12
13
ТАКИЕ ЛЕГКИЕ КОЛЕСАвсего один процент ее массы. В эксплуатации такое изменение заметить трудно . Важно, о днако , что упомянутыекилограммыснимают не скузоваи не ссилового агрегата, а с деталей, к оторые относятся к неп одрессоренным массам. Это вкор ­ не меняет дело. О бщеизвестно , что узагружен ­ н ого автомобиля плавность хода выше, ч емупустого ( м ыговоримо правиле, а не об исключениях). Следовательно, плавность улучшается, к огдаотношениеподрессо ­ ренных масс кнеподрессоренным увеличивается. Тот же самый результат достигается, к огда облегчают неп одрессоренные детали, в нашем случае — колеса. Но добиться 'Этого чисто конструктивными приемами трудно : если уменьшить, н апример , толщину стального листа — колесо потеряет прочность. А легкое колесо из алюминиевого сплава как раз позволяет получить нужный эффект. Д ругойпростойпример . Чегочего, а ухабов и ям на наших доро ­ гах хватает. Если подвеска уавтомо ­ биля жесткая , вы проклинаете все на свете, подпрыгивая на сиденье, как мячик . У мягкой подвески свой ми ­ нус: она хорошо поглощает мелкие неровности, зато на солиднойколдо ­ бине ее «пробивает» д оупора , и каждый такой удар вызывает болез ­ ненное сострадание к несчастной ма ­ шине. К онструкторы идут на ухищре ­ ния, д ажеприменяютпружиныпере ­ м еннойжесткости , но главное реше ­ ние и тут сводится коблегчению неподрессоренных частей. Колесо небольшого веса не «пробьет» и мяг ­ к ую подвеску, п оэтомуприего использовании комфорти способность «держать удар» вполне сочетаются. Есть и третье. С легкимколе ­ сом, обладающим меньшей инерц ионностью , п ружине легче справиться, легче заставить его обкатывать все волны дорожногопокрытия , не отрываясь от него и не пускаясь в «галоп». А это важно не столько для плавности езды , с колько для устой ­ чивости иуправляемости . Наконец, четвертое. «Пробои» п одвески , галопирование и иные танцы колеса на дороге не проходят бесследно для узлов и сочленений подвески . Чем лучше ведет себя ко ­ лесо, т емдольше служат шаровые опоры , втулки, сайлентблоки, т емре ­ ж е сбиваются углы установки уп ­ равляемых колес, что всвоюочередь повышает срокслужбышин . С ледующий тезис прозвучит несколько неожиданно: облегченные колеса пусть немного , но способ ­ ствуют экономии бензина. Казалось бы,' какая связь между этими параметрами? О днако она есть. К олесо — это не тольконеподрессоренная , н ои вращающаяся масса. При разгоне автомобиля каждыйкилограмм этой массы требует примерно на 65 % больше энергии , ч ем та, к оторая не крутится . А это, согласитесь, довольно заметная величина, к оторая отразится на расходе топлива. Последний тезис нашей теорети ­ ческой части тожекороток : колеса из алюминиевых сплавов повышают эффективность рабочих тормозов. Л огика проста. Во-первых, а люминий отличается высокой теплопроводностью, то есть лучше отводит тепло от - с тупичного узла, а во-вторых, в алюминиевых дисках обычномного больших отверстий, к оторыеспособ ­ ствуют обдуваниютормозов воздух ом . Существенно, что эти факторы сказываются именно тогда, к огдатор ­ м оза работают в наиболее напряженном режиме. Покончив с теорией, обратимся кконструкции легкосплавных колес. Н ачнемс материалов. Пару деся ­ тилетий назад использовали как алю ­ миниевые, так и магниевые сплавы. Последние не выдержаликонкурен ­ ции и сошли со сцены по един ­ ственной, но очень важной причине : к оррозионная стойкость их неудовлетворительна. И дело тут не стольковэкономике эксплуатации, с кольков соображениях безопасности: колесо, п одточенноекоррозией , м ожет стать причиной больших бед . Известны такж епопытки изготовления колес из прочных пластмасс, но они пока не получили сколько - н ибудьширокого распространения. А коли , так, а люминиевые сплавы заняли ныне почти монопольноепо ­ л ожение . Д ля изготовления колес применяют два принципиально раз ­ личающихся технологических процесса. Первый, наиболее распространен ­ ный — литье. Разумеется, льют расплавленный алюминий не вземлюи не вкокиль , а в специальные формы . На современном автоматизированн омоборудовании разливка металла идет под давлением, с противодав-Есть азбучные истины вроде тех, что шина сделана из резины, крышка распределителя — из пластмассы, а колесо отштамповано из стального листа. Впрочем, относительно колес наши представления в последние годы претерпели изменения. На иномарках, на некоторых отечественных машинах, а теперь ив витринах магазинов мы все чаще видим колеса из алюминиевых сплавов, которые по внешнему виду легко отличить от обычных. Что это — пижонство, мода или очередной шаг технического прогресса! Чем плоха стальная штамповка, для чего понадобились другие материалы! Самый короткий ответ прост: потому что колеса из легких сплавов лучше. А вот чем именно, какие тут «за» и «против» — в этом стоит разобраться. Первый тезис напрашивается сам собой . Если деталь сделана из легк ого сплава, стало быть, она легче стальной, а снижение массы автомо ­ биля — дело благое. Но велик ли выигрыш? Ну, похудеет машина ки ­ л ограммов на десять — пятнадцать при замене всего комплекта , а этоШШ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ12 ЗА РУЛЕМ 7/93 Принимаем заказы и продаем автозапчасти и автомобили европейской сборки. Цены по каталогам ФРГ. Организуем поездки за автомобилями. Обращайтесь к нам по телефонам: (095) 165-69-53,309-48-97.лением идругимитехнологическими «фокусами», о беспечивающими выс окое качество изделия, отсутствие пор и раковин в металле. Тем не менее» п редусмотрен стопроцентный рентгеновский контроль отливок, гар антирующий отсутствие металлургич еского брака вготовойпродукции . Большое достоинство литья втом , что оно почти не дает отходов исходного материала, что, естественно, снижает себестоимость произ ­ водства и обусловливает относительно невысокую цену изделий. Недостаток же заключается втом , что отливка обладает так называемой свободной, ненаправленной кристаллической структурой . Это обязывает конструкторов делать стенки колеса достаточно толстыми или, во всяком случае, избегать каких-то утонченных архитектурных элементов для того , чтобы обеспечить требуемую механ ическую прочность изделия. Д ругой способ — ковка, иными словами, горячая штамповка. Здесь достигается наивысшая прочность, п осколькуструктура металла становится волокнистой , а направление этих волокон — изначально заданным. Специалисты фирмы « Ф орд » считают, что такая технология позво ­ ляет уменьшать толщину стенок уго ­ товых колес примерно на 20 процен ­ тов по сравнению слитыми . Д аром , однако, это не дается: п о крайней меретри четверти массы первоначальной заготовки теряется и превращается вотходы , а стоимость этих потерь ложитсявесомымгрузом на цену товарной продукции . Что же касается весовых показателей изделия, т о здесь примерно такие соотношения : литое колесов 1,3—1,5 раза легче обычного , стального (колебания диктуютсярисунком , ф ормами диска), а кованое — п ри ­ м ерно на столько же легче литого. О днако разница в ценах такова, что литые колеса на сегодня представляются наиболее разумнымкомпро ­ миссом. С применением колес из алюми ­ ниевого сплава связано ещеоднооб ­ стоятельство, з аслуживающееособо ­ го упоминания . Будучи установленным на автомобиле, алюминиевый диск контактирует со стальной ступицей, а эта пара создает благоприятные условия для развития электрохимическойкоррозии металла. Если алюминийничем не защи4 За рулем № 7тить, то в неблагоприятных условиях эксплуатации он уже через два-три года изряднопокроется кавернами («язвами») и струпьями, а такой срокслужбы никак нельзя признать достат очным . Поэтому все алюминиевые колеса выпускают с защитными по ­ к рытиями . К счастью, диапазон эффективных способов защиты велик: в севозможные анодные покрытия , выс окопрочные лаки на гальванической подложке . В отличие от краски на стальных дисках эти защитные слои можно повредить разве что молоткомизубилом . Ну и, к онечно , у даромв случае аварии, но против такого «воздействия» п риемов не суще ­ ствует. Таковы главные особенности легких колес, объясняющие их распро ­ странение в повседневной автомобильной практике . М ы сознательно не коснулись здесь многихвопро ­ сов, чрезвычайно важных для . п отре ­ бителя: прочности иремонтопригод ­ ности колес из алюминиевого спла- *. ва, необходимости ивозможности их балансировки, изменений в поведении автомобиля иощущений водителя приэтом , а такжецелого ряда других , чисто практических свойств. Все это станет темойследующих публикаций. Пока ограничимся перечислением производителей новой продукции , предоставивших нам возможность провести упомянутое тестирование. Сегодня это, п о сути, основные по ­ ставщики легких колес на наш внутренний рынок . Кованые колеса производитНПО «Авиатехнология» (Москва, тел. 284-24-75), к оторое использует плоды конверсии «столпов» о бороннойин ­ дустрии (Верхнесалдинского металлургического производственного объединения, С тупинского металлург ического комбината, Д олгопруднен ­ с кого НПП). Литые колеса делают несколько новых предприятий , созданных на основе сотрудничества икооперациисзарубежными партнерами. Это российско-болгарское акционерноеоб ­ щество «Криста» (Москва, тел. 155-03-03), р оссийско - г ерманское СП «К и К» (Красноярск, тел. 24-34-70), российско-итальянское СП «ТОР» (Каменск-Уральский, тел. 69-234). Ну, а оподробностях , к ак условились,— в следующем материале. А. МОИСЕЕВИЧФирма • ВИДЕОЦВЕТ и ИМ ЭКСПОРТ Д. БРАУНА ГЕЛЬАкционерное общество "ИМПУЛЬС"предлагает радиофицированное противоугонное устройство "Родео", предназначенное для оповещения владельца в случае несанкционированного проникновения в автомобиль, снятия деталей. угона. Защита автомобиля осуществляется включением прерывистого звукового сигнала, периодическим миганием фар. блокировкой системы зажигания. передачей владельцу кодированного радиосигнала тревоги. Радиус действия радиосигнала — 1 км . "Родео" — полная безопасность вашего автомобиля! Н ашадрес : 350072. Краснодар, ул. Московская, 5, АО "Импульс — торговый дом", телефоны: (861-2) 57-90-11, 57-90-30. телетайп 211119 "Диск", телефакс (861-2) 54-81-55.ТОПЛИВНЫЕ И МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ для автомобилей КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ТАТРА, ИКАРУС и всех моделей тракторов.К ратчайшиесроки поставки в любые ре ­ гионы СНГ . Разработка и производство нового поко ­ ления фильтрующихсистем .Научно-техническая фирма "ИНПРОКОМ" 195249, Санкт-Петербург, а/я 84. Тел. (812) 112-80-08,112-89-00, 298-18-01. Факс:(812)112-80-38."БИНАР-2"Разработанная нами бёнзогазовая система "Бинар-2" устанавливается на любую марку отечественных легковых автомобилей без помощи специалистов. "Бинар-2" экономит до 40% бензина, увеличивает мощность и ресурс работы двигателя. Пробег автомобиля возрастает до 600—800 км на 8 литрах газа. Допускается применение низкооктановых марок бензина. Снижает выброс вредных веществ до 30%. По вопросам приобретения (возможен бартер) обращаться по адресу: 197М5, Москва, Елизаветинский проезд, д. 10, "Опыт-три". Тел.: (095) 2(1-34-37. Тел./факс: 267-43-42.ЗА РУЛЕМ 7/9313