ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦАСравнительно недавно принят Закон об изменении административной ответственности за нарушение ПДД (ЗР, 1993, № 4, 5). Теперь же в качестве подзаконного акта приказом министра МВД России В. Ериным введена специальная инструкция, которая разъясняет, как конкретно, каким образом будет осуществляться реализация Закона. Этот документ, адресованный прежде всего работникам ГАИ, необходим и водителям — он устанавливает порядок рассмотрения дел о нарушении Правил, заполнения различных протоколов, выдачи временных удостоверений и т. д. Редакция публикует выдержки из этой инструкции, непосредственно касающиеся тех, кто за рулем. Вслед за этим первоисточником мы намерены опубликовать отклики специалистов на выход данного подзаконного акта.ИНСТРУКЦИЯпо организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения*. Приложение к приказу МВД России от 23 марта 1993 г. № 130.2. Оформление материалов о нарушении Правил 2.2. Все документы, предусмотренные настоящей Инструкцией, должны заполняться чернилами (черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок и исправлений. При составлении схемы дорожнотранспортного происшествия, в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, в ней указываются точные результаты измерений расположения транспортных средств после происшествия, производится их привязка к стационарным объектам, дорожным и иным сооружениям, элементам дороги (тротуарам, обочинам, кюветам и т. д.). 2.3. Основным процессуальным документом, фиксирующим данные о нарушении, личности нарушителя, является протокол об административном правонарушении". Административный протокол по факту выявленного нарушения составляется только в присутствии нарушителя. Если нарушение Правил совершено несколькими лицами, административный протокол составляется на каждого нарушителя. 2.4. В административном протоколе излагается краткое и точное существо допущенного нарушения Правил, отражающее его противоправный характер, указывается статья Кодекса***, предусматривающая ответственность за данное нарушение. Не допускаются формулировки общего характера («Нарушил ПДД», «Превысил скорость» и т. п.). В случае использования технических средств для выявления и (или) фиксации нарушения Правил в административном протоколе указывается наименование прибора, его номер. При необходимости изложить дополнительные сведения, уточняющие существо нарушения, и другие факты, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции составляет рапорт, который прилагается к административному протоколу. 2.5. При составлении административного протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса, объявляются время и место рассмотрения дела о нарушении Правил. 2.6. Особенности оформления отдельных нарушений Правил, совершаемых водителями транспортных средств: 2.6.1. При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение материального ущерба, к административному протоколу приобщаются сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, объяснения участников происшествия и свидетелей. Водителям, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии, должностным лицом Госавтоинспекции, оформляющим или рассматривающим дело о нарушении Правил, повлекшем данное происшествие, выдаются справки. 2.6.2. При оформлении нарушения Правил, повлекшего причинение телесных повреждений, составляются протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, схема происшествия на бланке с миллиметровой сеткой в масштабе, протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта, справка по дорожно-транспортному происшествию. В отношении лица, совершившего нарушение Правил, повлекшее указанные последствия, если в его действиях не усматриваются признаки преступления, составляется административный протокол. 2.6.2.1. Сведения о характере причиненных телесных повреждений получаются в медицинском учреждении по запросу, куда доставлялся или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший. 2.6.2.2. В необходимых случаях для получения доказательств, устанавливающих наличие или отсутствие состава административного правонарушения, в бюро судебно-медицинских экспертиз запрашивается заключение о степени тяжести телесных повреждений. 2.6.2.3. При поступлении заключения о том, что причиненные пострадавшему телесные повреждения относятся к разряду тяжких (менее тяжких), либо получения сведений из лечебного учреждения о совокупной продолжительности лечения пострадавшего в связи с причиненными ему телесными повреждениями более 21 дня сотрудник Госавтоинспекции, осуществляющий подготовку материалов к рассмотрению, докладывает об этом начальнику Госавтоинспекции и готовит материалы для передачи их по подследственности. 2.6.3. При оформлении материалов по дорожно-транспортному происшествию, когда водитель в нарушение Правил оставил место дорожно-транспортного происшествия, составляется рапорт. При установлении личности нарушителя на него составляется административный протокол по факту оставления в нарушение Правил места дорожно-транспортного происшествия, в котором указываются обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий нарушителя. К административному протоколу прилагаются рапорты сотрудников милиции с изложением действий по выявлению нарушителя, объяснения нарушителя и очевидцев. По факту совершения этим лицом нарушения Правил, повлекшего причинение материального ущерба или легких телесных повреждений, составляется отдельный административный протокол. 2.6.4. В случае, когда в отношении водителя транспортного средства имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, в установленном порядке проводится его освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости» или других предназначенных для этих целей технических средств. Освидетельствование и его результаты оформляются протоколом освидетельствования с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости» или других предназначенных для этих целей технических средств. При этом обязательно присутствие не менее двух свидетелей. Если водитель не согласен проходить освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости» либо других технических средств, а также в случае несогласия с результатами проведенного с применением указанных средств освидетельствования, он направляется на медицинское освидетельствование. При подтверждении факта нахождения водителя в состоянии опьянения составляется административный протокол. 2.6.5. В случае уклонения водителя от прохождения освидетельствования на состояние опьянения в административном | протоколе указываются имеющиеся у нарушителя признаки опьянения и его* Дается в сокращении (ред.). ** Далее — административный протокол. *** Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.14ЗА РУЛЕМ 8/93 ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦАдействия, характеризующие факт уклонения от освидетельствования. П ротокол составляется в присутствии двух свиде телей. 2.6.6. П ри оформлении материала по факту невыполненияводителемза конного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства составляется административныйпротокол , в которомуказываются обстоятельства, п одтверждающиепротивоправный характ ер действий нарушителя ( и гнорирова ние неоднократныхтребованийоб остан овке , подаваемых через громкоговор ящую установку, с помощью сигналов, жестов; попытки скрыться от преследования). К административному протоколу приобщаются рапорты сотрудников милиции, чьи требованияобостановке не выполнил нарушитель, с указаниемпода ваемых ими сигналов, ж естов , а такжепричин , вызвавших необходимость остановки транспортного средства. В случае преследования нарушителя к административному протоколу приобщаются рап ортысотрудников , осуществлявших пре следование. 2.6.7. В случае, если фактам уклонения водителя отпрохожденияосвиде тельствования на состояние опьянения , "невыполнения водителемзаконноготре бования сотрудникамилицииоб остановке транспортного средства предше ствовали другиенарушения Правил, о со в ершении этих нарушений составляется отдельный протокол . 2.6.8. П ри оформлении нарушения, связанного суправлениемтранспортнымсредством , и меющим неисправности, при наличии которыхв соответствии с Правилами запрещается их эксплуатация, в обязательном порядке составляется акт техническогоосмотратранспортного средства, к оторыйприобщаетсякадми нистративному протоколу. 2.6.11. О собенностиоформления материалов осистематическомнарушении Правил водителями транспортных средств: 2.6.11.1. П рисовершении водителем нарушений, предусмотренных статьям и 114, 115 и частью первой статьи 118 Кодекса, одновременно с наложением административного взыскания ему начисляются штрафные баллы. 2.6.11.2. О тметкионарушении Правил и начислении штрафных баллов произво дятся во временномразрешении на пра во управлениятранспортными средствам исотрудником ГАИ или участковыминспектороммилициив пределах своей компетенции, составившим административный протокол или принявшимкводи телю меры административного воздействия. В графе «Дата нарушения (изъятия водительского удостоверения)» указываются день, м есяцигодсовершения нарушения и изъятия водительского удостоверения . Н апример : 01.01.93. В графе «Дата исполнения ( в озвра та водительскогоудостоверения ) » указываются день, м есяцигодиспол нения постановления оналожении адм инистративного взыскания и возврата водительскогоудостоверения . При вынесении предупреждения или взимании штрафа на местесовершениянаруше ния записывается дата, соответствующая 4* записи в графе «Дата нарушения ( и зъ ятия водительскогоудостоверения ) » . В графе «Количество баллов» п ро писью записывается соответствующееко личество баллов, к оторымивсоответ ствии со статьей 118-1 Кодексаоцени вается допущенное нарушение Правил. В графе « № н агрудного знака» з а писывается номернагрудного знака со т рудника Госавтоинспекции или серияиномерслужебногоудостоверения участк овогоинспекторамилиции , составившег о административный протоколо нарушении Правил или принявшего меры административного воздействия. 2.6.11.3. В ременноеразрешение дает водителю право на управление трансп ортными средствами в течение 30 сут ок после изъятия у него водительс когоудостоверения , что подтверждается наличием записи вграфе «Дата нарушения (изъятия водительского удостове рения)» и отсутствием записи вграфе «Дата исполнения (возврата водительского удостоверения ) » . В необходимых случаях срокдей ствия временногоразрешения может быть продлендо двух месяцев долж н остнымлицомподразделения Госавтои нспекциипо месту совершения нарушения Правил или по меступостоян н ого ( в ременного ) учета транспортного средства, а принахождении водителя в командировке, отпуске — в ближайшем подразделении Госавтоинспекции. Отметка о продлении временного разр ешения заверяется печатьюподразде ления Госавтоинспекции. 2.6.11.4. В ременноеразрешение , с рок действия которого истек, является недействительным, п одлежитизъятиюу водителя иприобщаетсякадминистра тивному протоколу. 3. М еры обеспечения производства по делам о нарушении Правил 3.1. В случае совершениянарушения Правил, за котороев соответствии с действующим законодательством может быть наложеноадминистративноевзыска ние в виде штрафа или лишения пра ва управления транспортнымсредством , с отрудником Госавтоинспекции или участковым инспектором милиции у водителя изымается водительскоеудостовере ние, о чем делается запись вадмини стративном протоколе , а также во вре менном разрешении. 3.2. При совершении нарушения, п ред у смотренного частью третьей статьи 114 (управление транспортнымисредствами , и меющими неисправности тормознойси с темы , р улевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство (в со ставе автопоезда), частью четвертой статьи 114 (управление водителямиза регистрированными транспортными средствами без государственных номерных знаков, а равно сподложныминомер н ыми знаками), а такжев случае уп равления транспортнымсредствомбез документов, предусмотренных Правилам и , либо в состоянии опьянения води тель отстраняется от управления трансп ортом , а транспортное средство за д ерживаетсяспомещением его на специальную охраняемую стоянку до устранения причины задержания . З адержаниетранспортного средства оформляется протоколом задержания транспортного средства в двух экземпля рах. П ервыйэкземплярпротоколаза д ержаниятранспортного средства прилагается кадминистративномупротоколу , а копия выдается лицу, управлявшему транспортнымсредством , к оторому такж е разъясняется порядокобжалования действий сотрудниковмилиции . Задержанное транспортное средство может не направляться на специальнуюохраняемую стоянку, если причина за д ержанияможет быть устранена на месте (устранены неисправности, установлены на транспортное средство государствен ные номерные знаки, транспортным средствомможет управлять другойво дитель и т. п.). В этом случае протоколзадержаниятранспортного средства не составляется. 3.3. Д ля установления личности нарушителя, составления протокола , п ри нев озможности выполнения этих действий на месте, нарушитель может быть под вергнут доставлению в ближайшее подразделение милициииадминистратив ному задержанию. В необходимых случаях впорядке , установленном действующим законодательством, м ожет быть произведенлич ный досмотр , д осмотр вещей и трансп ортного средства. 4. Рассмотрение Правил дел о нарушении4.2. Если нарушитель не оспаривает допущенное нарушение, предусмотренное частью второй статьи 114, частями первойи четвертой статьи 115, частям ипервойивторой статьи 122 Кодекса , и налагаемое на него административ ное взыскание в виде предупреждения или штрафа вразмере не более 0,2 ми н имальногоразмера оплаты труда , в зи м аемого на месте совершениянарушения , д олжностное лицо Госавтоинспекции или участковый инспектормилиции , в компе т енциюкоторого входит рассмотрение дела оданномнарушении , п ринимаетрешениепо делу без составления адми нистративного протокола . 4.3. Д елоо нарушении Правил рассматривается по местуегосовершения . В случае нарушения, за котороезаконо дательством предусмотреноадминистра тивное взыскание в виде лишения пра ва управления транспортными средствами, дело может быть рассмотрено такжеи по месту жительства нарушителя или постоянного ( в ременного ) учета транспортного средства наруши теля. 6. Особенности производства по делам о нарушениях Правил иностранными гражданами и лицами без гражданства 6.1. Иностранные граждане * и лица безгражданства на территории Российской Федерации за нарушения Правил под лежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России.* К иностранным гражданам относятся все граждане зарубежных государств, имеющие национальное гражданство, подтвержденное соответствующими документами, включая граждан государств — членов СНГ. ЗА РУЛЕМ 8/93 15