ностей оказался маленький резьбо ­ вой штифт, ф иксирующийвопреде ­ л енномположении ось вилок пере ­ к лючения передач. О н просто отвернулся, отчего ось, получив некото ­ р ую свободу, стала елозить туда-сюда и поворачиваться. Вилки пере ­ стали четко фиксироваться, а масло через отверстие под злополучный штифт пошло на улицу. Благо, к ороб ­ ка была демонтирована: снял крыш ­ к и , о смотрел все и собрал, заменив бумажные прокладки герметиком, а штифт посадил на краскуираскер нил в затянутом состоянии. Не будучи зафиксирован, этот винт просто дол ­ ж ен отвернуться, так как онсвоим пер еднимконуснымконцом входит вконусное сверление в оси вилок. Конечно, это не повод, чтобы со ­ ветовать каждому снимать коробкус новой машины , о днако замечу, что сей винтик в качестве инициатора различных неисправностей был «пойман» не один раз. Поэтому прове ­ рять, как ему живется на своем ме ­ сте, иногда нужно , особенно если передачи стали включаться нечетко. А заодно, коли уж оказались под машиной на яме, проверьте свободный ход вилки выключения сцепления. У «москвичовского» сцепления, в отличие от « ж игулевского » , коэффициент запаса небольшой, поэтому даже недолгая работа вподжатом состоянии (то есть спробуксовкой ) м ожет повлечь за собой необходимость досрочной замены ведомого диска и, увы, графитового выжимногопод ­ шипника. Пока не вылезли из ямы, п ро ­ верьте и состояние карданных шарниров. На моеймашинепередний пришлось менять на 40-й тысяче. Условия работы у них — х уже не при ­ думаешь. Вибрации от вала допол ­ няются влиянием радиального люф ­ та, в озникающегомежду скользящей вилкой и втулками в удлинителе ко ­ р обки . Поневоле вспомнишь старые добрые пресс-масленки. А может , это не такой уж анахронизм? Ш арниры - т о ходили дольше. А , т о ведь получилось: по сравнению с «408-м» к ру ­ тящий моменту «412-го» возрос поч ­ ти на 20 %, м ощность — в 1,5 раза, соответственно увеличилась инагруз ­ ка на узлы трансмиссии. А шарниры остались теми же (только детали ко ­ р обки были усилены). Так что хотите, чтобы коробка , задний мост икар ­ данная передача служили подольше — избегайте «спортивного» стиля езды . Но все это сказывается вдви ­ ж ении . А для того , чтобы остановиться, н ужны тормоза. И тут хочу предостеречь: не доезжайте до предельного износа передних коло ­ док (тем более «до металла»). Д еловтом , что по мере уменьшения толщины накладок поршнипо ­ степенно выходят из своих гнезд все дальше иводинпрекрасный момент оказывается, что возвра-"ИЖ-КОМБИ": ВАРИАЦИИ НА ИЗБИТУЮ ТЕМУКажется, что ещеможно рассказать про «Москвич-412» (или ИЖ-2125, разница невелика]. За четверть века уже описано все до винтика, д о последней гаечки. Но автомобилями этих марок пользуются очень многие , а Ижевский автозавод продолжает год от года пополнять ряды их владельцев. Впечатлениями и советами, подсказанными эксплуатацией свежей машины «ИЖ-Комби», мы попросили поделиться коллегу — з аведующегоотделом эксплуатации и испытаний молодого журнала « М ото » Д . Ю ДИ ­ НА. По делам мне приходится наезжать около 50 тысяч километроввгод . Д ля государственного автомобиля не очень много , для личного — совсем немало. Столько пробежал , пережив две зимы, «Комби» — ИЖ-21251 1992 года рождения, предоставленный заводом для потребительских испытаний редакции « М о ­ то». Понятно, владелец, е здящий не так много , накапливал бы эти впечатления куда дольше. К двигателю за это время особых претензий не было. Правда, о днаж ­ ды, о бнаруживвТОСОЛе капельки масла, приготовился к замене про ­ кладки головки . Для устранения де ­ фекта оказалось достаточно отпустить и заново подтянуть гайки крепле ­ ния головки . Поэтому очень советую владельцам новеньких «москвичей» (и «41-х» тоже) не лениться и после первых пятисот километровпро ­ бега протянуть головку ; лучше динам ометрическимключом на холодном двигателе, момент затяжки 9... 10 кгс - м. Кстати, эту операцию стоит проводить при каждом ТО — такова одна из особенностей «412-го» м отора . Что касается «больного» вопроса о падении давления масла, м огу только посоветовать: старайтесь при ­ менять подобающие масла. С тех пор , к ак перешел на импортные , стрелка манометра держитсяв успокаивающей меня зоне — правее середи ­ ны шкалы. Д орого , к онечно , но, во-первых, р езко уменьшился естественный расход (угар) масла; во-вторых, я смело увеличил пробегмеж ­ ду ТО до 15—17 тысяч километров (масло остается светлым на протя ­ ж ении 10—12 000 км , хотя это косвенный показатель); а в-третьих, з и ­ м ой пуск стал просто безупречным . Поскольку на «москвичах» я езжумного лет, м огу твердо сказать — на эксплуатационных материалах эко ­ номить не стоит. Коробка передач... Кто из бывалых «москвичистов» не вздрогнет , услышав это словосочетание. Есть от чего — с реднийпробегмеждуремон ­ тами этого узла влучшем случае 35—40 000 км . Поэтому, когда на 45-й тысяче из коробки «потекла» и стала самопроизвольно выскакивать третья передача, я не удивился, а приготовил сальники, втулки, пару старых коробокроссыпьюи снял роднуюс машины. Самое обидное , что на этот раз причиной неприят-ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ20ЗА РУЛЕМ 8/93