российских автодилеров. В своюочередь , «Крайслер» интересен «Авиатике» т ем , что по предсказанияммногих экспертов амери ­ канские автомобили вближайшеевремя станут очень по ­ пулярны в России. В особенности джипы . Исходя из этого, специально для реализации автомобилей «Крайслер» в России в январе 1993 года было создано АО «Авиатика-Моторс», к онтрольный пакет акций кото ­ р ого принадлежит «Авиатике». Чем же отличается «Авиатика-Моторс» от многих других крупных и мелких фирм , продающих нередко по пять-шесть марок автомобилей разных компаний? Во-первых, «Авиатика-Моторс» — официальный дилеркомпании «Крайслер» и продает автомобили только этой марки . Во-вторых, к озырная карта официального дилера — сервис, к оторыйу так называемых «черных» дилеров отсутствует вообще. Без обязательств по налаж енному техобслуживанию простоневозможно было подписание прямогодилерского соглашения, п осколькухорошее обслуживание клиента, к упившего автомоб иль , — главное требование американскогоконцерна . Все проданные фирмоймашиныимеют гарантию один год или на двадцать тысяч километров пробега. Если во время гарантийного срока выходит из строя какая-либо деталь, то ее можнобыстро заменить в техцентре «Авиатики-Моторс», к оторыйрасположен по адресу: М осква , м икро ­ район Новогиреево, ул. Сталеваров, 1 . . Там жевскором времени откроется салон по продаже автомобилей и запчастей кним . В техцентре будет установлен специальный тестер Ди-Эр-Би-2, к оторый предназначен для тестирования моделеймарки «Крайслер». Тестер выявляет 98 % всех поломокв автом обиле , так что клиенту совершенно не приходится волноваться. Но если всетаки нужнойи очень редкой детали нет на станции, то немедленно отправляется запрос на склад в Брюссель, о ткудав случае необходимости деталь поступает за два дня. М еханики техцентра «Авиатики-Моторс» проходят обучение подруко ­ водством инструктора по сервису корпорации «Крайслер». У механиков всегда подрукойамериканскиевидеопосо ­ бия и печатная продукция по ремонту автомобилей «Крайслер» с учетом их специфики . Все заметнее в России становится тенденция, к огда при покупке клиент выбирает автомобиль под свои индивидуальные требования с дополнительной комплектацией . Естественно, при таком спецзаказе поставка машины длится несколько дольше, но зато она отвечает всем пожеланиям покупателя. В соответствии с28 ЗА РУЛЕМ 7/93«4ВИ4ТИ1Н АША СПРАВКА. А О «Авиатика» о бразованов 1991 году . Учредители — М АИ , ЛИИ им . Громова, М АПОим . Д ементьева . О сновной вид деятельности — п роизводство легких самолетов. В 1992 го ­ д упроданоболее 100 самолетов «Авиатика-890» и «Авиатика-890У» в 12 стран мира . Президент — И. Б. Пьянков. K4»условиями «Крайслера» фирма-дилер должна направлять на завод вДетройтинформациюо запросах покупателей и свои пожелания. Таким образом , «Крайслер» м ожет изучить, к акие автомобили искакойкомплектацией пользуются наибольшим спросомв той или иной стране. «Авиатика-Моторс» осуществляет продажу запчастей и дополнительных устройств. Н апример , п ротивотуман ные фары, л ебедки , материал для обивки сидений и салона, м олдинги . Также в магазине «Авиатики-Моторс» м ожно приобрести ибоковые стекла, к оторые , увы, д о ­ вольно часто выламывают воры, чтобы проникнутьв салон. Учитывается и страсть хулиганов отрывать фир ­ менные знаки «Крайслера», р асположенные на капоте. О ни закуплены в достаточном количестве. «АвиатикаМ оторс » приобретает все дополнительные аксессуары к своим машинам у подразделения «Крайслера» — ф ир ­ м ы «Мопар». Еще одно достоинство официального дилера перед «черным» р ынкомвтом , что все 'машины адаптированы под климатические идорожные условия России. К сожа ­ лению, это не всегда знают покупатели иприобретают машину, изготовленную, к примеру , для ФРГ. Стоит ли потом удивляться, что еще новый автомобиль быстро ржавеет или остается без подвески? Адаптация заклю ­ чается не только вукреплении ходовой части для наших плохих дорог . Также переделывают и двигатель под российский бензин. С пидометртоже рассчитан на ки ­ л ометры , а не на мили . Поставка машин ведется вМоскву по двум вариантам. Первый — из Соединенных Штатов морскимпутемв порт Санкт-Петербурга. Оттуда автовозами вМоскву . При другом варианте машины доставляются «АвиатикеМ оторс » не из Америки , а из Европы сконсигнацион ­ ного склада в Бремерхавене. С рок поставки товара из Европы занимает всего две-три недели. Ожидается, что скоров России будет запрещена продажа автомобилей, не имеющих сертификата НАМИ . Но это не станет преградой для «Авиатики-Моторс». М осковскаяфирма получит сертификат на пять моделейкорпорации «Крайслер», к оторые пользуются наибольш имспросому российских покупателей: «Чероки», «Гранд Чероки » , «Вояджер», «Саратога» и «Вранглер». «Авиатика-Моторс» надеется не только продавать авт омобилии заниматься техническим обслуживанием , но и самостоятельно выпускать и продавать запчасти. В планах — с борка машин в России. Тем более производ ­ ственная база для этого уже есть. Это оборонные заводы, осуществляющие программу «Конверсия». На одном из таких заводов про ­ изводятся легкие самолеты семейства «Авиатика». «Авиатика-Моторс» — не фирмаоднодневка . К омпания рассчитывает прочно занять место на автомобильн омрынке СНГ. При сборке машин в России цена на них, естественно, будет ниже . Это сулит «Авиатике-Моторс» существенное преимущество переддругими продавцами иномарок . Практика показывает, что наиболее приспособлены для климатических идорожных условий СНГ автомобили семейства « Д жип » . И менно на них делает ставку «Авиатика-Моторс». Д жипы «Крайслер» н езаменимы как для провин циального бездорожья , так и для города . О собенно они пригодятся для организаций фермеров . Тем более, что цена на автомобили, предлагаемые АО «АвиатикаМ оторс » , сравнительно невелика. Собираясь покупать машину, к аждыйпрежде всего должен подумать, а укого лучше покупать, и помнить при этом, что ему по пути только с официальным дилер ом . В противном случае он может нажить себе массу неприятностей ипокупка будет не в радость.ЗА РУЛЕМ 7 93 29А О «Авиатика-Моторс» образовано в 1993 году. Контрольный пакет акций принадлежит АО «Авиатика». Вид деятельности — продажа автомобилей концерна «Крайслер», запчастей к ним и их техническое обслуживание. Генеральный директор — В. А. Долгов. Коммерческий директор — С. А. Матвеенко. Технический директор — А. Н. Алейников.