24
25
шиныПОНОШЕННЫЕ,Несколько лет назад вопрос, во что обуть автомобиль, упирался в дефицит шин. Теперь в магазине или киоске, торгующем запчастями, можно найти покрышки на любой вкус: новые, бывшие в употреблении, «наварные»; отечественные или импортные — были бы деньги. Л поскольку новые шины весьма дороги, интерес привлекают подержанныеЗАТО ИМПОРТНЫЕ(бывшие в употреблении) импортные. Стоит ли их покупать! Своими соображениями делится наш постоянный автор А. ФОМИН.Чтобы оценить возможности шин «бэ-у» и выгодность их покупки , сначала уточним , с колькоможетпробе ­ жать новая импортнаяпокрышкадополного износа. Предполагается, что владелец, во-первых, не злоупотребляет ско ­ р остью , во-вторых, не пренебрегает бал ансировкойиконтролем углов установки колес, а такжепроверкой давления. Ответ таков : шины с универсальным и летним рисункомпротекторафирм « М иш лен», «Гудьир», «Пирелли», « К онтинен таль», «Бриджстоун» и других служат 120 идаже 150 тысяч километров . Ш инысзимнимрисункомпротектора менее изно ­ состойки — 80—120 тысяч. Эти цифры не спотолка : они взяты из собственного опыта и рассказов тех автолюбителей, у кого были импортныепокрышки .Правда, на наших ухабистых дорогах шины чаще «кончаются», не успев изно ­ ситься, от поломокметаллокорда , к ото ­ р ый после этого непременно вылезает внутрь и прокалывает камеру . У покры ­ шек с металлическим кордом — облегченный каркас, поэтому его нити рвутся чаще, ч ему «старинных» диагональных и радиальных шин безметаллокорда . Результат — « г рыжи » на боковинах . Найти для легковоймашиныимпортнуюпокрыш ­ к ус текстильным кордом практически невозможно. К огда порвется нить или разрушитсяметаллокорд , предугадать нельзя. О дноможно сказать наверняка: у любителей носиться по выбитымдорогамиприти ­ раться боковинойкбордюру шина выйдет из строя быстрее. Но сказанное выше учесть в расчетах очень трудно , п оэтомубудем считать, что купленные шины дослуж атдополного естественного износа. Теперь оденежнойвыгоде . Надо приз ­ нать, что разговоро ценах вабсолют ­ н омвыражении , то есть в рублях, настраницах журнала вряд ли уместен : за время от написания статьи до ее опубли ­ кования они успевают заметно вырасти. У добнее говорить опроцентномсоот ­ ношении цен на импортныеи наши по ­ к рышки . Кстати, слово « п окрышка » к им ­ п ортным не очень-то подходит , так как подразумевает, что внутри есть камера . На Западе колесо скамеройможно найти, п ожалуй , только вмузее . Выходит, шина ипокрышка «у них» о днои то же . А у нас жебескамерные шины плохо приживаются : о ни перестают удерживать воздух приповреждениях диска. О днакоумельцы нашли способ , п озволяющийез ­ дить на мятых ободах : б ескамернуюши ­ ну превращаютвкамернуюсамым банальным образом , благо камеруможно купить на томжебазаре . Итак, с оотношениеследующее : если принять цену « ж игулевской » п окрышки за 100 % , то цена новой импортнойтогожеразмера составит 250—400 % . Слишк омдорого : ведь пробегдополногоиз ­ носа не в четыре, а только в два — два с половиной раза больше (данные усредненные для шин сметаллокордом — ред.). П одержанные иностранные стоят 50 — 7 0 % от цены новых отечественных при глубине канавок протектора4 — 5 мм (то есть изношенные наполовину) и 20 — 40 % при глубине около3мм (есть еще запас по износу около 1,5 мм ) . Значит, п окупаяимпортное изделие спрофилемпротектора глубиной 4 — 5 мм за полцены нашего нового , м ожно рассчитывать, что допредельного значения — 1,6 ммонопрослужитоколо 40 000 км . Ресурс наших шин : п римерно 30 000 — 40 000 км у диагональных, 50 000 — 70 000 — у радиальных сметаллокор ­ дом. Так что с финансовой точкизре ­ ния покупка удачная. Купить за пятуючасть цены колесо, годное еще на 15 000 км , т ожевыгодно . Вот, к ажется , и ответ на вопрос, з а ­ служивает ли внимания подержанный « и м ­ п орт » . Но не кажется ли вам странным такой факт: наполовину изношеннаяши ­ на не в два, а минимумв четыре, а то ив пять раз дешевле новой. И зношен ­ ные же на 80 % колеса продаются за рубежом на вес. З агадки нет — п ро ­ стейшие испытания показывают , что коле ­ со со стертымпротектором на мокройдороге теряет сцепление применьшейскорости , ч ем новое, хотя на сухом асфальте разницы нет. И нымисловами , вы платите за безопасность . По даннымнемецкогожурнала « М от » , т ормозной путь автомобиля « Ф ольксва ­ ген» на шинах 175/70R13 со скорости 120 км / ч на мокройдорогеприглуби ­ не профиля протектора 1,6 мм (рис. 1) увеличится по сравнениюсзамереннымпри новых шинах более чем на 100 мет ­ р ов . Аквапланирование — потеря сцеп ­ ления шинысдорогой , залитой водой (автомобиль как бы скользит по поверх ­ ности воды и не слушается водителя), наступает уже на скорости , чуть большей 60 км / ч , если глубина канавок протекто ­ ра 1,6 мм . Сравните споведением авт омобиля на новых шинах, глубина канавок укоторых8мм (рис. 2). Безопасность движения , на которой за границей буквально помешаны все, от авт омобилестроителейдо рядовых граждан , и относительно высокие доходыпослед ­ них — вот предпосылкитого , что по ­ к рышки не докатываютдо «облысения», а меняют на новые чуть не каждыйгод . (Не будем вспоминать ещеосезонной смене.) К онечно , в Европе есть люди , к о ­ т орые не могут себе позволить менять колеса так часто, но и они не доводятРЫНОК24 ЗА РУЛЕМ 8/93 3 1,6 150Тормозной путь, м100 150 200 250Рис. 1. Тормозной путь автомобиля на мокрой дороге зависит от глубины профиля протектора.Профиль, мм 83 1,6 1 Скорость, км/чО20406080100Рис. 2. Скорость, на которой начинается аквапланирование, зависит от глубины профиля протектора.шины до полного износа, используя «наварные». У нас ситуация противоположная: экономя деньги, мы слишком часто забываем о безопасности. Во всяком случае, не очень опытным водителям, а также тем, кто из-за своей безалаберности то и дело попадает в аварии, поношенные шины категорически не рекомендуем. Д аи всем остальным советуем еще раз подумать. Из сказанного ясно: «поезженные» шины, что продаются у нас, попросту говоря, утиль. Но ездить-то на них еще можно. Если, взвесив «за» и «против», вы отважились на покупку, тогда попробуем разобраться, что можно выбрать из этого, как бы помягче сказать, старья. Конечно, хочется подобрать на шинной толкучке комплект одинаковых (по марке иразмеру ) колес. Но опыт показывает, что даже если в «развале» их сотня, то пять одинаковых найти едва ли реально. «Как, однако, много всяких марок на свете!» — думаете вы, копаясь в этом изобилии. Найти пару-тройку одинаковых покрышек все же удается, д аже есть из чего выбрать. В первую очередь обратите внимание на целостность шины — порезов быть не должно; во-вторых, посмотрите, нет ли «грыжи» на боковине и проплешин на протекторе от экстренного торможения, дисбаланса и т. п.; в-третьих, поищите повреждения металлического корда. Выявить их можно осмотром: если наружу вылезла хотя бы одна проволочка — дни покрышки сочтены. Обнаружить визуально разрыв корда, если проволока вылезла внутрь шины, сложнее, главным образом из-за недостатка освещения. Поэтому, не торопясь, ощупайте внутреннюю поверхность покрышки, будьте осторожны, если корд действительно вылез: недолго порезаться. Предположим, покрышки вас устраивают; время спросить о цене. Продавцы обращают внимание на марку резины, д ороже всего ценя изделия известных фирм: «Мишлен», «Данлоп», «Пирелли». Так что прикиньте, не сменить ли выбранную пару совсем уж изношенных «Мишлен» на ' более свежие «Фульда» (за ту же цену). Самое важное о размерах и обозначениях. Надпись на боковине «165/70R13 79S STEEL RADIAL TUBELESS» означает, что ширина профиля шины 165 мм ; отношение высоты профиля к ширине — 70 %; покрышка радиальная («R»); диаметр обода для нее 13 дюймов; условный индекс грузоподъемности 79 (максимально допустимая нагрузка 436 кгс); категория скорости S (до 180 км / ч ) ; шина с металлическим кордом («STEEL»); радиальная («RADIAL»); бескамерная («TUBELESS»). Если шина камерная, то последнее слово «TUBE» (или «TUBE TYPE»). Первая группа чисел (включая посадочный диаметр) — самая главная. Кстати, если отсутствует число в знаменателе дроби — значит отношение высоты профиля к ширине 80 или 82 %. К размерам шин можно подходить несколько свободнее, чем регламентирует инструкция: например, для «жигулей» (ВАЗ-2103, -2105, -2106, -2107) вполне подойдут 175/70R13 (вместо 165/70R13), а для переднеприводного «Москвича» — 185/70R14. Следует помнить, что первое число в маркировке не должно быть меньше, чем у штатной покрышки. Сверхнизкопрофильные покрышки (число в знаменателе дроби меньше 70) брать не стоит: риск помять обода колес возрастает, да и спидометр начнет врать (см. ЗР, 1993, № 6). Как ни парадоксально, но на последующие обозначения в маркировке владельцы отечественных легковушек могут не обращать внимание. С большой скоростью по нашим дорогам не поедешь, да и перегружать машину в любом случае не стоит: не только шины могут выйти из строя — достается и подвеске, и кузову. Почти все импортные покрышки — с металлокордом, а камеру можно вложить в любую. Теперь о рисунке протектора, точнее, о тех его свойствах, которые надо знать. Наиболее распространены в Западной Европе шины с летним рисунком или, как его еще называют, дорожным. М ик ­ рорисунка на них нет. Это — наиболее долговечные шины, обладающие очень хорошим сцеплением с сухим и мокрым асфальтом. Они малопригодны для поездок по проселку, а также по снегу и льду: сцепление с дорогой в таких условиях неудовлетворительное, попросту говоря, зимой машину заносит. Вторая разновидность — универсальные шины. Они могут иметь различный рисунок протектора, но, как правило, состоящий из менее крупных элементов, разделенных канавками разной ширины. На самих элементах обычно имеются узкие, «ножевые» прорези, так называемый микрорисунок. Такие шины хорошо ведут себя на мокроми сухом асфальте, приемлемо на зимних дорогах: изнашиваются они немного быстрее, чем летние.Зимние импортные покрышки имеют индекс « M + S » ( M ud + S now ) , то есть для грязи и снега, но на наши зимние похожи мало, они ближе к универсальным. Это естественно: мы считаем, что зимняя покрышка служит для езды по глубокому рыхлому снегу, а за границей «зимнюю резину» применяют на очищенных дорогах, покрытых укатанным снегом, кашей из снега и воды или льдом. Так что найти шину с развитыми грунтозацепами — дело почти безнадеж ­ ное. Не редкость за рубежами СНГ и шины с направленными элементами протектора. Все покрышки на рисунках именно такие. Свойства шины зависят от направления вращения, и при правильной установке колеса на автомобиль меньше сопротивление качению, износ, лучше сцепление с дорогой. При неправильной установке все эти преимущества теряются, а главное, машина хуже держится на дороге. Направление вращения на таких колесах указано стрелками на боковине. Очень редко, но попадаются шины со специальным рисунком протектора, например, спортивные для песчаных или гравийных трасс — как правило, непарные. Да и не нужны они обыкновенному автолюбителю: шумные и износятся быстро. Еще одна интересная деталь: практически на всех импортных шинах рисунок протектора не строго периодичен, его шаг изменяется по окружности. Это не признак низкого качества. Так делают специально, чтобы избежать резонансных шумов. Протектор любой шины должен иметь гладкие (из пресс-формы) канавки. Если дно канавки шероховатое, со следами механической обработки — значит, перед продажей рисунок углубили, чтобы высота протектора соответствовала требованиям Правил дорожного движения. Вероятность появления трещин, отслоения резины или, что гораздо хуже, разрыва такого колеса при движении автомобиля возрастает. И хотя «обработанные» перед продажей покрышки встречаются нечасто, на рынке смотрите в оба. Нелишне, наверное, напомнить азбучные истины (подробнее см. ЗР, 1991, № 4). На одной оси должны быть шины одинакового размера и рисунка (то есть парные шины устанавливают только на передние или только на задние колеса, а не одну — вперед, другую — назад). Самый хороший вариант — четыре одинаковых колеса, но, как сказано выше, крайне редкий для неновых импортных покрышек. Второе правило: чтобы машина хорошо «держала дорогу», более «жесткие», то есть с меньшим уводом, шины устанавливают на переднюю ось заднеприводных автомобилей и заднюю — переднеприводных. Диагональные и радиальные с текстильным кордом заведомо жестче, чем радиальные с металлическим кордом. Иной раз отечественные сме ­ таллокордом также жестче импортных аналогов, что можно определить лишь специальными испытаниями. Поэтому, сочетая наши с зарубежными, воспользуйтесь на всякий случай приведенным правилом. И последняя на сегодня азбучная истина: помните, от состояния шин зависят ваши жизнь и здоровье!РЫНОК7 За рулем № 8 ЗА РУЛЕМ 8/93 25