ная затяжкаподшипников влияют на процесс торможения . Вдобавок присбор ке или регулировкемогут быть допу щены ошибки . К рометого , о дно колесо недавно проехало по луже , д ругое чуть греется от приспущенной шины, одна колодка ходит легко по направляющим , д ругая заедает из-за неточностей визго товлении и т. д. Д исковымтормозампри всех достоин ствах присущ серьезный недостаток: к олодки от диска не оттягиваются пру ж инами (этого нельзя делать!), а имеют свободу взазоремеждудискомипорш н емтормозного цилиндра. Теория утв ерждает : к огда нет давления колодки на диск, сила трения здесь равна нулюиколесотормозиться не будет. З азоржедолжно обеспечить упругоерезиновоекольцо , находящееся в канавке корпуса цилиндра ( с м . р исунок ) . К огданажимают на педаль, п оршень подается впереди давит на тормознуюколодку . При этом кольцо выгибается вперед (стенка канавки это позволяет), и, если промежуток между диском и колодкой увеличен, п оршеньперемещаетсяв кольце, выбирая излишнийзазор . После снятия давления в системе кольцо распрямляется и оттягивает поршень от диска всего на 0,1—0,2 мм , что и требуется. Со временем поверхности цилиндра и поршня загрязняются и окисляются, создавая все большее сопротивление перемещениюпоршня . Из-за этого прихо дится все сильнее нажимать на педаль, чтобы заставить тормоз действовать, пусть иногдаирывками . Такое последствие водитель ощущаетхорошо , а вот другое — то, что колесополностью не растормаживается ( п осколькупоршень не можетотойтиот диска), он чувствует слабо ипродолжает ездить. На сухой дороге , где сцепление сши ной хорошее , з аторможенное колесо пусть струдом , но вращается. К огдажемашина попадает на скользкий участок, о номожет остановиться — тогда машину броситвсторонуиразвернетвокругзаторможенного колеса. Вот наиболее вероятная причина моих давних пируэтов на асфальте! К онечно , не единственная из возможных . М ораль : не ленитесь лишний раз убедиться, что стормозами все впорядке . Оценивать их состояние лучше всего на поднятоймашине . Сняв колесо , в ращай те тормозной диск исмотрите , не при ж имаются ли кнемуколодки . З атемпопроситекого - н ибудь нажимать на педаль тормозаи наблюдайте, как выходят из цилиндраивозвращаютсяпоршни . П еремещатьсяонидолжны плавно иодно в ременно . При необходимости придется разобратьи очистить детали скобы или заменить их. Л егче всего судить отормозах по поведениюмашины на уклоне . С кажем , если вы стоите передсветофором , не трогая педаль тормоза , в то время как удругихмашин горят стоп-сигналы, значит, какое-то колесоу вас притормаживается . М ожноутверждать , что на любомскольз к ом участке дороги , где рано или позднопроедет такая машина, ее будто ни стого , ни ссего кинет либо вправо, либо влево. П рибудетинспектор ГАИ ивпро токоле напишет: «Водитель не справился с управлением». Хотя тот, м ожет быть, проявил исключительное мастерство и пытался допоследнегоудержать машину на дорогеиизбежать аварии. Но ведь виноват все жеон , водительхозяин, и мы теперь знаем , п очему .IBдляГНЕЗДО"ЗАПАСКИ"Обзор ваших конструкцийЧитательское КБ заработало! О б этом нас известили многочисленные письма, авторы которых решили участвовать в новом конкурсе — на лучшее решение конструкторских задач. Напомним, что в первой из них (ЗР, 1993, № 1) требовалось облегчить укладку запасного колеса в автомобиле АЗЛК-2141, чтобы не нужно было для этого лезть под машину и чрезмерно напрягаться. Первые 150 предложений читателей уже рассмотрены жюри во главе с обозревателем редакции инженером Б. СИНЕЛЬНИКОВЫМ. Последующие ждут своей очереди. Лучшие будут отмечены. Все присланные разработки по способу решения можно разделить на четыре основные группы . Первая — конструкциитипа салазок. Здесь дополнительная рама двигается на роликах или ползунах по основной . П римеромможет служить вариант В. Мельникова из Курской области (рис. 1). Снимать и укладывать колесо на выдвинутую из - п одмашиныи располаг ающуюся горизонтально раму , к онечно , у добно , но необходимость дорабатывать штатный держатель и изготавливать новый со связывающими их узламисни ж ает ценность идеи. Вторая группа предложенийпредус матривает передвижение штатной или подобной рамы по направляющим, к оторые придется изготовить и закрепить подднищембагажника . Направляющие — это стальные уголкис пазами на вертикальн ой стенке (рис. 2, п редложение Г. Якунина из Абинскаи др.) или прутки , согнутые в виде. с коб . К сожалению , такая конструкция не дает заметных преимуществ передсуще с твующей , п оскольку отодвинуть раму дал еко назад не удастся, иначе колесо просто не пройдет подбуфером . В третьюгруппу вошли конструкции с качающимися рычагами. Здесь типичны разработка Д . Бакирова из Тольятти (рис. 3) и схема А. Голубева (рис. 4). Кинематика их механизмов позволяет рам елегко выдвигаться вниз-назад изани мать положение , довольно удобное для снятия иукладки колеса. Вероятно, б езособогонапряжения ее можно возвратить на место движением вперед-вверх. Но потребуется изготовить довольно много деталей — раму, рычаги, у пор , к ронштей ны — и применить сварку, что затруд нительно вдомашних условиях. Вот если какое-нибудь предприятие наладит выпуск комплекта деталей, наверное, м ногие захотят установить их на своей машине . В четвертую группумыобъединили те предложения , где штатная конструкцияЗА РУЛЕМ 8/9349 Рис. 3. Держатель с качающимися рычагами. Пунктиром показано положение при укладке и снятии колеса. Разработка Д. Бакирова.Рис. 4. Схема держателя А. Голубева. Рис. 5. Укладка колеса при помощи троса. Автор Р. Кирчинский.ЛРис. 6. Приспособление для снятия и укладки колеса Е. Черпая.дополнена различными механизмами, о б л егчающимиукладку колес в держатель и его последующий подъем. В большинстве из них примененытросы или капро новые шнурысблоками , как, н апример , Р. Кирчинского из Ставрополя (рис. 5). Беда подобных конструкцийвтом , что такие детали, как блокии тросы, находясь, как говорят специалисты, в зонеповышенногозагрязнения , станут быстро корродироватьи выходить из строя. У прощенный вариант этого типа при слал Е. Черпай из подмосковногогорода Бронницы (рис. 6). На колесе он закреп ляет при помощи двух крюковрезино вый захват, на петлях которогофикси рует шнур (ленту). Его пропускают чер езскобу , з акрепляемую на днище баг ажника . Д ляукладки колеса на раму надо тянуть за одинконец шнура, для снятия — за другой . Поднимать раму сземлиможнотемжешнуром , если на одномегоконцезакрепитькрючок для захвата края рамы . В нерабочем полож енииконцы шнура надеваются на крю чок, ф иксирующий раму. Кстати, для облегчения подъема рамынекоторые автолюбители советуют при варить к ней отрезок трубы, в которуюможно было бы вставлять монтажнуюлопатку, чтобы использовать ее в качестве рычага. Полагаем, это полезное до полнение, т ем более, что не придется пачкать руки , доставая раму, о пущенную на землю . К сожалению , авторы не могутпод твердить эффективность своих разработок испытаниями натурных образцов . О жида е м , что со временем это сделают заинтересовавшиеся тем или инымпредло ж ением автолюбители, о чем сообщат нам. А пока — б лагодарим всех стартовавших вконкурсе КБЧ ижелаемим успехов в решении следующих задач!Памяти товарищаТрагический случай на 37-м году оборвал жизнь Светланы Николаевны Ждановой — сотрудницы "За рулем". Ее имя не стояло под журнальными материалами, хотя она работала с каждым из них. Последние три года Светлана вела техническую редактуру "За рулем", создавая вместе с художниками его оформление, его облик. И делала она это высокопрофессионально, с любовью. А еще Светлана Николаевна была добрым товарищем, порядочным человеком, умевшим ценить хорошее в людях. Мы все скорбим о постигшей нас утрате и выражаем глубокое соболезнование ее родным и близким. Редакция "За рулем"50 ЗА РУЛЕМ 8/93